Утилизационный сбор 2020 негативно скажется на российском рынке - iGrader.ru
Утильсбор

Утилизационный сбор 2020 негативно скажется на российском рынке

Несмотря на 11-процентный рост продаж дорожно-строительной техники и спецтехники в первом полугодии 2019 года, эксперты не видят перспектив для положительного развития сценария. Более того, многие считают, что в грядущей «мистерии» не последнюю роль сыграет именно ставка утилизационного сбора.

Игроки рынка с тревогой наблюдают за нормотворчеством госаппарата и практически солидарны в своих прогнозах. По мнению львиной доли представителей машиностроения, с повышением утилизационного сбора в 2020-м в отраслевые сегменты придёт упадок.

«Сейчас сложно предположить, что в ближайшее время может посодействовать улучшению ситуации. Поддержать спрос на технику в строительной индустрии могли бы новые национальные проекты. А вот ужесточение мер государственного регулирования, в частности, возможное резкое увеличение ставки утилизационного сбора, негативно скажется на состоянии рынка строительной техники в России», — высказывает свою точку зрения менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Роман Искаков.

С одной стороны, уже сейчас ясно, что отдельные ниши дорожно-строительного сектора перенасыщены предложением, а в других чуть заметен небольшой сдвиг. Так, второй год к ряду спрос на технику для строительства дорог продолжает идти на убыль. И лишь для отдельных категорий технических средств показатель востребованности имитирует траекторию маятника.

Владельцы точечно обновляют парк устаревших машин и стремятся экономить деньги, отдавая предпочтение бывшим в эксплуатации агрегатам. Образцы новой техники по карману лишь крупным компаниям, но и при таком раскладе рассчитывать на солидные объёмы заказов производителям не приходится.

«В этом году в условиях сложившейся политической и экономической ситуации, а также в связи с глобальными тенденциями рынок стройтехники достиг своего пика. В текущих реалиях мы ожидаем, что он останется на нынешнем уровне и в 2020 году, а возможный прирост будет не более 5%. При этом, на фоне общей насыщенности рынка и простоя большого количества техники не отрицаем возможность небольшого падения спроса», — рассуждает Роман Искаков.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2019 году активность наблюдалась в реализации погрузчиков: для фронтальных колёсных прирост составил 23%, а для гусеничных — 22%. Менее привлекательным стал год для гусеничных экскаваторов — всего лишь 4%. А для мини-экскаваторов и того хуже: показатель продаж опустился на отметку аж в 30%.

И этот далеко не радужный результат, по мнению коммерческого директора JCB Russia Сергея Харитонова, имеет прямую зависимость от утилизационного сбора, который на данный вид техники неоправданно завышен, и в составе стоимости отдельных моделей занимает свыше 20%. Производители оказываются в условиях, когда реалии заставляют закладывать в себестоимость продукта все издержки, чтобы выйти на окупаемость.

В этом сезоне в первом полугодии участникам АЕБ удалось совокупно реализовать 5731 единиц, но нет гарантий, что в следующем году объём спроса останется на прежней отметке или покажет рост. К тому же отдельные секторы рынка по-прежнему находятся в затяжной стагнации, а некоторые пребывают в состоянии рецессии.

«Рынок строительной техники в России третий год подряд восстанавливается после более чем двукратного падения в 2016 году. В 2017-м спрос начал повышаться, индустрия продемонстрировала прирост свыше 50% относительно того же периода предыдущего года. Далее динамика продаж спецтехники начала падать: менее 40% роста зафиксировано в 2018-м, 2019 год также не стал исключением, показав ещё более скромный результат.  Несмотря на восстановление спроса, его уровень примерно на 20% ниже докризисного», — описывает ситуацию Роман Искаков.

Ранее, до введения утилизационного сбора, цены на технику были более привлекательными и доступными. Одной из основных ниш, где постоянно существовал спрос на спецтехнику, была аренда. С течением времени количество арендодателей стало уменьшаться прямо пропорционально увеличению утильсбора. Концентрация арендных организаций достигла того минимума, при котором увеличение бюджета строительных объектов и арендных ставок стали «ингибитором» развития строительной индустрии. 

«К сожалению, традиционно отстаёт отрасль коммунальных и компактных машин. Здесь существенным сдерживающим фактором является чрезмерный размер утилизационного сбора, делающий стоимость машин неподъёмной для большинства заказчиков, в особенности из регионов.

Ещё одной причиной, замедляющей развитие рынка строительной техники в России, является неполное исполнение федерального бюджета. По данным Счётной палаты, за первые девять месяцев 2019-го было израсходовано лишь 62,9% средств, предусмотренных годовым планом. Это самый низкий показатель с 2010 года. Также очень медленно осваиваются бюджетные средства, выделенные на реализацию национальных проектов, нацеленных на развитие инфраструктуры и внедрение решений по защите окружающей среды. Если ситуация изменится в лучшую сторону, рынок строительной техники ожидает период нового роста», — даёт оценку директор департамента дорожно-строительной техники Volvo Construction Equipment Олег Никитин.

Выровнять ситуацию на отраслевых рынках была призвана госпрограмма по субсидированию лизинга дорожно-строительной и прочей спецтехники отечественного производства. Однако чуда так и не произошло.

За два года действия программы российское машиностроение не показало блестящих результатов. К примеру, зарубежные производители, согласно данным участников АЕБ, без всяческих поблажек и льгот оказались в плюсе практически на 26% за первые шесть месяцев текущего года. В то время как отечественный машиностроительный комплекс в этот же период даже под эгидой государства показал рост чуть более 10%.

Поддержка со стороны государства в разрезе данной программы на 2019 год составила 2,1 млрд рублей, но скольким организациям и в каких объёмах удалось реализовать свою технику — официальных данных в открытых источниках нет.

Переломить ситуацию в корне подобные преференции вряд ли смогут, ведь многие отдают предпочтение зарубежным брендам не за красивые глаза.  Поэтому даже под гнётом экономических факторов иностранные производители отмечают позитивные сдвиги в сфере торговли.

«2019-й год — один из лучших за последние пять лет. Рынок спецтехники не потерял в объёмах: относительная стабильность рубля и низкие кредитные ставки позволили выполнять программы обновления парков техники несмотря на возросшие макроэкономические риски. Высокие цены и повышенный спрос на золото и драгметаллы способствовали обновлению и наращиванию добывающих мощностей в этом секторе. Спрос со стороны предприятий чёрной и цветной металлургии, а также производителей строительных материалов сохраняется на уровне прошлых лет. Кроме того, стабильный интерес к новой технике отмечается со стороны передовых дорожных организаций и компаний лесного сектора», — резюмирует Олег Никитин.

Конечно, стратегия не всех закордонных компаний держит удар конкуренции и способна выделиться финансовыми результатами. А сейчас на грани очередного увеличения утильсбора, возможно, желающих предлагать по сходной цене технику станет ещё меньше.

Со слов одного из участников АЕБ, уже в себестоимость среднего экскаватора закладывается сумма утилизационного сбора не менее 1 млн рублей. И если ставка начнёт расти, то в ближайшее время потенциальные покупатели станут либо копить деньги на дорогостоящие машины, либо переходить на отечественные аналоги.

Хотя в последнее верится с трудом, потому как российская техника не так масштабно представлена во многих отраслях, да и к отдельным техническим параметрам имеются вопросы.

Кстати, локализацию собственных производств зарубежные компании рассматривают в последнюю очередь, поскольку, по их мнению, экономическая целесообразность данных шагов несколько туманна и даже подвержена риску. Никому не хочется потерпеть фиаско на неустойчивом поприще, да ещё инвестировать в активы без уверенности в завтрашнем дне.

А некоторые категорично настроены в отношении СП даже при наличии сборочных производств на территории России.

«Наша компания по объективным причинам не имеет статуса российского производителя и не участвует в программах государственной поддержки. Связано это с тем, что в корпорации Komatsu высокотехнологичные операции по производству сложных компонентов делают централизованно — на материнских заводах, расположенных преимущественно в Японии», — поясняет руководитель департамента регионального маркетинга ООО «Комацу СНГ» Василь Ужаев.

К слову, каждый из игроков серьёзно подходит к формированию производственных активов и видит собственный сценарий развития российского рынка в 2020 году. У одних прогнозы не лишены оптимизма, у других — не исключают точек возврата к результатам кризисного периода.

«В 2020-м мы не ожидаем каких-либо существенных изменений на российском рынке коммерческого транспорта. По нашим прогнозам, продолжится незначительное падение продаж, которое по итогам года составит приблизительно 3%. Это связано с возможным изменением ставок утилизационного сбора (окончательное решение по данному вопросу до сих пор не принято), а также со снижением деловой активности малого и среднего бизнеса и дальнейшим увеличением цен на топливо.

Однако, несмотря на такой не слишком оптимистичный прогноз, мы видим в текущей ситуации несколько преимуществ. Во-первых, парк самосвальной техники в России является достаточно возрастным (это основной рынок сбыта нашей продукции), поэтому компании будут стараться его обновить. Данная тенденция наметилась уже в этом году: по итогам трёх кварталов рынок самосвалов вырос на 12% по отношению к аналогичному периоду 2018-го. Во-вторых, мы ожидаем, что в текущих экономических условиях покупатели будут в большей степени ориентироваться на бюджетный сегмент техники», — делится главный специалист ООО «ФАВ — Восточная Европа» Андрей Попов.

Бесспорно, нынешние условия дают право ключевым игрокам не только сгущать краски, но и аргументировать прогнозируемый спад в различных рыночных сегментах. По мнению Романа Искакова, «снижение объёма продаж на протяжении большей части 2019 года наблюдается и в автомобильной отрасли. Вопреки всем усилиям дилеров и производителей, им не удалось сохранить положительную динамику продаж предыдущих двух лет. Вероятно, подобный сценарий может повториться в отрасли строительной техники уже в следующем году».

Согласно прогнозам «Комацу СНГ», в целом на российском рынке ДСТ ожидается рост на 5,6%. При этом для  СЗФО показатель прироста составит 6,4%. Однако аналитики компании говорят, что исследование бюджета и объёмов дорожного и общего строительства на территории Северной столицы не вселяют уверенность на рост продаж в сегменте ДСТ данного региона.

Подобная атмосфера царит и в других регионах. Настанет ли переломный момент, и будет ли он «трансгрессивным» для российского рынка, экономики страны и промышленных структур, пока не ясно.

Но верно лишь одно, что ужесточение мер госрегулирования негативно скажется на состоянии рынка в России. Участники АЕБ надеются, что госаппарат с умом подойдёт к формированию ставок утилизационного сбора и не займёт позицию сдерживающего рост отраслевых торговых площадок фактором.

«Ситуация в реальном секторе экономики обязательно коснётся финансовых рынков, однако при благоприятном стечении обстоятельств в России сохранится относительно дешёвое и доступное финансирование. Тем не менее, в отрасли сейчас преобладают настроения, связанные с ожиданием снижения спроса», — делится мнением Олег Никитин.

Который месяц круг заинтересованных лиц бьёт в набат из-за инициативы Минпромторга. И пока картина не прояснится, мысль об увеличении утильсбора будет лихорадить и производителей, и сообщество потребителей. Среди тех, кто с опаской ожидает конечного результата, и грузоперевозчики. Их реакция на происходящее схожа с реакцией представителей производственного корпуса.

Напомним, что именно их Ассоциация в числе первых стала искать подтверждение информации о грядущем увеличении ставок утильсбора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: