Phoenix Lubricants — импортер оригинальных смазочных материалов Shell в России.
В портфеле компании также представлены масла и технические жидкости брендов Mobil, Castrol, Total и OEM масел, таких как Volvo, Scania, Mercedes и другие.
Главный принцип Phoenix Lubricants – поставки только 100% оригинальной продукции.
В ассортименте компании присутствуют смазочные материалы для всех типов техники: коммерческие и легковые автомобили, дорожно-строительная и горнодобывающая техника, сельскохозяйственная техника, промышленное оборудование и установки.
Реклама. ООО «Феникс Лубрикантс», ИНН 7704479424
Erid: F7NfYUJCUneRJUArWjDW
Российский рынок сельхозтехники завершил 2024 год с падением на 20% — впервые с 2017 года объём продаж в денежном выражении сократился до уровня ниже 400 млрд рублей. В первом квартале 2025 года ситуация ухудшилась: спрос на технику продолжил снижаться, внутренние поставки российских машин упали почти на треть.
Несмотря на обострившийся дефицит тракторов и комбайнов, аграрии всё чаще отказываются от обновления парка из-за высокой стоимости техники, роста утильсбора и снижения доступности льготного финансирования. На фоне общего спада усиливается роль китайских и белорусских брендов, а также б/у техники.
По данным ассоциации «Росспецмаш», объём производства сельхозтехники в России в 2024 году сократился на 12,5%, составив 237,1 млрд рублей. Это на 33,9 млрд меньше по сравнению с 2023 годом. Выпуск зерноуборочных комбайнов упал на 17,4% (437 единиц), тракторов — на 25,9% (709 штук). Снижение объясняется не только стагнацией спроса, но и удорожанием комплектующих, логистики и трудозатрат, что особенно ощутили региональные предприятия.
По оценке Forbes и экспертов отрасли, общий объём продаж сельхозтехники в России в 2024 году составил около 400 млрд рублей, что на 20% меньше, чем годом ранее. Падение затронуло как российскую, так и импортную технику, при этом темпы снижения оказались сопоставимыми. Особенно ощутимо просели поставки крупных машин — зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, тяжёлых тракторов.
Несмотря на спад внутреннего спроса, экспортная активность производителей сохранилась. В 2024 году экспорт сельхозтехники из России вырос на 5,3%, достигнув 18 млрд рублей. Основными направлениями поставок остаются страны СНГ, особенно Казахстан и Беларусь, а также ближневосточные рынки. На фоне колебаний рубля и укрепления локальных связей экспорт становится важным компенсирующим фактором для крупных заводов, прежде всего «Ростсельмаша» и Петербургского тракторного завода.
Начало 2025 года показало, что рынок продолжает падать. Согласно данным ассоциации «Росспецмаш», объём продаж российской сельхозтехники на внутреннем рынке в I квартале составил 38,3 млрд рублей — это на 32,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Сопоставимое снижение отмечается и по импортной технике. Участники рынка фиксируют снижение спроса даже в сегментах ранее стабильного спроса — в первую очередь, у крупных хозяйств.
На фоне продолжающегося удорожания техники, ужесточения условий кредитования и роста издержек аграрии всё чаще откладывают обновление парка. Многие регионы, особенно в Поволжье, ЮФО и Сибири, столкнулись с нехваткой средств даже на сезонные закупки навесного оборудования.
Падение спроса в I квартале 2025 года распределилось неравномерно между основными категориями сельхозмашин. Наиболее резкое снижение наблюдается в сегменте зерноуборочных комбайнов и тракторов. В то же время зафиксирован рост в нишах, связанных с текущими агротехнологическими циклами — внесением удобрений и заготовкой кормов.
Динамика продаж по видам техники в I квартале 2025 года («Коммерсантъ»)
Вид техники | Объём отгрузок, шт. | Изменение год к году, % |
Комбайны зерноуборочные | 437 | -58,3 |
Комбайны кормоуборочные самоходные | 46 | -32,4 |
Тракторы сельскохозяйственные | 709 | -39 |
Плуги | 307 | -13 |
Культиваторы | 509 | -17,4 |
Бороны | 921 | -20,3 |
Сокращение спроса повлияло и на отгрузки заводов. По оценке «Росспецмаша», в первом квартале 2025 года объёмы поставок российской техники на внутренний рынок упали примерно на треть. При этом, как отмечают в отрасли, склады у некоторых производителей начали наполняться быстрее, чем обычно, что приводит к снижению производственной загрузки и сдерживает выпуск новой техники.
Импортные поставки также упали на 30–35%. Это касается как крупных машин западных брендов, так и китайской техники, спрос на которую в последние годы активно рос.
В 2025 году рынок сельхозтехники в России может сократиться ещё на 15–20% в денежном выражении. Основные факторы — снижение доходов аграриев, высокая стоимость техники, рост утильсбора и ограниченные объёмы субсидирования. Даже при сохранении текущих цен спрос не восстанавливается, а по некоторым сегментам наблюдается переход к ремонту и поддержке старых машин вместо покупки новых.
Как отмечает президент «Росспецмаша» Константин Бабкин, текущая ситуация — не кризис перепроизводства, а острый дефицит спроса на фоне реального роста потребности в технике. Господин Бабкин назвал ситуацию временной ямой и периодом выживания, который надо пройти. «Сельхозмашиностроение входит в рецессию, которая может стать затяжной», — заявляют в отрасли.
По оценке председателя правления ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «Асход» Александра Алтынова, прогноз на год — падение рынка на 10–15% как в штуках, так и в деньгах, «потому как оснований для роста цен рынок не даёт».
Минсельхоз ожидает дальнейшее снижение темпов обновления сельскохозяйственной техники в 2025 году. Так, коэффициент обновления зерноуборочных комбайнов в 2024 году составил 4,1%, а в 2025 году ожидается снижение до 3,7%. Для кормоуборочных комбайнов показатель снизится с 4,1 до 3,2%, а для тракторов — с 3,5 до 3,4%.
Планы по закупке техники также остаются скромными: на 2025 год запланировано приобретение 3 149 зерноуборочных и 440 кормоуборочных комбайнов, что меньше по сравнению с предыдущими годами.
Сокращение субсидий по основным программам обновления техники, в том числе по Постановлению №1432 и льготному лизингу, уже отразилось на объёмах закупок. В 2024 году общий объём господдержки был урезан почти на треть. На 2025 год пока не предусмотрено существенного увеличения финансирования. Если ситуация не изменится, рынок продолжит сжиматься.
Однако есть и позитивные сигналы: Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому Росагролизинг получит более 4 млрд рублей на закупку отечественной сельхозтехники для льготного лизинга.
Также негативно влияет рост утилизационного сбора, особенно на тракторы и самоходные машины. С 1 января 2024 года коэффициенты утильсбора были повышены в 2–3 раза, что в условиях слабого спроса делает новую технику ещё менее доступной.
Константин Бабкин в интервью «Коммерсанту» отмечал, что в России в целом дорогое производство. И если нет мер защиты и субсидирования со стороны государства, то и производство развиваться не будет.
Производители техники адаптируются к новому спросу: оптимизируют модельный ряд, усиливают работу с региональными дилерами, предлагают рассрочки и трейд-ин. Однако этого недостаточно для компенсации общего падения рынка. Уровень загрузки заводов снизился, по некоторым предприятиям — до 50–60 %.
Акцент смещается в сторону экспортных поставок и сервисного сопровождения уже проданной техники. Заводы также сокращают издержки, инвестируя только в критически необходимые разработки и обновления.
Несмотря на падение продаж, в России сохраняется системный дефицит сельскохозяйственной техники. В стране ощущается нехватка порядка 62 000 тракторов и 34 000 зерноуборочных комбайнов для эффективного ведения аграрных работ. Доля машин с выработанным ресурсом остаётся высокой, особенно в сегменте тракторов мощностью свыше 150 л. с.
Актуальный рынок не обеспечивает даже простого восполнения выбывающей техники. Новые машины недоступны для большинства фермерских хозяйств по финансовым причинам, в том числе из-за роста утильсбора и ослабления господдержки. Отложенный спрос накапливается, угрожая дальнейшими просадками производительности в АПК.
На фоне дефицита и высокой стоимости новой техники всё больше аграриев обращаются к альтернативам. Значительный рост демонстрирует рынок б/у сельхозтехники — как импортной, так и отечественной. Востребованность подержанных машин, особенно тракторов и комбайнов возрастом до 10 лет, выросла на 25–30% по сравнению с 2023 годом.
Укрепляется и сегмент аренды сельхозтехники. Крупные агрохолдинги, такие как «Степь», внедряют модели совместного использования машин через централизованные машинно-технические станции. Это позволяет оптимизировать нагрузку на технопарк, сократить инвестиции в обновление и снизить риски в период нестабильного спроса.
По итогам 2024 года доля отечественной техники в денежном выражении превысила 60%, тогда как до 2021 года она не достигала и 40%. В натуральном выражении доля российских машин ещё выше — в первую очередь, за счёт массовых моделей тракторов и комбайнов.
«Ростсельмаш» остаётся безусловным лидером российского рынка сельхозтехники. Компания производит широкий спектр машин, включая зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, тракторы, опрыскиватели и прицепную технику. По данным холдинга, на 2018 год его доля на российском рынке уборочной агротехники составляла 70%.
Репортаж с площадок предприятия, расположенных в Таганроге и Ростове-на-Дону, читайте в материале «Ещё два завода «Ростсельмаш»: в ногу со временем».
Петербургский тракторный завод (ПТЗ), производящий тракторы марки «Кировец», занимает значительную долю в сегменте тяжёлых тракторов. По оценкам, его доля в лизинговых сделках составляет около 13%.
Свои ниши на рынке занимают «Агромаш», «Брянсксельмаш», Брянский тракторный завод, «Ярославец», «Уралец», предлагая различные модели сельхозтехники, включая тракторы и прицепное оборудование.
В сегменте сельскохозяйственного оборудования преобладают отечественные — 60% и белорусские производители — 30%. Лидеры: завод «Сельмашдеталь» — 7,3%, ПК «Агромастер» — 14%, Klever («Ростсельмаш») и «Бобруйскагромаш» — по 9%.
Растущую нишу на фоне ухода западных брендов продолжают занимать белорусские и китайские производители. По оценкам экспертов, техника из Беларуси (в первую очередь МТЗ, «Гомсельмаш») занимает до 20% российского рынка тракторов и комбайнов.
Китайские бренды, такие как Lovol, YTO, Zoomlion и Foton, укрепляют свои позиции, особенно в сегменте тракторов лёгкого и среднего тягового класса. По данным «Альфа-Лизинг», доля Lovol в лизинговых сделках составляет около 7,6%.
Западные бренды, такие как CLAAS, New Holland, John Deere и Case IH, продолжают присутствовать на российском рынке через параллельный импорт. По оценкам, CLAAS занимает 61,5% всего импорта сельхозтехники (9,5% лизинговых сделок рынка комбайнов), на втором месте — New Holland.
Сегодняшнюю ситуацию вряд ли можно назвать оптимистичной. Рынок сельхозтехники в России в 2024 году сократился на 30–35% в денежном выражении, и в первом квартале 2025 года падение продолжилось. Доля отечественной техники достигла 60% и выше, но общий объём продаж снижается. Сохраняется структурный дефицит техники: около 62 000 тракторов и 34 000 комбайнов требуется для обновления агропарка.
Спрос смещается в сторону б/у техники, аренды и продукции из Беларуси и Китая. Господдержка остаётся критически важным фактором для сохранения объёмов продаж и производства. Эксперты не оптимистичны в прогнозах и ожидают оживления после снижения ключевой ставки.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: