ODIN Group – это единые стандарты обслуживания и ценовая политика на всей территории России.
Компания предлагает комплексный продукт: приобрести грузовую технику SANY, пройти ТО и гарантийный ремонт, заключить сервисный или лизинговый контракт вы можете в любом сервисном центре сети по единым стандартам и ценам.
Реклама. ООО «КГ Событие», ИНН 7717582845
Erid: F7NfYUJCUneLtWtZJbhQ
Современную технику в большинстве случаев ещё на заводе оснащают специальными ограничителями скорости. Вместе с экспертами разберёмся, почему водители пытаются их убрать, могут ли ограничители подвести, как правильно эксплуатировать технику с УОС и т. д.
Те, кто часто ездит по загородным трассам, наверняка видели, как огромные фуры идут на обгон. Некоторые отчаянные дальнобойщики выжимают из тягача максимум, чтобы обойти своих же собратьев. И зачастую пренебрегают даже наличием машин на встречной полосе, надеясь на русское «авось проскочу».
Ваш покорный слуга не раз видел подобные моменты, были случаи, когда приходилось даже экстренно затормаживать и уходить на обочину от лобового столкновения. Причём водители прекрасно осведомлены, что электроника не даст разогнать грузовик быстрее определённой скорости, но всё равно рискуют. Не столько своей, сколько чужими жизнями. А это противоречит одной из причин, по которым в машины и ставят лимиттеры.
«Грузовики оснащают принудительным ограничением скорости для избежания нарушений правил дорожного движения, а также для перестраховки от непредсказуемого поведения автомобиля», — отмечает генеральный директор логистического агрегатора «Грузовичкоф XXL» Ирек Нуртдинов.
Помимо этого, эксперты рынка указывают и на коммерческую составляющую наличия лиммттеров. После 85 км/час ухудшаются аэродинамические характеристики грузовика и существенно возрастает расход топлива, напоминает директор по послепродажному обслуживанию «АвтоСпецЦентр Котляковка» Николай Муратов. Он подчёркивает, что производители тестируют узлы и агрегаты на запас прочности и мощности для условий той страны, куда поставляется техника.
«Большинство европейских и российских производителей оснащают грузовики принудительным ограничителем скорости: 85, 88, 90 км/ч. У американских производителей грузовиков нет ограничения.
Предел скорости — это в первую очередь борьба за ресурс двигателя и автомобиля, то есть это конкурентное преимущество производителя грузовика: чем меньше эксплуатационные расходы, тем лучше для конечного потребителя», — поясняет руководитель аналитического центра ООО «Монтранс» Дмитрий Журавлёв.
Кроме того, напоминает Дмитрий, согласно ПДД РФ, для грузовиков массой более 3,5 тонн ограничение скорости составляет не 90, а 70 км/ч. Ограничение скорости в 90 км/ч распространяется на движение только по автомагистралям.
«Требования о наличии на транспортном средстве устройства ограничения скорости (УОС) или функции ограничения скорости (ФОС) содержится в Правилах ООН 89-00. Данная функция попадает под сертификацию, и без её наличия автопроизводитель не имеет право выпускать транспортное средство», — указывает главный конструктор электрики и электроники НТЦ ПАО «КАМАЗ» Денис Бородин.
Дальнобойщики не питают любви к ограничителям ещё и из-за невозможности разогнать фуру перед затяжным подъёмом. Правда, по большей части, это справедливо только для водителей техники с маломощными моторами.
Современные грузовики имеют достаточный запас мощности для того, чтобы преодолевать все штатные уклоны, правда, оговаривается Николай Муратов, если только не нарушены правила перевозки в плане перегруза. В автомобилях нового поколения присутствует круиз-контроль, что позволяет поддерживать заданную скорость на подъёмах, добавляет Ирек Нуртдинов.
«В системе управления на грузовиках с автоматической коробкой передач есть кик-даун (англ. kick-down — удар вниз) — специальный режим, при котором осуществляется резкий набор максимально возможной скорости автомобиля за наиболее короткий срок.
Подобный режим работы можно активизировать при резком нажатии на педаль подачи топлива до её максимального значения (в народе говорят «до упора»). Трансмиссия автомобиля переключает на как можно низшую передачу, заставляя поднять обороты двигателя как можно выше, и благодаря этому автомобиль быстро разгоняется. Режим активен до тех пор, пока педаль подачи топлива нажата «до упора».
На ранних версиях АКПП режим кик-даун включала кнопка под педалью подачи топлива, которая замыкалась при достижении максимального хода педали. У современных автомобилей на АКПП подобной кнопки, активирующей режим кик-даун, под педалью подачи топлива нет.
За этот функционал отвечает встроенная электроника. Чтобы активировать кик-даун, нужно резко зажать педаль подачи топлива», — советует Денис Бородин.
Естественно, всегда находятся желающие избавиться от ограничителя. Обычно это не компании с автопарком, а частные владельцы, желающие превратить свою тяжёлую махину в гоночный болид. Да и серьёзные перевозчики после очередных жалоб водителей, что на подъёмах, коих в России куда больше, нежели в Европе, приходится выжимать на низшей передаче из грузовика все соки, тоже начинают сомневаться в эффективности лимиттеров, особенно увидев расход топлива.
А раз есть спрос, есть предложение. Интернет пестрит объявлениями об отключениях ограничителей. Хотя в ряде случаев за эту процедуру выдают перепрошивку ЭБУ, снимая программное ограничение мощности двигателя. Ограничение скорости при этом остаётся.
«Подобное вмешательство грозит поломкой автомобиля или его ускоренным износом, что может привести в дальнейшем к непредсказуемому поведению автомобиля и возможным авариям», — предостерегает Ирек Нуртдинов.
В теории обойти ограничение вроде бы несложно. Ведь, по сути, это компьютерная программа, получающая данные о скорости и подающая сигнал на электромагнитный клапан в топливной системе о снижении потока при достижении определённого порога в км/ч.
У грузовиков с электронной педалью газа схема чуть посложнее, там компьютер подаёт данные двигателю о необходимости перейти на холостые обороты.
Тем не менее просто так без специального сканера и соответствующего программного обеспечения в электронные «мозги» машины не попасть. Да и если даже купить оборудование, то можно такого натыкать, что потом придётся всё равно везти грузовик к специально обученным людям.
«Нештатное вмешательство в программное обеспечение электронного блока, в котором находится функция ограничения скорости, может затронуть изменение других параметров и вызвать нестабильность работы системы, отказ или неоптимальные режимы других функций системы, повышенный расход топлива, провалы мощности в рабочих режимах двигателя», — конкретизирует представитель ПАО «КАМАЗ».
Однако есть и те, кто, наоборот, стремится расширить ограничения. Не в плане поездок на черепашьей скорости, а в целях обеспечения безопасности. Например, для перевозки опасных грузов необходимо переоборудовать транспортное средство.
Помимо работ с электрооборудованием и проводкой, обеспечения противопожарных мер, в систему грузовика требуется внедрить устройство ограничения скорости. Таковы требования.
Есть и категория перевозчиков, кто подстраховывается от хитрых водителей, которые отключили один, а второй могут не заметить или не смогут самостоятельно отключить, говорит Ирек Нуртдинов.
«Это больше маркетинговый вопрос, так как всё зависит от внутреннего распорядка компании: у некоторых предприятий достаточно весомые штрафы за нарушения ПДД, но, если водитель хочет ехать, нарушая скоростные ограничения, ни один лимитер не поможет, так как есть организации, которые могут отключить ограничитель», — улыбается Николай Муратов.
«Некоторые игроки рынка предлагают интеллектуальные УОС. Например, УОС «Монтранс» позволяет ограничивать скорость не бездумно, а в зависимости от условий: водитель не пристегнулся, закурил, поднёс к уху мобильный телефон — УОС автоматически ограничит скорость.
Интеллектуальная система также знает заранее (в ней есть все карты дорог РФ с ограничениями скорости на них), с какой максимальной скоростью можно ехать мимо школы или по трассе. Так называемые геозоны — это интеллектуальное ограничение скорости от «МОНТРАНС».
Это, прежде всего, исключение влияния человеческого фактора, ещё один шаг к автопилоту, к снижению ПДД и сохранению человеческих жизней и техники», — рассказывает Дмитрий Журавлёв.
К слову, производители грузовых автомобилей вмешательство в виде дополнительных ограничителей осуждают.
«Если на транспортном средстве уже присутствует ФОС (функция ограничения скорости), устанавливать УОС не имеет смысла. Это может даже нанести вред, если установка УОС не была согласована с производителем транспортного средства, произведена неквалифицированно. Есть риск замыкания проводки, заклинивания механизмов, отвечающих за движение транспортного средства, что может привести к аварии», — предупреждает Денис Бородин.
При этом штатные ФОС, по его словам, интегрированы в программное обеспечение электронного блока управления двигателя либо блока автомобильных функций. ФОС имеет дополнительный внутренний мониторинг, который направлен на предотвращение последствий неправильной работы основной функции.
Подготовил Артём Щетников
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: