Какие проблемы стоят на пути внедрения беспилотников?

Какие сложности нужно преодолеть, чтобы беспилотная техника стала такой же обыденностью на дорогах, как обычная — об этом поговорим за виртуальным круглым столом с экспертами.

Сергей Назаренко, главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ»

Сергей Назаренко, главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ»

«Во-первых, процесс автономизации движения транспортных средств происходит постепенно посредством вывода на рынок машин с системами ADAS различных уровней — от уровня 1, то есть, торможение, до уровня 4 — практически автономное движение. По мере роста автономизации технико-этические барьеры будут плавно преодолеваться. Во-вторых, в мире и России необходимо строительство умных дорог, оснащённых всеми находимыми для эксплуатации автономных автомобилей системами, например, системами связи и пр. В-третьих, необходима господдержка для продвижения автономной техники на рынок, в частности, нужно стимулировать покупателей (субсидии, сниженные ОСАГО и пр.), стимулировать НИОКР отечественных компаний по созданию систем и автомобилей с системами».

Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»

Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»

«Чтобы беспилотная техника стала обыденностью на дорогах страны, нужно решить несколько задач. Необходимо создать такую технику, эксплуатация и обслуживание которой, практически ничем не отличалась бы от аналогичной под управлением человека. Сделать её безопасной, насколько это возможно, для всех людей — от участников дорожного движения до тех, кто её будет ремонтировать, от детей до лиц пожилого возраста. Затем необходимо наладить её промышленный выпуск, чтобы у потребителей был выбор, создать такую же конкуренцию, какая сегодня есть среди производителей обычных автомобилей. Требуется полностью сформировать юридическую базу в сфере использования беспилотных автомобилей. В ней должны быть предусмотрены все возможные варианты событий с их участием, расписан порядок действий в каждом конкретном случае, определены права и обязанности владельцев таких транспортных средств, их пассажиров, прочих лиц, которые причастны к инцидентам. Естественно, должны быть установлены всеобъемлющие правила эксплуатации, обслуживания и утилизации беспилотных транспортных средств в стране.

Наконец, необходимо вести разъяснительную работу среди населения о том, что такое беспилотный транспорт, как им пользоваться, его особенности и отличия от традиционных автомобилей, требуется информационная кампания продолжительностью много лет, так чтобы все с юных лет понимали, что это за техника, какие у неё есть плюсы и минусы».

Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта ООО «А+С Транспроект»

Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта ООО «А+С Транспроект»

«Помимо технической проблемы, в этом вопросе есть ещё две больших сложности: экономическая — разделение рисков, и этическая — как действовать при угрозе смертельной аварии. Поэтому нужно решить две задачи: сначала неразрешимую, «поженить» искусственный интеллект и обычного человека, а потом «поженить» разные виды ИИ для их активного взаимодействия. Проблема в том, что реального ИИ не существует. ИИ — набор алгоритмов, и он всегда конечен, в отличие от реакций живого человека. Взаимодействие систем и человека включает все аспекты, в первую очередь, безопасность. Живой человек, управляющий машиной, несовершенен, но практически неподвластен внешним управляющим воздействиям, поэтому даёт определённую гарантию на уровне своей рациональности. «Продавить» же консенсус по всем этим аспектам можно разве что методами китайского правительства в Синцзянь-Уйгурской автономии. То есть на более широком межгосударственном уровне — крайне маловероятно».

Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК»

Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК»

«Сложностей много, но основная — это необходимый кардинальный перелом в качестве дорожной сети в целом, открытие и внедрение новых источников длительного автономного питания подобной техники, в том числе в суровых климатических условиях. Также необходимо менять всю законодательную базу».

Сергей Скнарин, исполнительный директор ООО «МониторингАвто»

Сергей Скнарин, исполнительный директор ООО «МониторингАвто»

«Немаловажное значение при покупке имеет наличие квалифицированного персонала и станций обслуживания такой техники, которых пока в нашей стране нет, а создание сети СТО также потребует немало ресурсов и времени».

Максим Алексеев, операционный директор ООО «Точка-Точка»

Максим Алексеев, операционный директор ООО «Точка-Точка»

«Когда мы говорим про массовое внедрение автономных авто в РФ, надо понимать, что реальное использование беспилотной техники будет производиться не только в столице или на частных полигонах. Поэтому тестовые запуски нужно осуществлять по всей стране, чтобы эксперимент стал реализованным проектом».

Константин Тихонов, заместитель генерального директора ООО «А+С Транспроект»

Константин Тихонов, заместитель генерального директора ООО «А+С Транспроект»

«Сейчас невозможно обеспечить полную безопасность, поскольку автономные транспортные средства не могут превзойти машины, управляемые водителем. Кроме того, даже современные датчики не могут обеспечить необходимое для управления количество информации, чтобы путешествовать по дороге в любое удобное для вас время. Даже наличие качественных видеокамер не может быть полностью эффективным из-за низкого качества видео после захода солнца. Что можно сказать о движении ночью, если даже при дневном свете камера не может определить цвет светофора со 100-процентной точностью? Таким образом, существующая отрасль имеет значительную проблему создания полностью автономного автомобиля, так как современные оптические системы не могут справиться с яркостью некоторых объектов — почти такая же проблема существует и в человеческом глазу. Например, в сумерках, камера может неправильно определить цвет светофора. И при очень ярком освещении система может вообще не полностью видеть светофор.

В неблагоприятных погодных условиях ситуация ещё хуже, потому что в настоящее время нет технологий, которые позволяют использовать автономный автомобиль, когда идёт снег. На сегодняшний день датчики, разработанные для автономных транспортных средств, распознают снег как препятствие. В результате — во время снегопада машина просто не двигается.

Поэтому, прежде чем системы автопилота начнут массовое производство и станут широкодоступными, необходимо учесть многочисленные недостатки этих систем».

Вячеслав Тимонин, IT-советник генерального директора транспортной компании «ПЭК»

Вячеслав Тимонин, IT-советник генерального директора транспортной компании «ПЭК»

«Самое большое препятствие на пути повсеместного внедрения беспилотного транспорта – это шаблон человеческого мышления. Нам надо будет привыкнуть к тому, что система не допускает ошибок. Также есть необходимость в проработке всех правовых вопросов. Все остальные направления мы развиваем достаточно интенсивно. На Петербургском международном экономическом форуме – 2019 иностранные гости были восхищены темпами развития цифровой и дорожной инфраструктуры в России. Многие международные компании заинтересованы в совместных проектах по создание беспилотного транспорта в России».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: