Как настроить рабочее место оператора экскаватора?

03.08.2020
Рабочее месте экскаватора

Производители оснащают кабины дорожно-строительной техники, пожалуй, не хуже, чем в легковых автомобилях премиум-класса. Если оператору будет комфортно работать, то производительность будет выше. Ведь тот же экскаватор может быть сколь угодно компьютеризированным, оснащённым множеством вспомогательных систем, но если человеку будет неудобно, то деньги на покупку дорогостоящей машины потрачены зря.

«В первую очередь стоит настроить зеркала. Это, по сути, глаза оператора. И следующий, может и банальный момент, но не менее важный – настройка кресла. В сиденье заложены возможности для множества настроек – под вес и рост оператора, под длину рук и т. д. Грамотная регулировка позволит не уставать в процессе работы», — объясняет эксперт по технической поддержке Volvo CE Россия и СНГ Александр Штин.

Про режимы работы

В компьютерах современных экскаваторов предустановлены варианты для разных условий эксплуатации. Во многих моделях присутствуют три стандартных режима – экономичный, нормальный и повышенной мощности. Где-то они оптимизируют потоки гидравлического масла, не нагружая двигатель, а где-то – регулируют мощность силовой установки.

Некоторые производители идут ещё дальше и позволяют более точно подбирать параметры под выполнение разных задач. Например, в экскаваторах Volvo CE оператор может пользоваться любым из 10 режимов.

Рабочее место оператора экскаватора Volvo CE

Первые два – Idle — предназначены для прогрева двигателя на 800 оборотах в минуту и операций, не требующих усилий на 1000 оборотах в минуту.

Ещё два режима F на 1200 и 1300 оборотах в минуту нужны для выполнения точных работ и при установке на стрелу навесного оборудования в качестве крана-перегружателя. При этом также повышается давление в гидросистеме на 10%.

4 режима General (от 1400 до 1700 оборотов в минуту) разработчики рекомендуют включать для работы с выемкой грунта.

Режим High переводит мотор на 1800 оборотов в минуту, а режим Power – на 1900 оборотов. Они позволяют достигать максимальной производительности в работе, правда и расход топлива тоже вырастет.

Работа экскаватора JCB

«Чтобы понять, правильно ли выбран режим работы, оператор должен задействовать полный ход джойстика. Это видно по давлению в гидросистеме, если она выше 15 бар, то режим верный. Если этот показатель ниже, то обороты избыточны», — рассказывает руководитель отдела обслуживания ООО «Фалкон» (дилер Volvo CE в Армении) Вардан Мусяелян.

К слову, чувствительность джойстика также можно настроить. Для этого нужно зайти в меню бортового компьютера и выбрать один из вариантов.

Помимо предустановок для работы с навесным оборудованием, современные модели экскаваторы позволяют запрограммировать до 20 собственных различных вариантов с настройкой потока и давления гидравлики.

Про органы управления

Как мы говорили в самом начале, оператору важно настроить удобное положение в кресле в том числе и для того, чтобы во время управления экскаватором не уставали ноги и руки. Для управления стрелой нужно постоянно пользоваться джойстиками, поэтому рука не должна быть в напряжении.

Рабочее место оператора экскаватора Volvo CE

Напомним, передвинув правый джойстик вперёд и назад, оператор управляет движением стрелы вверх и вниз. А движения влево и вправо открывают и закрывают ковш. Джойстик слева отвечает за поворот платформы при его перемещении влево и вправо и за управление рукоятью при перемещении вперёд и назад.

Как правило, на правом джойстике в современных моделях также размещают кнопку временного усиления мощности в гидравлической системе. Нажав на неё, оператор может, не увеличивая расход топлива, придать усилие ковшу, например, при врезании в грунт.  

Экскаватор CAT

Рядом располагают кнопку плавающего положения стрелы.

«При её активации стрела плавно опускается под собственным весом, что экономит топливо и уменьшает нагрузку на пальцево-втулочные соединения. Особенно удобно эту функцию использовать при работе с гидромолотом. Но ни в коем случае включать плавающее положение нельзя, если экскаватор «отжимается» на ковше, иначе он просто упадёт», — предостерегает тренер операторов Volvo CE в Украине Сергей Негриевский.


Подготовил Артём Щетников

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.