Важнейшей задачей развития машиностроения является локализация комплектующих. Такое заявление сегодня, 4 апреля, распространила пресс-служба ассоциации «Росспецмаш».
А 10 днями ранее Минпромторг РФ опубликовал похожий лозунг по результатам совещания Дениса Мантурова с производителями самоходной техники. Там тоже главной мыслью идёт необходимость ускоренного импортозамещения и локализации компонентов.
Правильные вроде бы слова. Особенно в сложившейся ситуации. Однако если немного углубиться в историю, то соответствующее распоряжение правительства России появилось ещё 30 сентября 2014 года.
В ассоциации «Росспецмаш» в 2019 году даже появился целый комитет по вопросам развития компонентов, направлениями работы коего и были (цитата): «взаимодействие отечественных заводов по выпуску компонентов с предприятиями специализированного машиностроения, увеличение уровня локализации специализированной техники за счёт использования российских комплектующих». Правда, красной нитью в сообщениях о заседаниях этого комитета проходило выбивание субсидий из бюджета для производителей комплектующих и сбор предложений по развитию отрасли с последующей передачей в Минпромторг.
К каким «успехам» импортозамещения и локализации компонентов пришли члены «Росспецмаша», наглядно увидел заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов.
Да, собственно, и самому министру Мантурову получающие многомиллионные субсидии производители ранее рассказывали про свои достижения, скромно умалчивая о фактическом провале импортозамещения. Впрочем, уже тогда представители отрасли машиностроения открыто говорили, что дальше разговоров дело не идёт, никакого реального плана нет — одни лозунги.
За 8 лет в России не обратили внимания и не приняли меры по восстановлению производства даже самого элементарного — подшипников. Что уж говорить о высокотехнологичных продуктах. Хотя на всех совещаниях из года в год грозно звучали призывы наращивать собственное производство компонентов. Фактически же, как говорится в исследовании «Института комплексных стратегических исследований», всё, что более-менее требует сборки, привозят из других стран, и уже тут этот конструктор превращают в подобие «Сделано в России».
Сейчас, когда отвёркой из европейских деталей узел не собрать, российские производители техники начали искать пути выхода. К сожалению, основные мысли не о становлении реального производства комплектующих, а о поиске потенциальных иностранных партнёров в странах, которые ещё не отвернулись от России совсем. Ну и о перестройке логистических цепочек.
То есть с чего начали в 2014 году, к тому же и возвращаемся. Ведь признать, что за 8 лет на полученные бюджетные миллиарды не научились производить ни банальные подшипники, ни автоматические коробки передач, ни сложную микроэлектронику, не хочется никому.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: