Подъём на уровень выше: классификация и возможности автовышек

Автовышки применяют в строительстве, коммунальном хозяйстве, при ремонте линий электропередач, установке рекламы и даже кронировании деревьев. Универсальность этой техники определяется широким спектром конструктивных решений, систем управления и требований к эксплуатации.

Какие типы автовышек существуют, чем отличаются стрелы, шасси и мобильные платформы, как подобрать подъёмник под конкретную задачу — разбираем в материале igrader.ru.

Что такое автовышка и зачем она нужна

Автовышка, или автогидроподъёмник (АГП), — это подъёмная платформа (люлька), установленная на стреле телескопического, коленчатого или комбинированного типа. Вся конструкция монтируется на автомобильное шасси, что обеспечивает мобильность и возможность работы в самых разных условиях.

Главная задача автовышки — безопасно доставить персонал и оборудование на высоту, туда, где ни стремянка, ни строительные леса не справятся. АГП особенно эффективны при работах на объектах с ограниченным доступом, частой сменой местоположения и высокими требованиями к оперативности.

Автовышки используют для выполнения самых разных задач:

  • монтажа и обслуживания линий электропередач, освещения и связи;
  • фасадных, ремонтных и отделочных работ;
  • установки наружной рекламы и видеокамер;
  • обслуживания мостов, трубопроводов, опор;
  • выезда коммунальных и аварийных служб;
  • обрезки деревьев и ландшафтных работ.

Ключевые преимущества этого вида техники — мобильность, скорость развёртывания, точное позиционирование люльки и универсальность. Однако эффективность зависит от правильного выбора параметров: высоты подъёма, грузоподъёмности, конструкции стрелы, а также проходимости шасси и условий работы на площадке. 

Эти факторы определяют, к какой категории относится автовышка и где она будет наиболее эффективна.

Классификация автовышек

Автовышки делят по нескольким параметрам, но ключевые — это высота подъёма и тип стрелы, от которых напрямую зависит область применения. Ниже — основные группы по высоте.

  • Низковысотные (до 15–18 м)

Компактные модели на базе лёгких шасси. Люлька рассчитана на одного-двух человек, грузоподъёмность до 250 кг. Предназначены для работ в условиях ограниченного пространства: установка рекламы, мелкий ремонт фасадов, киносъёмки, обслуживание осветительных мачт.

Преимущества:

  • высокая манёвренность;
  • компактность;
  • удобство в городской среде и на тесных площадках.

Ограничения:

  • меньшая устойчивость;
  • ограниченная грузоподъёмность.

Примеры моделей:

— АГП на базе ISUZU-пикапа — подъём до 13,5 м;

— ПСС-131.17Э на ГАЗ-33086 (4×4) — 17 м;

— ПСС-131.18Э на ГАЗ-3309 — 18 м, вылет 13 м;

— телескопические модели на JAC и Hyundai.

  • Средневысотные (18–30 м)

Монтируются на шасси среднетоннажных грузовиков. Грузоподъёмность — 250–300 кг. Универсальный выбор для городских служб, обслуживающих здания до 10 этажей, объекты ЖКХ и наружное освещение.

Преимущества:

  • сбалансированная универсальность;
  • устойчивость;
  • пригодны для большинства повседневных задач.

Примеры моделей:

— ПСС-121.22 на КАМАЗ-43253/43502 — высота до 22 м, 300 кг;

— ВС-22.06 на КАМАЗ-4326 — 22 м.

  • Высотные (31–50 м)

Рабочая высота — до 16–17 этажей. Используются при обслуживании ЛЭП, ветрогенераторов, высоких фасадов. Чаще всего оснащены комбинированной стрелой и установлены на тяжёлых шасси.

Преимущества:

  • большой рабочий диапазон;
  • высокая грузоподъёмность;
  • надёжность и устойчивость за счёт опор.

Ограничения:

  • требуют больше пространства для установки;
  • менее мобильны в городской среде.

Примеры моделей:

— ПСС-121.30 на КАМАЗ-65115 — 30 м, вылет 15,5 м;

— ПСС-141.36 — 36 м, комбинированная стрела.

  • Супервысотные (50–100 м)

Техника специального назначения на тяжёлых шасси 8×8 или 10×6. Применяется при обслуживании небоскрёбов, башенных кранов, ветряных установок. Это единичные, уникальные машины с максимально продвинутыми характеристиками.

Примеры моделей:

— Bronto Skylift F 112 HLA — рабочая высота 112 м, шасси Mercedes-Benz Actros 7660, пять ведущих и две поворотные оси, масса — 77 т.

— RUTHMANN Steiger TTS 1000 GB — подъём до 100 м, двухколенчатый телескоп на полуприцепе с шестью осями и выдвижными опорами.

Тип шассиВысота подъёмаТипы моделей
Лёгкое (пикап, ГАЗ)13 – 22 мISUZU пикап (13,5 м), ГАЗ-33086 (17 м), JAC (22 м)
Среднетоннажное (КАМАЗ 4×4)до 30  мКАМАЗ-4326/43253/43502 (22 м)
Тяжёлое (КАМАЗ-65115+)30 – 36 м и вышеПСС-121.30 (30 м), ПСС-141.36 (36 м)

По типу стрелы

Конструкция стрелы определяет, как техника будет работать на объекте — в первую очередь, насколько точно можно позиционировать люльку и преодолевать препятствия.

▪ Коленчатые
Стрела состоит из нескольких сочленённых секций (обычно 2–3), с поворотом на 360°. Хорошо обходят препятствия, позволяют работать «через крышу», подходят для тесных дворов, фасадных работ.
Недостаток: требуется больше пространства в боковой зоне — важно учитывать габариты при работе возле дорог, стен или деревьев.

▪ Телескопические
Вытягиваются за счёт выдвижных секций. Компактные, устойчивые, удобны в ограниченном пространстве. Особенно эффективны на высотах до 60 м, где важна точность и дальность вылета.
Используются при ремонте ЛЭП, установке рекламы и видеонаблюдения.

▪ Комбинированные (коленчато-телескопические)
Сочетают манёвренность коленчатой конструкции с дальностью телескопа. Универсальны, особенно при сложных высотных работах: доступ к труднодоступным точкам, обход преград, работа под отрицательным углом.

▪ Ножничный
Редко ставятся на автомобильное шасси — это, как правило, самоходная техника для помещений или стройплощадок. Поднимаются строго вертикально, но обладают высокой грузоподъёмностью. Идеальны для складов, цехов, монтажных работ на малой высоте.

По мобильности

Автовышки различаются не только по конструкции стрелы, но и по типу мобильности. Кроме машин на автомобильном шасси, применяются и другие форматы.

▪ Самоходные

Компактные платформы на колёсной базе, рассчитанные на работу на закрытых территориях. Не предназначены для дорог общего пользования, зато идеально подходят для внутренних работ, складов, заводов, ТЦ.

Примеры:

— Grost SPX 05-6000 — ножничный подъёмник, высота 6 м, грузоподъёмность 500 кг, работает от аккумуляторов, скорость до 5 км/ч.

— CTE ZED 23M — телескопический подъёмник, высота до 24 м, платформа 22,15 м, грузоподъёмность 300–460 кг, полный привод 4×4, наклон до 45°.

▪ Прицепные

Компактные подъёмники на прицепной раме. Буксируются легковым автомобилем или малотоннажным грузовиком, могут подключаться к внешнему источнику питания. Удобны там, где требуется быстрая переброска между точками, но нет интенсивных перемещений.

Примеры:

— ВН-10 — ножничный тип, высота 10 м, грузоподъёмность 300 кг, масса 1,8 т, подключение к 220/380 В.

— Socage A-314 — комбинированная конструкция, высота 13,7 м, вылет 7,1 м, питание от дизеля или сети, буксируется легковушкой.

Фото: ООО «ПромоГрупп Медиа»

Выбор по условиям:

Для закрытых объектов, складов и стройплощадок без дорог — самоходные: компактны, автономны, не требуют отдельного тягача.

Для выездных задач и быстрой логистики — прицепные: легко транспортируются, не перегружают бюджет.

Дополнительные параметры классификации

При подборе автовышки учитываются и другие характеристики.

  • Грузоподъёмность — обычно 200–400 кг, зависит от типа люльки и стрелы.
  • Рабочий вылет — до 30–40% от высоты подъёма, особенно важно при монтаже с расстояния.
  • Тип аутригеров — вертикальные, Х-образные, телескопические, автоматические (с функцией самовыравнивания).
  • Специализация — например, вертикальные подъёмники с изолированной люлькой для ЛЭП.

Гидравлика и управление

Современные АГП оснащаются гидравлическими или электро-гидравлическими системами управления. Оператор может управлять машиной с платформы или с земли. Продвинутые модели комплектуются:

  • системой стабилизации платформы;
  • датчиками перегруза и крена;
  • автоматической блокировкой стрелы при превышении допустимых параметров.
Фото: ООО «ПромоГрупп Медиа»

Особенности эксплуатации

Работа с автовышкой требует соблюдения техники безопасности, квалифицированного оператора и подготовки рабочей зоны. Перед запуском необходимо провести осмотр, чтобы проверить:

  • герметичность гидравлики;
  • состояние опор и аутригеров;
  • механические люфты и повреждения стрелы;
  • электрооборудование и аварийные выключатели.

Запрещено использовать автовышку:

  • при сильном ветре (обычно свыше 10–12 м/с);
  • при минусовой температуре — без зимнего обслуживания системы.
  • Требования к площадке

Площадка должна быть ровной, жёсткой и устойчивой. Допустимый наклон — не более 5°, иначе нужна система автоматической стабилизации. На мягких или болотистых грунтах — обязательны опорные плиты или подложки.

При эксплуатации необходимо:

  • учитывать рабочую зону и вылет стрелы;
  • не перегружать люльку;
  • использовать страховочные ремни;
  • избегать рывков и резких движений;
  • не перемещать машину с поднятой платформой (если это не самоходная модель).

Работы рядом с ЛЭП — особая зона риска. Минимальное расстояние до проводов — от 1 до 2 м в зависимости от напряжения (по ПУЭ).

Работы разрешены только оператору с удостоверением машиниста АГП. Также необходим наряд-допуск при работах в зоне опасности или на высоте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

автовышка | подъёмное оборудование | спецтехника
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Телеграм-канал iGrader Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: