Контролируй это!

Руководители предприятий зачастую удивляются увеличению расходов на содержание автопарка и одновременному снижению эффективности работы. Вроде бы и техника работала столько же, а солярки израсходовано больше. Притом что результат оказывается куда хуже ожиданий. И вроде начинает директор догадываться, что нерадивый водитель продает топливо «налево», да еще и спит на рабочем месте. Но доказать не может.

Куда уходит топливо

Выявить «предприимчивых» сотрудников можно с помощью современных технологий. Многие предприятия сейчас устанавливают системы контроля за автотранспортом. Экономные руководители ставят датчики топлива и километража, а затем в конце рабочего дня снимают показания, подключаясь к ним при помощи ноутбука. Но такую простую систему легко обмануть (о способах мы рассказывать не будем, дабы не искушать вороватых сотрудников), соответственно, ее эффективность очень спорна.

Топ-менеджеры, которым важно действительно контролировать ситуацию, задействуют комплекты мониторинга, основанные на спутниковых системах ГЛОНАСС/GPS и мобильном Интернете. Там, конечно, тоже присутствуют датчики Fuel Monitoring System или аналогово-частотный LLS, которые устанавливаются к топливной системе транспорта, и следят за уровнем бензина/солярки. Но он работает в паре с регистратором, собирающем в режиме реального времени информацию не только о расходе горючего, но и о передвижении транспорта с координатами, действиях с замком зажигания, данные о работе двигателя и напряжения в бортовой сети.

datchik_bak

То есть если водитель решил слить топливо для своих нужд или для продажи либо же запустил двигатель, чтобы машина работала на холостом ходу, а сам пошел спать или по своим делам, умная система тотчас это определит.

«Если предприятие использует талоны или электронные карты на АЗС, система позволяет сравнить весь объем ГСМ фактически попавшего в бак транспортного средства с выданным по ведомости на АЗС. Тем самым можно пресечь все махинации с топливом со стороны недобросовестных водителей, которые пытаются договориться с оператором заправки или попросту не доливать в бак машины, а себе в канистру», — рассказывает технический директор «Омникомм Сибирь» Андрей Сторожев (г. Красноярск).

Топливные ОПГ

Не редки случаи, когда на предприятии действуют целые, если так можно сказать, банды, которые покрывают друг друга в махинациях с топливом. В мошеннической цепочке могут быть задействованы как рядовые сотрудники, так и менеджеры среднего звена и даже «правая рука» руководителя. Как правило, действуют они по схеме, сводящейся примерно к следующему: один участник ищет «левые» чеки, якобы за приобретенное топливо, другой организует подработку в рабочее время на служебной технике «на стороне», еще один подкручивает показания приборов и делает фиктивные отчеты и т. д. Первый признак наличия такой группы в компании — их явное противодействие или саботирование установки систем контроля за транспортом.

Если же топ-менеджер проявил твердость и принял решение ставить современную систему, то рано или поздно нерадивые сотрудники попытаются ее взломать. Примеры уже были — это и слив топлива при выключенной массе, и попытки блокировать сигнал GPS-приемника, и убеждение руководителя в некорректных показателях расхода топлива, якобы, без учета погодных условий, и банальное физическое повреждение датчиков. И хотя любая система несовершенна и найти способ обмануть ее можно, более чем раз или два это сделать не удастся. Естественно, если контроль установлен не для галочки, а для реального достижения экономии. Руководителю достаточно проанализировать отчеты с одной машины, чтобы заметить подозрительные моменты.

«На компьютере потребителя системы «АвтоСкан» установлено программное обеспечение, позволяющее в режиме реального времени следить за положением транспорта, а также за скоростью, расходом топлива в баке и другими датчиками, установленными на автомобиле. Можно также в любой момент удаленно заблокировать двигатель автомобиля. Данные подаются в виде отчетов. Количество одновременно работающих пользователей у одного клиента не ограничено», — говорит технический директор ЗАО «ГК АМПС» Михаил Погребняк (г. Новосибирск).

К тому же во всех случаях вмешательства в работу системы та посылает отчет диспетчеру или директору. Показания в основном передаются через мобильную сеть посредством установленной SIM-карты. При этом если машина находится вне зоны действия сети сотового оператора, то данные накапливаются в системе и при появлении сигнала от базовой станции тут же передаются.

datchik-omnicomm

«Компания «Омникомм» разработала специальный бортовой терминал, совмещающий работу по GSM и Wi-Fi. Таким образом, техника, временно работающая вне зоны покрытия GSM, передает информацию по Wi-Fi, а при возвращении в зону покрытия — по каналам сотовой связи», — добавляет Андрей Сторожев.

Эффект присутствия

Некоторые руководители опасаются, что во время их длительного отсутствия в офисе (например, во время командировки или отпуска) контроль за работой автопарка ослабнет. Но и это не проблема, если использовать «облачные» сервисы — онлайн-хранилище, в котором данные хранятся на многочисленных распределенных в сети серверах. Доступ к ним возможен из любого места при наличии возможности выйти в Интернет.

«Сервис веб-мониторинга Omnicomm Online позволяет пользователям осуществлять мониторинг транспорта из любой точки мира и через любое устройство, имеющее доступ к сети Интернет. Соответственно, весь контроль подвижных объектов возможен в режиме реального времени. Все отчеты по состоянию транспортного средства хранятся на сервере до 3 лет, что позволяет при необходимости вернуться и детально изучить работу техники в любой промежуток времени. Данный сервис не требует установки ПО на компьютер и обучения сотрудников его обслуживанию, поэтому, например, если руководителю во время отпуска захочется проверить режим работы своих сотрудников или автопарка, он сможет это легко сделать. Сотрудники же автопарков освобождаются от вопросов технического содержания физического хранилища данных — серверы системы размещаются в дата-центре компании Omnicomm и круглосуточно находятся под наблюдением квалифицированных специалистов», — объясняет Андрей Сторожев.

Цена вопроса

Стоимость оборудования и установки — вот, пожалуй, главный отпугивающий фактор для руководителей предприятий. Действительно, при большом автопарке затраты будут существенными. Но и окупиться система может за пару месяцев.

«Стоимость установки системы «Автоскан» — 50 000–70 000 рублей, ежемесячная оплата за услуги — 600 рублей за единицу техники. В результате на транспортных средствах расход снизился одномоментно на 10 л/100 км. Техника становится более экономичной, снижается и общий суммарный расход топлива, так как система отслеживает уходы с маршрута, «левые» рейсы», — уверяет Михаил Погребняк.

«Мы оснастили системой мониторинга и контроля расхода топлива Omnicomm предприятие нефтегазовой промышленности с парком техники в 98 единиц: 18 трубоукладчиков, 13 бульдозеров, 10 экскаваторов, 14 агрегатов для сварки трубопроводов, 35 единиц различной колесной техники, 8 автотопливозаправщиков. На оснащение клиент потратил 3, 283 млн рублей. Экономия на ГСМ, а также совокупная стоимость несанкционированного расхода топлива за первый месяц эксплуатации системы составили 1,014 млн руб. То есть срок окупаемости системы только за счет сокращения расходов на ГСМ — чуть больше трех месяцев. При этом снизились простои техники, выявились случаи недолива топлива на некоторых АЗС. Последнее, кстати, особенно важно: зачастую в низкой эффективности транспорта стремятся обвинить водителей, а потом выясняется, что не было хищения топлива — была недобросовестная работа автозаправок», — подытоживает Андрей Сторожев.

//Конкретно

«На транспортное средство клиента устанавливается абонентский терминал ГЛОНАСС/GPS, который позволяет отслеживать на территории всей России в реальном времени: пробег, местоположение, траекторию движения, периоды работы механизмов, учет повышенного расхода топлива при использовании механизмов, наработку моточасов, работу на холостом ходу, эффективность, уровень и расход топлива, сливы и заправки. Мы предоставляем клиенту безлимитный трафик, бесплатное ПО и обновления, несколько видов карт и круглосуточную техническую поддержку», — говорит руководитель по развитию корпоративного бизнеса Красноярского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Николай Крупский.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: