Трубоукладчики: обзор рынка 2021
Фото: пресс-служба Четра

Трубоукладчики: обзор рынка 2021

Рынок трубоукладчиков в России, да, впрочем, и в других странах мира, не отличается особой ёмкостью. В городах трубопроводы в сфере ЖКХ предпочитают опускать на нужное место в траншее с помощью автокранов. А нефтегазовая промышленность хоть и требует периодического обновления магистралей для транспортировки природных запасов, но в базе тендеров больше запросов идёт не на покупку «трубачей», а на поставку запасных частей к ним.

В «ЧЕТРА» приводят цифры, основанные на отгрузках: 112 единиц трубоукладчиков поставило ООО «ПК «Промтрактор», из которых 85% — во втором полугодии, и 22 машины — от  «ДСТ-Урал» и 6 штук  — Челябинский завод промышленных тракторов. Согласно данным по импорту, которыми с нами любезно поделился коммерческий директор аналитического агентства ID-Marketing Андрей Ловков, — за прошлый год ввезли всего 4 трубоукладчика производства Shantui. В 2020 году, согласно информации ID-Marketing, картина ровно обратная, превалировали зарубежные модели.

112 единиц в общей сложности ввезли в страну Komatsu, Liebherr, Caterpillar, Shantui и Volvo. А российские заводы выпустили всего 37 штук, правда, лидером тогда стал «ДСТ-Урал».

В допандемийном 2019 году снова перекос был в сторону импортозамещения. Наши доблестные игроки рынка создали 54 единицы, в то время как объём импорта составил всего 21 машину.

Тем не менее рынок трубоукладчиков довольно конкурентный. Обусловлено это, в том числе, и стоимостью техники. Например, в уже завершённом ООО «Газпром Комплектация» тендере на покупку четырёх единиц этого вида техники выделили чуть меньше 190 млн рублей.

Трубоукладчик или бульдозер?

Непосвящённому обывателю может показаться, что дешевле будет купить несколько бульдозеров, оснастить их балками и лебёдками. Но несмотря на то, что внешне трубоукладчик и  бульдозер схожи и база у них одна — есть несколько конструктивных различий. Из-за них, кстати, эти машины практически невозможно применять для выполнения других операций.

«Минимальная доработка бульдозерной базы стоит в жёстком закреплении ходовых тележек с рамой трактора, убирается подрессоривание, прокачка катков ходовой части. Применяется модификация трактора с максимальными размерами базы и колеи.

Более глубокая доработка может касаться изменения конструкции рамы с учётом специфики нагружения трубоукладчиков, как, например, Cat. Применяют асимметричные гусеницы (более широкие левые), изменяемую колею, например, Liebherr», — поясняет главный специалист отдела маркетинга и  рекламы ООО «Челябинский тракторный завод» Владимир Бухаров.

Совсем уж обособленными выглядят трубоукладчики на базе экскаваторов. Первопроходцем тут выступила Volvo CE, запатентовавшая усиление опорно-поворотного устройства и смену крановой стрелы на экскаваторную. Производителю пришлось заново разрабатывать элементы рамы и ходовой части для крепления стрелы и противовесов.

«В случае с трубоукладчиками Volvo требуется ещё более масштабная переработка конструкции. Например, для создания модели PL4809D взяли надстройку от 50-тонного экскаватора, а поворотный круг и ходовую тележку – от 75-тонного. Установили траки бульдозерного типа с одним высоким грунтозацепом. Для повышения безопасности оборудовали машину устройством жесткой механической фиксации механизма поворота. Ходовую часть для большей устойчивости сделали раздвижной, она способна нести на себе дополнительные противовесы. Также дополнительный противовес устанавливается на надстройке сверху на основной. Всё это позволило достичь уникальных характеристик по грузоподъёмности (до 50 т при минимальном вылете стрелы) и опрокидывающей нагрузке (до 102 т)», — перечисляет менеджер отдела по работе с ключевыми клиентами ООО «Ферронордик» (официальный дилер Volvo CE) Виталий Гетьман.

В трубоукладчиках под брендом «ЧЕТРА» основой служат одноимённые промышленные тракторы. Ширины колеи и длины опорной поверхности гусеницы в сочетании с противовесом хватает для устойчивости. Ведь не надо забывать, что это в первую очередь кран.

«Ходовая система, в отличие от бульдозеров, состоит из двух гусеничных тележек с жёсткой подвеской. Гусеничные тележки крепят на жёсткой балке в передней части трубоукладчика и  на  осях рамы, смещённых от ведущих колёс вперёд по ходу трубоукладчика.

Такой способ крепления тележки обеспечивает разгрузку бортовых редукторов от  радиальных усилий, вызываемых массой трубоукладчика. Трубоукладочное оборудование включает в  себя стрелу, грузовой и  стреловой полиспасты, противовес, поперечную балку, две лебёдки с гидроприводом, кронштейны стрелы и противовеса», — вводит в  курс дела исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов.

Он также рассказывает о возможности дополнительной установки тягового агрегата, опоры стрелы, которая позволяет увеличить допустимую грузоподъёмность. По словам г-на Антонова, для обеспечения безопасности работ на трубоукладчике устанавливают ограничитель нагрузки стрелового крана ОНК-160С, устройство для автоматической остановки стрелы в  крайнем верхнем положении.

К услугам оператора также указатель вылета крюка, ограничитель для автоматической остановки подвески крюка, устройство блокировки пуска дизеля при включённой передаче. Также технику снабжают приборами световой и звуковой сигнализации.

Вопрос безопасности отнюдь не праздный. Работа на трубоукладчиках должна соответствовать утверждённым Федеральной службой по экологическому, технологическому и  атомному надзору федеральным «Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения». Соответственно, любая внеплановая проверка может повлечь за собой огромные штрафы, если оператор умудрится накосячить.

«Движение с грузом по пересечённой местности, работа в колонне требуют от водителя высокую квалификацию», — уточняет Владимир Бухаров.

«К работе на трубоукладчике и техническому обслуживанию допускаются лица, прошедшие специальный курс технического обучения по устройству и эксплуатации подобных машин. Безопасность — одно из главных требований, поэтому в руководстве по эксплуатации разделу «Меры безопасности» посвящён отдельный раздел, и очень важно, чтобы оператор внимательно его изучил и руководствовался им при выполнении работы»,  — дополняет Владимир Антонов.

Трубоукладчики: обзор рынка 2021
Фото: пресс-служба ЧТЗ

Под свои задачи

Традиционно наиболее востребованы на рынке трубоукладчики грузоподъёмностью свыше 50 тонн и способные работать с диаметром до 1420 мм. Именно их и везут к нам из других стран. Из отечественных производителей мощными машинами могут похвастать лишь «ЧЕТРА» да «ДСТ-Урал». По словам Владимира Антонова, «ЧЕТРА» предлагает трубоукладчики пяти моделей грузоподъёмностью от 12 до 107 т. Длина стрелы может быть на выбор потребителя — 7 или 9 метров.

«Чтобы быть уверенным, что машина подходит для выполнения нужной задачи, необходимо соответствие характеристик трубоукладчика предполагаемым работам. Другое, не менее важное условие, у кого и  какую машину покупает, арендует, нанимает. Это определяет стоимость и гарантии выполнения работ», — рекомендует г-н Бухаров из ЧТЗ.

Виталий Гетьман уточняет, что трубоукладчик на базе экскаватора является универсальным оборудованием и объединяет в себе функции нескольких машин, в том числе крана повышенной проходимости. При этом всегда остается возможность переоборудовать машину обратно в экскаватор и повысить эффективность её использования.

«К недостаткам трубоукладчиков, созданных на базе уже готовых экскаваторов, является отсутствие всех доработок, описанных выше. Такая техника обладает устойчивостью базового экскаватора, и её невозможно повысить дополнительными противовесами и расширить ходовую часть. Кроме того, отсутствуют устройства, обеспечивающие безопасность работы, такие как блокировка поворотного круга и система защиты от перегрузки LMS», — рассуждает г-н Гетьман.

Тем не менее некоторые отечественные предприниматели активно предлагают переоборудовать тяжёлые «землеройки» в кран для укладки труб. По мнению Владимира Бухарова, они менее приспособлены для специальной работы по укладке труб и, соответственно, при наличии фронта работ будут проигрывать классическим трубоукладчикам, которым, в отличие от экскаватора, требуются бóльшие тяговые усилия. При этом эксперт отмечает, что такой кран придётся ко двору при работе с трубами до их укладки в траншею.

В пропорции один полноповоротный трубоукладчик на несколько обычных могут вписаться в технологию трубопроводного строительства.

Но нужно помнить, что серийные экскаваторы без доработанной конструкции ОПУ имеют меньший ресурс и худшие грузоподъёмные характеристики, утверждает г-н Антонов. А трансформеры от Volvo CE пока редкие гости на российской земле.

«Это связано, в первую очередь, с их более высокой стоимостью, поскольку такое решение требует повышенной прочности и надёжности опорно-поворотного устройства. А с учётом того, что в трубоукладочной колонне машин должно быть несколько, сумма приобретения значительно возрастает», — заключает исполнительный директор ООО «ЧЕТРА».


Виталий Гетьман, менеджер отдела по работе с ключевыми клиентами ООО «Ферронордик» (официальный дилер Volvo CE)

«При выборе машины заказчик ориентируется на её способность работать с трубами определённых массы и диаметра. По грузоподъёмности трубоукладчики делят на три класса: лёгкие, средние и тяжёлые.

Volvo CE предлагает российским клиентам три машины. Модель PL3005D с опрокидывающей нагрузкой до 51 т предназначена для работы с трубами диаметром до 920 мм (средний класс), PL4809D с опрокидывающей нагрузкой до 90 т рассчитана на выполнение задач с трубами диаметром до 1220 мм (тяжёлый класс), а PL4809D с дополнительными противовесами и опрокидывающей нагрузкой до 102 т способна осуществлять операции с трубами диаметром до 1420 мм (тяжёлый класс).

Помимо этого, заказчики учитывают такие параметры техники, как номинальная грузоподъёмность, опрокидывающая нагрузка и максимальная высота или вылет стрелы. Например, на трубоукладчиках Volvo установлена самая длинная стрела по сравнению с аналогами, представленными на рынке, которая позволяет машине находиться максимально далеко от бровки траншеи и высоко поднимать груз. PL3005D оснащён стрелой длиной 9,1 м (стандартная длина стрелы – 7,3 м, удлинителя – 1,8 м), а PL4809D оборудован стрелой длиной 11,2 м (стандартная длина стрелы – 9,2 м, удлинителя – 2 м). Система защиты от перегрузки и опрокидывания LMS указывает оператору, с грузом какой массы и на каком уклоне он может безопасно работать».


Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Volvo CE | ДСТ-Урал | трубоукладчик | четра | Чтз
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: