«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
За годы присутствия на российском рынке мировых брендов мы привыкли к лучшему и довольно широко стали использовать автоматические системы управления техникой практически во всех производственных сферах. О том, насколько изменилось предложение интеллектуальных продуктов для тяжёлых машин за последние два года и сколь ощутим в данном плане стал уход именитых поставщиков, в материале нашего эксперта.
Пожалуй, начать стоит с того, что все системы автоматизации, используемые на тяжёлой технике, а это может быть лесозаготовительная, горнодобывающая, дорожно-строительная, сельскохозяйственная, автомобильная техника, условно разделяют на две группы: те, что позволяют контролировать работу машин, и те, что помогают выполнять эту работу эффективно.
В первую группу входят лидары и системы видеонаблюдения, держащие под контролем происходящее как в кабине, так и по периметру всей машины. Сюда же относят и телеметрические системы, которые, благодаря использованию разного вида датчиков и привязке к GPS, предоставляют информацию о местонахождении единицы техники, расходе топлива, оборотах двигателя, его перегреве или же работе на холостых и так далее.
То есть решения этой группы позволяют фиксировать данные и управлять процессом для минимизации материальных затрат.
Вторая группа электронных или интеллектуальных помощников, назовём их так, способствует оптимизации производственного процесса, минимизации влияния человеческого фактора на него. Использование таких систем помогает противостоять проблеме недостатка высококвалифицированных кадров — это первый момент.
Второй — оно в конечном счёте направлено на снижение себестоимости предоставляемых услуг или выпускаемой продукции, повышение уровня их качества. Сюда можно отнести, например, системы интеллектуального управления стрелой на экскаваторах или же 3D-нивелирования на грейдерах.
Отмечу, что значимость систем автоматизации для того или иного производственного процесса отличается в зависимости от вида и объёма работ, их целей. Возьмём тот же грейдер. Без системы 3D-нивелирования — не вывел оператор подушку под трассу под должный уровень, и отклонение составляет 4–5 см. Вроде бы мелочь, а при отсыпке гравийной смесью материала уйдёт больше, чем рассчитывалось изначально, то же и с последующим слоем асфальта. На многокилометровом участке убыток от работы без системы 3D-нивелирования будет не только очевиден, он станет внушительным.
Далее, если рассмотреть экскаватор, работающий в непрерывном производственном цикле 24/7 где-то в забое, где постоянно необходимо смотреть и фиксировать данные для сквозного учёта, сколько породы было загружено в самосвал и какое количество вывезено, то тут без систем цифрового контроля и автоматизации обойтись будет сложно.
Но, опять же, в разрезе общестроительных работ и применительно к 20-тонному экскаватору с кубовым ковшом или же экскаватору-погрузчику вряд ли кто начнёт измерять объёмы извлечённого ими грунта и количество проделанных манипуляций.
Подытожу: системы автоматизации рабочих процессов и сбора информации — решения полезные, но не везде и не всегда необходимые. Да, с уходом западных брендов с российского рынка мы в плане уровня технической оснащённости несколько откатились назад, но сильно ли это сказалось на производительности в сегменте тех же общестроительных работ? Не уверен, что сильно.
Тем не менее наши поставщики спецтехники — компании из Китая — очень активно двигаются и учитывают запросы российского клиента. Уже сейчас на китайские машины начинают ставить системы телеметрии, всё чаще используют искусственный интеллект, применяют автоматизацию того или иного вида работ.
Есть предложения как от самих компаний-производителей, так и от отечественных разработчиков, не только позволяющие контролировать пробег, расход топлива, работу двигателя, но и учитывающие, например, круг допущенных к работе лиц (ID водителя), их физическое состояние, системы автоматической передачи данных и их фиксации в производственной отчётности, системы нивелирования и др.
Предлагаемое сегодня позволяет добиваться достойных результатов в плане точности и соблюдения производственных технологий. А учитывая, насколько быстро учится китайский производитель, отмечу: то ли ещё будет!
Текст: Михаил Маклаков, директор дивизиона «Индастриал» компании «ТЕХНОДОМ»,
официального дилера LiuGong и FAW Trucks в ЦФО, ЮФО, ПФО и СКФО
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: