Аренда техники или покупка: за и против

Казалось бы, когда у тебя свой парк техники — заключай договоры на доставку грузов, бери подряды на ремонт дорог, выигрывай тендеры на строительство зданий и заходи на объекты. Тем не менее, количество арендных компаний в мире меньше не становится. И даже крупные игроки прибегают к услугам временного пользования техникой. Вместе с экспертами за нашим виртуальным круглым столом разбираемся, что же целесообразнее — арендовать или покупать?

— В чём преимущества аренды строительной техники и коммерческого транспорта?

Владимир Антонов, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» (Концерн «Тракторные заводы»)

Владимир Антонов, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» (Концерн «Тракторные заводы»)
Владимир Антонов, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» (Концерн «Тракторные заводы»)

«Основным преимуществом является экономическая целесообразность аренды. Это актуально при выполнении внеплановых либо краткосрочных работ на объектах, где есть потребность в спецтехнике. Например, строительной компании, получившей подряд, не хватает для выполнения работ в срок одного или нескольких экскаваторов (бульдозеров и т. п.) — «сроки горят».

Покупать новую или даже б/у технику на несколько месяцев невыгодно как экономически, так и с точки зрения временных затрат.
В этом случае идеальное решение — аренда необходимого типа техники в нужном количестве у арендной компании. Там предоставят нужную технику (с управлением или без) и обеспечат её сервисное обслуживание на весь период эксплуатации в аренде.

Арендатор экономит на стоимости приобретения техники и на оплате персонала, который эту технику обслуживает, т. к. оплату труда машиниста (оператора техники) и сервисных специалистов несёт арендодатель (арендная компания). Если коротко, то получаем:

· экономическую выгоду;
· быстрое оформление документов;
· отсутствие необходимости поиска и найма дополнительного персонала;
· отсутствие необходимости технического
обслуживания техники».

Максим Шишко, директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр»

«Аренда наиболее востребованной спецтехники, такой как манипуляторы, экскаваторы-погрузчики, грузоподъёмные краны и техника с большой проходимостью или вместительностью кузова, выгодна экономически. Не надо тратиться на приобретение, ремонт, замену расходников, заправку, на помещение для хранения».

Павел Селев, коммерческий директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus)

«Аренда строительной техники и коммерческого транспорта имеет ряд значительных преимуществ, которые относятся, в первую очередь, к новым и небольшим компаниям, а также к тем фирмам, которые занимаются проектной работой, например, строительством коттеджных поселков, торговых центров или жилых комплексов.

Для новых, ещё не окрепших в сфере магистральных и развозных перевозок, компаний, аренда позволяет сократить риски и многомиллионные затраты на покупку пусть и маленького, но своего автопарка. Для небольших компаний, работающих в узконаправленных сферах и выполняющих рейсы по определенным маршрутам, выбор автомобиля в аренду поможет сократить траты и время на техническое обслуживание и ремонт транспортного средства.

Для компаний, чью деятельность можно назвать проектной, аренда автомобиля исключит простой транспортного средства, ведь широко известно, что грузовик должен работать всегда.

В настоящее время большое количество компаний на российском рынке предлагает услуги по аренде грузовых автомобилей. Более того, клиент может выбрать тот автомобиль, который наиболее ему подходит (модель, год выпуска, технические характеристики).

Компания MAN предлагает клиентам не только различные программы по финансовому лизингу грузовых автомобилей: «Стандарт», «Лизинг-Экспресс», «Лизинг с остаточной стоимостью», «Лизинг техники с пробегом», но и программу аренды грузовиков на срок от 12 до 60 месяцев, которая включает в себя весь комплекс сопутствующих и дополнительных сервисов (регистрация ТС, комплексное страхование, сервисное обслуживание, ремонт автомобиля, шинный сервис и прочие).

Широкий спектр программ, предоставляемый официальными дилерскими центрами MAN по всей России, позволит каждому найти наиболее подходящий для себя вариант».

Роман Чуркин, совладелец и финансовый директор ООО «Кит» (арендная компания «Кит Строй»)

Роман Чуркин, совладелец и финансовый директор ООО «Кит» (арендная компания «Кит Строй»)
Роман Чуркин, совладелец и финансовый директор ООО «Кит» (арендная компания «Кит Строй»)

«Бывают такие ситуации, когда для организации своего бизнеса есть всё: потенциальные клиенты, хороший инструмент и квалифицированные специалисты. Не хватает лишь малого  — дорогостоящей спецтехники. Покупка спецтехники принесёт лишние проблемы. Добавятся такие расходы как:

• оплата охраняемой стоянки или ангара;
• техобслуживание и ремонт;
• оформление документов;
• наём нового персонала — водителей и механиков.

Так что возможность сэкономить — главный аргумент
в пользу аренды строительной, подъёмной, сельскохозяйственной техники. К тому же приступать к работе можно с первого дня после заключения договора».

Эдуард Христианов, первый заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк»

Эдуард Христианов, первый заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк»
Эдуард Христианов, первый заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк»

«Преимущества аренды по сравнению с покупкой и лизингом:
• возможность однократного привлечения специализированной техники для специфических операций;
• удобство прямого соотнесения эксплуатационных расходов на технику с плановыми затратами на строительство объекта;
• сокращение затрат за счёт экономии на ремонте и обслуживании техники (ремонт и обслуживание, конечно, требуется, но несёт эти затраты арендодатель, который нормативным методом распределяет их на цену аренды практически между всеми потенциальными арендаторами);
• понятные способы расчётов за аренду техники.

Здесь надо обратить внимание на наличие двух видов аренды — холодной (без оператора) и горячей (арендодатель предоставляет оператора). Горячая аренда, например, предпочтительна для тех компаний, которые не могут позволить себе держать в штате специалиста для работы с техникой, но при горячей аренде у арендатора теряется возможность управлять машинистом, который заинтересован только в закрытии актов об использованных рабочих часах.

Прежде всего, аренда имеет ряд преимуществ для компаний с ограниченными финансовыми ресурсами (всё-таки лизинговый договор предусматривает выплату аванса от 20 до 30% стоимости техники).

Но если перед давно и уверенно существующей на рынке компанией стоит задача обновления или расширения парка спецтехники, то лизинг будет оптимальным инструментом. Кроме того, для компании, участвующей в тендерах и закупках качестве подрядчика, лизинг техники будет предпочтительней аренды, поскольку очень часто заказчики указывают в техническом задании проекта наличие собственного парка спецтехники у подрядчика, и без этого пункта строительной компании сложно будет выиграть тендер».

Степан Козлов, территориальный менеджер John Deere C&F Russia

«Аренда техники — идеальный вариант для тех, кому нужно выполнить небольшой объём работ, поскольку можно обойтись без капитальных вложений, необходимых для покупки парка техники. Плюсом является и то, что в данном случае не придётся искать операторов и нести за них ответственность».

Олег Гребенько, заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA

«Преимущество аренды коммерческого транспорта заключается в возможности владения техникой именно на тот период, для которого она необходима. Арендатор не обременяет себя долгосрочными активами и может гибко вести свою деятельность».

Олег Малаховский, член правления НП «НААСТ», директор арендной компании «Рентал Тех»

«Преимущества аренды строительной техники и коммерческого транспорта заключаются в том, что без привлечения финансирования на приобретение техники возможно выполнять объёмы работ собственными силами.

В аренде кроется не только прямая выгода в виде экономии, но также и выгода от отсутствия лишних обременений в бухгалтерском балансе в виде кредитов и лизингов (если технику приобретают на заёмные средства).

Также в наше время перемен всегда можно отказаться от аренды, не имея при этом никаких обязательств по оплате штрафных санкций и неустоек (если, конечно, договор аренды составлен грамотно). Помимо этого, нет необходимости содержать штат сотрудников по обслуживанию собственного парка.

Если работа есть, то, возможно, это и не столь затратно, но в случае простоя на объектах вы не сможете уволить, а потом сразу набрать новых сотрудников без потери качества».

Дмитрий Миклашевич, менеджер проекта аренды ООО «Скания-Русь» (Scania)

«Главные преимущества — это простота получения автомобиля и минимальный уровень затрат для начала грузоперевозок. Пакет документов минимальный, и прохождение кредитного комитета при аренде моделей Scania занимает не более пяти дней.

Затем достаточно внести два платежа, авансовый и депозитный — в среднем каждый 250 000 рублей. Дальше нужно лишь вовремя вносить платежи и заправлять автомобиль, чтобы выполнять работу. Все вопросы техобслуживания берёт на себя официальный дилер Scania.

Ещё одно важное преимущество аренды в том, что если машина обездвижена из-за ДТП или по какой-то другой причине, то в период ремонта клиент не платит арендные платежи.

Оптимальный срок договора аренды — на год, а в случае необходимости он ежегодно продлевается, так как тариф в месяц из расчёта на год дешевле, чем тот, который действует, к примеру, месяц или полгода (разница около 20%)».

— В каких случаях выгоднее владеть собственным парком техники?

Павел Селев, MAN Truck & Bus

«В первую очередь иметь свой автопарк выгодно крупным компаниям, которые ежедневно преодолевают большие расстояния и доставляют грузы в разные точки страны и мира. К таким компаниям можно отнести, например, «Вайлдберриз» и «Нерей», которым компания MAN передала грузовую технику в 2020 году.

Наличие собственного автопарка позволяет компании полностью контролировать техническое состояние каждого транспортного средства, а также анализировать эффективность работы водителей, контролировать маршрут, определять местонахождение и моментально оповещать о различных незапланированных ситуациях.

На грузовиках MAN в базовой комплектации установлен телематический комплекс MAN Pride, который поможет проанализировать эффективность работы/ использования транспортного средства на маршрутах его следования».

Роман Чуркин, «Кит Строй»

«С одной стороны, приобретение новой техники — это вложение средств. Нестабильность финансового рынка, постоянные колебания курса рубля заставляют задуматься о том, как сохранить личныйкапитал.

Однако организовать прокатный бизнес под силу только тем, у кого есть приличный счёт в банке. Начальная сумма на приобретение 2-3 единиц строительной техники и текущие расходы на её содержание должны быть не менее 15-20 миллионов рублей.

Вернуть деньги получится не сразу, но как страховочный вариант при высокой инфляции в стране такое вложение может принести ещё и прибыль. Главное, найти тех, кто нуждается в хорошей строительной технике, но купить её пока не в состоянии».

Михаил Иванов, генеральный директор СК «Перспектива»

«Для того чтобы понять, что для компаний выгоднее, необходимо определить объём работ, количество площадок, на которых будут выполняться работы. Чем больше разноплановых задач предстоит реализовывать, тем большая необходимость в приобретении собственного парка техники. Гораздо целесообразнее иметь парк с большим количеством спецтехники, нежели несколько единиц. В иных случаях специализированную технику выгоднее арендовать».

Эдуард Христианов, ПАО «РосДорБанк»

«Владение техникой требует меньших затрат, чем аренда, так как арендодатель включает в стоимость аренды собственные расходы и прибыль. Но низкие затраты ведь не самоцель, техника должна приносить компании пользу. Если компания загружена контрактами на несколько лет, то машины выгоднее приобрести или взять в лизинг.

Если же компания столкнулась с временным резким ростом объёмов работ или необходимостью сделать специфический вид работ, то предпочтительнее использовать арендные отношения. Например, компания, заключившая долгосрочный контракт на ремонт и содержание автодорог в какой-нибудь области, будет вынуждена взять в аренду в дополнение к своему парку несколько экскаваторов и катков, если дорожное полотно на большой площади разрушено редким в этом регионе наводнением или ураганом.

Кроме того, в результате природного катаклизма снесены опоры, освещающие автотрассу, и компании придётся взять в аренду автокраны и автоподъёмники для установки новых опор».

Владимир Антонов, «ЧЕТРА»

«Приобретение техники в собственность выгодно при наличии постоянной потребности в ней на долгий срок. Например, наличие долгосрочного объекта строительства (новая автодорога М-12) либо непрерывные производственные процессы компании-заказчика (карьеры по добыче инертных материалов: песка, щебня и т. п.). В этих случаях, учитывая уровень затрат на штатный персонал (операторы, водители, механики), обслуживание техники (ТО, ремонты) и амортизацию, приобретение техники в собственность экономически более выгодно».

Олег Малаховский, НП «НААСТ»

Олег Малаховский, НП «НААСТ»
Олег Малаховский, НП «НААСТ»

«Безусловно, нужно считать, но если вкратце, то нужно понимать, насколько долгий объект. Как правило, если техника приобретается на собственные средства, то её срок окупаемости в среднем составляет 3 года. При грамотном подходе и правильной эксплуатации, через три года эта техника будет иметь достаточно хорошую остаточную стоимость.

В таком случае есть смысл её покупать. Если же у вас контракт на 1-2 года без чётких гарантий и нет собственных средств, то приобретать технику на заёмные средства под такой контракт смысла нет и лучше воспользоваться арендой».

Степан Козлов, John Deere C&F Russia

«Наличие собственного парка техники выгодно для клиентов, которые понимают свой объём работы в долгосрочной перспективе и планируют выполнять широкий спектр задач в течение нескольких лет».

Олег Гребенько, AsstrA

«Если транспортная деятельность компании постоянная и долгосрочная, в таком случае лучше владеть собственным парком техники. Безусловно, важно также учитывать надёжность техники и качество выполняемых ею функций. Долгосрочное поддержание высокого уровня качества работы компании упрощается при наличии собственных машин во владении».

Максим Шишко, ГК «АвтоСпецЦентр»

Максим Шишко, ГК «АвтоСпецЦентр»
Максим Шишко, ГК «АвтоСпецЦентр»

«Покупать спецтехнику необходимо в том случае, если она не будет простаивать более 30% времени, а будет постоянно задействована в проведении работ. Иными словами, выбор между арендой и покупкой зависит от объёмов и темпов работ, а также от бюджета — если расходы на аренду спецтехники составляют незначительную часть от стоимости работ, то имеет смысл воспользоваться этим вариантом.
Если расходы составляют большую часть стоимости проекта, то подрядчик с собственным оборудованием будет иметь конкурентные преимущества».

Дмитрий Миклашевич, Scania

Дмитрий Миклашевич, Scania
Дмитрий Миклашевич, Scania

«Владеть собственной техникой выгодно, когда у клиента есть долгосрочные контракты, то есть обеспечена загрузка автопарка с гарантией на будущее. Арендованная техника станет подходящим решением, если финансовое состояние ограничено или если заключён краткосрочный контракт.

Кроме того, аренда — наглядный способ проверить экономическую эффективность автомобиля и определить оптимальный набор технических характеристик перед покупкой такой модели в автопарк, а также оценить предлагаемые производителем сервисы, такие как система управления автопарком Scania FMS, замена резины по износу, техническое обслуживание и полный ремонт у официальных дилеров».

— Нештатные ситуации возникают с любой техникой: хоть с арендованной, хоть со своей. Естественно, что гарантировать стопроцентное избежание этого невозможно. и всё же, как минимизировать риски в случае эксплуатации своей техники и арендованной?

Олег Малаховский, НП «НААСТ»

«Совершенно верно: избежать нештатных ситуаций невозможно. Поэтому есть два подхода. Первый пришёл к нам из прошлого: ничего не предпринимать и решать проблемы по мере их поступления. Второй подход более цивилизованный: прибегать к помощи страховых компаний и грамотно распределять зоны ответственности при заключении договора.

К счастью, с каждым днём строительный рынок РФ становится всё более прозрачным, и появляются недорогие страховые продукты, позволяющие страховать все риски собственников техники (неважно, кто это: арендные компании или же строительные компании с собственным парком)».

Максим Шишко, ГК «АвтоСпецЦентр»

«Основные риски при прокате спецтехники можно предусмотреть заранее и включить в договор аренды: например, указать в каком техническом состоянии должен быть возвращён предмет аренды — с учётом закономерного процесса износа при его эксплуатации.

Также арендатору перед тем, как подписывать договор, стоит оценить техническое состояние спецтранспорта и отметить существующие изъяны в случае их наличия. Нелишним будет подписание акта приёмки-передачи с указанием конкретных сроков эксплуатации, даты выплаты арендной суммы, размеров возмещения ущерба в случае повреждения или утраты техники.

При эксплуатации собственного парка спецтехники необходимо использовать цифровые технологии для контроля передвижения и технического состояния транспорта, например, ЭРА-ГЛОНАСС, счетчик расхода топлива и ёмкостные датчики присутствия, чтобы контролировать отсутствие чужих грузов».

Михаил Иванов, СК «Перспектива»

Михаил Иванов, СК «Перспектива»
Михаил Иванов, СК «Перспектива»

«Чтобы минимизировать риски при эксплуатации специализированной техники необходимо на постоянной основе поддерживать её в исправном состоянии и своевременно обслуживать согласно регламенту технического обслуживания.

При прохождении технического обслуживания можно вовремя устранять поломки и мелкие неисправности, а главное — все негативные факторы, которые могут привести к износу техники и, как следствие, к поломке и дополнительным затратам».

Степан Козлов, John Deere C&F Russia
Степан Козлов, John Deere C&F Russia

Степан Козлов, John Deere C&F Russia

«В первую очередь, важно следить за качеством топлива и смазочных
материалов, а также своевременно осуществлять техническое обслу
живание. Если же речь идёт о собственном парке техники, стоит выбирать опытных операторов и тщательно проверять их квалификацию».

Павел Селев, MAN Truck & Bus

Павел Селев, MAN Truck & Bus
Павел Селев, MAN Truck & Bus

«Без всяких сомнений, грузовые автомобили требуют особых правил эксплуатации и ремонта. Минимизировать риски в эксплуатации собственной или арендованной техники поможет в первую очередь регулярное прохождение технического осмотра, установка только оригинальных запасных частей и соблюдение правил использования автомобиля.

В официальных сервисных центрах компании MAN работают только квалифицированные технические специалисты, которые гарантируют качественный ремонт и обслуживание грузовой техники с соблюдением высоких стандартов качества».

Олег Гребенько, AsstrA
Олег Гребенько, AsstrA

Олег Гребенько, AsstrA

«Прежде всего, технику необходимо страховать: это может быть КАСКО либо иной формат. Процессный подход в управлении также необходим для минимизации рисков. И, конечно, крайне важна работа с кадрами: наличие высококвалифицированного персонала и его постоянное обучение».

Роман Чуркин, «Кит Строй»

«Естественно, что гарантировать 100-процентное избежание этого невозможно. И всё же, как минимизировать риски в случае эксплуатации своей техники и арендованной?
Заключать договор в любом случае необходимо. В нём оговаривают и условия передачи, и виды работ, и ответственность за сохранность имущества арендодателя. Только на основании юридически оформленных документов будут впоследствии решаться все возможные проблемы с арендованной техникой».

Владимир Антонов, «ЧЕТРА»

«Чтобы минимизировать ситуации, в которых техника вдруг «встанет», нужно соблюдать основные правила обеспечения работоспособности техники при её эксплуатации.
В первую очередь это своевременное проведение технического обслуживания согласно рекомендациям производителя техники; использование при сервисном обслуживании и ремонте запасных частей и расходных материалов, рекомендованных производителем техники.

Также важно, что «ест» машина: качественное топливо (например, Евро-5), отвечающее требованиям установленного оборудования (ДВС, ТНВД), надолго продлит безремонтный период.

Во вторых, имеет значение, кто управляет техникой. По опыту очевидно, что в одних руках техника работает без капризов, а вот частая смена операторов вредит стабильной работе».

Дмитрий Миклашевич, Scania

«Чтобы минимизировать эксплуатационные риски, владельцам любой техники — как собственной, так и арендованной — необходимо соблюдать правила эксплуатации автомобиля, а для этого требуются компетентные водители.

Также желательно обучить водителей принципам безопасного и экономичного управления автомобилем именно той марки, на которой они работают, поскольку у техники каждого производителя есть особенности. У Scania специально для этого существует школа водительского мастерства, где работают опытные инструкторы.
Необходимо помнить и то, что надёжность техники напрямую связана со своевременным и качественным техобслуживанием, а его может обеспечить только официальный дилер.

Но это актуально в основном для владельцев собственного автопарка, которые могут выбирать мастерскую. Поскольку при аренде техники техобслуживание проводится у официального дилера — это необходимое условие договора».

— Во многих странах распространён такой формат, по сути, аренды, как возвратный лизинг. в чём его преимущества и недостатки?

Владимир Антонов, «ЧЕТРА»

«В своей работе не используем данный формат, поэтому не можем сказать о плюсах или минусах».

Олег Гребенько, AsstrA

«Этот формат включает в себя возврат объекта лизинга лизингодателю (при финансовом методе его необходимо выкупить). Преимущество обратного лизинга заключается во временном владении объектом и гибкости формирования производственных ресурсов предприятия. Недостаток — в высокой стоимости, так как лизингодатель, как правило, использует пессимистичный подход в оценке остаточной стоимости техники по окончанию срока лизинга».

Михаил Иванов, СК «Перспектива»

«Главным преимуществом лизинга является возможность получения спецтехники сначала в пользование, а в дальнейшем, при выплате лизинговых платежей, в собственность.

Также к плюсам можно отнести установление гибкой системы лизинговых платежей. Минусы схемы в том, что вам придется самостоятельно налаживать ремонтные процессы и обслуживать технику, найти для неё охраняемое место и другие.

При аренде ответственность целиком и полностью перекладывается на собственника техники, в отличие от лизинга, где материальную ответственность несёт компания лизингополучателя».

Роман Чуркин, «Кит Строй»

«Если у арендодателя возникает необходимость обратить дорогостоящую технику в наличные деньги и вложить их в более выгодное предприятие, то в дело идут вполне законные схемы с продажей спецтехники проверенному клиенту. После сделки новый собственник оформляет договор аренды с бывшим её владельцем и получает предоплату до 30% от стоимости арендуемой техники.

Избавившись на время от дорогостоящего имущества, бывший хозяин уже не отчисляет за него налоги в казну. А покупателю, наоборот, возмещают НДС. Впоследствии проданное имущество можно возвратить к его первоначальному владельцу с изрядным сроком амортизации. Что сэкономит значительные средства. Временная потеря статуса собственника — единственный минус такой сделки».

Павел Селев, MAN Truck & Bus

«Несмотря на то, что обратный или, как его чаще называют, возвратный лизинг считается относительно новой операцией на территории России, некоторые компании выбирают именно этот вариант из-за определённого количества преимуществ.

По своей сути возвратный лизинг представляет собой схему, при которой компания, имеющая в собственности имущество (транспорт, недвижимость или оборудование), продаёт это имущество в лизинговую компанию, а лизинговая компания обратно сдаёт данное имущество в финансовую аренду компании-продавцу, которая одновременно становится лизингополучателем.

К основным преимуществам такой схемы можно отнести достаточно быстрое получение компанией-продавцом денежных средств от продажи своего имущества, которые могут быть использованы на любые коммерческие цели, а кроме этого нельзя забывать о возможности использования налоговых льгот, присущих классическому финансовому лизингу.

К основным недостаткам можно отнести право лизингодателя расторгнуть договор раньше срока его окончания и изъять имущество, в случае существенных нарушений со стороны лизингополучателя. Более того, лизингополучатель не имеет прав законного собственника на транспортное средство
во время действия договора.

Выбирать возвратный лизинг или нет – личное решение каждого клиента, который перед заключением договора должен взвесить все плюсы и минусы».

Олег Малаховский, НП «НААСТ»

«Преимущества в том, что можно привлечь оборотные средства в компанию. При этом компания-лизингополучатель является и поставщиком техники, соответственно, отсутствует риск поставки некачественной продукции или того, что поставщик окажется недобросовестным. Недостатком с финансовой точки зрения является то, что компания-лизингополучатель получает обременения в бухгалтерском балансе в виде обязательств».

Эдуард Христианов, ПАО «РосДорБанк»

«Возвратный лизинг — один из видов финансовой аренды. Специфика этого вида лизинга заключается в том, что продавец выступает в качестве лизингополучателя в рамках одной сделки. Он часто используется для привлечения финансирования компаниями, которые по различным причинам не могут кредитоваться в банках (непродолжительное существование юридического лица, «слабые» финансовые показатели), но которые являются собственниками ликвидного имущества.

Преимущества возвратного лизинга:
• доступность финансирования;
• возможность получить налоговые льготы (например, на налоге на имущество для объектов недвижимости, поскольку при лизинге может использоваться коэффициент ускорения амортизации, что, в свою очередь, приводит к ускоренному снижению базы для расчёта налога на имущество);
• достаточная оперативность в оформлении.
Недостатки возвратного лизинга для лизингополучателя:
• лизингополучатель утрачивает право собственности на имущество;
• возможные претензии со стороны налоговых органов, которые в возвратном лизинге могут усматривать способ уклонения от уплаты налогов (требуется тщательная документарная проработка сделки, прежде всего, необходимо внимательно отнестись к вопросу оценки имущества, передающегося в лизинг)».

Арендовать или покупать?

Дмитрий Миклашевич, Scania

«Возвратный лизинг мы не практикуем, зато наши клиенты пользуются операционным (который ещё называют оперативным). Клиент получает для эксплуатации новый автомобиль, который не переходит в его собственность по окончании договора. Поэтому ежемесячные платежи существенно ниже, чем при традиционном лизинге, и это одно из самых важных преимуществ.

Как финансовый инструмент операционный лизинг, прежде всего, подходит тем компаниям, которые получают прибыль от эксплуатации грузовой техники, а не от её последующей продажи, а контрактная база и налаженные бизнес процессы компании позволяют быть уверенным в наличии заказов в перспективе 3-5 лет.

Аренда выгодна тем, кому необходимо закрыть сезонный пик роста спроса или, например, попробовать свои силы в грузоперевозках.
Договор аренды заключается не более, чем на 1-2 года, после чего компания может продлить его, но получит уже другой, новый автомобиль. Классический операционный лизинг рассчитан на 4-5 лет, при этом техника одна и та жe».

Степан Козлов, John Deere C&F Russia

«Преимущество заключается в том, что можно избежать излишних весомых капиталовложений и получить технику под меньший процент, чем кредит».

Максим Шишко, СК «Перспектива»

«Одна из форм аренды спецтехники — обратный лизинг — заключается в том, что собственник продаёт свой автопарк, но оставляет за собой право использовать технику в случае надобности, оплачивая арендную плату. В основном такая процедура происходит при необходимости срочного получения финансовых ресурсов для решения других коммерческих вопросов.

Таким образом компания получает дополнительный источник денежных средств, не меняя суть бизнеса и имея возможность эксплуатировать собственную спецтехнику.

Преимуществом обратного выкупа является снижение налоговой нагрузки на время лизинга за счёт уменьшения налога на имущество и на прибыль, а недостатком — возможное мошенничество со стороны покупателя-лизингодателя, при котором собственник может лишиться и имущества, и возможности аренды».

Степан Козлов, John Deere C&F Russia

«Можно рассчитать стоимость владения до определённой наработки, на которую производитель готов предоставить расширенную гарантию, поскольку основные затраты известны клиенту, а именно: стоимость техники и расширенной гарантии, расход топлива, а также стоимость ТО и замены основных изнашиваемых компонентов».

Павел Селев, MAN Truck & Bus

«Проанализировать стоимость владения грузовым транспортным средством при покупке в сравнении с арендой достаточно сложно, так как корректность расчета зависит от целого ряда факторов. Однако при наличии примерных данных (условия и регион эксплуатации автомобиля, величина годовых пробегов, общий срок эксплуатации и так далее) менеджеры по продажам ТС дилерских центров MAN смогут подобрать наиболее эффективный и комфортный вариант, исходя из транспортных задач и запросов конкретного клиента».

Михаил Иванов, СК «Перспектива»

«Чтобы понять рентабельность, необходимо учесть множество факторов: стоимость самой техники, амортизацию, техническое обслуживание, ремонт, налоги, фонд зарплаты и стоимость ГСМ (горюче-смазочных материалов) и т. п. А также учитывать объёмы и сроки предстоящей работы».

Владимир Антонов, «ЧЕТРА»

«В спорных ситуациях можно сравнить стоимость владения техникой со стоимостью аренды. Расходы по аренде рассчитываются просто. Необходимо ставку аренды (например, в час) умножить
на соответствующее количество часов за период эксплуатации.
Пример: в год техника должна отработать 2000 часов.

Технику арендуют на 5 лет, т. е. расчётная наработка составит 10 000 часов. Ставка аренды — 2500 рублей в час (с оператором, топливом и сервисным обслуживанием), т. е. заказчик потратит 2500 * 10 000 = 25 000 000 рублей.

Чтобы рассчитать стоимость владения, нужно знать немного больше вводных. Сумма следующих показателей даст полную стоимость владения:
• стоимость техники;
• стоимость технического обслуживания согласно регламенту производителя (по бульдозерам «ЧЕТРА» эти данные есть в СПМ
по каждой модели с учётом всех модификаций);
• зарплата персонала (оператор, водитель, механик);
• затраты на покупку топлива для приобретаемой техники;
• затраты на амортизацию (и, возможно, доход от последующей продажи техники).

Таким образом можно точно определиться, покупать или брать
в аренду технику или коммерческий транспорт».

Олег Малаховский, НП «НААСТ»

«Это можно и нужно делать! И очень жаль, что многие этим пренебрегают (хотя постепенно ситуация меняется) или считают не совсем корректно. Опять же это обусловлено тем, что всего несколько лет назад бюджеты, выделяемые на строительство, могли в себя вместить приобретение новой техники. Но из года в год бюджеты становятся всё скромнее, и строительные компании вынуждены (и это хорошо для аренды) более тщательно считать, в том числе и стоимость владения при покупке, и сравнивать её с арендой».

Олег Гребенько, AsstrA

«Точно смоделировать финансовые модели для сравнения вполне возможно. При расчёте стоимости владения необходимо получить общие затраты владения по одной и второй модели и сопоставить их».

Роман Чуркин, «Кит Строй»

«Если рассчитать стоимость покупки строительной техники и все издержки, связанные с её обслуживанием и содержанием, выяснится, что аренда будет не многим дороже. Всё дело в финансовых возможностях конкретного человека и его способности эффективно вести бизнес. Кому-то выгоднее вложить свой труд в предприятие, а кому-то купить технику и сдавать её в аренду.
Если же речь идёт о коммерческом транспорте, то всё зависит от товарооборота. А это величина переменчивая».

Дмитрий Миклашевич, Scania

«Разумеется, стоимость владения можно заранее просчитать, если клиент чётко понимает транспортную задачу, под которую ему нужна техника. Стоимость владения автомобилем по договору аренды включает арендный платеж, топливные затраты, выплату в систему «Платон», зарплату водителям и административные расходы, в том числе на содержание логистов и другого персонала.

При покупке по лизинговой схеме — тоже авансовый платёж и ежемесячные платежи, затраты на топливо и «Платон», но добавляются расходы на страхование и техническое обслуживание. Затраты на техобслуживание автомобиля при покупке (как прямой, так или в лизинг) можно сократить в среднем на 10-20%, заключив сервисный контракт».

— Есть мнение, что покупка б/у машин обойдётся дешевле аренды новых моделей. Насколько это верно?

Дмитрий Миклашевич, Scania

«Прежде всего, следует ориентироваться не просто на цену автомобиля, а на транспортную задачу, которую нужно решить. Поэтому прежде чем покупать автомобиль, мы рекомендуем рассчитать совокупную стоимость владения, включая расходы на техобслуживание и текущий ремонт с учётом возраста техники. Также важно понимать, что если делается ставка на большие пробеги, увеличение выручки и гарантированное отсутствие простоев, то новый арендованный автомобиль может оказаться выгоднее».

Владимир Антонов, «ЧЕТРА»

«Приобретение б/у техники, особенно спецтехники (бульдозеров, экскаваторов и т. п.) как русская рулетка: высока доля риска выхода её из строя по причине скрытых дефектов. Обычно такую технику выставляют на продажу после отработки достаточного ресурса и уже без гарантии производителя.

Чем ниже стоимость предлагаемой б/у техники, тем больше риск её выхода из строя на объекте в самый неподходящий момент. Это приведёт к дополнительным затратам на ремонт, а в случае его длительности — к расходам на аренду подменной машины во избежание простоев. Стоимость владения приобретенной б/у техники в этом случае явно будет выше затрат на аренду аналогичной машины.

Если смотреть на мировую тенденцию, то рынок аутсорсинга спецтехники растёт: CAGR, по оценке Ferronordic machines, составит порядка 30%».

Павел Селев, MAN Truck & Bus

«Не всегда и не всем для решения конкретных транспортных задач требуются новые грузовые автомобили, поэтому отдавать предпочтение новым автомобилям, б/у вариантам
или аренде — выбор каждого клиента.

Если выбрать подержанный автомобиль, чьё техническое состояние не было проверено должным образом, можно столкнуться с неприятными и незапланированными тратами. Эксперты подразделения TopUsed проводят тщательную проверку каждого подержанного автомобиля на соответствие всем необходимым критериям.

Главным фактором при выборе между арендой и приобретение нового или подержанного автомобиля являются возможности клиента в данный момент, поэтому мы советуем в первую очередь отталкиваться от этого».

Михаил Иванов, СК «Перспектива»

«Это зависит от многих факторов. Если это не дорогая б/у техника, необходимо проанализировать её состояние. Зачастую за привлекательной ценой могут скрываться неприятные неожиданности.

Так, если б/у техника ломается, это влечёт за собой дополнительные расходы на непредвиденный ремонт, который может оказаться сопоставим со стоимостью самой техники. Если техника новая, это гарантирует её стабильную работу, гарантию от производителя и другие важные характеристики.

При условии правильной эксплуатации и своевременного технического обслуживания можно избежать существенных трат на ремонт, а значит, сэкономить средства».

Эдуард Христианов, ПАО «РосДорБанк»

«Конечно, бывают разные ситуации, и на рынок может выйти практически новая техника за полцены. За такую возможность надо сразу хвататься. В остальных случаях нужно помнить, что любая машина приносит своему владельцу прибыль определённый срок, после окончания которого расходы на ремонт и издержки из-за простоя во время ремонта превышают доход, получаемый от работы этой техники.

Крупные производители техники публикуют справочники эксплуатационных характеристик выпускаемых машин. Используя эти справочники, можно рассчитать будущие расходы на содержание техники и соотнести с доходом, который эта техника должна принести. Если соотношение этих цифр при приобретении б/у техники получится лучше, чем при приобретении новой техники, целесообразно приобрести неновую машину.

Но необходимо помнить, что в справочниках приводятся примерные цифры, и кроме того, приобретая старую технику, покупатель не может знать, в каких условиях и насколько интенсивно эта техника использовалась прежними владельцами».

Максим Шишко, ГК «АвтоСпецЦентр»

«Подержанная спецтехника выгодна при покупке только первоначальной стоимостью — она примерно на 20-30% дешевле новой. Однако у такой техники сложно проверить реальный срок эксплуатации и фактический уровень амортизации, что может привести к увеличению расходов на ремонт и замену комплектующих при последующей эксплуатации».

Роман Чуркин, «Кит Строй»

«Покупка подержанного автомобиля всегда несёт определенные риски. Безопасность на дорогах зависит ещё и от его технического состояния. Замена деталей обойдётся владельцу дороже, чем аренда новой техники. Если же игнорировать поломку, то спровоцированная ею аварийная ситуация может стоить водителю жизни, а это гораздо дороже любой аренды».

Олег Малаховский, НП «НААСТ»

«Всё зависит от того, кто собирается покупать или брать в аренду. Если это строительная компания, у которой есть отдел опытных механиков, ремонтная база и компетенции, то, возможно, выгоднее приобретать б/у. При этом надо помнить, что б/у — это кот в мешке. Если же у строительной компании ничего этого нет, то точно лучше брать в аренду».

Олег Гребенько, AsstrA

«Это многофакторная модель, в которой нужно учитывать все важные аспекты: надёжность, экономичность, моральное старение техники и экологичность транспорта. Три ключевые составляющие владения — это стоимости приобретения, эксплуатации и реализации. Работать на б/у технике будет выгоднее, если сумма этих слагаемых будет ниже аналогичного показателя для новой техники».

Степан Козлов, John Deere C&F Russia

«Одна б/у машина другой рознь, поэтому предугадать, каких затрат потребует эксплуатация такой техники, очень сложно, если не сказать, практически невозможно. Однако не стоит исключать и возможный положительный эффект — эксплуатация бывшей в употреблении машины может обойтись дешевле арендной, если техника находится в хорошем состоянии и имеет историю обслуживания у дилера, а её бренд известен своей надёжностью.

Но всё же рекомендуем перед покупкой учитывать и стоимость перепродажи в будущем. В данном случае также многое будет зависеть от объёма и типа работ».

Модератор: Артём Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №6 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.