«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Разговоры о необходимости устранения контрафактной продукции машиностроители, как отечественные, так и иностранные, поднимают уже не первый год.
Чиновники также подключаются к «круглым столам», форумам и т. д. Но поддельных запасных частей, масел, антифризов и даже целых единиц техники меньше не становится. По самым скромным подсчётам, рынок поддельных запасных частей и ГСМ занимает 30-50%.
И, несмотря на периодические выявления гаражных мастеров, собирающих из нескольких старых тракторов, катков, экскаваторов и прочей техники якобы новые машины, объявления о продаже таковых на просторах интернета не исчезают.
Дело-то прибыльное. При наличии умелых рук, станков и начального капитала на скупку пришедших в негодность экземпляров доход перекрывает все риски быть пойманным.
Такая же ситуация с запасными частями. А всё потому, что для многих потребителей бюджет оказывается важнее качества.
«Разница в цене может колебаться от 2 до 10 раз в меньшую сторону. Многие потребители предпочитают риск взамен гарантированно высокого качества.
Вторая причина — сроки приобретения. Для многих потребителей срок получения запчасти, её приобретения на 2 недели раньше имеет решающее значение.
Третья причина может носить скрытый, завуалированный характер, но она также формирует «серый» рынок: коррупция, в т. ч. в области сертификации.
Есть и ещё одна: тому, кто производит (разливает, смешивает, отливает) контрафакт, нет необходимости регистрировать предприятие, оснащать его производственными мощностями, содержать большой штат.
Ими движет погоня за сверхдоходом. Такие люди были, есть и, увы, будут», — констатирует менеджер по транспорту компании «СоюзХимТранс-Авто» Алексей Явников.
Достаточно посмотреть на проводимые тендеры и госзакупки. В большинстве случаев основным требованием при выборе поставщика или обслуживающей организации является низкая стоимость. И это, к сожалению, останется трендом и в следующем году.
«В нынешних условиях роста иностранных валют, санкций со стороны правительств зарубежных стран неизбежно происходит значительное повышение как стоимости ввоза товара из-за границы, так, и соответственно, пропорциональное повышение отпускных цен для конечных потребителей.
Дополняют всё это ещё и действия нашего Правительства, непрерывно повышающего пошлины, акцизы, (в т. ч. утилизационный сбор), и особенно с января следующего года — НДС, что непременно приведёт к увеличению спроса на поставках контрафактной, а лучше называть, по-моему, «неоригинальной» продукции», — прогнозирует генеральный директор ООО «Вл Компани» Алексей Лапко.
Эксперты выделяют и другие причины, по которым объём контрафактно продукции на рынке не уменьшается.
«Это плотное сотрудничество России с Китаем по импорту товаров без дополнительных пошлин, а также довольно слабый таможенный контроль. Например, во многих странах действуют повышенные антидемпинговые импортные пошлины на ввоз товара.
Их вводят для ограничения потока некачественной дешёвой продукции и сохранения локальных производств. Товары из Китая поступают в контейнерах, которые не всегда проверяют.
Так как пошлину платят по весу и стоимости товара, в декларации недобросовестный импортёр может указать, к примеру, что транспортирует 200 единиц дешёвого товара весом 4 тонны, а провезти 50 единиц дешёвого товара «в виде оболочки» и 150 — дорогостоящего товара с высокой ввозной пошлиной.
Таким образом, недобросовестный импортёр платит меньше пошлин», — объясняет менеджер по продажам запасных частей ООО «МАНИТУ ВОСТОК» Ева Соседенко.
Понятно, что естественное желание сэкономить не искоренить. И если уж бюджет очень ограничен и оригинальные запчасти под брендом производителя техники не по карману, имеет смысл узнать, какие компании являются OEM-поставщиком (Original Equipment Manufacturer) для завода-изготовителя.
Например, амортизаторы кабины с пневмоподушкой для грузовиков Volvo выпускает известная Monroe, компоненты для тормозной системы Iveco поставляет Brembo, фильтры для большинства европейских (и не только) моделей техники — Mahle, пневморессоры — FibreTECH, рессоры — Schomacker Federnwerk GmbH, глушители — Dinex. Список можно продолжать.
«Мы, например, сталкивались с ситуацией на рынке, когда спрос на запчасти был очень высоким и завод-производитель машин не успевал его удовлетворить и поэтому размещал заказы на комплектующие под своим брендом на многих близлежащих предприятиях.
Но после того, как они были произведены, случился кризис и спрос резко упал. Завод не стал их выкупать, поэтому предприятия стали их продавать сами, конкурируя друг с другом и по ценам, намного ниже завода-производителя машин», — рассказывает генеральный директор ООО «ДСТС» Оксана Дугина.
Смысл в том, что эти же оригинальные запчасти, которые предлагают дилеры техники, можно найти у поставщиков запчастей под другим каталожным номером и, зачастую, по другой стоимости. Но тут главное — не ошибиться.
«Скажу честно, я слышал истории о качественных, хоть и гораздо более дешёвых брендовых запчастях. Но те, кто рассказывают эти истории, всегда отмечают, что и покупали они, что называется, одноразовый вариант, без всякого расчёта на долговечность, а изделие служит до сих пор.
Однако от них же я слышал и то, что за настоящей запчастью, от которой, в конечном итоге, зависит их жизнь, поедут в магазин производителя или официальный дилерский сервисный центр», — вспоминает Алексей Явников.
На самом деле, современные электронные каталоги учитывают совместимость комплектующих от разных производителей для конкретной модели. Но помимо оригинальных запчастей и OEM в них присутствуют и аналоги. Причём не всегда качественные.
«Производитель, проектируя какой-либо узел оборудования, работает вместе с производителями комплектующих: рассчитываются ресурсы, закладываются определённые характеристики.
Для подшипников это, например, грузоподъёмность, нагрузки, допуски, внутренние размеры.
Естественно, если установить подшипник, который будет просто примерно соответствовать по размерам, то в реальных условиях эксплуатации, особенно, если они будут тяжёлыми или при большой нагрузке, узел будет работать не так, как предполагалось при проектировании.
К сожалению, очень часто за экспертизой подлинности к нам обращаются потребители, а иногда и страховые компании, столкнувшиеся с серьёзными последствиями, произошедшими из-за того, что были установлены контрафактные подшипники», — поясняет региональный директор SKF по России и странам СНГ Анатолий Усов.
Помимо запчастей, стоит использовать рекомендованные производителем охлаждающие и смазывающие жидкости. И речь здесь не только о подделках, но и о банальных допусках.
«Наш клиент — геологоразведочная компания — имеет в парке около 20 бурильных установок. В основном двигатели, установленные на машинах, — Cummins.
Несмотря на легендарную надёжность моторов, руководство для снижения затрат решило использовать вместо положенного по требованиям производителя антифриза обычный «Тосол А-40», причём, закупленный у непонятного поставщика по очень заниженной цене.
В итоге диагноз двигателя (сначала одного, за ним ещё нескольких) — водо-масляная эмульсия в поддоне. Вскрытие показало: сквозная коррозия полости жидкостного охлаждения в ГБЦ в районе стальных заглушек технологических отверстий.
Другой клиент занимается заготовкой и переработкой леса.Имеет в наличии широкий парк техники, от фронтальных погрузчиков и экскаваторов до грейдеров, бульдозеров и тягачей для вывоза лесоматериалов. Долгое время они обращались с проблемой: регулярно выходили из строя гидравлические насосы на технике.
При этом применяли фильтры и масла широко рекламируемых в нашем регионе марок якобы «корейского происхождения».После нескольких замен гидронасосов, вышедших из строя по причине внутренней кавитации качающих узлов насосов, а также обнаружения фрагментов тех самых «фильтров» в рабочих полостях насосов, распределителей и гидромоторов было принято решение руководством компании перейти на рекомендованные производителями оригинальные или ОЕМ расходные материалы.
По маслам остановились на проверенном годами производителе ГСМ, зарубежного производства, естественно», — приводит примеры Алексей Лапко.
Производители техники утверждают, что не случайно выбирают в качестве поставщиков смазывающих жидкостей конкретные заводы. Предшествуют этому серьёзные испытания.
«Сейчас только 8 изготавливающих масла компаний выполняют полный производственный цикл, от добычи и переработки до производства и розничных продаж. Стандарты качества вэтих компаниях намного выше, чем у локальных «смешивающих» организаций.
Они оставляют себе только продукцию высшего качества, реализуя остатки на аукционах. Остатки покупают те «смешивающие» компании, которые не занимаются добычей и первичной переработкой. Они покупают сырье и стараются поднять качество базового масла за счёт добавления множества присадок.
Приведём пример. Технические жидкости на 60-80 % состоят из базового масла, которое делится на пять категорий. Но одно и то же моторное масло (например, 10W40) может проходить и по верхней отметке качества своей категории, и по нижней.При этом разница в содержании побочных продуктов может составлять 20 %. Соответственно, заменяя оригинальное масло таким «аналогом», потребитель сокращает срок службы двигателя на 20 %.
Учитывая некачественное топливо, с которым вынуждены работать различные компании в регионах России, необходимо использовать все возможные пути защиты узлов техники. В том числе применять качественные технические жидкости», — рассказывает Ева Соседенко.
Понимая, что не все клиенты готовы покупать исключительно оригинальные запчасти из-за экономии бюджета, производители несколько лет назад пошли на вполне закономерный шаг: запустили программы восстановления своих деталей.
То есть, отработавшие своё запчасти снимали с машин, пришедших на обслуживание, и отправляли на завод.
«Reman — от оригинального поставщика — это восстановленный полностью оригинальными запчастями агрегат, который был отремонтирован в заводских условиях, на 100% соответствующих сборке нового.
Фактически, в отремонтированном агрегате из б/у остаётся только пара-тройка основных, наиболее массивных элементов. Остальное — новые, оригинальные запасные части и применённые в процессе сборки технологии производителя», — объясняет Алексей Лапко.
Естественно, наиболее предприимчивые сервисные центры решили перенять практику и тоже занялись восстановлением запчастей.
«Сторонние производители стремятся восстановить лишь наиболее важные свойства такой запасной части, по ряду параметров она может не соответствовать официально произведённой детали, её часто выдают за новую, скрывая тот факт, что она уже была в употреблении, плохо упаковывают.
Производители контрафактной продукции действительно могут производить вполне конкурентоспособную продукцию, которую можно сравнить с тем, что производят сторонние производители.Те, кто выпускают подделку, рассчитывают на то, что, прикрываясь именем известного производителя, они быстрее и больше продадут своей продукции.
А то, что их продукция не совсем плоха, позволяет им надеяться, что она проработает почти столько же времени, как фирменная, потребители не начнут жаловаться и судиться, правоохранительные органы не будут их разыскивать и они смогут продолжить свою деятельность.
Но «выходить из тени» они также не торопятся, как потому, что не хотят платить деньги за использование интеллектуальной собственности официального производителя, так и потому, что боятся, что продукция под их брендом будет пользоваться меньшим спросом, что приведёт к ухудшению экономических результатов», — говорит директор по стратегии АО «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.
Какую бы деталь вы не решили использовать — оригинальную, аналог, восстановленную — ответственность за это решение будет лежать полностью на вас.
«В нашем бизнесе поломка ведёт к простоям и финансовым потерям, измеряемым от 1 до нескольких десятков тысяч рублей за 4 часа простоя.
Мне как специалисту в этой сфере важно донести до перевозчиков, что установка контрафактных запчастей неминуемо приведёт к нежелательным ситуациям на дороге, и в погоне за прибылью тот, кто решил сэкономить, будет вынужден платить в несколько раз больше.
Знаю истории, когда капитальный ремонт двигателя возник по причине некачественного масла, купленного «с рук». Причём масло той марки, которая использовалась всегда, точнее, в такой же таре, только что было внутри — так и осталось загадкой. Ах да, цена была в 2 раза ниже…», — предупреждает Алексей Явников.
Анатолий Усов, региональный директор SKF по России и странам СНГ
«На тему борьбы с контрафактными запчастями действительно проводится очень много мероприятий. В России существуют законы, предусматривающие наказания для тех, кто незаконно использует чужие товарные знаки и подвергает сознательному риску потребителей.
Но проблема заключается в правоприменительной практике: зачастую мошенники уходят от ответственности, а в случае, если лицо всё-таки привлечено к ответственности, назначаемые обычно в таких случаях наказания в виде штрафов абсолютно несоразмерны полученной мошенниками сверхприбылью.
В рамках некоммерческого партнёрства «Антиконтрафакт» наша компания вышла с рядом законодательных инициатив, которые помогут защитить потребителей от применения контрафактных комплектующих.
Того, кто незаконно маркирует продукцию чужим товарным знаком, меньше всего волнует качество продукции. Его задача — купить самый дешёвый товар, нанести маркировку того бренда, которому доверяют клиенты, и продать как можно быстрее.
Оригинальные комплектующие — это результат огромной работы множества сотрудников, научно-исследовательской деятельности, а также плотного взаимодействия с производителями конечного изделия. Они прошли множество испытаний, которые позволяют гарантировать соответствующие ожиданиям потребителя характеристики и качество».
Оксана Дугина, генеральный директор ООО «ДСТС»
«Наши клиенты уже не требуют оригинальные запчасти, просто узнают, какой бренд мы предлагаем.
Оригинал наряду с неоригиналом может быть и плохого, и хорошего качества (обращаю ваше внимание, что понятие контрафакта вообще не присутствует — обсуждают оригинал и неоригинал). Причём уже даже страна происхождения не гарантирует высокое качество.
Возьмём, например, комплектующие для ходовой части. Если раньше по умолчанию было мнение, что европейское качество намного выше азиатского, то сейчас покупатели, зачастую, сталкиваются с обратной ситуацией.
И это можно понять, — ведь европейские производители уже давно покупают комплектующие в Азии. А так как покупателю нужны низкие цены, снижаются они за счёт качества.
Во всём мире уже становится трендом, когда не поставщик диктует цены, а покупатель. Поставщик в свою очередь предлагает товар в соответствии с бюджетом покупателя.
Но есть очень много комплектующих и запчастей, аналогов которых не производят, и они существуют только в оригинале. В этом случае, конечно, производитель диктует свои условия».
Ярослав Кабаков, директор по стратегии АО «ФИНАМ»
«Действительно, регулирующие ведомства, профильные структуры предпринимают различные действия для борьбы с контрафактной продукцией, но проблема слишком сложна и велика, чтобы можно было ожидать быстрого решения, ведь одними запретами ситуацию не исправить.
Необходимо, чтобы потребители перестали покупать контрафактную продукцию, и добросовестные производители не несли убытки, и те, кто выпускает подделки, перестали это делать, то есть задача имеет много условий и все их надо учесть при её решении.
Власти тоже не остаются в стороне, принимают различные меры. Так, весной текущего года был принят План реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции до 2025 года, регулярно проводятся заседания Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Определён вид и размер наказаний за такие действия, например, в следующем году, возможно, что уже с 1 января, как сообщил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, могут быть введены оборотные штрафы за «недолив» топлива.
Эти и другие меры позволяют рассчитывать, что ситуацию удастся изменить, но, ещё раз повторю, это будет происходить не сразу, а постепенно.
Да, можно провести сложные химические исследования, чтобы выяснить состав ГСМ, но проще закупать их у производителей с именем, у тех, кто уже много лет производит топливо, масла, рабочие жидкости, например, у ВИНКов, у которых собственная добыча нефти, производство нефтепродуктов, сети нефтебаз и АЗС по всей стране.
Естественно, что и сами потребители должны наладить правильный оборот и хранение расходных материалов у себя, чтобы их качество не пострадало, потери были сведены к минимуму.
Ведь использование контрафактных ГСМ, как и поддельных деталей, ведёт не просто к финансовым потерям организаций, но может привести и к прекращению ими деятельности, потере рабочих мест, сокращению поступлений в бюджеты всех уровней».
Ева Соседенко, менеджер по продажам запасных частей ООО «МАНИТУ ВОСТОК»
«Полное изменение брендированной упаковки и маркировки запасных частей является довольно дорогостоящим процессом, так что их подделка в малом количестве невыгодна.
Поэтому следует обращать внимание на упаковку и маркировку товара, сравнивать их с оригинальными, которые можно увидеть на официальном сайте производителя, на выставках или в шоу-румах дилеров.
Чтобы полностью обезопасить себя от контрафакта, надо покупать детали у официального дилера, ведь он вместе с производителем несёт ответственность за качество запчастей и даёт на них гарантию.
Есть технические жидкости, которые выгодно подделывать из-за массового спроса, широко известного бренда или завышенной цены. Каждая партия таких масел разливается в тару, которая маркируется номером этой партии.
Согласно законодательству РФ, на этикетках в обязательном порядке должны быть указаны название завода-изготовителя и контакты поставщика: с ним вы можете связаться, чтобы проверить номер партии, запросив паспорт на неё. В целом упаковка (бочка или канистра) должна быть герметично закрытой, без внешних признаков использования.
Некоторые клиенты покупают масло «на розлив». В этом случае упаковка и, соответственно, номер партии отсутствуют.
Оригинальные масла и жидкости Manitou продаются только через ограниченную дилерскую сеть. Кроме того, их принадлежность к оригинальным подчёркивается с помощью подкрашивания (например, гидравлическое масло имеет ярко-синий цвет).
Также в некоторых жидкостях есть специфические добавки, которые при помощи лабораторного теста помогают подтвердить оригинальность продукции».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: