«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Статистика последних месяцев неутешительна: рынок коммерческого транспорта в России демонстрирует постоянное снижение, а ПАО «КАМАЗ» сокращает выпуск грузовиков поколения К5 в пользу производства более дешёвых моделей.
На этом фоне особенно интересно, что будет с долгожданной новинкой бренда — лёгкими грузовиками «КАМАЗ Компас», громко анонсированными ещё в прошлом году и впервые проданными этой зимой.
Новую модель ПАО «КАМАЗ» впервые показало прошлым летом, хотя разговоры о возможном выпуске новой лёгкой и среднетоннажной техники к тому моменту велись уже пару лет.
По задумке создателей, семейству предстояло стать серьёзным игроком сразу в нескольких категориях: в линейку вошли 4 модели массой 3,5, 5, 9,5 и 11,99 т. Другими словами, самый лёгкий из грузовиков «КАМАЗ Компас» мог бы конкурировать со знаменитой «ГАЗелью» от «Группы ГАЗ», а его более крупные товарищи — с «Валдаем NEXT» и «ГАЗоном NEXT» того же производителя, а также с КамАЗ-4308, производство которого началось ещё в 70-х годах прошлого века.
Читайте также: «Грузовики из СССР. Знакомство с легендами».
Мудрить с названиями моделей производители не стали и решили отталкиваться от полной массы. Интересный факт, этот показатель у модели «КАМАЗ Компас 12» будто подогнан под требования системы «Платон», согласно которым автомобилям приходится платить за проезд, если их масса превышает заветную отметку в 12 тонн.
Именно «КАМАЗ Компас 12» вместе с его 9-тонным собратом обещали сделать «первыми ласточками» новой линейки и показать на выставке Comtrans 2021. В итоге до сентябрьского мероприятия доехал только «КАМАЗ Компас 9».
В настоящий момент с относительной уверенностью можно говорить лишь о технических характеристиках двух поступивших в продажу моделей: 9-тонной и 12-тонной.
При этом будущее линейки таит в себе некий элемент интриги, поскольку ситуация на отечественном рынке машиностроения сейчас меняется со скоростью света.
Как бы то ни было, максимальная скорость обеих вариаций камазовского «Компаса» достигает 109 км/ч, а оси автомобилей оснащены датчиками износа тормозных колодок и гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Как производители и обещали в конце прошлого лета, 9-тонную версию лёгкого грузовика «КАМАЗ Компас» оснастили шестиступенчатой механической КПП и турбодизельным двигателем от Cummins ISF (3,8 литров, мощность 152 либо 166 л. с). Грузоподъёмность машины в первом случае составляет 5,6 т, во втором — 5,9 т.
Шестиступенчатую механику и двигатели от Cummins установили и на «КАМАЗ Компас 12», последнее также в двух вариантах: 3,8 литра (мощность 166 л. с.) и 4,5 литра (мощность 209 л. с.). Грузоподъёмность модели, соответственно, варьируется от 7 до 7,2 т.
Двигатели ISF, которые планировалось использовать на всех автомобилях линейки, создавались специально для лёгких коммерческих автомобилей. Но на фоне последних событий и попадания ПАО «КАМАЗ» в санкционные списки сотрудничество с американским производителем весьма осложнилось, и теперь Камский автозавод вынужден искать новые варианты.
К слову, для других моделей грузовой техники предприятие уже использовало двигатели от китайского бренда Weichai, и именно Поднебесную сейчас можно назвать тем направлением, в котором обращены многие взгляды.
Отечественный производитель никогда не скрывал, что вдохновение для своей новой модели черпал в китайских источниках. В основу камазовского «Компаса» лёг грузовик серии N от бренда JAC, правда, изрядно перелицованный.
Больше всего сходств между грузовиками из РФ и КНР обнаружилось в салоне и кабине модели.
Кабина «КАМАЗ Компас» получила новый бампер и уменьшенные блоки оптики плюс фирменную радиаторную решётку в стиле поколения К5, но при этом осталась идентичной своему прототипу по форме и размеру, а также по контурам остекления.
Внутри кабины — во всяком случае, в 9-тонной и 12-тонной моделях — разработчики разместили не только кондиционер, но и одно спальное место. Машину также оснастили круиз-контролем, электрическими стеклоподъёмниками, рулевой колонкой и аудиосистемой, управление которой можно осуществлять прямо на рулевом колесе.
Что интересно, всю жизнь собирать кабины для «Компаса» на основе деталей из Китая на «КАМАЗе» изначально не собирались: полноценное производство оригинальных кабин на прессово-рамном заводе компании — от штамповки стальных листов до собственно сборки — планировали наладить ещё до геополитических событий 2022 года.
Причиной изначального использования китайской «базы» стало желание минимизировать инвестиционные риски и сократить сроки запуска грузовиков в производство. Но в ближайшие 5 лет с момента запуска серии российское предприятие должно было освоить собственное производство всех необходимых узлов и деталей.
Нынешняя весна, видимо, лишь подстегнула рвение руководства и рабочих «КАМАЗа». В конце мая пресс-служба компании поделилась информацией о том, что на конвейере сборки впервые по новой технологии собрали кабину для «КАМАЗ Компас 12».
Образцы тут же передали в испытательный центр, а перед собой поставили новую цель: довести количество собираемых на площадке кабин до 90 шт. в месяц.
Первые экземпляры «КАМАЗ Компас 9» и «КАМАЗ Компас 12» продали в феврале 2022 года — от летнего анонса до момента отправки машин первым покупателям прошло порядка 7 месяцев.
По уверениям конструкторов и дилеров, использовать эти машины можно как на городских, так и на междугородних маршрутах, а пройти до первого значимого ремонта модели способны около 800 тыс. км (если обслуживать их, как полагается, через каждые 20 тыс. км).
Чуть позже, в апреле 2022 года, на выставке, посвящённой Дню единения народов России и Беларуси, «КАМАЗ» показал новую модификацию 12-тонного «Компаса», на этот раз оснащённую КМУ. Откидные борта платформы были выполнены из металла, а кран-манипулятор с L-образной стрелой мог удерживать больше 5 тонн на минимальном вылете (2 м) и 750 кг на максимальном (11 м).
Таким образом производители, очевидно, хотели подтвердить собственный тезис о том, что устанавливать на шасси «КАМАЗ Компас» можно любые настройки: от изотермических фургонов до бортовых автомобилей с крано-манипуляторными установками и мусоровозов.
В 2022 году компания планировала начать производство более лёгких моделей линейки: «КАМАЗ Компас 3,5» и «КАМАЗ Компас 5». Их кабины будут лишены спального места, в качестве двигателя используют, скорее всего, 2,2-литровый КАМАЗ мощностью в 120 л. с., а в качестве коробки передач — пятиступенчатую механику от китайских друзей из JAC.
Впрочем, не исключено, что даты запуска новых «Компасов» ещё сдвинутся. В настоящий момент ПАО «КАМАЗ» сконцентрировалось на том, чтобы как можно скорее локализовать все используемые в работе детали и комплектующие, сократив даже выпуск принципиально важных для себя тяжёлых грузовиков поколения К5.
Читайте также: «Знакомьтесь, «КАМАЗ-54115» из «Дальнобойщиков»!».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: