Присадки: панацея или смерть ДВС? Отвечают эксперты

Рынок пестрит предложениями о чудо-добавках, якобы продляющих срок эксплуатации двигателей. Какую присадку выбрать? Некоторые утверждают, что их продукция вообще способна заменить традиционные масла. Вместе с экспертами за нашим виртуальным «круглым столом» выясняем, так это или нет и что добавляют в масла крупнейшие игроки рынка?

— Разные источники уверяют, что всевозможные присадки забивают микротрещины в металле ДВС, вследствие чего уменьшается трение. Отсюда улучшение компрессии, экономия топлива и т. д. Звучит разумно. Тем не менее, заливавшие присадки люди говорят, что в итоге они получают абразив в масляном фильтре и в самом ДВС, чёрное масло и капитальный ремонт силовой установки. Почему так происходит?

Андрей Белов, директор по развитию дилерской сети ООО «Кирэй» (Kirei Chemical Russia & CIS)

Андрей Белов, директор по развитию дилерской сети ООО «Кирэй» (Kirei Chemical Russia & CIS)
Андрей Белов, директор по развитию дилерской сети ООО «Кирэй» (Kirei Chemical Russia & CIS)

«Ни один из производителей присадок не даёт гарантии, что частицы, которые должны только забивать микротрещины, не прилипнут друг к другу, создав тем самым дополнительный абразив на ровной поверхности.

Это достаточно просто объяснить разницей потенциалов, которая возникает между частицами присадки. Ещё один пример отрицательного воздействия присадок — последствия работы двигателя в низкотемпературном режиме.

Допустим, вы залили в ДВС некий продукт, машина отстояла морозные новогодние праздники, температура воздуха была минус 20 градусов. Когда вы в следующий раз заведёте мотор, никто не знает, где и в каком состоянии частицы присадки начнут оказывать влияние, пока масло не наберёт рабочую температуру. Подчеркну, что максимальный износ двигателя происходит именно в момент его запуска. Выводы делайте сами».

Андрей Куликов, главный конструктор по двигателям ПАО «КАМАЗ»

«Потребители, заливающие присадку в двигатель, скорее всего, пытаются химией восстановить «умирающий» двигатель. Иначе зачем экспериментировать? Отсюда и абразив в фильтре (интересно, как определяли?). А моторное масло в процессе работы должно чернеть, так как моющие и диспергирующие присадки выполняют свою работу.

Масло смывает продукты сгорания, диспергируют и держат их в своей массе. Чем лучше диспергирующая способность масла, тем большее количество загрязнений оно способно удерживать, тем самым увеличивая срок межсервисного обслуживания. Если масло не чернеет в процессе работы, его надо срочно менять».

Евгений Ильин, руководитель научно-технического отдела ООО «ВМПАВТО»

«Присадки по характеру своего действия сильно различаются и делятся на классы: загущающие присадки, реметаллизанты, геомодификаторы, модификаторы трения.

Частицы мягких металлов, входящих в составы Resurs, действительно могут заполнять микродефекты в парах трения. Что приводит к восстановлению работоспособности и снижению угара масла, расхода топлива, шумности. В тоже время они не являются абразивными, это скорее относится к геомодификаторам».

Артём Чальцев, начальник отдела разработки индустриальных и специальных продуктов ООО «ЛЛК Интернешнл» (100% дочернее предприятие ПАО «ЛУКОЙЛ»)

«Однозначно ответить на этот вопрос сложно, так как в каждом конкретном случае причины появления подобных проблем могут быть разными. Присутствующие на рынке разнообразные добавки отличаются как составом, так и принципом действия. В основном они представляют собой концентрат из одной или двух функциональных присадок в минеральном масле.

Такие присадки могут по-разному взаимодействовать с теми, которые содержатся в моторном масле. В каких-то случаях они могут работать раздельно, проявляя синергизм, но иногда и антагонизм, что приводит к вышеуказанным проблемам. Универсального решения здесь не существует. Производство масла — это сложный и высокотехнологичный процесс.

На разработку и производство моторного масла «ЛУКОЙЛ» уходит не один месяц, и сопровождается это многочисленными лабораторными, стендовыми и ресурсными испытаниями, в результате которых удаётся добиться полной совместимости входящих в его состав компонентов. Помимо этого, разрабатывая рецептуру масла, мы должны гарантировать качество продукта в течение всего срока его эксплуатации, а также обеспечить соблюдение существующих отраслевых стандартов и требований автопроизводителей».

Елена Лобова, менеджер по проектам послепродажной поддержки ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere)

Елена Лобова, менеджер по проектам послепродажной поддержки ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere)
Елена Лобова, менеджер по проектам послепродажной поддержки ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere)

«Разработчики и производители смазочных материалов, которые сами не выпускают технику и двигатели, не проводят тесты товарных продуктов на совместимость со сторонними компонентами. Поэтому нельзя дать однозначный ответ.

Причины могут быть различными, среди них можно выделить банальную несовместимость двух продуктов, а также то, что состав масла может содержать большое количество моющих компонентов. В результате чего отмываемые продукты отложений могут забивать масляные фильтры и маслоподводящие каналы, что может приводить к масляному голоданию и ускорению износа.

Также, если состав содержит твёрдые компоненты, иногда называемые «керамикой», при попадании в зазоры малого размера при высоких рабочих температурах эти компоненты могут работать, как абразивные частицы, что особенно критично для турбонагнетателей. Кроме того, состав может повлиять на вязкость смазочного материала, повысив или понизив его, поскольку не всегда система смазки рассчитана на такие изменения».

Денис Прытков, генеральный директор ООО «Титан» (испытательная лаборатория)

Денис Прытков, генеральный директор ООО «Титан» (испытательная лаборатория)
Денис Прытков, генеральный директор ООО «Титан» (испытательная лаборатория)

«Любые присадки, которые доливают в масло для восстановления разменов и зазоров, приводят к временному эффекту. Это связанно с тем, что уменьшение зазора между деталями происходит за счёт поверхностного эффекта (образуется пленка при температурах работы двигателя).

При экстремальных нагрузках эта пленка может разрушиться и привести к быстрому износу восстановленных деталей и, как следствие, поломке ДВС с более серьёзными последствиями.

В заводских условиях для создания необходимых размеров и параметров твёрдости поверхности (закалка или поверхностное цементирование) у новых деталей ДВС организуют гораздо более высокие температурные условия, чем при работе двигателя. Восстановить изношенную деталь можно только её заменой, если нужна надёжность в работе оборудования».

— В базе патентов находится множество документов о плакирующих концентратах, которые предполагают якобы улучшение свойств двигателя. И вроде как все научно обоснованы. Стоит им доверять и заливать присадки или нет?

Андрей Куликов, ПАО «КАМАЗ»

Андрей Куликов, ПАО «КАМАЗ»
Андрей Куликов, ПАО «КАМАЗ»

«Данные присадки применяют в основном на моторах, которые имеют достаточно большой пробег, но пока не нуждаются в капитальном ремонте. Плакирующий состав заполняет мелкие царапины или неровности на деталях двигателя.

Применять присадку можно только в том случае, если она «проверенная», то есть имеет состав, который действительно полезен и эффективен. Для новых моторов нет смысла использовать данный тип присадок, нужно просто вовремя проводить ТО и применять качественные масла и топливо. Только испытания на реальном агрегате могут показать, работает присадка или нет. А применять присадки или нет — это выбор потребителя».

Денис Прытков, ООО «Титан»

«Нет. Двигатель — это сложный дорогостоящий механизм, который требует квалифицированного сервиса и обслуживания. Применение не одобренных заводами компонентов, при эксплуатации приведёт к выходу из строя. Нужно использовать качественное масло и фильтрующие элементы для двигателя в соответствии с допусками, прописанными в инструкциях по эксплуатации».

Андрей Белов, Kirei Chemical Russia & CIS

«Я бы не стал доверять. Представьте ситуацию: некая научная лаборатория в своих идеальных условиях создает какой-то химический состав, который должен улучшать работу масла и защищать двигатель от износа. Так можно провести тысячи испытаний, отобрать сто самых лучших результатов и отправить в патентное бюро.

Проблема в том, что настоящие стендовые испытания производители техники практически не проводят. Это очень дорого, долго — и, главное, невозможно доказать их необходимость».

Артём Чальцев, «Лукойл»

Артём Чальцев, «Лукойл»
Артём Чальцев, «Лукойл»

«Большинство научно подтверждённых технологий, о которых нам известно, как правило, работают в очень узком диапазоне условий, связанных с определёнными материалами поверхностей трения, средой, температурой и т. п. Зачастую они далеки от реальных условий эксплуатации. И скорее всего, информации, которой располагает обычный потребитель, будет недостаточно для их соблюдения, поэтому мы рекомендуем основываться на требованиях и производителей».

Евгений Ильин, ООО «ВМПАВТО»

«Одних патентных данных мало. Тем более их срок введения может быть очень старым по меркам современного автомобилестроения. Нужны не только теоретические знания, но и практический опыт применения. Мы пользуемся всеми методами исследований, в том числе и стендовые испытания, которые мы проводили совместно с Санкт-Петербургским Политехническим Университетом
им. Петра Великого. Доверия к составам, имеющим заключения о длительных испытаниях, больше».

— Производители моторных масел добавляют к базовой минеральной основе свои присадки для получения синтетического продукта, который призван защищать металл от трения. Для чего тогда на рынке дополнительные присадки?

Елена Лобова, John Deere

«В ходе разработки смазочного материала проводят десятки, а в некоторых случаях сотни различных лабораторных и стендовых испытаний, суммарная длительность которых может составлять несколько лет. В результате получается выверенный, тщательно сбалансированный и проверенный состав, не требующий сторонних добавок».

Артём Чальцев, ООО «ЛЛК-Интернешнл»

«Минеральный или синтетический тип смазочных материалов зависит только от того, какое базовое масло было использовано в его рецептуре. Таким образом, добавление присадок не превращает базовую минеральную основу в синтетическую».

Андрей Белов, Kirei Chemical Russia & CIS

«Не совсем так. Существует классификация, в которой присутствуют пять групп базовых масел. Это и минеральные (1, 2 группы), и синтетические масла (3, 4 группы), и так называемая 5 группа, в которую входят все остальные продукты.

При разработке смазочных материалов наши специалисты наряду с другими производителями смазочных материалов проводят достаточно кропотливую и трудоёмкую работу по созданию новых продуктов для нужд современной техники. Более того, чтобы получить одобрение от изготовителей машин, необходимо приложить немало усилий по доработке конкретного масла в течение срока подконтрольной эксплуатации (как правило, от 1 года до 3 лет). Только после этого производитель техники даёт добро — и масло выходит на рынок.

Однако есть и другой способ заработать на рынке смазочных материалов — можно продавать безобидные для ДВС жидкости
в очень красивой упаковке с довольно высокой наценкой. Каждый идёт своим путем. В современном мире много чего продаётся,
но совершенно очевидно, что не всё из этого следует покупать».

— Производители моторных масел добавляют к базовой минеральной основе свои присадки для получения синтетического продукта, который призван защищать металл от трения. Для чего тогда на рынке дополнительные присадки?

Андрей Куликов, ПАО «КАМАЗ»

«Моторное масло представляет собой сбалансированный рабочий продукт, можно даже сказать — элемент конструкции двигателя, состоящий из базового масла или смеси базовых масел и пакета присадок, включающего в себя противоизносные, моющие, противопенные, антиокислительные и т. д. компоненты. Применение дополнительных присадок производители масел не одобряют.

Моторное масло гарантированно хранится в заводской закрытой упаковке в течение 5 лет без выпадения осадка и всегда готово к применению. Присадки же чаще всего выпадают в осадок и перед применением должны быть тщательно перемешаны. В условиях рыночных отношений каждый имеет право зарабатывать, пусть даже на невежестве потребителя».

Евгений Ильин, ООО «ВМПАВТО»

Евгений Ильин, руководитель научно-технического отдела ООО «ВМПАВТО»
Евгений Ильин, руководитель научно-технического отдела ООО «ВМПАВТО»

«Одних присадок для получения синтетического продукта мало, базовая основа должна содержать синтетические масла на основе полиальфаолефинов, эфиров, полиалкиленгликолей или быть гидрокрекинговой, что тоже относит масла к категории синтетических.

Присадок же производитель масла может положить не более рекомендуемых, так как это не увеличит их эффективность, а приведёт к увеличению стоимости масла. Дополнительные присадки нужны как профилактика, которая будет компенсировать сработавшиеся присадки, так как оптимальная концентрация присадок присутствует в масле непродолжительный период времени.

Именно для таких случаев мы выпустили стабилизатор HTHS-вязкости imagnet p14, который восстанавливает пакет присадок, улучшает вязкостные свойства плёнки при высоких скоростях сдвига
и дополнительно содержит модификаторы трения. Добавляя эту добавку на пробеге 3-5 тысяч км, можно увеличить жизнеспособность масла в 2 раза, сделать из недорогого премиальное».

Денис Прытков, ООО «Титан»

«Мнимая экономия. Купи недорогое масло, налей «суперприсадку», и оборудование будет работать «вечно». Марки масел сами не рождаются, их производят по требованиям лабораторий, которые испытывают механизмы, в том числе и ДВС. В свою очередь, машиностроители создают силовые установки из новых материалов, учитывают требования экологии, снижают габариты и увеличивают мощность и т. д., и этот процесс не останавливается».

— Если вдруг у техники вышел из строя двигатель и вскрытие показало, что это произошло от некачественного масла или от использования присадок (хотя, как выяснить из-за чего именно?), то считается ли это гарантийным случаем? Или владелец попадает на крупные затраты по замене силового агрегата?

Евгений Ильин, ООО «ВМПАВТО»

«При дефектовке двигателя можно определить причины выхода из строя из-за смазывающего материала, не соответствующего требованиям автопроизводителя. Характерные задиры, провороты вкладышей – всё это следствия масляного голодания. Если автомобиль на гарантии, то производитель предъявляет требования к маслам, а иногда указывает определённого производителя.

В таком случае некачественное или неподходящее масло будет причиной отказа по гарантии. Прецедентов с использованием imagnet p14 не случалось, я и сам его начал регулярно применять на ДВС 4B11 c 30 тысяч км. На данный момент пробег за 4 года 115 тысяч км: ход отличный, ДВС масло не потребляет, расход топлива радует».

Елена Лобова, John Deere

«Существует регламентированная процедура выяснения причин возникновения неисправности. Датчики, установленные на технике, позволяют проконтролировать параметры, при которых эксплуатировалась машина (в том числе дистанционно). А смазочные материалы отправляют на экспертизу в аккредитованные лаборатории.

Современное лабораторное оборудование позволяет достаточно оперативно проверить, в каком состоянии находился смазочный материал на момент поломки, а также добавляли ли посторонние элементы в смазочный материал. Если будет подтверждено, что поломка произошла по причине несоответствия смазочного материала требованиям из сервисной документации, то случай признают негарантийным».

Денис Прытков, ООО «Титан»

«При оценке аварийного выхода двигателя из строя только по результатам анализа очень сложно определить причину — масло или присадка. Я не видел ни одной рекомендации от заводов-изготовителей ДВС по применению дополнительных присадок к маслам».

— Если вдруг у техники вышел из строя двигатель и вскрытие показало, что это произошло от некачественного масла или от использования присадок (хотя, как выяснить из-за чего именно?), то считается ли это гарантийным случаем? Или владелец попадает на крупные затраты по замене силового агрегата?

Артём Чальцев, ООО «ЛЛК-Интернешнл»

«Этот вопрос находится в компетенции автопроизводителей, которые вправе отказать в гарантийном ремонте автомобиля, если будет доказано, что использовались расходные материалы, не входящие в перечень рекомендованных, а присадки не являются таковыми. Лабораторная экспертиза взятых из двигателя проб моторного масла позволяет с высокой точностью определить, применял ли автовладелец присадки или нет».

Андрей Белов, Kirei Chemical Russia & CIS

«Здесь всё достаточно просто: если масло соответствует требованиям производителя техники, которые прописаны в руководстве по эксплуатации, то проблем не возникнет. Однако все производители машин, легковых и грузовых, категорически не рекомендуют использовать любые дополнительные составы, особенно в гарантийный период. Разумеется, что при любой возможности это будет являться основанием для отказа в гарантийном ремонте».

Андрей Куликов, ПАО «КАМАЗ»

«Применение не одобренных производителем двигателя моторных масел, а также различного рода присадок в гарантийный период автоматически снимает агрегат с гарантии. Соответственно владельца ожидают крупные затраты на ремонт или замену агрегата. Определить применение некачественного масла или присадки можно физико-химическим или спектральным анализом».

— Помимо присадок существуют ревитализанты, которые образуют новый поверхностный слой в металле. Стоит их применять в ДВС или нет?

Евгений Ильин, ООО «ВМПАВТО»

«Несколько лет назад мы исследовали поверхности пар трения, в которые подавалось масло с ревитализантом, при помощи методов электронной микроскопии. Изучали состав поверхности и дополнительных элементов, слоев не обнаружили».

Елена Лобова, John Deere

«Мы рекомендуем использовать только те смазочные материалы, которые соответствуют требованиям, указанным в сервисной документации».

Андрей Белов, Kirei Chemical Russia & CIS

«Ревитализанты применяют на свой страх и риск. Предлагаю обратить внимание на ещё один занятный факт. Моторное масло — очень сложный и сбалансированный химический продукт, который состоит из десятка компонентов, идеально подобранных друг к другу, чтобы решать поставленные задачи. Давайте представим, что в этот сложнейший состав вдруг попадает некое количество неопознанной жидкости. Как поведут себя при этом масло и ДВС? Никто не знает! Тем более владелец данной машины.

В лучшем случае двигателю ничто не навредит. Однако хочу отметить, что в отличие от многих других производителей, до сих пор применяющих стандартный пакет на основе соединений серы, наша компания при производстве масел уже несколько лет использует современные противоизносные компоненты на основе бора и молибдена. Эта технология позволяет существенно увеличить срок службы двигателя и не использовать ревитализанты».

Андрей Куликов, ПАО «КАМАЗ»

«Это выбор каждого потребителя. Многие хотят «малой кровью» продлить ресурс агрегата. Хотя применение рекомендованных и качественных ГСМ, а также соблюдение интервала проведения технического обслуживания гарантирует работоспособность агрегата в достаточно длительный период. Для подтверждения или опровержения результатов необходимо проводить целый ряд специальных лабораторных испытаний.

Только после этого можно давать однозначную оценку. На практике опытным путём было установлено, что польза от их использования или вообще отсутствует, или же минимальна. Полученные эффекты находятся на уровне погрешности измерений, и почувствовать их в процессе эксплуатации автомобиля практически невозможно. ПАО «КАМАЗ» в период гарантийного обслуживания не рекомендует применение различного рода присадок».

— Заливать присадки экономически целесообразно?

Андрей Куликов, ПАО «КАМАЗ»

«Для получения стойкого результата производители присадок рекомендуют использовать их постоянно. Со временем такая практика приведёт к существенным финансовым расходам, причём без явного результата. Даже если положительный эффект проявится, то это всего лишь кратковременная отсрочка до капремонта.

Итак, с учётом изложенного следует, что регулярное проведение ТО, профилактические процедуры, использование качественного масла и топлива, а также грамотная эксплуатация ТС позволят максимально продлить срок службы двигателя до капремонта».

Артём Чальцев, ООО «ЛЛК-Интернешнл»

«Современные и высокотехнологичные моторные масла, в числе которых смазочные материалы «ЛУКОЙЛ», обладают всеми необходимыми свойствами, обеспечивающими надёжную защиту двигателя от износа. Поэтому использование дополнительных присадок считаем экономически нецелесообразным.

Помимо всего вышесказанного, рекомендуем соблюдать межсервисный пробег для замены масла и прохождения регулярного ТО — это позволит сохранить ресурс двигателя и сэкономить средства на незапланированных ремонтах».

Денис Прытков, ООО «Титан»

«Нецелесообразно! Использование присадок создаёт виртуальное ощущение надёжности, а реально приведёт к выходу из строя оборудования и большим затратам на его восстановление».

Елена Лобова, John Deere

«Компания John Deere предлагает топливные присадки, например, жидкость для промывки топливной системы, как инструмент профилактики выходов из строя. Антигель мог бы пригодиться клиентам, которые занимаются лесозаготовкой и строительными работами.

В свою очередь, очиститель топливной системы, летний и зимний кондиционеры для топлива минимизируют проблемы, связанные с загрязнением дизельного топлива, защищают и очищают топливные форсунки от загрязнений, как и антимикробная жидкость от поражения топлива в баках и цистернах при длительном хранении».

Евгений Ильин, ООО «ВМПАВТО»

«То, что присадки работают — это факт, главное правильно их применять и понимать, что в конкретном случае нужно. А экономическую целесообразность можно оценивать как по снижению затрат на топливо, так и по затратам на долив масла и капитальный ремонт. Всё это индивидуально. Использование imagnet p14 при его цене дешевле, чем перерасход топлива, а вот насколько продлится жизнь ДВС и отложится ремонт — покажет время.

Применение состава Resurs Next оправдано большими затратами владельцев на долив масла. Цена препарата сопоставима с 1 литром масла на долив, в то же время часто встречаются машины с расходом от 0,5 литра масла на 1000 км. Посчитать прямую эффективность добавки легко. Но не стоит забывать об отложенном капремонте, цена которого в разы больше любой добавки».

Андрей Белов, Kirei Chemical Russia & CIS

«Вопрос неоднозначный. На первый взгляд может показаться, что эффективность очевидна. Но многолетний опыт говорит о том, что бывают случаи, когда моторное масло при добавлении в него присадки теряет свои свойства гораздо раньше срока замены. Таким образом, если обычно вы меняете масло каждые 10–15 тысяч км пробега, то в силу перечисленных причин оно может исчерпать свой ресурс уже к 3–5 тысяч км. В завершение нашего диалога отмечу, что профессионалы рынка смазочных материалов не рекомендуют применение каких-либо дополнительных составов. Дело не в конкуренции, а в банальной неэффективности подобных решений».

Статья опубликована в журнале Грейдер №5 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.