Это воистину специальная техника, большинство из вас её регулярно наблюдают в сводках новостей из соседней Беларуси. Фургон правосудия, изолятор инакомыслия на колёсах всенародной поддержки. Автозак Купава-573150 на шасси МАЗ-5336.
Заранее оговоримся, но на самом деле обиходное название не совсем верное, хотя по-другому его уже вряд ли кто-нибудь когда-нибудь назовет. Технически, это «вахтовка» для ОМОНа, они на нём ездят на любимую работу, защищают мирное население от результатов выборов и желания нормально жить.
— Кузов имеет габариты 6215x2250x2200 мм.
— Колёса машины правосудия крутятся благодаря двигателю ЯМЗ на 250 л. с.
— Топливный бак рассчитан на 350 литров и находится с левой стороны возле кабины, он, как и вся нижняя часть шасси, защищён стальными листами.
— Коробка передач здесь по классике механическая на 8 скоростей ЯМЗ-238М. Шасси имеет колёсную формулу 4×2. Снаряжённая масса автозака составляет 8 т.
— Подвеска у него рессорная, а колёса бездисковые. На этих машинах стоят шины 11.00R20.
В целом автозак как таковой, это машина для перевозки заключённых — там нет окон, есть камеры для задержанных и место для конвоиров, а дверь всего одна. К сожалению, так получилось, что во время приструнения нескольких акций протеста в эти автомобили стали стягивать недовольных и преступники смешались с людьми. Отсюда и растут ноги образа этого авто. А так, это скорее автозак ОМОНа, а не заключённых.
Возможно слово автозак в этом случае нужно расшифровывать не как «автомобиль заключенных» а, например, «автозаконопослушание», «Автозакройротсидидома» или «автозакогонужноголосовать».
К слову, автомобиль вмещает в себя 22 полицейских, не считая тех, кто в кабине. Сколько можно загрузить протестующих сказать сложно, но если укладывать штабелями под завязку, то явно больше сотни. Хотя гуманность в этом случае вызовет множество вопросов.
Также об этом МАЗе бытует мнение, что он бронирован — это не так. Пол, стены и потолок укрепляют бронёй именно в машинах для заключённых. Арестанты могут пытаться сбежать или их могут попытаться освободить.
«Купава» — другое дело, это ведь не военная техника. Её используют против невооруженных людей — лишняя броня не нужна, а бравые ОМОНовцы и без того в бронежилетах, да и вооружены получше. Решётки на окнах снимаются и в обыденной жизни ни к чему.
Такие автозаки — максимально привычное зрелище на массовых событиях в Беларуси, в них дежурят защитники порядка на случай, если какие-нибудь хулиганы захотят испортить масленицу, день города или концерт.
Сам «пассажирский фургон» имеет три двери — загружать протестующих можно сзади, сбоку и даже через крышу. Там есть люк и лестница изнутри.
«Вахтовка» оборудована достаточно мягкими лавочками, подставками под автоматы, доспехи и спецсредства. Настоящие же автозаки не имеют каких бы то ни было удобств, кроме скромной уборной. В некоторых камерах вообще можно только стоять. Видимо логика такая — заключенные и так «сидят», можно и постоять для разнообразия. Поэтому «Купава» относительно комфортна.
Если вас туда «пригласят», то в целом не так уж и неудобно. Хотя лучше, конечно, этого избегать. Чаю там явно не предложат.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: