Российские дороги со знаком плюс

Сегодня одной из главных задач для российских дорожников является приведение региональных дорог к показателям нормативности схожим с федеральными.

Понятно, что это дело не одного и даже не двух лет, ведь протяженность автодорог регионов намного выше – 1,5 млн против 50 тыс. км. Но, благодаря беспрецедентным мерам, которые принимаются в нашей стране сейчас, это вполне реально.

Также вполне реально сделать все дороги России безопасными, оснастив их необходимой инфраструктурой. О том, что сегодня происходит в отечественной дорожно-строительной отрасли, чем можно гордиться, а над чем еще поработать – в нашем материале.

От триумфа Крымского моста к региональным ремонтам

Триумфом отечественной дорожной отрасли и «эпохой» её возрождения можно по праву считать строительство мостового перехода через Керченский пролив.

При этом, реализация данного проекта – важный рубеж и для российского мостостроения, которое без сомнения хоть и является одной из главных составляющих отрасли, но всегда стояла особняком.

Кроме того, объект важен не только с инженерно-технической точки зрения, но и с социальной, ведь это сооружение призвано обеспечить автомобильным и железнодорожным сообщением две части одной страны.

Самые сложные технологические операции большой стройки пришлись на 2017 год. А 15 мая этого года состоялось торжественное открытие автодорожной части моста, которую сдали в эксплуатацию на полгода раньше намеченного срока.

Катки уплотняют дорожное основание магистрали
Фото: пресс-служба Росавтодора

Но с вводом этого грандиозного транспортного перехода само собой невозможно решить всех проблем, накопившихся в стране и в отрасли за долгие годы.

Нужные принципиально новые и эффективные решения. Одним из таких можно назвать действующий в России вот уже второй год подряд долгосрочный федеральный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги».

Его цель – приведение в нормативное состояние автомобильных дорог в 38 крупнейших городских агломерациях.

Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» начал реализовываться в 2017 году за счет федерального финансирования и средств консолидированного бюджета субъектов по инициативе Президента России Владимира Путина.

Он помог регионам отремонтировать тысячи километров дорог, улучшить состояние мостовых сооружений. 

К концу 2018-го показатель дорог в нормативе территорий-участников планируется увеличить до 61,3% (на момент начала реализации проекта эта цифра была 38%) – это порядка 31 000 км при общей протяженности дорожной сети агломераций 50 000 км.

Объём финансирования работ в целом по проекту в 2018-м составляет 65,4 мрд рублей, 31,2 миллиарда из которых – федеральные средства, 34,2 миллиарда рублей – средства регионального и местного бюджетов.

Особое внимание в рамках проекта уделено сокращению мест концентрации ДТП. В 2018 году этот показатель должен снизиться до 26% от уровня 2016 года.

Для этого на дорожной сети агломераций устанавливают новые светофорные объекты, дорожные ограждения, обстраивают остановочные площадки, освещение, островки безопасности.  

В ряде регионов уже наблюдается положительная динамика снижения аварийности.

Так, по данным УГИБДД УМВД России по Калининградской области, за полгода 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в регионе сократилось на 4,4%, число погибших при ДТП — на 8,5%, раненых — на 3,8%.

В следующем году федеральную поддержку в развитии дорожной сети получат не только 38 агломераций, их опыт будет распространен на другие территории.

На федеральном уровне принято решение о расширении приоритетного проекта до национального. В настоящее время идёт подготовка его паспорта, а также программ дорожной деятельности субъектов для обеспечения старта проекта в следующем году.

Он получил название «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Срок его реализации — до 2024 года.

Автомобильная магистраль
Фото: пресс-служба Росавтодора

В рамках приоритетного проекта в фокусе были крупные города, где традиционно ситуация на дорогах наиболее сложная.

Теперь стоит задача – добиться изменений в регионах в целом, снизить количество перегруженных и аварийно-опасных участков, постепенно поднять качество региональных дорог до федеральных требований.

Национальный проект охватит 104 административных центра и города с населением свыше 200 000 человек в 81 субъекте. Протяжённость дорожной сети городских агломераций в рамках этого проекта — более 90 000 км.

Эксперты отрасли отмечают, что в связи с предстоящей реализацией нового национального проекта, предусматривающего выполнение большого объема дорожных работ практически во всех регионах России, положительные изменения ожидают и многие региональные подрядные организации, которые до последнего времени испытывали серьёзный дефицит в работе.

Большинство их них действительно смогут вздохнуть с облегчением, вырастет и потребность в новой дорожной технике.

При этом, уже сейчас Росавтодором и Министерством промышленности Российской Федерации достигнута договорённость о необходимости наращивания доли локализации российских компаний в производстве дорогостоящего дорожного оборудования, что должно позитивно сказаться на его стоимости для российского потребителя. 

Важной составляющей при реализации столь масштабных региональных проектов должен быть контроль за работой подрядных организаций. Он должен осуществляться на уровне заказчика с проведением лабораторных испытаний, в том числе с привлечением независимых лабораторий.

Качество и ход работ также должны контролироваться представителями проектных групп субъектов, Росавтодора и подведомственных Федеральному дорожному агентству федеральных казенных учреждений.

А перед стартом дорожного сезона в обязательном порядке должна проводиться проверка работы асфальтобетонных заводов, задействованных в проекте.

Необходимо отметить, что вся эта работа уже осуществляется уже сейчас. А выявленные дефекты устраняются подрядчиками за свой счёт.

Дорожные развязки с высоты птичьего полета
Фото: пресс-служба Росавтодора

Новые реалии федеральной сети

До конца дорожно-строительного сезона осталось всего несколько месяцев – за это время федеральным дорожникам нужно успеть выполнить все оставшиеся объёмы и сдать объекты в эксплуатацию без замечаний и в срок.

В текущем году, помимо упомянутого Крымского моста, Росавтодор реализует сразу несколько масштабных проектов строительства и реконструкции.

Важными направлениями являются мероприятия, осуществляемые на территориях, которые определены руководством страны в качестве приоритетных, в том числе регионы Дальнего Востока, Северного Кавказа, Арктической зоны, в Республике Крым, городе Севастополь, Калининградской области и Байкальском регионе.

В частности, среди значимых объектов 2018 года можно выделить строительство 20-километрового участка автодороги Р-21 «Кола» в Республике Карелия (км-424 – км 445), реконструкцию подъезда от М-4 «Дон» к Ростову на Дону в Ростовской области (км 2- км 7), реконструкцию трассы М-10 «Россия» (обход Твери) в Тверской области, строительство участка автомобильной дороги «Сортавала» (км 57- км 81) в Ленинградской области, строительство участка трассы А-290 Новороссийск – Керчь (км 0 – км 42) в Краснодарском крае, реконструкцию участка федеральной дороги Р-258 «Байкал» (км 243 – км 248) в Республике Бурятия.

Всего же в текущем году после строительства и реконструкции планируется ввести в эксплуатацию 275,7 километров автодорог. Сомнений в том, что данный показатель будет достигнут – нет, это подтверждают данные мониторинга объектов.

В следующем году федеральные дорожники планируют завершить работы ещё на нескольких объектах строительства и реконструкции.

В частности это: реконструкция автомобильной дороги А-121 «Сортавала» на участке с 131 по 153 км в Ленинградской области, реконструкция федеральной трассы Р-23 Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель до границы с Республикой Беларусь на участке с 31 по 54 км в Ленинградской области, строительство транспортной развязки на 633 км федеральной дороги М-5 «Урал» в Пензенской области, реконструкция автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» на участке с 387 по 397 км в Кабардино-Балкарской Республике, строительство участка трассы Р-217 «Кавказ» на участке обхода г. Гудермес в Чеченской Республике с 14 по 27 км, реконструкция дороги Р-256 «Чуйский тракт» с 428 по 495 км в Республике Алтай и реконструкция двух участков трассы А-370 «Уссури» с 12 по 28 км и с 28 по 36 км в Хабаровском крае.

Планируемый ввод участков после капитального ремонта и ремонта в 2018 году ориентировочно составит 8,2 тысячи километров.

Это позволит увеличить протяженность федеральных трасс в нормативном состоянии до 82,8% от общей протяжённости сети (*по состоянию на 01.09.2018 реализации Плана перспективного развития автомобильной сети федерального значения).

К концу 2019 года доля федеральных трасс, соответствующих нормативным требованиям, должна достичь 84,7%, что приблизит данный показатель к целевому показателю Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» — 85,07 % по итогам 2020 года.

Сложная система дорожных развязок
Фото: пресс-служба Росавтодора

Безопасно по «федералке»

Если про безопасность региональных дорог мы уже упомянули, рассказав про приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» и готовящийся к реализации национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», то сейчас пришло время рассказать о том, что предпринимается для обеспечения безопасности на федеральных трассах. 

По сообщению Росавтодора, количество дорожно-транспортных происшествий на федеральных трассах с 2013 года сократилось на 12%.

Это хороший показатель, но как заявляют в ведомстве конечная цель более амбициозна – нулевая смертность. Конечно, достичь его сложно, но федеральные дорожники прилагают к этому значительные усилия. 

Анализ показателей аварийности говорит о том, что более 80% аварий происходят по причине нарушения водителями правил дорожного движения, в частности несоблюдения скоростного режима, также отмечается рост интенсивности дорожного движения.

В связи с этим, подход к решению вопросов обеспечения безопасности необходим комплексный. Это и совершенствование дорожной инфраструктуры, и пропаганда, и неотвратимость наказания нарушителей.

Ещё одним из эффективных инструментов работы в данном направлении является установка на автомобильных дорогах комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

В этой связи одним из направлений работы Росавтодора на 2018 год является реализация проекта по обустройству подведомственной сети автомобильных дорог такими устройствами.

Проект рассчитан на три года (2018-2020 гг.). Основная цель — снижение показателей аварийности на 50% к 2021 году и выработка законопослушного поведения участников дорожного движения.

Всего в ходе реализации проекта на федеральных трассах планируется установить более 1 000 комплексов фотовидеофиксации (во всех федеральных округах).

Методология размещения будет основана на анализе данных официального ресурса stat.gibdd.ru, обращений граждан, информации об автомобильных дорогах (трассы с ограниченной видимостью (подъёмы), устоявшимися нарушениями правил дорожного движения и т. д.).

Немалую роль в обеспечении безопасности дорожного движения играют инновации.

В частности, федеральное дорожное агентство уделяет особое внимание мероприятиям по созданию интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков (ИТС), основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий.

Так в 2018 году планируется установить 188 метеостанций и 18 пунктов учета интенсивности дорожного движения.

К началу этого года действуют уже 1215 автоматизированных систем метеорологического обеспечения (АСМО) и 969 пунктов учета интенсивности дорожного движения.

Горизонт работы — охват до 2020 года всей федеральной сети. Так, в перспективе планируется установить дополнительно около 400 метеостанций и 200 пунктов учета интенсивности движения.

Кроме того, в целях повышения безопасности дорожного движения и снижения аварийности на федеральных трассах в текущем году будет обустроено порядка 425 километров искусственного освещения, 19 пешеходных переходов в разных уровнях, также подрядчики установят порядка 25 километров барьерного разделительного ограждения и более 5 000 погонных метров шумозащитных экранов.

При этом стоит отметить, что к сегодняшнему дню, разными типами разделительных ограждений уже оснащена половина всей федеральной дорожной сети (свыше 20 000 км).

Автомагистраль соединяет два материка
Фото: пресс-служба Росавтодора

Больше инноваций на дорогах

Как отмечают в Росавтодоре, только за последние 5 лет количество применяемых на федеральных трассах инноваций увеличилось на 60%.

В настоящее время наиболее востребованными являются технологии, позволяющие повысить качество дорожных покрытий за счет увеличения их прочности и эксплуатационной надежности под большими динамическими нагрузками.

Успешно развиваются методы, помогающие минимизировать последствия резких температурных перепадов и других природно-климатических воздействий на качество дорожной одежды.

Среди них преобладают технологии устройства покрытий автомобильных дорог с использованием модификаторов асфальтобетонных смесей, методы регенерации покрытий (ресайклинг) и устройства макрошероховатых покрытий, поверхностной обработки, широко используются геосинтетические материалы.

На мостах, путепроводах и эстакадах наибольшее применение нашли современные материалы для обустройства и ремонта деформационных швов, гидроизоляционные материалы, ремонтные смеси, эффективные конструкции подпорных стен, барьерных ограждений, опорных частей, а также износостойкие конструкции покрытия проезжей части.

Кроме того, одной из эффективных технологий, позволяющих продлить межремонтные сроки, является устройство тонких слоёв износа — способ быстро и с меньшими затратами восстановить свойства покрытий.

Они защищают дорогу от преждевременного разрушения и позволяют сохранять потребительские характеристики в нормативном состоянии.

Основной принцип подобных методов — нанесение тонкого слоя смеси каменных и вяжущего материалов с различными добавками на существующее покрытие.

На сети федеральных дорог используются сразу несколько таких технологий: «Сларри Сил», «Микросюрфейсинг», «Новачип» (или «Тонфриз»). В строительстве нашла своё применение методика стабилизации грунтов, суть которой заключается в введении в грунт добавок для улучшения его механических свойств.

При этом грунт измельчается и смешивается с соответствующими связующими материалами с последующим уплотнением. Успешно адаптирован в России аналог зарубежной технологии объёмного проектирования асфальтобетонной смеси.

Она позволяет увеличить срок службы покрытия на 20–30 % за счет точного подбора состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов. 

В текущем году подведомственные Росатодору Федеральные казённые учреждения применили 27 новых и инновационных технологий.

Это методики, касающиеся как строительства и реконструкции автомобильных дорог, так и обеспечения контроля выполнения работ, обеспечения безопасности дорожного движения.

Среди них —  установка светофорных объектов на пешеходных переходах с кнопкой вызова (с программно-аппаратным комплексом для подключения к автоматизированной системе управления дорожным движением), устройство трёхосной георешетки TriAx 160, работы по нанесению полимерной грунтовки по типу Colzumix, укладка битумно-полимерной ленты ВITAREL JЕТ, устройство акустических экранов из древобетона, применение битумной мастики «Битурэл» для заливки пазух в деформационных швах и многие другие.

Отрадно, что передовой опыт федеральных дорожников начинают перенимать и их региональные коллеги.

Так к примеру, по разработанному в России аналогу метода объемного проектирования асфальтобетонных смесей уже работают дорожники Татарстана и Башкортостана, а в будущем к ним возможно присоединятся и другие регионы.

Большую роль в деле передачи опыта от федералов к регионалам ведомство видит в проведении специальных обучающих семинаров, которые проводятся на постоянной основе на базе подведомственного Росавтодору учебного центра.

Подводя итог, особенно в канун профессионального праздника работников дорожного хозяйства, хотелось бы отметить, что дороги являются визитной карточкой любой территории и страны в целом, они служат важным условием динамичного развития регионов и улучшения качества жизни людей.

За каждым сданным объектом – большой труд и преданность делу. Сегодня ровный асфальт под колесами – не только важнейшее условие для создания социального благополучия, но и основа для привлечения инвестиционных проектов и стабильной экономики.

Желаем российским дорожникам с честью сохранять славные традиции, всегда отвечать новым вызовам времени и еще больше масштабных амбициозных проектов!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: