Мини-погрузчики — надёжные помощники в самых разных сферах от всех видов строительства до коммунальных работ. Считается, что эту компактную технику изобрели в середине ХХ века в Америке, но достижением инженерной мысли практически сразу начали пользоваться по всему миру.
В Россию, например, первые мини-погрузчики привезли ещё в 1977 году: тогда машины закупили для работы в портах. Сейчас, практически полвека спустя, эту технику можно увидеть везде — от заснеженных улиц до площадей бизнес-центров.
Читайте также: Мини-погрузчики. «Малыши» в дорожном хозяйстве
Этимология восходит к способу маневрирования. Колёса бортов у мини-погрузчиков приводятся в движение с помощью разных моторов и потому способны работать в режиме противовращения, давая машине «суперспособность» — крутиться на одном месте.
Именно это свойство делает мини-погрузчики такими востребованными для работы в ограниченных пространствах: их применяют не только на узких городских улицах или в помещениях заводских цехов и складов, но и на палубах суден! С помощью этих машин убирают снег, обслуживают территории торговых и офисных зданий, работают на стройке и не только.
Кстати, иногда мини-погрузчики ещё называют компактными, и это название тоже является отсылкой к их свойствам. Строго говоря, между «мини» и «компактными» погрузчиками можно провести определённую границу: первые поднимают до 1,5 тонны, вторые обладают бо́льшей грузоподъёмностью, однако зачастую эта тонкая грань размывается, и обе категории объединяются в одну.
Самое главное различие, как нетрудно понять, отличается в типе движителя. Пока остальные технические характеристики могут быть схожи между собой, именно оно закладывает и формирует фундаментальную разницу, благодаря которой разные типы мини-погрузчиков востребованы в разных условиях.
Именно условия эксплуатации, по большому счёту, играют ключевую роль в выборе между двумя разновидностями. Так, например, колёсные погрузчики хорошо работают на ровной поверхности — на бетоне, брусчатке или на асфальтовом покрытии; здесь колёса изнашиваются медленнее и меньше, чем гусеницы. Последние требуют регулярной замены при работе по твёрдым поверхностям. Однако на труднопроходимых участках, в грязи и в снегу, на мокрой земле или на «ранимом» газоне именно гусеничные погрузчики способны работать бесперебойно и эффективно, в то время как их колёсные собратья, скорее всего, столкнутся с проблемами.
В каком-то смысле гусеничный вариант выглядит более универсальным: он может работать и по песку, и по асфальту, разве что требует к себе чуть бо́льшего внимания в последнем случае, а вот колёсным погрузчикам на сложном грунте справиться со своей задачей будет труднее.
С другой стороны, колёсная техника всё же отличается лучшей маневренностью — правда опять-таки не на таких поверхностях, как, например, влажное поле или заболоченная земля… Последнее больше подходит для гусениц, их конфигурация служит на пользу стабилизации машины, делая повороты и езду по склонам комфортнее для оператора.
Есть разница и в цене. И в случае с покупкой, и в случае с арендой колёсный погрузчик обходится в более приятную сумму. Это довольно легко объяснить: шины дешевле, чем гусеницы, менять их нужно реже, да и топлива колёсной технике требуется меньше, чем гусеничной. Так что дело в особенностях конфигурации, а вовсе не в том, что колёсные мини-погрузчики якобы хуже.
Вовсе нет. Есть у колёсных и ряд других преимуществ. Например, они способны развивать более высокую скорость и легче разворачиваются на месте, а значит, лучше подходят для работы в стеснённых условиях или ограниченных сроках.
Игнорировать технические характеристики, безусловно, не стоит, однако для каждого пользователя свой взгляд на то, какой аспект считать самым важным. Скорость? Грузоподъёмность? Или, быть может, маневренность?
Именно с тем, что для вас главное, стоит определиться в первую очередь. Потому что, как говорят специалисты, неважно, у какой модели лучшие показатели; важно лишь то, для чего вы собираетесь её использовать — и в каких условиях.
Современный ассортимент компактных погрузчиков крайне широк, причём на рынке можно встретить даже самые, казалось бы, невероятные варианты, в том числе — практически родом из будущего. Так, например, этим летом европейская компания KovacoElectric создала электропогрузчик, управлять которым можно как из кабины, так и дистанционно — в том числе с помощью приложения в телефоне.
Мини-погрузчики есть даже за Полярным кругом! Пару лет назад в условиях Крайнего Севера тестировали отечественных рабочих муравьишек — модель ANT 100 от Ковровского электромеханического завода. Для работы в таких суровых условиях машины специально модернизировали, оборудуя дополнительными отопителями, в том числе и предпусковым.
Другими словами, интересных и необычных моделей на отечественном рынке немало. При этом к числу самых популярных производителей компактных погрузчиков можно отнести американский Bobcat и отечественный МКСМ.
В сфере мини-погрузчиков этот бренд считается настолько легендарным, что многие называют всю технику этого вида коротким словом «бобкэт». Характерная эмблема в виде рысьей морды тоже многим знакома. Почему?
Да потому, что именно с компанией Bobcat связана история мини-погрузчиков как таковых. Появившаяся в 1956–57 годах американская погрузочная мечта быстро стала реальностью — и в 1959 году компания Melroe выпустила первую модель, два колеса у которой были большими, а два — маленькими. Год спустя колёса уровняли в размерах, а ещё через некоторое время, тщательно проанализировав все наработки и устранив их слабые места, конструкторы создали новый погрузчик. Ему потребовалось и новое имя, и этим именем стало Bobcat, то есть «Рысь».
Считается, что рысь выбрали потому, что в словаре этого зверя назвали «сильным, быстрым и проворным», и именно эти слова превратились в первый слоган новорождённых мини-погрузчиков.
В следующем году рысий логотип отметит свой 60-летний юбилей, а в настоящее время компания может похвастаться широким спектром разнообразной техники, в числе которой немалую часть занимают мини-погрузчики. Bobcat выпускает и гусеничные, и колёсные варианты. Грузоподъёмность первых варьируется от 992 до 1611 кг, вторых — от 343 до 1758 кг.
За аббревиатурой МКСМ скрывается своя расшифровка: это — многоцелевая коммунально-строительная машина, коей, без сомнения, и являются мини-погрузчики.
ОАО «Курганмашзавод» производит свои МКСМ уже больше 20 лет. Модельный ряд завода представлен 3 машинами с грузоподъёмностью 800 кг: по сути, это базовая версия мини-погрузчика и 2 её аналога, один — с усовершенствованным двигателем, второй — с увеличенными техническими и скоростными показателями. Ещё одна модель может похвастаться бо́льшими мощностями: МКСМ-1000 способен поднимать грузы весом до 990 кг. Все они перемещаются на колёсах.
Однако технику с МКСМ в названии в России производит ещё один завод — чебоксарская «ЧЕТРА», в линейке которой сразу 3 колёсных модели грузоподъёмностью от 800 до 1200 кг. Максимально мощная версия, кстати, в 2021 году стала победителем конкурса «Лучший погрузчик года» в номинации «Компактный погрузчик».
Отечественный рынок, естественно, не ограничивается продукцией двух брендов. Широко представлены в стране мини-погрузчики уже упоминавшегося Ковровского ЭМЗ — две колёсных модели из линейки под названием ANT, один способен поднимать до 750 кг веса, другой — около 1000 кг (а опционально — и больше). Компактные погрузчики с похожим, «насекомым» названием — Termit — и похожей грузоподъёмностью производит Курганский завод дорожных машин, и эта модель тоже передвигается на колёсах.
Челябинский «ДСТ-Урал» не так давно начал производить более грузоподъёмные мини-погрузчики. Их гусеничный «ПГ20» способен поднять 2 тонны груза, правда, и весит он почти в 2 раза больше менее могучих «коллег».
Кроме собственно изготовления погрузчиков, на территории России занимаются и их локализацией. Так, свои заводы в Набережных Челнах в 2021 году открыла корпорация CNH Industrial, выпускающая эту технику под брендами CASE и New Holland. Татарстанский завод производит мини-погрузчики самых популярных моделей обеих марок — как в базовой, так и в расширенной комплектации.
Производственный процесс здесь ничем не отличается от оригинального, зато отечественным пользователям открываются возможности сервисного обслуживания и широкого выбора комплектующих.
Читать также: Мини-погрузчики Case и New Holland: сделано в России
Впрочем, обилие имеющихся на рынке предложений намекает на то, что даже выбрав «иностранца», пользователь, скорее всего, не останется без необходимых запчастей и деталей. К примеру, китайский холдинг Lonking, занимающийся производством дорожно-строительной техники с 1993 года, активно представляет свои модели на российском рынке, — а пользователи на интернет-форумах заявляют, что не испытывали проблем с обслуживанием и сервисом, поскольку сейчас достаточно СТО, специализирующихся именно на «китайцах».
Продают в России и компактные погрузчики других азиатских производителей. Корейский Hyundai пока ещё стремится занять свою нишу, а японский Takeuchi уже хорошо знаком отечественному покупателю. Представлены на рынке и американцы — машины от Caterpillar, с 1925 года создающего разнообразную технику, от не менее известного бренда Mustang и от корпорации JohnDeere, выпускающую лесозаготовительную, строительную и сельскохозяйственную технику.
Имеющийся выбор огромен.
Ответ прост и, по большому счёту, универсален: выбирать нужно то, что максимально соответствует вашим потребностям и задачам, которые нужно будет решить.
Это касается и решения в противостоянии между колёсными и гусеничными разновидностями мини-погрузчиков, и более тонких моментов — например, выбора конкретного производителя или даже конкретной модели.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: