Фудтрак по-армянски. Техника спецназначения (часть 1)

С приходом 2020 года в полку техники специального назначения прибыло. Новые экземпляры инженерно-научной мысли перешли из ранга концепта в реальные модели и даже показали себя на отраслевых подиумах под вымпелом страны-производителя.

Речь о двух технических разработках из Армении и Австрии, которые попали в поле зрения нашего издания. Знакомьтесь с новым армянским универсальным фургоном и современной австрийской машиной для огнеборцев.

Армянские спецфургоны с американским наследием

Под эгидой американского бренда AA Cater Truck в Армении появилось производство специализированных фургонов – фуд-траков, которые работают на шасси КАМАЗ. Однако это далеко не единственный интересный факт, который делает армянские фургоны своеобразными. Но всё по порядку…

Владельцем предприятия, создающего закусочные на колёсах, является бизнесмен с армянскими корнями Ваге Карапетян. Материнская компания расположилась в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, а её дочерний филиал с некоторых пор приобрёл этническую прописку в Ереване.

В отличие от головного предприятия, армянское производство всецело сосредоточено в руках персонала: львиная доля операций и манипуляций делается вручную.

Армянский универсальный фургон AA Cater Truck

Только представьте состав технологического цикла спецмашин от разработки и изготовления до сборки, благодаря которым из заводского ангара выходят машины различной модификации. Спектр комплектации обширен: это и кухонное оборудование, и медицинское, и специальное оснащение под нужды инкассации, полиции и почтовой службы.

Производство расположилось в свободной экономической зоне «Альянс», поэтому компания пользуется государственными льготами и имеет облегчённую налоговую базу. Это по словам руководства, эффективно с точки зрения экспортных поставок в третьи страны.

Стоимость одного такого фургона в среднем начинается с 70 000$ или около 4 476 430 рублей. Что же кроется за этой суммой и каким потенциалом обладают армянские специализированные фургоны?

Армянский универсальный фургон AA Cater Truck

АА Cater Truck: особенности и техническая начинка

И что сегодня в США обыденность, для России в диковинку. На первый взгляд, АА Cater Truck обычные фургоны. И за рубежом их эксплуатируют на ура и в различном амплуа.

В Армении они появились три года назад, когда в самом сердце страны — Ереване наладили производство данного транспорта, причём первого в регионе. Дизайн разработали под армянский рынок.

«Подобные машины весьма популярны в Европе и в Америке. И наше головное предприятие базируется именно там. Однако со временем пришли к выводу, что необходимо расширить производственные мощности за счёт открытия нового завода на Евразийском пространстве», — рассказывает директор по производству Армен Гагикян.

Мобильную кухню, медицинский пункт и даже дом можно создать на базе этого авто. Наиболее привлекательным вариант использования во всём мире стал именно foodtruck или кухня на колёсах.

Для приготовления пищи здесь предусмотрены и плиты, и фритюрницы, и холодильники, а также вода и автономное газоснабжение. А электричество подаётся от генератора.

Армянский универсальный фургон AA Cater Truck

Есть витрины и стеллажи для удобной выдачи заказов клиентов, а также специальная тара для хранения супов и салатов. И это лишь одна из модификаций, которые предлагает производитель.

Кстати, разработчик снабдил автомобиль автоматической системой пожарной безопасности и фильтрами для вывода вредных веществ без серьёзного ущерба для природы.

Примечательно и то, что запасные части, которыми комплектуют машину поступают из разных уголков мира и разных производителей — Америки, Китая и России. Так, шасси полностью собрано в России с двигателем экологического стандарта Евро-5. Рама для армянского транспорта марки КАМАЗ модели 4308 или 5308.

Армянский универсальный фургон AA Cater Truck

А начинка у машин также соответствует спецификации российского шасси. К примеру, для версии 4308 предусмотрено оснащение 4-цилиндровым рядным дизельным силовым агрегатом с турбонаддувом марки Cummins ISB4Se5 185 (Е-5) мощностью 185 л. с. и объёмом 4,5 л. Вместимость топливного бака равна 210 литрам.

Двигатель интегрирован с гидромеханиеской КПП марки Allison T270R с дистанционным управлением и дисковой пневматической тормозной системой.

Армянский универсальный фургон AA Cater Truck

Электрооборудование представлено двумя аккумуляторными батареями на 12 В и генератором мощностью 2000 Вт. 

При этом фургон имеет следующие весовые параметры и нагрузки:

  • снаряжённая масса — 4300 кг;
  • нагрузка на передний мост – 2600 кг;
  • нагрузка на заднюю тележку – 1700 кг;
  • грузоподъёмность – 7600 кг;
  • полная масса – 11900 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 4350 кг;
  • нагрузка на задний мост – 7550 кг.
Армянский универсальный фургон AA Cater Truck

Корпус же выполнен из твёрдого алюминия. И выбор металла вовсе не случаен — он практически не поддаётся коррозии и легче стали на 60%. Однако и ремонт такого фургона обойдётся дороже стальных аналогов. Да и проблем с сырьём у компании не возникнет, так как в стране есть завод по производству алюминия.

На смену привычным болтам и сварочным швам в надстройке приходят заклёпки, которые используются для всевозможного крепления, стыков, швов и соединений. Такой подход производитель оправдывает тем, что заклёпки не разбалтываются при тряске и рабочей вибрации, а крепко держат детали или элементы кузова, и он служит дольше.  

Армянский универсальный фургон AA Cater Truck

При покраске машину обрабатывают наждачной бумагой и грунтом, а затем приступают к покраске. После покрытия первым слоем машина сохнет час, после чего переходят к повторному нанесению краски.

Как только окрасочные работы подошли к концу автомобиль остаётся в боксе до полного высыхания при температурном режиме в 25  ͦ С. Зимой же до полного высыхания машины требуется не менее 2 суток.

По словам специалистов предприятия, красят обычно лишь в один-полтора слоя, так как для акриловой краски это оптимальные условия. Всё делают по американскому стандарту и материалы привозят именно оттуда. Однако в зависимости от региона эксплуатации в конструкцию авто вносят изменения.

Время сборки автобуса вариативно и зависит от уровня сложности заказа. А в среднем уходит не менее 4 месяцев.

Армянский универсальный фургон AA Cater Truck

На поток эти машины в Армении поставили лишь с ноября 2019 года. Первый образец армянской сборки в модификации библиобус уже колесит по Ширакской области. Он и его собратья вскоре будут представлять страну на международных выставочных подиумах.

Сейчас же производитель планирует нарастить производственные мощности и инвестировать в проект порядка 140 млн долларов. А количество персонала увеличить до 500 человек.

Кто знает, возможно, в скором будущем такие фургоны будут колесить и по России, по крайней мере, у руководства компании желание и стремление вывести свои авто на российский рынок имеется.

Кстати, компания уже ведёт переговоры и с автоконцерном Hyundai. На базе корейских шасси армяне хотят запустить производство пассажирского транспорта с планом реализации в пропорции 20/80 в Армении и Корее.

Продолжение читайте в материале «Электрический пожарный автомобиль из Австрии» (часть 2).

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.