Импортозамещение в машиностроении провалено? - iGrader.ru
импортозамещение

Импортозамещение в машиностроении провалено?

Рынок машиностроения зависим от иностранных комплектующих. Причём подвластность производителям импортных компонентов с каждым годом увеличивается. Особенно это заметно в сегменте двигателестроения, где объём применения зарубежных деталей и разработок растёт.

Мы уже не раз обращали внимание на попытку властьимущих сделать хорошую мину при плохой игре. О том, что Россия практически полностью находится во власти импортной продукции, говорили и сами производители техники. А тут ещё и свежие данные опубликовал «Институт комплексных стратегических исследований» (ИКСИ).

В отчёте указано, что формально локализация техники выполнена, но за счёт самых простых компонентов. Пластик, стекло, металл. А вот более технологичные детали российские заводы закупают у европейских и китайских поставщиков. Во время прошлогодней пандемии многие отечественные машиностроители рисковали остановить производства. Спасло обилие запасов на складах. Но о проблеме открыто стали заявлять. В частности, президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин на «Иннопроме» обратил внимание чиновников на необходимость возрождения собственной компонентой базы.

В обзоре макроэкономической ситуации ИКСИ также отмечено, что некоторые российские производители идут на хитрость: «при организации выпуска компонентов внутри страны основные комплектующие и материалы для их производства по-прежнему завозят из-за рубежа». Что ж, понять их можно. Задачи по импортозамещению никто не отменял, как и требование об увеличении производства высокотехнологичной продукции. А так ещё и на субсидии по НИОКР можно претендовать.

Под капотом «Садко Next» расположен турбодизель ЯМЗ-534 мощностью 149 л. с.
ЯМЗ-534

Далеко за примерами ходить не надо. Рядный ЯМЗ-650 — фактически снятый во Франции с производства после объединения Renault с Volvo Trucks мотор Dci11. Известные двигатели ЯМЗ 530-й серии разрабатывали совместно с австрийской AVL List GmbH, а блоки цилиндров, коленвалы, турбокомпрессоры и часть других составляющих закупали в Германии. На Ульяновском моторном заводе двигатели Evotech создавали с инженерами южнокорейской Tenergy. Литые детали для моторов заказывали у иностранных производителей, гидрокомпенсаторы поставляла американская Eaton, форсунки Delphi — тоже американская BorgWarner Inc. Со временем, конечно, уровень локализации вырос, но не на 100%.

ИМЗ «Автокран» не скрывает, что в попытках импортозамещения пытался использовать для стрел отечественную сталь. Но пришлось вернуться к Strenx 700, та оказалась надёжнее.

«ЧЕТРА» до объявления программы импортозамещения гордилась применением импортных компонентов. В бульдозерах и мини-погрузчиках использовали детали Cummins, Sauer-Danfoss, Bosch Rexroth, Kubota и других поставщиков. От многих зарубежных компонентов не стали отказываться, но и своё производство тоже развивают. Планетарные трансмиссии, тормозные системы и ходовые части производят в Чебоксарах.

Галичский автокрановый завод тоже применяет гидравлику Bosch-Rexroth, преобразователи давления Danfoss, концевые выключатели Pizzato Elettrica. По крайней мере, в КМУ. Да и в автокранах, говорят дилеры, «многие узлы содержат импортные компоненты, не требующие ремонта и замены в течение длительного срока службы».

полуприцеп тонар
Производители полуприцепов не могут обойтись без импортных комплектующих

Завод «Тонар», хоть и освоил собственное производство осей и других компонентов, но использует бельгийские подвески от VDL Weweler-Colaert, пневморессоры Phoenix от германской ContiTech AG, дисковые тормоза и пневматику Wabco. В полуприцепах применяют итальянские гидроцилиндры Penta, шкворни SAF-Holland, китайские опоры от Fuwa Heavy Industry Co., крылья от итальянской Domar и т. д. Конечно же, большинство комплектующих всё же отечественные, но это ещё раз показывает, что либо в России не производят аналоги, либо их качество крайне низкое.

Причины и варианты выхода

В качестве одной из причин нежелания автопроизводителей инвестировать в локализацию аналитики называют падение рынка. Мол, мощности предприятий загружены менее чем на 50%. Но основной источник нехватки российских разработок — закрытие предприятий по выпуску компонентов. В своём отчёте исследователи пишут, что «в 2017-2020 гг. ежегодно ликвидировалось примерно по 200 предприятий, относящихся к сфере производства автокомпонентов, а количество вновь созданных предприятий устойчиво снижалось». Например, в 2020 году компаний с заявленным производством деталей появилось всего 48.

Можно, конечно, сколько угодно винить в сложившейся ситуации постперестроечный период, приватизацию 1990-х, реформу образования, потерю почёта инженерных профессий и т. д. Но практика показывает, что кто захочет — тот сделает.

Возьмём тот же «КАМАЗ». Хоть у компании и увеличилась доля закупок импортных комплектующих до 35,5% за 3 квартала 2020 года, но упрекнуть её в отсутствии действий по развитию локализации было бы неверно. Да, предприятия, созданные совместно с ZF, Cummims, Daimler AG, Knorr-Bremse, Weichai Power, Tirsan Kardan Sanayi ve Ticaret A.Ş, Federal Mogul Corporation, Palfinger, в первую очередь принесли технологии. И уровень локализации продуктов пока ещё довольно велик.

Выставочный стенд ZF
ZF TraXon скоро будут собирать в России, а потом уже локализовывать

Тем не менее на той же «ЦФ-Кама» уже несколько лет налажено собственное производство алюминиевых картеров, шестерней и валов, чугунных отливок. В стальном прокате тоже используют российскую сталь. По состоянию на 2019 год уровень локализации доходил до 47%. И для увеличения этого показателя компания продолжает искать поставщиков российских станков, инструмента, СОЖ, стальной дроби, закалочного масла, сетчатой тары, тележек для транспортировки деталей. А в скором времени СП начнёт выпуск роботизированных коробок передач ZF TraXon и электроусилителей руля. На эти цели фонд развития промышленности Минпромторга выделит заём на 499 млн рублей. Дополнительные 600 млн рублей совместное предприятие инвестирует самостоятельно.

На СП «Федерал Могул Набережные Челны» уровень локализации совсем немного не дотягивает до 100%, на «Кнорр-Бремзе Кама» в 2018 году показатель достиг 98%, на «Камминз Кама» — 65%.

«Группа ГАЗ» также не только говорит о проблеме зависимости от импорта, но и пытается решать её. На подконтрольном компании Нижегородском литейном заводе с этого года начнут отливать детали для моторов ЯМЗ и Evotech. На оборудование производства компания выделит 2,4 млрд рублей. Ещё 500 млн рублей даст в кредит фонд развития промышленности Минпромторга.

Между тем, аналитики ИКСИ рекомендуют правительству принять более масштабный план поддержки для развития реального уровня локализации компонентов. Например, расширить объём субсидий и льготных кредитов для производителей ключевых компонентов, а также ввести налоговое стимулирование. В противном случае поставленные в «Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года» цели в виде наращивания технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счёт углубления локализации производимых автомобилей до 70–85% и роста экспорта автомобильной техники и компонентов рискуют остаться недостижимыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Ретроспектива достижений Каждый сезон специалисты Галичского автокранового завода представляют рынку новые и модернизированные модели автокранов...
14 мая 2021
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253 завод регион 45
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253
Речь пойдёт об автогудронаторе на шасси КамАЗ АСМ-43253. Такую машину делают на заводе дорожной техники “Регион 45”. Одна из их моделей попала к нам...
16 марта 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пошумим разметкой?
Строительство и обслуживание дорог
Опасны ли шумовые полосы? Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед...
08 декабря 2020
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: