Топливная эффективность для ДСТ - реальность? - iGrader.ru
Топливная эффективность для ДСТ и прочей техники: маркетинговая уловка или реальность? Фото: kramer-online.com

Топливная эффективность для ДСТ и прочей техники: маркетинговая уловка или реальность?

В прошлом номере мы обсудили, как эффективно использовать грузовые автомобили и LCV и не сжигать впустую драгоценные литры. Сегодня за нашим виртуальным круглым столом вместе с экспертами попробуем узнать, можно ли получить экономию при работе с дорожно-строительной и сельскохозяйственной техникой.

— У выражения «топливная эффективность» несколько определений. Но для конечного потребителя красивые фразы мало что значат. Расскажите о конкретных изменениях в конструкции техники, позволяющих утверждать о снижении расхода топлива.

Владислав Андрианов, региональный менеджер Kramer по продажам в странах СНГ, Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа

Владислав Андрианов, региональный менеджер Kramer по продажам в странах СНГ, Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа
Владислав Андрианов, региональный менеджер Kramer по продажам в странах СНГ, Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа

«На телескопические и фронтальные колёсные погрузчики Kramer устанавливается система Smart Driving. Она автоматически, без участия оператора, снижает обороты двигателя погрузчика при достижении максимальной скорости движения. Например, для погрузчиков Kramer с тяговым приводом Ecospeed частоту вращения можно снизить до 2000 об/мин, с приводом EcospeedPRO — до 1550 об/мин, что является одним из лучших показателей среди рыночных аналогов.

Повышается скорость вращения также автоматически, как только от машины требуется повышенная мощность. Система обеспечивает оптимальный режим работы двигателя на транспортных работах и особенно актуальна для техники, которая используется на больших перегонах между хозяйствами или часто возит за собой прицепы по дорогам общего пользования. Результат — экономия топлива, минимизация шума, а также уменьшение нагрузки на отдельные узлы и, соответственно, сокращение времени простоев и продление срока службы машины.

О трансмиссиях Ecospeed или EcospeedPRO (последняя является запатентованным решением Kramer) упомяну отдельно. Они позволяют достигать максимальной тяги при  минимально возможных оборотах двигателя в каждой конкретной ситуации. Коробка передач Ecospeed включает в себя гидростатический привод с гидронасосом и широкоугольным гидромотором (максимальный угол качания 45°).

Рабочий объем гидромотора в Ecospeed — 233 куб. см/оборот, в EcospeedPRO — 370 куб. см/оборот. Такое трансмиссионное решение оправдано для техники, которая должна передвигаться по  дорогам общего пользования на скоростях до 40 км/ч, а также обладать повышенным тяговым усилием для выполнения тяжёлых работ».

Василий Бадья, продуктовый менеджер ООО «КЛААС Восток» (CLAAS)

Василий Бадья, продуктовый менеджер ООО «КЛААС Восток» (CLAAS)
Василий Бадья, продуктовый менеджер ООО «КЛААС Восток» (CLAAS)

«В первую очередь здесь речь идёт об изменениях в конструкции коробки передач. Ещё несколько лет назад большинство тракторов оборудовали механической трансмиссией, сейчас же всё чаще применяют автоматическая — power-shift. И в отличие, к примеру, от автомобилей на тракторной технике используется большее количество передач, которые переключаются не только в зависимости от скорости движения, но и от нагрузки, что и повышает топливную эффективность.

Т. е. при движении трактора на определённой скорости возможно использовать несколько вариантов передач трансмиссии power-shift. Допустим, для скорости 10 км/ч можно выбрать режим В5, В6, С1, С2 и т. д. для передачи оптимальной тяги при минимально возможном расходе топлива. Это, так сказать, первый уровень повышения топливной эффективности.

Второе направление — переход с ручного на автоматическое переключение. Такие системы есть у тракторов CLAAS, когда выбор передачи осуществляет не механизатор в ручном режиме, а автоматика самой машины, также ориентированная на экономию топлива.

И наконец, третий шаг, который сегодня делают производители тракторов для повышения топливной эффективности, это разработка полностью бесступенчатых трансмиссий. Так, на  самых мощных тракторах AXION 900 и XERION механизатор выбирает лишь скорость движения, а передаточное отношение трансмиссии и обороты вращения двигателя определяются автоматически для работы в наиболее экономичном режиме с поддержанием необходимой рабочей скорости».

Александр Нилов, технический инструктор John Deere

Технический инструктор ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere) Александр Нилов
Технический инструктор ООО «Джон Дир Русь» (бренд John Deere) Александр Нилов

«Нельзя сказать, что изменения конструкции техники произошли именно в последние несколько лет. Эти технологии довольно давно применяются на машинах John Deere. Стоит в первую очередь упомянуть систему Common Rail, за счёт которой топливо распыляется форсунками при очень высоком давлении, что позволяет сжигать его экономно.

Другое решение — автопереход на холостые обороты. Если, к примеру, экскаватор бездействует, стоит и ждет команды, то машина автоматически переходит на холостые обороты и потребляет меньше топлива.

Ещё одна система, которая позволяет экономить топливо – автовыключение: машина работает на холостых оборотах строго заданное время, а по его истечении она отключается. Есть и другие системы — например, для экскаваторов характерны различные режимы мощности. Динамика машины не дается бесплатно, она возникает за счет топлива, и, если не нужна высокая интенсивность, имеет смысл задействовать более экономичный режим».

Сергей Горбачев, специалист по применению продуктов SEM ООО «Катерпиллар Евразия» (Caterpillar Eurasia)

Сергей Горбачев, специалист по применению продуктов SEM ООО «Мантрак Восток» (Caterpillar Eurasia)
Сергей Горбачев, специалист по применению продуктов SEM ООО «Катерпиллар Евразия» (Caterpillar Eurasia)

«Современные технологии применяют для снижения паразитной нагрузки на двигатель и позволяют сделать оборудование более производительным, что напрямую ведёт к повышению топливной эффективности. Например, на  фронтальных погрузчиках SEM 655D и SEM 656D в базовой конфигурации установлены ковши, ёмкость которых составляет 3,3 куб. м (с «шапкой» в 10%). Но SEM 656D оснащён аксиально-поршневым насосом в гидравлической системе рулевого управления, способным практически полностью прекращать подачу масла в систему, когда ни одна функция не задействована.

Это ведёт к  уменьшению нагрузки на двигатель и, соответственно, к повышению производительности. Кроме того, сам аксиально-поршневой насос благодаря своей конструкции отличается меньшими утечками и потерями в сравнении с  шестерённым. В итоге мы наблюдаем 5-процентный рост топливной эффективности, то есть при погрузке одинакового объёма материала 656D потратит на 5% меньше топлива, чем 655D».

Ольга Быченок, менеджер по продукту строительного направления CNH Industrial в России и Беларуси

Ольга Быченок, менеджер по продукту строительного направления CNH Industrial в России и Беларуси
Ольга Быченок, менеджер по продукту строительного направления CNH Industrial в России и Беларуси

«Давайте рассмотрим понятие «топливной эффективности» на примере гусеничных экскаваторов. Для этого вида техники крайне важна работа гидравлической системы, оптимально согласованной с двигателем. Ведь именно от правильно подобранных и настроенных всех компонентов силовой установки зависит оптимальная работа машины, а значит и топливная эффективность.

На гусеничных экскаваторах CASE топливная экономичность обеспечивается не только за счёт электронно-регулируемой топливной системы Common Rail, но также за счёт 5 дополнительных топливосберегающих функций: функции управления стрелой (BEC), управления золотником (SSC), автоматического экономичного управления (AEC), управления при повороте платформы (SRC) и функций автоматического перехода на холостые обороты и автоматического выключения двигателя (AES). Все перечисленные функции позволяют интеллектуально использовать возможности машины, сводя на минимум избыточный поток масла без потери производительности.

Кроме этого, на расход топлива влияют грамотно подобранные инженерами CASE сечения гидропроводов, форма распределительных клапанов, фитингов и др. Всё в совокупности и влияет в конечном счёте на топливную эффективность машины.

Конечно, на сегодняшний день на рынке строительной техники всё ещё встречаются машины с механически-регулируемыми топливными системами двигателя, с менее современными гидравлическими системами, что, в свою очередь, отрицательно отражается и на топливной эффективности техники».

Дмитрий Красавин, руководитель отдела технической поддержки Hitachi Construction Machinery Eurasia

«Для снижения расхода топлива производители спецтехники стараются повысить уровень автоматизации режимов работы ДВС. Специалисты Hitachi активно работают в этом направлении. К примеру, практически все наши экскаваторы строительного класса оснащены функцией автоматического снижения оборотов двигателя при длительной работе на холостом ходу, что позволяет существенно сократить потребление горючего».

Дмитрий Пашкин, региональный менеджер направления дорожно-строительной техники ООО «Ферронордик» (официальный дилер Volvo CE)

«Машины Volvo оснащены двигателем внутреннего сгорания с автоматической регулировкой оборотов, что позволяет корректировать расход топлива в зависимости от нагрузки и сложности выполнения работ».

Топливная эффективность для ДСТ и прочей техники: маркетинговая уловка или реальность?

— Производители часто пишут, что, мол, новая модель потребляет на 3-15-20% меньше топлива. И крайне редко указывают, в сравнении с чем они приводят такие данные. Подобные заявления — результат синтетических тестов в идеальных условиях, или они применимы к другим условиям тоже?

Ольга Быченок, CNH Industrial

«Перед тем, как декларировать уменьшение в  расходе топлива производителем, проводится ряд испытаний. На этапе разработки машины действительно — это тестовые испытания на стенде. Далее уже технику испытывают на реальных рабочих площадках клиентов. Снимают измерения на всех возможных режимах работы, различном применении под разными нагрузками.

И только после тщательных испытаний, измерений и исследований, сравнении с предшествующими сериями машин инженеры публикуют информацию об изменении топливной эффективности».

Александр Нилов, John Deere

«John Deere обычно сравнивает модели по сравнению с предыдущими машинами. Наша компания аккуратно подходит к рекламе и к заявлению о таких экономических эффектах, мы очень дорожим репутацией.

Испытания проводятся в одних и тех же условиях: важно создать совершенно одинаковые условия для предыдущей и для новой модели, чтобы результаты были релевантными. Такой серьёзный подход к испытаниям и позволяет нам быть уверенными, что мы получили надёжные цифры, которыми можем оперировать».

Дмитрий Пашкин, ООО «Ферронордик»

Топливная эффективность для ДСТ и прочей техники: маркетинговая уловка или реальность?

«Да, вы абсолютно правы. Давайте я постараюсь дать более конкретный ответ и приведу два примера.
Первый пример. 30-тонный гусеничный экскаватор Volvo потребляет на карьере максимум до 18 литров топлива в час при погрузке грунта с уровня земли (самосвал и экскаватор на одном уровне), в то время как машина того же класса другого бренда — 24 литра, что увеличивает расход горючего на 26%. При равных составляющих (оба двигателя оборудованы системой Common Rail с общей топливной рампой) ДВС Volvo показывает лучшие скоростные характеристики.

Поэтому конкуренты очень боятся захода техники Volvo на карьер. Что вполне объяснимо, ведь «немаркетинговая» экономия топлива будет значительной. Чтобы её рассчитать, возьмём в качестве примера средний карьер с парком в 15-20 машин, работающих круглые сутки не менее 20 часов в смену, и используем простую формулу: количество машино-часов (20) умножим на количество дней (в среднем техника работает 340 дней с учётом праздников) и на среднее количество машин (17). Выходит, что экономия топлива даже в 2-3 литра с единицы в час — это большие деньги в год.

Второй пример ещё более наглядный. Сравним асфальтоукладчики в классе 20 тонн. Машина Volvo P7820 серии D четвёртого поколения оснащена двигателем Volvo D7 мощностью 170 кВт, её же ближайшие конкуренты чаще всего оборудованы мотором Cummins QSB 6.7 мощностью 151 или 164 кВт. Цифры говорят сами за себя: потребление 30-35 литров топлива в час при загрузке 60% (официальные данные завода-изготовителя) такого асфальтоукладчика против не более 20 литров в час при полной загрузке машины Volvo.

К тому же ёмкость топливных баков техники конкурентов составляет 320 и 400 литров, а Volvo — 250. Таким образом, можно отметить три важных преимущества асфальтоукладчика Volvo, оборудованного двигателем D7: большую мощность, значительно меньший расход топлива, а также осуществление обслуживания и машины, и ДВС одним официальным дилером».

Сергей Горбачев, Caterpillar Eurasia

«Конечно, данные тесты проводят не только на бумаге. Так, при выпуске новой модели техники SEM инженеры компании сначала определяют расчётный расход топлива, а позже проводят испытания машин в реальных условиях эксплуатации: не только на полигонах завода Caterpillar Qinzhou Ltd., но на предприятиях заказчиков».

Владислав Андрианов, Kramer

«Как правило, сравнение идёт с предыдущим поколением техники. Расход топлива — это очень чувствительный показатель, зависящий от многих факторов. Поэтому при выполнении теста каждый производитель точно фиксирует условия его проведения».

Василий Бадья, CLAAS

«Здесь сразу следует пояснить, что, когда речь идёт о тракторах, то есть два параметра расхода топлива: в литрах за час и в литрах на гектар обработанной площади. С точки зрения производительности и топливной эффективности главным является объём работы, который машина выполнила, израсходовав 1 литр горючего. Именно это и имеют в виду производители, говоря, что новая модель трактора стала потреблять, допустим, на 10% меньше топлива.

На машине может стоять тот же самый двигатель, с тем же объёмом, к примеру, 8,7 л, более того, расход топлива в час также может остаться прежним, но за одинаковое время трактор выполняет уже больший объём работ. Достигается это за счёт более эффективной трансмиссии, о чём говорилось выше, правильной настройки, повышенного тягового усилия, оптимальной балластировки и многих других факторов. И в данном случае уже не важно, в каких именно условиях работает трактор: более производительная новая модель покажет лучшие результаты как в «синтетических» тестах, так и при полевых работах».

Дмитрий Красавин, Hitachi CM

Дмитрий Красавин, руководитель отдела технической поддержки Hitachi Construction Machinery Eurasia
Дмитрий Красавин, руководитель отдела технической поддержки Hitachi Construction Machinery Eurasia

«Перед выводом на рынок новой модели техники специалисты Hitachi проводят сравнительные тесты, в рамках которых сопоставляются технические характеристики модели предыдущего поколения и новинки в одинаковых условиях эксплуатации. При этом надо отметить, что потребление горючего зависит от множества факторов, таких как режим работы машины, сложность выполняемых задач, тип рабочего оборудования, установленного на технику, объём ковша и многих других.

Также на расход топлива оказывают влияние условия рабочей площадки, климатические особенности региона, своевременность проведения технического обслуживания и использование качественного топлива. В общем, добиться повышения топливной эффективности можно благодаря внимательному отношению к технике, соблюдению правил хранения горючего и грамотной заправке. Мы совместно с нашими официальными дилерами предоставляем клиентам рекомендации, которые позволяют снизить расход топлива и продлить срок эксплуатации двигателя».

— На расход топлива влияет множество факторов. и современные модели техники оснащают «умными» устройствами, позволяющими оператору/водителю уменьшить потребление топлива, сохранив производительность. Но это в теории. А на практике это действительно так, или пока не появится беспилотная техника, человеческий фактор будет мешать топливной эффективности?

Василий Бадья, CLAAS

«Я не могу сказать, что человеческий фактор сегодня как-то сильно «мешает» топливной эффективности. По сути, системы параллельного вождения и автоматической настройки трактора уже сейчас позволяют свести к минимуму участие механизатора. Если оператор на все 100% задействует потенциал электронных систем помощи, то фактически его роль и влияние человеческого фактора сводятся к нулю. При этом экономится не только топливо, но и посевной материал, удобрения, средства защиты растений.

Поэтому с точки зрения экономичности работы трактора беспилотная техника вряд ли внесёт существенные изменения. Пока же полностью перейти на использование именно беспилотных машин в сельском хозяйстве сложно, для этого необходимо, чтобы вся техника стала роботизированной и взаимодействовала между собой по единым протоколам. В обозримом будущем это пока не предвидится. Поэтому не могу сказать, что переход на беспилотную технику можно отнести к факторам, повышающим именно топливную эффективность».

Владислав Андрианов, Kramer

«Безусловно, «умные» системы в наши дни вносят реальный вклад в топливную экономичность. Они заменяют человека-оператора на определённых стадиях управления машиной, как это делает, например, вышеупомянутая система Smart Driving или телематическая система EquipCare. Последняя позволяет постоянно мониторить расход топлива при выполнении различных задач и проводить сравнение с другими машинами или операторами, выполняющими подобного рода работы. Это даёт возможность увидеть, что техника эксплуатируется в неоптимальном режиме, выявить типичные ошибки оператора и т. д.»

Дмитрий Пашкин, ООО «Ферронордик»

 Дмитрий Пашкин, ООО «Ферронордик»
Дмитрий Пашкин, ООО «Ферронордик»

«Да, человеческий фактор будет влиять на топливную эффективность оборудования, мы всё-таки люди, а не машины. Однако производители активно разрабатывают и внедряют инновационные решения, позволяющие автоматизировать большую часть рабочих процессов и повысить эффективность техники. Например, машины Volvo оснащены интеллектуальной системой Co-Pilot, включающей специализированные приложения Assist.

Операторы асфальтоукладчиков Volvo новой серии D используют приложение Pave Assist, которое обеспечивает укладку асфальта необходимой температуры и толщины, а также подсказывает, на каком участке нужно добавить материал, а на каком — снять. Данные отображаются на  планшете, расположенном в кабине оператора, информация обновляется в режиме реального времени.

Это даёт возможность быстро устранять возникающие проблемы и избегать повторной работы. Кроме того, в машине автоматически регулируются обороты двигателя в зависимости от нагрузки, на которую влияют ширина укладки, материал, толщина слоя, скорость, частота и т. п. Это работает так же, как адаптивный круиз-контроль в современных автомобилях».

Дмитрий Красавин, Hitachi CM

«Это действительно так, «умные» функции, которыми оснащена техника Hitachi, помогают оператору более эффективно эксплуатировать машину. У наших клиентов востребована система автоматизированных ежемесячных отчётов ConSite, в которых отражены такие данные, как время работы в различных режимах мощности, время холостого хода, время, затраченное на поворот платформы.

Это даёт возможность владельцам техники проанализировать полученную информацию, при необходимости проконсультироваться с официальным дилером и принять меры по оптимизации работы машины».

Александр Нилов, John Deere

«На практике это действительно так. Опять-таки приведу в пример экскаваторы, где можно выбрать различные режимы мощности. Если не нужен динамичный, быстрый режим, имеет смысл включить более экономичный. При выборе нужного режима машина работает более эффективно. Таким образом, мы говорим не просто об экономии топлива, ведь самый простой способ сэкономить — заглушить машину. Мы говорим об удельном расходе, о количестве топлива относительно объёма работ.

Если экскаватор — то перемещённые кубометры, если самосвал — пройденные километры и перевезённые тонны и т. д. Многое действительно зависит от человеческого фактора: разный оператор управляет по-разному, и расход топлива отличается. Но человеческий фактор не всегда мешает — если это опытный, квалифицированный оператор, то человеческий фактор будет только помогать».

Сергей Горбачев, Caterpillar Eurasia

Топливная эффективность для ДСТ и прочей техники: маркетинговая уловка или реальность?

«Очень важно обучить оператора использованию технологий и грамотной эксплуатации техники. Например, все фронтальные погрузчики SEM оснащены многовальными коробками передач с возможностью переключения под нагрузкой: две передачи — рабочие, две — транспортные. Когда машину эксплуатируют на твёрдом, слежавшемся грунте, где для заполнения ковша необходима полная мощь, можно работать на первой передаче рабочего режима.

А если необходимо погрузить рыхлый, лёгкий материал и полная мощность от техники не требуется, можно переключиться на вторую передачу. Это снизит крутящий момент на колёсах, машина перестанет зарываться и сжигать топливо впустую. Вдобавок снизится износ покрышек, который очень дорого обходится владельцам погрузчиков. Все машины SEM поставляются с руководством пользователя, в котором не только описаны основные правила обслуживания техники, но и подробно изложены принципы управления ею».

— В последнее время эксплуатанты стали чаще обращать внимание на газомоторную или электрическую технику. На первый взгляд, в сравнении с ценой на дизельное топливо стоимость квт или кубометра газа действительно меньше. Но корректно ли сравнивать эти виды техники, учитывая совокупную стоимость владения?

Дмитрий Пашкин, ООО «Ферронордик»

«На мой взгляд, не очень корректно сравнивать данные виды техники. Велика вероятность того, что быстрее всего будет дорожать дизельное топливо, поэтому компании усиленно ищут более экономичные варианты. Однако заменить все машины в парке техники на электрические или газомоторные сложно: для этого придется поменять почти всю сложившуюся инфраструктуру и логистику.

Тем не менее в Швеции с 2018 года тестируют беспилотные электрифицированные самосвалы и фронтальные погрузчики Volvo. В  Европе уже работает электрическая мини-техника нашего бренда. Мы ожидаем, что в будущем такие машины будут востребованы и в России».

Сергей Горбачев, Caterpillar Eurasia

«Сравнивать такие виды техники корректно, если сразу брать в расчёт сложность заправки газомоторных машин и время зарядки электрических. Для заправки газом необходима специальная техника, которая доставит его на рабочую площадку, что не всегда просто обеспечить. А  время зарядки электрической машины — это, по сути, её простой».

Александр Нилов, John Deere

«Пожалуй, для клиента прежде всего важна совокупная стоимость владения. К сожалению, пока на российском рынке нет гибридной техники John Deere, но мы можем видеть это на примере США, где она есть, и её стоимость владения ниже, чем у дизеля. Гибриды экономичнее расходуют топливо. Думаю, что мы все скоро придём к электрическим гибридам, поскольку цена на топливо, вероятно, будет повышаться».

Дмитрий Красавин, Hitachi CM

«Сейчас всё больше внимания уделяется проблемам экологии и развитию «зелёных» технологий. Сотрудники Hitachi также стараются внести свой вклад в защиту окружающей среды. Компания производит экскаваторы, которые могут оснащаться как дизельным ДВС, так и электродвигателем. Уже многие добывающие предприятия сделали свой выбор в пользу машин с электродвигателем и остались довольны. Стоимость владения такой техникой привлекательна для клиентов, поскольку снижаются расходы на топливо и расходные материалы для обслуживания ДВС. Кроме того, в этом году Hitachi совместно с ABB начали разработку полностью электрического карьерного самосвала.

Отмечу, что достаточно большое количество российских горнодобывающих компаний ещё с  советских времен имеют подведённые электросети. Благодаря этому будет проще ввести в  эксплуатацию самосвалы-троллейвозы — более экономичные и экологичные машины».

Василий Бадья, CLAAS

«Здесь необходимо отталкиваться от понимания, что главный критерий при выборе трактора – это его мощность, которая должна позволять выполнять определённый перечень сельскохозяйственных работ. В России наиболее востребованными являются тракторы на 300-400 л. с. Газомоторная и электрическая техника такой мощности просто не выпускается, по крайней мере, пока, поэтому, собственно, и сравнивать её с дизельной невозможно. Второй момент, если все-таки оценивать сопоставимые по мощности машины, то возникает ещё и вопрос, как долго трактор сможет работать в поле?

Топливный бак с дизельным топливом обеспечивает бесперебойную работу трактора в течение всей смены. Газовые баллоны и аккумуляторные батареи этим похвастаться не могут. Как дополнительные единицы техники в парке, предназначенные для выполнения определённого типа работ, электрические и газовые тракторы, возможно, и показывают более привлекательную для фермера совокупную стоимость владения, но это если искусственно ограничить дизельный трактор столь же узким спектром работ, в то время как его функционал будет все равно шире».

Владислав Андрианов, Kramer

«Техника, работающая на альтернативных источниках энергии, является очередным шагом на пути технологического развития нашей цивилизации. И эксплуатация таких машин имеет ценность с точки зрения получения практического опыта в реальных условиях. Тем более что техника на электротяге обладает рядом уникальных характеристик в сравнении с той, которая приводится в движение дизельными или бензиновыми моторами.

Вопрос же о совокупной стоимости владения такими машинами пока является в некотором роде теоретическим, так как на практике никто из потенциальных покупателей не сможет её с точностью рассчитать, особенно учитывая тот факт, что сегодня технологии обновляются в среднем каждые два-три года. Поэтому фермер, у которого есть биогазовая установка, будет исходить скорее из того, что ему нужно либо продавать электроэнергию по фиксированным ценам, либо использовать её самому, эксплуатируя собственный электропогрузчик (что намного выгоднее).

А муниципалитеты отдельных городов выберут более экологически чистые источники энергии, поскольку стремятся снижать уровень загрязнения воздуха. К тому же многие государства выделяют субсидии на покупку техники, работающей на альтернативных источниках энергии, что меняет калькуляцию для владельцев таких машин».

Топливная эффективность для ДСТ и прочей техники: маркетинговая уловка или реальность?

— Редко, но бывает, что на расход топлива влияет какой-либо неисправный датчик или засорившийся фильтр. Или давление в шинах, или ещё что-то на первый взгляд незначительное. Как оператору/водителю понять проблему и по возможности исправить?

Василий Бадья, CLAAS

«Строго говоря, если неисправными оказываются датчики, фильтры, то это уже скорее поломка, которая требует вмешательства сервисной службы. И если механизатор заметил, что расход топлива в поле стал значительно превышать обычные показатели, то выявлять и устранять причины должны работники сервисной службы, которые проведут необходимую диагностику. Здесь опыт оператора вряд ли поможет.

Но есть и другие примеры. На многих тракторах CLAAS используют радары, которые определяют пробуксовку машины, которая влияет на расход топлива и производительность. Неисправность этого устройства механизатор, имеющий достаточный опыт, может выявить самостоятельно. Допустим, прибор показывает, что работы выполняются при нормальной пробуксовке в 10%. Но если это не так, и трактор даёт не более 1-2%, то это можно определить по следам протектора либо по специальным засечкам на колёсах. В этом случае можно снизить расход топлива, который происходит, когда трактор перегружен».

Топливная эффективность для ДСТ и прочей техники: маркетинговая уловка или реальность?

Дмитрий Пашкин, ООО «Ферронордик»

«Машины Volvo оснащены системой Care Track, позволяющей предупреждать остановку техники и прогнозировать время проведения технического обслуживания. В случае какой-либо поломки оператор увидит на пульте управления уведомление с описанием конкретной проблемы в неисправном узле, а не только с кодом ошибки. Владелец машины и официальный дилер также получат эту информацию в режиме онлайн на смартфон, планшет или компьютер».

Сергей Горбачев, Caterpillar Eurasia

«Чтобы упростить работу оператора, на машинах установлены специальные маячки, сигнализирующие о неисправности либо о засорённости того или иного фильтра. Например, на бульдозерах SEM 816D и 822D по желанию заказчика может быть установлен дисплей с функцией вывода кодов неисправности гидростатической системы, а воздушные фильтры по умолчанию оснащены индикатором засорённости».

Владислав Андрианов, Kramer

«Для предотвращения подобных случаев компания Kramer серийно устанавливает на все телескопические и фронтальные колесные погрузчики телематическую систему EquipCare. Она позволяет производить диагностику машины, в том числе дистанционно, и предупреждать потенциальные риски за счёт своевременного техобслуживания и замены изношенных компонентов. С помощью EquipCare можно проследить расход топлива в каждый конкретный период при выполнении машиной различных работ. Анализ причин увеличения расхода топлива и нахождение способа решения возникшей проблемы на данной стадии развития системы остается за человеком».

Ольга Быченок, CNH Industrial

«Для того чтобы техника эффективно и исправно справлялась с задачами, необходимо перед началом работы проводить регулярное техническое обслуживание, описанное в руководстве оператора. В него входит осмотр всех рекомендованных узлов, проверка и долив технических жидкостей при необходимости, очистка, промывка, смазка, замена расходных материалов.

Своевременное техническое обслуживание или ремонт должны выполняться только сертифицированными специалистами. Пренебрегая, на первый взгляд, незначительными информационными сообщениями или ошибками, оператор не только отрицательно влияет на топливную эффективность машины, но и на её ресурс в целом».

Топливная эффективность для ДСТ и прочей техники: маркетинговая уловка или реальность?

Дмитрий Красавин, Hitachi CM

«Официальный дилер следит за состоянием техники Hitachi с помощью системы автоматических отчетов ConSite. Клиенты также оформляют подписку на этот сервис и получают аварийные отчеты в случае какой-либо неисправности. Так, если датчик выходит из строя или возникает любая другая нештатная ситуация, уведомление об этом сразу же получают и клиент, и оператор. Благодаря этому они смогут оперативно принять меры. Сейчас есть всё, чтобы поддерживать технику в исправном состоянии и эксплуатировать ее в оптимальном режиме».

Александр Нилов, John Deere

«Ответ достаточно простой — если речь идёт о технике John Deere, то на мониторе оператора появится сообщение об ошибке с указанием конкретного датчика. Дальше можно вызвать дилера для сервисного обслуживания или поменять датчик самостоятельно. На самосвалах John Deere стоят датчики давления, и на мониторе видно давление в каждой шине, если оно падает, тоже загорается предупреждение. Если засорился фильтр — датчики давления опять-таки среагируют и дадут сигнал. В этом отношении у John Deere очень сильные наработки в плане информативности для оператора».

— Давайте в заключение дадим практические советы непосредственным эксплуатантам, как можно работать эффективно и при этом не тратить топливо зря.

Дмитрий Красавин, Hitachi CM

«В первую очередь для обеспечения оптимального расхода топлива и увеличения срока эксплуатации двигателя необходимо использовать качественное горючее. Также отмечу, что любое хорошее топливо при несоблюдении условий хранения может быстро потерять свои качества. Кроме того, владельцы техники, которые работают в отдалённых районах и хранят топливо на рабочей площадке, должны уделять внимание состоянию ёмкостей для хранения горючего, так как возможно попадание механических загрязнений и воды.
На современных экскаваторах есть несколько мощностных режимов, в том числе ECO (экономичный).

Как правило, этого режима хватает для выполнения основных задач, производитель рекомендует использовать именно его и в случае необходимости кратковременно переключаться на режимы повышенной мощности. Если все же необходимо применять режим Power продолжительное время, нужно не забывать переводить на ECO, когда машина работает на холостом ходу. Это позволит не тратить топливо впустую.

Кроме того, нужно внимательно относиться к расположению техники относительно друг друга на рабочей площадке. По рекомендации производителя угол поворота экскаватора при погрузке породы в самосвал не должен превышать 90 градусов, конечно, при условии, что есть возможность расставить технику таким образом. Благодаря этому получится избежать лишних операций поворота и, соответственно, сократить расход топлива».

Василий Бадья, CLAAS

«Здесь я могу только повторить три базовых принципа, которые обязательно нужно соблюдать, и которые чаще всего и нарушаются.

Во-первых, важна правильная настройка прицепных орудий. Если тут допущены ошибки, они сразу же отражаются на производительности и расходе топлива. Повышенная нагрузка моментально влечёт за собой снижение производительности и увеличение количества горючего, которое тратится на гектар обрабатываемой площади.

Во-вторых, трактор должен быть правильно отбалластирован. При излишнем грузе возрастает количество топлива, которое машина тратит на перемещение собственного веса, а не на тяговое усилие.

В-третьих, должно корректироваться давление в шинах. Этот параметр обязательно настраивается параллельно с балластировкой, чтобы в пределах нормы оставалась пробуксовка — не более 15%. Именно в этом случае и получится выходить на оптимальный расход топлива в расчёте на каждый гектар обработанной площади».

Топливная эффективность для ДСТ и прочей техники: маркетинговая уловка или реальность?

Ольга Быченок, CNH Industrial

«На сегодняшний день существует множество инструментов, способствующих эффективной эксплуатации техники. Прежде всего оператору следует ознакомиться со всеми возможностями машины, изучить перечень рабочих режимов, рекомендованных для широкого спектра работ. Современная техника оснащена вспомогательными функциями и позиционерами, например, возврат ковша в исходное положение или блокировка дифференциала.

Полученные отчёты через телематическую систему как раз позволяют понять, насколько эффективно эксплуатируется техника, анализировать и сравнить показатели машины, в том числе и расход топлива во время работы различными операторами в разные смены. При необходимости оператор может пройти обучение, чтобы полноценно использовать все возможности машины».

Александр Нилов, John Deere

«Когда речь заходит о строительных машинах, то мы оперируем такой категорией, как профиль нагрузки. Практика показывает, что до трети жизненного цикла машина может работать на холостых оборотах. Недавно я видел профиль нагрузки грейдера — он проработал 60 000 часов, из них 20 000 на холостых оборотах. По текущим ценам на топливо на холостых оборотах было сожжено дизеля на 4 млн рублей. Мне могут возразить, что зимой в ряде регионов нет возможности глушить машину, иначе на морозе её не заведёшь. Поэтому мой совет — ставить в таких случаях предпусковые подогреватели, тогда будет тратиться гораздо меньше топлива».

Топливная эффективность для ДСТ и прочей техники: маркетинговая уловка или реальность?

Владислав Андрианов, Kramer

«В первую очередь каждому оператору необходимо освоить технику, на которой ему придется работать. Как правило, рекомендации по оптимальным режимам работы прописаны в руководстве по эксплуатации каждой конкретной машины, но, к сожалению, немногие внимательно изучают этот документ».

Дмитрий Пашкин, ООО «Ферронордик»

«В первую очередь, чтобы техника эксплуатировалась максимально эффективно, за рычагами должен находиться квалифицированный оператор.

У каждого производителя есть рекомендации, которые учитывают особенности использования машин, связанные, например, с регионом эксплуатации. Где-то нужно прогревать двигатель перед запуском, где-то — нет. Советую не оставлять эту информацию без внимания, так как холодные пуски могут привести к большим финансовым потерям в связи с ремонтом и долгими простоями техники.

Для экономии топлива рекомендую тщательно продумывать логистику, использовать только качественное горючее, своевременно осуществлять переход с летнего топлива на зимнее, а также внимательно следить за его расходом и анализировать этот показатель».

Сергей Горбачев, Caterpillar Eurasia

«В первую очередь — прочитайте руководство пользователя, где содержится очень много полезной информации, которая не только сделает машину производительнее, но и упростит вашу работу. Если же по какой-то причине мануал отсутствует, то стоит запросить эту информацию у дилера, у которого приобретали технику, либо обсудить с ним проведение обучения.

Ещё один важный совет: не оставляйте машину работать на холостых оборотах, это вредно для двигателя и ведёт к увеличению расхода топлива».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
За последние несколько лет от дорожных организаций только и слышно, что приходится покупать дорогостоящие импортные асфальтоукладчики с...
07 октября 2021
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Показать ещё ↓
Строительство дороги
Строительство и обслуживание дорог
Инноваций в дорожном строительстве не досчитались Общая длина всех магистралей и направлений давно превысила отметку в миллион километров. А вот к опорной сети в Росавтодоре относят пока только 138 000 км. Ещё 57 000 км в 106 городских агломерациях...
23 ноября 2021
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: