Россия и Турция согласовали 4 тысячи документов по транзитным автоперевозкам
Фото: pixabay.com/ru/users/alexas_fotos-686414/

Грузовики, коммерческие автомобили и спецтехника в лизинг: мнение экспертов

Ежегодная международная конференция «Автолизинг и спецтехника: основные тренды и прогнозы на 2022 год» прошла, что называется, в духе времени — в формате прямого эфира, с подключением многочисленных экспертов, чатом для слушателей и возможностью интерактивного голосования. Больше 700 коллег, партнёров и заинтересованных пользователей из разных стран объединились для того, чтобы обсудить ключевые вопросы отрасли.

Сегодня мы готовы познакомить вас с основными положениями конференции и выводами из них. Итак, прежде всего уходящий год ознаменовался беспрецедентным ростом цен, в том числе — на спецтехнику и коммерческие автомобили. Повышение стоимости новых и бывших в использовании машин подтолкнул отечественного пользователя к поиску альтернатив — и лизинг стал одной из них.

Впрочем, новой и непривычной эту альтернативу можно назвать разве что в сфере легковых автомобилей. Для коммерческого транспорта, пассажирских автобусов, прицепов и полуприцепов, а также спецтехники разного назначения лизинг — даже не давний знакомец, а вполне себе старый друг.

Лизинг коммерческого транспорта: что говорят цифры?

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», за 9 месяцев 2021 объёмы автолизинга составили больше 340 млрд рублей для грузовой техники и 38 млрд рублей для пассажирских автобусов. Это на 66% и 23% соответственно больше показателей за аналогичный период прошлого года.

Своё видение годового рынка лизинга имеет и агентство Russian Automotive Market Research, занимающееся аналитикой больше 24 лет. По словам директора агентства Татьяны Арабаджи, за период с января по сентябрь 2021 года в лизинг реализовали больше 50 тыс. грузовых автомобилей, около 30 тыс. лёгких коммерческих автомобилей, меньше 20 тыс. прицепов и полуприцепов и ещё меньше автобусов (меньше 5 тыс. единиц).

Относительно самих себя все перечисленные категории демонстрируют рост — в том числе и в соотнесении с ростом рынка. Исключение составляют разве что грузовые автомобили: несмотря на то, что количество грузовиков в договорах финансового лизинга по сравнению с тремя кварталами прошлого года увеличилось на 12,7%, в сравнении с ростом рынка лизинг демонстрирует отрицательную динамику: лишь 6,4% против 37,2%. А вот автобусы, наоборот, показали неожиданный рост выше рынка: 20,9% против 9,7%.

Интересной выглядит статистика Russian Automotive Market Research, дифференцирующая автомобили внутри категорий по деятельности лизингополучателя. За 2021 год сократилась доля LCV-автомобилей, предназначенных для строительства, производства и торговли (на 2,5%, 2,4% и 2,1% соответственно), зато приобретать для последующей сдачи в аренду их стали на 1,4% чаще. То же самое произошло и с грузовиками: аренда в качестве цели лизинга выросла на 0,8%, в то время как строительство сократилось на 1,1%, а производство на 1%. Прицепы утратили долю в грузоперевозках, понизив показатель на 3,5%, но увеличили — в аренде (на 2,9%), строительстве (1,1%) и торговле (0,5%). Но самое интересное досталось автобусам! Вопреки всем ожиданиям сфера пассажирских перевозок утратила свои позиции на довольно серьёзные 9,1%, а главным источником спроса оказались компании, которым потребовалась техника для собственных нужд — например, для доставки служащих на место работы.

Лизинг для спецтехники: что говорят лизинговые компании?

Всего в России на настоящий момент насчитывается около 500 компаний, оказывающих услуги лизинга для спецтехники и автомобилей, при этом практически 80% из них состоят в Объединённой лизинговой ассоциации.

Президент Ассоциации и финансовый директор компании «СберЛизинг» Алексей Киркоров считает, что об итогах года говорить ещё рано, но приводит собственную статистику, согласно которой по состоянию на три квартала 2021 года количество предметов лизинга равняется 1,5 млн. Количество действующих договоров при этом — в 2 раза меньше (743 тыс.), а пул активных клиентов составляет 224 тыс.

Все показатели на протяжении последних лет демонстрируют постоянный рост — за исключением пандемийного спада весной 2020 года: сегодняшний объём этого рынка эксперты оценивают в более чем 5,6 трлн лизинговых сделок, и это в 2 раза больше, чем 5 лет назад.

Больше половины прибыли приносят сделки из категории крупных, то есть те, что подразумевают собой, к примеру, передачу в эксплуатацию воздушных судов и кораблей; на долю автотранспорта и спецтехники приходится 45% от общего объёма выручаемых средств. Но если говорить о количестве, именно автомобили и спецтехнику берут в лизинг в 79% случаев. И потому они сейчас представляют собой основной приоритет для лизинговых компаний и таковым останутся в будущем.

Кстати, о будущем. Ближайшей из проблем, которые возникнут перед лизинговыми компаниями, по словам эксперта, станет грядущее изменение в правилах учёта арендных операций. Оно вступит в силу с 1 января 2022 года и коснётся как бухгалтерской документации, так и налоговой. Для западного рынка эта схема уже стала традиционной, однако в России к новинке придётся привыкать какое-то время, и Лизинговая ассоциация собирается готовить для своих пользователей инструкции и регламенты, которые помогут облегчить переход.

грузовик на дороге
Фото: pixabay.com/ru/users/chapay-565264

Лизинг для бизнеса и для страны: что говорит государство?

Государственным видением лизинговых процессов и их роли в текущем состоянии экономики России делится Вадим Севрюков, представитель департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ.

Самой главной проблемой, характерной для большинства отраслей, эксперт называет высокую изношенность используемой техники и быстрые темпы, с которыми она устаревает. Оба фактора существенно ограничивают как текущую производительность труда, так и спектр возможностей для будущего развития. И здесь именно лизинг становится тем инструментом, с помощью которого государство может поддерживать развитие бизнеса и стимулировать рост отечественной промышленности.

При этом потенциал лизинга ещё полностью не раскрыт. В качестве иллюстрации своих слов эксперт приводит данные 2019 года: тогда доля лизинга в общем объёме инвестиций в России составляла лишь около 7%, в три раза меньше, чем в США, и почти в пять раз меньше, чем в Великобритании.

Главным драйвером сферы, по мнению Севрюкова, была, остаётся и будет цена: чем выгодней будет автолизинг для потребителя, тем больше потребителей станут пользоваться этой опцией, схема максимально простая.

Взять в лизинг: что говорят потребители?

Подтверждением предыдущего тезиса выступает проведённый в ходе конференции опрос, данные которого — показательней некуда.

Впрочем, тот факт, что большинство респондентов посчитало стоимость услуги определяющим фактором при выборе конкретного лизингового предложения, не означает отсутствия значимости у остальных параметров или, тем более, отсутствия связанных с ними проблем.

Просто беспрецедентный рост цен провоцирует обращать внимание именно на финансовые моменты, хотя, по словам экспертов, в последнее время нередко бывают сложности с поиском конкретной техники даже в условиях неограниченного бюджета. Виной тому — дефицит, испытываемый отраслью ещё с 2020 года.

Читайте также: Основные тренды и прогнозы рынка спецтехники на 2022 год: мнения экспертов

Взгляд на лизинг со стороны продавцов и производителей коммерческого транспорта

В обзоре рынка коммерческих автомобилей с 2016 г. по настоящее время региональный менеджер Volkswagen Commercial Дмитрий Степин отметил общий тренд на увеличение количества проданных автомобилей, соседствующий со снижением доли лизинга в продажах компании.

Финансовый директор лизинговой компании «КАМАЗ» Ильшат Авзалов сообщает, что за 2021 год ожидается продажа 76 тыс. грузовых автомобилей свыше 14 тонн. Из них 37 тыс. единиц будут принадлежать марке «КАМАЗ», причём 23 тыс. (то есть 61%) будут проданы в лизинг. Прогноз компании на следующий год говорит о реализации уже 41 тыс. единиц в общем и 25 тыс. в лизинг, а рост доли проникновения лизинга при реализации этого сценария составит уже 62%.

О существенной доле лизинга в реализации транспорта и сопутствующей продукции сообщает и заместитель коммерческого директора ГК «Русбизнесавто» Денис Черепов. По его словам, на лизинг приходится больше половины продаж, причём за прошедшие месяцы в этом процессе были задействованы как минимум 124 лизинговых компании — именно столько ЛК заключило с «Русбизнесавто» хотя бы по 1 сделке. Есть и пул постоянных партнёров, на топ-10 из которого приходится 78% общего процента продаж.

Компания практикует собственные лизинговые программы, среди которых коммерческая субсидия на первоначальный взнос по лизингу на все виды техники SDLG и аналогичная субсидия по одной из моделей самосвала «МАЗ». Первая показывает хорошие результаты, поднимая интерес пользователей к технике, а вторая… вторую специалисты были вынуждены закончить досрочно, так как продали весь планируемый объём!

Спецтехника в лизинг: что говорят производители спецтехники?

Все производители в 2021 году в один голос говорят о хорошей динамике продаж — за счёт отложенного спроса, обилия программ государственной поддержки и естественных потребностей своих потребителей.

Отмечая существенный рост объёмов производства и сбыта за прошедшие месяцы, исполнительный директор ООО «Четра» Владимир Антонов утверждает, что тенденция сохранится до конца года. В числе основных потребителей компании — средние и малые представители строительства (как дорожного, так и инфраструктурного), промышленные предприятия и крупные игроки нефтедобывающей отрасли.

Лизинг для такой аудитории — привычная и понятная операция, и с каждым годом он становится всё востребованнее. Если за минувший 2020 год доля лизинга в общем портфеле продаж составила 37% через производителя и дилерскую сеть совокупно, то уже 9 месяцев 2021 года перебили этот результат, показав 41% продаж через лизинговые компании. И это далеко не предел: по словам Антонова, у компании впереди реализация нескольких крупных контрактов, так что весь четвёртый квартал процентная доля лизинга будет расти, чтобы к концу года достигнуть половины продаж!

Любопытная деталь: у дилеров, работающих с ООО «Четра», в лизинг продаётся практически каждая вторая машина, в то время как у самих производителей — только 15%. Впрочем, год от года доля лизинга увеличивается и у тех, и у других.

Успех лизинга, считает Антонов, во многом зависит от государственной поддержки и наличия льготных лизинговых программ. Логика здесь проста: чем выгодней предложение, тем привлекательней оно для клиента, особенно крупного! Заход российских банков на поле лизинга производитель также воспринимает как плюс, ведь вместе с количеством игроков сама сфера будет расти и развиваться стремительней и интенсивней.

О росте лизинговых продаж говорит и директор по экономике комбайнового завода «Ростсельмаш» Виктор Коваленко. Он отмечает, что уже в ноябре компания достигла объёмов прошлого года, и объясняет растущую популярность коммерческого лизинга тем, что в нём сочетаются и индивидуальный подход, и высокое качество оценки рисков, и близость к клиенту.

Дорога
Фото: unsplash.com/@umityildirim

Защита лизинга: что говорят новаторы?

Цифровизация, как главный тренд современности, добралась и до лизинговой отрасли.

На рынке начинают регулярно появляться продукты, призванные упростить или обезопасить процесс получения или предоставления лизинга, ведь в соблюдении нуждаются и интересы клиентов, и интересы компаний.

Директор по развитию ГК «Форвард» Дмитрий Дацыков рассказывает, что за многолетнее присутствие в сфере разработки, поставки и сервисной поддержки автомобильных охранных систем и аксессуаров успел увидеть впечатляющую эволюцию. Начавшись с простых поисковых «маячков», телематические системы, устанавливаемые на движимое имущество, развились до того, чтобы в режиме реального времени демонстрировать, как эксплуатируется и где находится техника.

Выгода подобного оборудования для лизингодателей очевидна: чем сильнее развита возможность отслеживать «свой» транспорт, тем безопаснее становится процесс. Особенно если речь идёт об операционном лизинге, где после использования техника не остаётся у потребителя, а возвращается в руки компании: внимательный контроль за состоянием своего имущества позволяет сохранить его в лучшем виде — и после завершения срока одного лизинга направить в другой, а не отправить в утиль.

В современном мире существуют технологии, ориентированные прицельно на контроль за безопасностью лизингового имущества. Защита собственности — актуальный вопрос в этой сфере. Директор по развитию компании «Марковин» Дмитрий Куркин отмечает, что чаще всего лизинговое имущество лишено особых идентификационных признаков, особенно в части транспорта и спецтехники, и потому компании вынуждены проводить специальные процедуры для постоянного мониторинга состояния своего имущества и его комплектующих, а порой — даже их наличия.

Часть компаний занимается этим лично, в то время как часть, полагаясь, по всей видимости, на традиционное русское «авось», оформляет необходимые документы задним числом — когда состояние того или иного оборудования уже может стать критическим.

Больше того, недобросовестные клиенты могут целенаправленно снимать дорогие или новые агрегаты. По словам эксперта, такие случаи учащаются, что, в свою очередь, приводит к росту количества лизингового имущества, изымаемого у пользователей раньше времени. Растёт в этом случае и количество оборудования, которое больше не будет передано в дальнейшую эксплуатацию.

В качестве выхода «Марковин» предлагает собственное решение: нанесение особой маркировки на все жизненно важные детали лизингового имущества. Информацию о маркировке можно, во-первых, занести в федеральную базу, а во-вторых, при необходимости использовать даже в суде.

Очевидно, что система слежения за состоянием имущества в любой своей форме может стать верной помощницей для того, чтобы оградить лизинговые компании от недобросовестных клиентов и связанных с ними финансовых потерь. Но вот что интересно! Зачастую идея о необходимости подобной системы приводит к конфликту внутри самой лизинговой компании.

Конфликт, как объясняет Дмитрий Дацыков из ГК «Форвард», заключается в том, что установка умных систем удорожает стоимость лизингового имущества. Против этого выступают отделы продаж, в то время как службы безопасности ратуют за снижение рисков любыми возможными способами.

Эксперт предлагает оставить в стороне попытки определить, чьи интересы важнее, и вместо этого заняться поиском решения, которое угодит обеим сторонам. Не нужно забывать и о клиенте: если предусмотреть возможность предоставления пользователю информации с тех же телеметрических систем, это может существенно повысить привлекательность конкретных лизинговых компаний и лизинга в целом.

Кстати, о потребителях… Цифровые решения появляются и для них. Так, например, основатель компании ViewApp Дмитрий Фокин готов продемонстрировать платформу для дистанционных осмотров предметов лизинга. По его словам, мобильное приложение, созданное для того, чтобы автоматизировать и контролировать все осмотры, необходимые для лизинговых операций, способно существенно упростить жизнь клиента: оно исключает необходимость общения с сотрудниками, сокращает сроки принятия решений и проведения операций, а также исключает возможность махинаций с фотографиями имущества.

Таким образом, запрос на прозрачность лизинговых сделок и дальнейшего взаимодействия сформировался с обеих сторон — и именно поэтому в настоящий момент так активно появляются механизмы, способствующие реализации этого запроса. Скорее всего, с каждым годом их будет становиться всё больше.

Что говорят прогнозы на будущее?

Прозрачность лизинговых сделок — лишь одно желание потенциального клиента. Руководитель корпоративных продаж и автомобилей с пробегом Jaguar Land Rover Россия Дмитрий Астрахан относит к числу других ожиданий — качество и надёжность как самих сделок, так и предоставляемого имущества, и считает прямой задачей производителей и лизинговых компаний обеспечить всё перечисленное.

Есть задачи и у государства. Если оно намерено поддерживать лизинг как один из главных драйверов автомобильного рынка или важный способ развития бизнеса, оно должно уделять ещё больше внимания государственным программам поддержки.

Координатор направления «Строительно-дорожное машиностроение» ассоциации «Росспецмаш» Илья Березуцкий рассказывает, что финансирование программы льготного лизинга спецтехники, по которой покупают прицепную и строительно-дорожную технику, постепенно сокращается. Если в 2020 году на программу выделили 4 млрд рублей, то в 2021 году объём финансирования сократился до 2,57, а на 2022 год бюджетом предусмотрена ещё меньшая сумма — лишь 2 млрд.

По прогнозам эксперта, в прошлом году выделенные средства закончились в первом квартале, а при нынешней активности рынка предусмотренных программой денег и вовсе хватит только до февраля. Но что делать дальше?

И производители, и члены Объединённой лизинговой ассоциации ведут активные переговоры с представителями власти. По их словам, в настоящий момент Минпромторг России изыскивает дополнительные средства для финансирования льготной программы — и есть вероятность, что после корректировки бюджета планируемый объём финансирования изменится в лучшую сторону. Березуцкий считает, что 4 млрд рублей стали бы минимальной подходящей суммой для реализации программы в течение года, но идеальным было бы увеличение до 10 млрд.

С необходимостью увеличить объёмы льготного лизинга согласны и другие производители. Среди других предложений на будущее — введение трансграничного лизинга, прежде всего со странами бывшего СССР, которым хорошо знакома российская техника. Расширение границ позволит отечественным производителям в самом приземлённом смысле увеличить личную географию продаж, а в самом пафосном — поднять престиж российского автопрома, но случится ли оно — пока неизвестно.

Уже сейчас многие эксперты говорят о спросе, превышающем предложение, и, соответственно, нехватке машин, поэтому главной задачей для производителей и продавцов станет исправление сложившейся ситуации.

Для лизинговых же компаний важнейшей на 2022 год президент Объединённой лизинговой ассоциации Алексей Киркоров считает задачу при любых изменяющихся условиях суметь сохранить ценность лизинговой деятельности для клиента и обезопасить потребителей от проблем, которые могут возникнуть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

LCV | Коммерческий транспорт | лизинг | прогноз
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: