Ковши для экскаваторов: особенности выбора и эксплуатации - iGrader.ru
kovsh

Ковши для экскаваторов: особенности выбора и эксплуатации

При покупке экскаватора часто возникает вопрос о вместимости ковша. Зачастую производители техники предлагают в качестве опции рабочее оборудование с разным объёмом. И тут не все понимают, как его считать.

«Недавно был случай в Беларуси, когда клиент возмущался, что объём ковша ему поставили меньшего размера, чем он заказывал. Раньше он работал на экскаваторах ЭКГ, где объём учитывают по кромке ковша, так как он прямоугольной формы. Как ящик. А вообще все производители указывают объём ковша именно с «шапкой». Наиболее распространённый момент – это уклон «шапки» 1:1.

То есть, если вы посередине ковша проведёте линию вверх, то расстояние от края до этой середины будет таким же до верхней точки «шапки», — объясняет руководитель отдела поддержки продаж Volvo CE Михаил Авдеев.

Собственно, объём ковша экскаватора регламентирован стандартом ISO 7451. Но об этом часто забывают те, у кого в парке различные виды техники. Например, для погрузчиков объём считают по-другому, то есть уклон шапки составляет 1:2 за счёт большей ширины самого ковша. Михаил Авдеев оговаривается, что есть редкие виды экскаваторов, для которых объём считают по такому же принципу.

К слову, коэффициент заполнения ковша зависит от материала, с которым будет работать экскаватор. Например, при загрузке ковшом скальной породы или щебня он будет наполнен примерно на 100%. А вот песок, гравий и грунт с «шапкой» будут вмещать 105-120% от объёма.

«Если вы выберете слишком большой ковш для работы с материалом, который имеет большой коэффициент заполнения, то машина будет сильно перегружена. Соответственно, оператор будет медленнее работать. А если вы выберете широкий ковш для плотных материалов, например, гранита, оператору будет очень сложно наполнять его и стандартный цикл погрузки машины замедлится», — предостерегает Михаил Авдеев.

Он указывает и на ещё одну особенность работы. У тяжёлых экскаваторов 70-90 тонн ширина ковша может превышать ширину кузова шоссейного самосвала. Что при загрузке может вызвать просыпание материала.

Как выбрать ковш?

Все производители экскаваторов в брошюрах указывают таблицы грузоподъёмности. В них легко увидеть точку наименьшей устойчивости для понимания предельного веса материала, с которым предстоит работать. Как поясняют специалисты Volvo CE на примере модели EC250DL со 6-метровой стрелой и 3-метровой рукоятью, минимальная допустимая грузоподъёмность определяется на высоте 1,5 м на максимальном вылете стрелы поперёк тележки. При противовесе в 5 тонн она равна 3,6 т, но это без учёта веса ковша.

Допустим, экскаватор будет работать с мокрым песком. Его плотность составляет 1,9 т на кубометр. При выборе ковша нужно посмотреть не только его ёмкость, но и вес. Этот параметр вычитаем от грузоподъёмности на максимальном вылете. К примеру, для ковша объёмом 1 320 кубометров и массой 1 217 кг получаем результат: 3 600 – 1 217 = 2 383 кг. Далее плотность материала умножаем на объём ковша, в нашем случае, это 1 320 х 1,9 = 2 508 кг. Таким образом, этот ковш не подойдёт, иначе экскаватор может перевернуться.

Hitachi ZX400

Другой параметр, на который нужно обратить внимание, — радиус копания. При его увеличении вырывное усилие снижается. Михаил Авдеев напоминает, что у экскаваторов с быстросъёмными устройствами, особенно универсальными, радиус будет максимально возможным. А это скажется на сложности работы с плотными материалами.

Немаловажна и ширина режущей кромки ковша. Ведь при работе с плотным грунтом широким ковшом сопротивление врезанию кромки будет выше. Соответственно, работа будет идти в медленном темпе.

«Большая ширина создаёт избыточное усилие на рабочее оборудование экскаватора: ковш, стрелу и рукоять. И много случаев было, когда клиенты устанавливали неправильный тип ковша, что через несколько тысяч моточасов приводило к появлению трещин на стрелах. Также дополнительное усилие при выемке грунта ведёт к увеличению расхода топлива», — делится эксперт по технической поддержке Volvo CE Александр Штин.

Принятые обозначения ковшей

GP – это ковши общего назначения. Их хорошо задействовать для работы с материалами плотностью до 1 800 кг/кубометр.

HD – это ковши усиленные. Они могут справляться со скальником, гравием и другими материалами плотностью до 2 100 кг/кубометр.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Ретроспектива достижений Каждый сезон специалисты Галичского автокранового завода представляют рынку новые и модернизированные модели автокранов...
14 мая 2021
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253 завод регион 45
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253
Речь пойдёт об автогудронаторе на шасси КамАЗ АСМ-43253. Такую машину делают на заводе дорожной техники “Регион 45”. Одна из их моделей попала к нам...
16 марта 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пошумим разметкой?
Строительство и обслуживание дорог
Опасны ли шумовые полосы? Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед...
08 декабря 2020
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: