• «АО «Романов» — российский производитель уникальных грузовых габаритных шасси БАЗ»
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    «АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.

    Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
    Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp

    Подробнее Свернуть
  • Изменится ли рынок экскаваторов-погрузчиков?

    Изменится ли рынок экскаваторов-погрузчиков?

    После событий февраля 2022 года с рынка спецтехники вроде бы исчезли многие модели популярных брендов. Но, оказалось, не во всех сегментах. Экскаваторы-погрузчики, эти универсальные и востребованные машины, конечно, тоже сократились в объёмах в части импорта. Аналитики ID-Marketing зафиксировали снижение поставок на 15%.

    Но отечественные машиностроители пока ещё не в силах насытить рынок своей продукцией, хотя очень стараются. Поэтому говорить о победе над иностранными брендами рано.

    «Основной вектор направления — Турция и Китай. Замещение в сегменте спецтехники в последние годы происходило постепенно. Наши продажи показывают, что если в январе — сентябре 2021 года доля китайской техники составляла 35% (причём преимущественно речь тогда шла о фронтальных погрузчиках), то в этом году — уже 44%.

    Если говорить об альтернативе, то одним из лучших предложений в подсегменте экскаваторов-погрузчиков является турецкий бренд MST», — делится наблюдениями генеральный директор ООО «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова.

    По словам коммерческого директора агентства ID-Marketing Андрея Ловкова, поставки из Турции составили 41% от всего объёма импорта экскаваторов-погрузчиков в период с января по сентябрь 2022 года. Перераспределение рынка в пользу Турции, Китая и Индии подтверждает и начальник проекта закупок New Holland ООО «Компания Сим-Авто» («Русбизнесавто») Дмитрий Никутьев.

    По его словам, европейские и американские машины ещё есть в продаже за счёт того, что достаточное количество завезли в первом квартале 2022 года и до сих небольшие партии поступают благодаря параллельному импорту.

    «На самом деле, никто никуда не ушёл, по крайней мере, никто дверью не хлопнул. С учётом параллельного импорта все традиционные бренды присутствуют на рынке РФ, просто в несколько меньшем количестве. По итогам 8 месяцев. JCB остаётся лидером рынка, по итогам года может показать результат на уровне 2020 года.

    За JCB идут турецкие бренды. Из них значительный рост по сравнению с прошлым годом показывает только Cukurova. Hidromek вырос незначительно, на 3%, MST снизился на 17%. Cat, Case, New Holland, Mecalac снизили объёмы ввоза, но остаются в первой десятке. Китайские бренды суммарно увеличили свою долю на рынке с 2 до 9%.

    Значительного роста продаж китайских брендов не прогнозируется в связи с более низким техническим уровнем техники по сравнению с турецкими брендами. Прогнозируется снижение дефицита на рынке экскаваторов-погрузчиков в 2023 году», — приводит данные менеджер по продукту ООО «ОМГ Строительно-дорожные машины» Андрей Чадаев.

    Перераспределение происходит до сих пор, и, как оно в итоге закончится, сказать пока сложно, так как появляются новые способы поставки всех импортных брендов, считает руководитель отдела оценки имущества ГК «Альфа-Лизинг» Кирилл Осипов. По его мнению, распределение долей рынка не сильно поменяется.

    Чем импортозаместить?

    Собственно, основная проблема небольшого спроса на продукцию российских производителей кроется в ценообразовании, которое складывается, по большей части, из применения импортных комплектующих. Тот же ЕлАЗ выпускает те же самые машины, что и турецкая Cukurova с мостами и трансмиссией Carraro, моторами Perkins и Cummins.

    Ковровский электромеханический завод ставит двигатели Cummins и John Deere, гидравлику от Bosch-Rexroth. UMG тоже ещё не добрались до импортозамещения в части экскаваторов-погрузчиков, в отличие от других своих землероек, и комплектуют модели силовыми установками Perkins и трансмиссией от JCB.

    И это, естественно, неплохо. Надёжные агрегаты, проверенные временем. Но у потребителей до сих пор жив стереотип, что российская техника хуже иностранной.

    «В этом сегменте спецтехники лидером всегда выступал бренд JCB, чьё название стало нарицательным у некоторых пользователей как JEEP, когда речь идёт о внедорожниках», — поясняет Кирилл Осипов.

    Тем более что большая часть представленных на рынке моделей схожи по конструкции и возможностям. Вот и выбирают по инерции привычное.

    «Конструкция машин данного типа, как правило, известна и прошла проверку временем. Некоторые производители используют комплектующие и компоненты более высокого качества, позволяющие получить большую эффективность на выходе. Многие клиенты выбирают более бюджетные решения, но в любом случае, заказчик осуществляет выбор, исходя из приоритетов и условий эксплуатации», — говорит менеджер по продукту ООО «Люгонг Машинери Рус» (представительство LiuGong в России) Александр Нетид.

    Изменится ли рынок экскаваторов-погрузчиков?

    Хорошо забытое?

    Хотя есть и те, кто стремится выделиться. Например, под брендом Bolder в России выпускают две модели с сочленённой рамой, на которой не нужны мосты с поворотными кулаками. Такие для Case, Massey Ferguson, Werklust и Yanmar по OEM-контрактам, а также под своим брендом изготавливает итальянская VF VENIERI S.p.A.

    «Это полноценный фронтальный погрузчик, ибо капот моторного отсека у него не торчит и не закрывает обзор оператору. Также жёстко закреплён передний мост на передней полураме, что вкупе с увеличением поперечного опорного контура за счёт складывания полурам значительно повышает устойчивость к опрокидыванию при передвижении с высоко поднятым фронтальным ковшом.

    Да и он просто более манёвренный, как змея пролезает в труднодоступные места, а фронтальное навесное оборудование можно смещать в стороны поворотом руля даже стоя на месте», — показывает генеральный директор ООО «Болдер» Алексей Спинка.

    Прогресс не стоит на месте, поэтому в современных экскаваторах-погрузчиках появляются всё новые функции и возможности, напоминает Лилия Маркова. Она приводит в пример модернизацию трансмиссии, что повлекло снижение расхода топлива и увеличение крутящего момента для выполнения более сложных операций. Совершенствуется и гидравлика: появляется возможность устанавливать на экскаваторы-погрузчики ещё больше навесного оборудования: от буров и вибротрамбовщиков до гидромолотов и измельчителей.

    «Кто бы что ни говорил, подавляющее большинство технических решений, применяющихся на рынке экскаваторов-погрузчиков, можно считать известными и устоявшимися.

    Из новых технических решений, которые привлекли внимание в прошедшие несколько лет, можно назвать прототип экскаватора-погрузчика JCB с двигателем, работающим одновременно на дизельном топливе и сжатом природном газе, с газовыми баллонами на крыше кабины (дошёл ли он до серийного производства, неизвестно).

    Это решение может быть востребовано в РФ, поскольку ведутся работы по переводу различной техники, прежде всего автотранспорта, на газомоторное топливо (метан).

    А также серийный экскаватор-погрузчик Manitou MLB 625T с телескопической погрузочной стрелой. По сути, это гибрид телескопического погрузчика и экскаватора-погрузчика (машину производили лет 10 назад, в РФ поставляли в единичном количестве). Продукт не пользовался заметной популярностью, конструктивно тоже был не идеален», — уверен Андрей Чадаев.

    По мнению Дмитрия Никутьева, основное направление по усовершенствованию экскаваторов-погрузчиков связано с повышением комфортности работы оператора, увеличением срока эксплуатации комплектующих и уменьшением загрязнения окружающей среды.

    Производители конструируют более комфортабельные кабины, применяют современные технологии для увеличения эксплуатации комплектующих и постепенно внедряют технологии, связанные с электрическим двигателем вместо двигателя внутреннего сгорания.

    Большие и маленькие

    Что уже точно в ближайшие годы не изменится, так это вариации с равно- и разновеликими колёсами. Тут изобрести конструкторам уже нечего. И потребители уже целенаправленно выбирают ту или другую модель, ориентируясь среди прочего и на размерность ходовой.

    «Машина с разновеликими колёсами имеет меньший радиус поворота/разворота и лучшую манёвренность на строительных площадках, а возможность движения боком и больший дорожный просвет даёт преимущества в узких местах. Машина с равновеликими колёсами, как правило, тяжелее и оснащена более мощным двигателем и рабочими органами, что повышает её производительность», — подчёркивает Александр Нетид.

    По опыту продаж мультибрендового дилера «Русбизнесавто», в основном экскаваторы-погрузчики с равновеликими колёсами покупатели выбирают за счёт наличия системы управления типа «крабовый ход».

    «Это позволяет легко работать в стеснённых условиях (например, подходить в узком пространстве к стенам или зданиям без сложных манёвров). Работа техники с равновеликими колёсами на зыбких и вязких грунтах будет легче за счёт меньшего давления на грунт, машина не будет буксовать.

    Также снижение давления на грунт разрешает использовать более крупные тяжёлые ковши. Но такие модели имеют высокую стоимость, и их обслуживание также потребует от владельца существенных затрат», — описывает Дмитрий Никутьев.

    При использовании одинаковых колёс достаточно иметь одну запасную камеру, флиппер, шину и диск, добавляет Алексей Спинка.

    Но это вовсе не значит, что модели с разновеликими колёсами не востребованы. По словам начальника проекта закупок New Holland ООО «Компания Сим-Авто», у экскаваторов-погрузчиков с колёсами разной размерности лучше манёвренность на строительных площадках за счёт меньшего радиуса разворота. Плюс они имеют меньшую стоимость и не требуют от владельца таких затрат, как на собратьев с равновеликими колёсами.

    Кстати, сэкономить на обслуживании этих универсальных бойцов не получится. Опрошенные эксперты в один голос говорят, что «кроилово ведёт к попадалову». Минимизировать риски выхода из строя, по словам менеджера по продукту ООО «ОМГ Строительно-дорожные машины», можно, не пропуская ежедневное обслуживание машины, проверяя рабочие жидкости, соблюдая ТО и т. д.

    «Все основные советы, как правило, содержатся в книге по эксплуатации. В ней также указаны регламенты по замене расходников: с учётом высокой нагрузки, в том числе при работе в сложных климатических условиях, этот фактор имеет решающее значение. К слову, при низких температурах бывалые операторы экскаваторов-погрузчиков прогревают мосты путём включения хода вперёд с вывешиванием колёс», — даёт совет Лилия Маркова.

    Изменится ли рынок экскаваторов-погрузчиков?

    Не только копать

    Мы не зря называем экскаватор-погрузчик универсальной машиной. Эта техника умеет не только копать и загружать грунт в самосвал. Руководитель ГК «Болдер» перечисляет, что машина может бурить и закручивать сваи, сметать в сторону щёткой или собирать смёт в бункер, демонтировать и измельчать гидромолотом, возить и штабелировать грузы палетными вилами, чистить, грейдеровать, планировать отвалами, перемещать брёвна и трубы специальными захватами, изготавливать и перемещать бетонные растворы смесительным ковшом. Двухчелюстные ковши могут переносить тяжёлые грузы, добавляет директор ООО «Газпромбанк Автолизинг».

    «Подключение навесного оборудования напрямую зависит от укомплектованности машины гидролиниями. Без них использование машины становится ограниченным. Но даже установленная однопоточная гидролиния на экскавационном оборудовании позволяет использовать технику с широким спектром навесного оборудования», — рассказывает Дмитрий Никутьев.

    Представитель «Альфа-Лизинг» также напоминает, что существуют специальные модификации в военном исполнении для нужд армии, причём не только российской.

    «В мире и в РФ в частности разработали и производят широчайший спектр сменных навесных рабочих органов как для навески на фронтальное погрузочное оборудование, так и на заднее экскаваторное.

    Наличие двух гидроконтуров на экскаваторном оборудовании (одно- и двухстороннего действия) и линия питания привода челюсти фронтального ковша с функцией включения постоянного потока обеспечивают подключение всех сменных видов.

    Наиболее популярные виды фронтального сменного оборудования: вилы перекидные на ковше, вилы на быстросменном адаптере, различные виды цилиндрических подметальных щёток, с бункером и без, V-образные и поворотные отвалы, различные захваты для длинномеров, захваты и ковши для с/х грузов.

    Перечень сменных видов для экскаваторного оборудования ещё более широкий: различные ковши, быстросменное устройство (БСУ, quick coupler) гидромолот, гидровращатель (со шнеками, буром, измельчителем пней, фрезой), зуб-рыхлитель, траншеекопатель, фреза, вибротрамбовка и т. д.», — перечисляет Андрей Чадаев.

    Станут ли экскаваторы-погрузчики умными?

    В свете тенденций автоматизации всего и вся, вплоть до появления беспилотного транспорта, этот вопрос отнюдь не праздный. Ведь все сейчас считают деньги, а оптимизация рабочего процесса — это экономия и топлива, и фонда заработной платы, и затрат на расходники. По мнению Дмитрия Никутьева, автоматизация поможет усовершенствовать эксплуатацию экскаваторов-погрузчиков, повысить производительность и эффективность и, как следствие, увеличить прибыль владельцев при низких трудозатратах.

    «Такие задачи, как рытьё траншей для фундаментов и инженерных коммуникаций или выравнивание канав, требуют контроля уклона. Существуют технологии, которые помогают выдерживать проектные характеристики уклона и помогают копать быстрее и точнее.

    Они используют высокоточное спутниковое позиционирование и датчики положения стрелы и рукояти, так они отслеживают точное положения зубьев ковша при выемке грунта.

    Эти типы систем могут обеспечивать сантиметровую точность, что избавляет операторов от необходимости останавливать машину и проводить физические измерения. Также существуют системы для проектов со сложным рельефом.

    Они управляют приводом ковша и выдерживают проектные размеры в полуавтоматическом режиме», — приводит пример руководитель группы разработки департамента горнодобывающих решений ООО «Рексофт» Владимир Лебедев.

    Производители техники уже начали работы по усовершенствованию электронных «мозгов», например, в ГК «Болдер» в ближайший год автоматизация затронет весь модельный ряд BL на сочленённой раме. По словам Алексея Спинка, несмотря на технологические усложнения, это даст новый уровень удобства, простоты пользования и диагностики.

    «Автоматизация в экскаваторах-погрузчиках коснётся, скорее, систем самодиагностики и удалённого мониторинга, так как основные рабочие операции выполняет оператор. Полагаю, что полностью автоматизировать весь перечень выполняемых работ технически невозможно, а вот отдельные операции — можно уже сейчас за счёт использования опций типа возврата ковша в режим копания или демпфирования стрелы при движении.

    Этого набора, как правило, достаточно, чтобы за счёт частичной автоматизации существенно упростить работу оператора», — считает Александр Нетид.

    Изменится ли рынок экскаваторов-погрузчиков?

    «Более 50% экскаваторов-погрузчиков оснащено телематикой, причём у «больших» брендов это фирменная система. Данные позволяют автоматически отслеживать состояние машины: её текущее положение на местности, скорость передвижения, исправное состояние, текущую развиваемую мощность, расход топлива текущий и за смену и т. д.

    Экскаватор-погрузчик можно оснастить (теоретически) всеми системами автоматизации, которые доступны его более крупным собратьям: фронтальному погрузчику и самоходному гидравлическому экскаватору. Например, автоматическим взвешиванием груза (погрузчик), системой типа «виртуальная стена» (экскаватор), автоматической централизованной системой смазки и т. д.

    Но можно — не значит нужно. Всё это нецелесообразно для такой небольшой и не очень производительной машины (по сравнению с «большими» собратьями). Его ключевые преимущества связаны с универсальностью: выполнить различные работы на одном объекте и быстро переехать на следующий», — считает Андрей Чадаев.

    «Техника однозначно становится умнее. Например, современные экскаваторы-погрузчики уже анализируют действия оператора и подсказывают ему наиболее подходящие режимы работы. Происходит и дальнейшая автоматизация рабочих процессов, например, для повторяющихся действий при погрузке самосвала (функция «возврат к положению копания»).

    Она позволяет исключить человеческий фактор, усилить безопасность и повысить КПД техники при проведении определённых работ. Но в целом этот тип техники задумывался как помощник работающим на объектах бригадам, выполняющим, как правило, немонотонную работу, поэтому полностью исключить оператора в экскаваторе-погрузчике не удастся», — рассуждает Лилия Маркова.


    Подготовил Артём Щетников
    Фото: Евгений Ошкин

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Bolder | Hidromek | JCB | LiuGong | Manitou | MST | New Holland | UMG | ДСТ в новых условиях | ЕлАЗ | русбизнесавто | экскаватор-погрузчик
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Телеграм-канал iGrader Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: