МАЗ-7907: 24 ведущих колеса ядерной брутальности

Полюбуйтесь на этот грозный транспорт. Да, военная техника чаще всего выглядит брутально и рублено, как говорил классик из фильма «9 рота»: «Видишь танк? Ничего лишнего». Сегодняшний наш герой выглядит кондово и грозно даже для военной машины.

МАЗ-7907: 24 ведущих колеса ядерной брутальности

В своё время заказ на такую машину пришёл из-за ядерных игрищ сверхдержав: нужен был транспорт для перевозки и запуска межконтинентальных ракет. 

Машина, между прочим, уникальна благодаря своей колёсной формуле — 24×24, да-да. Из них 16 колёс — управляемые. В целом это опытное шасси МАЗ для пусковой установки 15У157 подвижного грунтового ракетного комплекса 15П162 «Целина-2», и это даже не конец названия этого орудия разрушения. К слову, оно неофициально называлось «наш ответ Рейгану». 

МАЗ-7907: 24 ведущих колеса ядерной брутальности

Шасси создал Борис Львович Шапошник, автоконструктор, лауреат Государственной премии СССР и Ленинской премии. Проектировать машину начали 23 марта 1983 г. в Минске. Первый опытный образец собрали в марте 1985 г. Он должен был сдюжить перевозку ракеты стартовой массой 104,5 т и 22,6 м в длину. Отметим, что шасси обладало грузоподъёмностью в 150 т и разгонялось до 25 км/ч.

МАЗ-7907: 24 ведущих колеса ядерной брутальности

Продолжим рассказ о маскулинных чертах МАЗ-7907. Здесь установлен газотурбинный двигатель на 1250 л. с. Это специально спроектированный вариант танкового мотора ГТД-1000ТФ или ГТД-1250А, информация разнится. Также машина оборудована хитроумной электротрансмиссией на 24 мотор-колеса диаметром 1,66 м каждый — по одному на каждое колесо.

«Белорусский зверь» имеет габариты 28,1×4,1×4,4 м. В длину он занимает около трети футбольного поля, чтоб вы понимали. 

МАЗ-7907: 24 ведущих колеса ядерной брутальности

Вы спросите, а как это многоколёсное чудо поворачивает? Ответим —тут поворачиваются все пары колёс, кроме 5,6,7 и 8-й. Уберите смущение с лица, сейчас объясним. Первые четыре пары поворачивают в одну сторону, последние четыре — в другую. Получается, если машина поворачивает вправо и на неё смотреть сверху, то все колёса повернутся, условно говоря, как буква С. 

В своё время машину испытывали по ночам на Могилёвском шоссе и на заводском полигоне «Утёс». Позже перебросили в Волгоград для предварительного монтажа ракет. Машину высоко оценили за приемлемые осевые нагрузки и лёгкость в управлении.

Говорят, даже в кабине было вполне себе удобно находиться: сильно не трясло и не шумело. Также приятное впечатление на испытателей производили двигатель и трансмиссия. Впрочем, со временем холодная война закончилась, и оба собранных МАЗ-7907 отправили обратно на Минский завод. Не было нужды иметь и содержать настолько мощное оружие.

Тем не менее, машина ещё успела разок себя проявить. В 1996 г. она везла 88-тонный 40-метровый теплоход от водоёма к водоёму. «Старик» стоически справился с задачей, но выгружали судно, что логично, в воде. Все электромоторы машины вежливо распрощались с этим миром, и шасси доставили на покой уже буксиром. И не надо тут печалиться, слава всем богам, что по прямому назначению машину так и не пришлось использовать.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.