ДЭТ-250: первый советский трактор с электрической трансмиссией

Челябинск снова подтверждает свой статус самого “сурового” города нашей страны. Точнее продолжает подтверждать: во времена СССР там создали дизельный электрический трактор ДЭТ-250 тягового класса 250 кН (да, поэтому он так и называется). Как и многое в Советском Союзе, эта техника предназначалась для выполнения большого количества задач, трактор мог быть одновременно бульдозером, рыхлителем, нести на себя ямобур, быть буро-крановой машиной и даже мог стать траншейным экскаватором. Настоящий пионер от тяжёлой техники! Ну и в случае войны не прохлаждалась бы без дела такая машина. Такие тракторы работали на железных дорогах в восстановительных поездах, это составы, которые ликвидируют последствия схода состава с рельс и прочее.

Впервые трактор показали на демонстрации трудящихся 1 мая 1957 г, когда машина сопровождала колонну рабочих ЧТЗ. Трактор имел габариты 6620x3180x3215 мм при длине колёсной базы в 3218 мм. Трансмиссия ДЭТ-250 стала его основной особенностью, здесь она электрическая. Дело в том, что американские и японские производители уже в 50-ые предпочитали оснащать технику электромеханической трансмиссией. У трактора она состоит из коллекторного генератора смешанного возбуждения ГПА-222 на 222 кВт и коллекторного двигателя возбуждения независимого ЭДП-196 на 196 кВт. В общем, машина получилась мощная и в хозяйстве полезная, хотя из-за трансмиссии трактор имел слишком большую массу в 31 т. «Сердцем» ДЭТ-250 стал дизельный 12-цилиндровый В-31М2 мощностью 323 л. с. К слову, это модификация танкового двигателя В-2. Ничего удивительного, в СССР даже в груди многих людей вместо сердца бились «пламенные моторы», фигурально выражаясь.

Ещё одной “фишкой”, взятой от военной техники, было эжекционное охлаждение двигателя, то бишь охлаждение за счёт выхлопных газов. Рабочее место оператора, по мнению многих, было достаточно комфортным. Электромеханическая трансмиссия являлась плюсом в работе при низкой температуре, благо в России такие условия долго искать не надо. А КПД, напротив, был минусом трактора.

В СССР ДЭТ-250 использовали на большинстве крупных строек, он был единственным советским тяжёлым промышленным трактором того времени. Так было до появления трактора Т-330, который выпустили в 1975 г. Производство ДЭТ-250 прекратили в 2015 г. В интернете есть отзывы от операторов, которые успели поработать на “советском здоровяке”. Из минусов отмечают ощутимую неповоротливость машины, хоть и с оговоркой о зверской производительности. Также жаловались на отсутствие хотя бы простенькой вентиляции, хотя форточки и можно было открыть. Ну и конечно аппетит у ДЭТ-250 был солидный: расход топлива на максимальной мощности составлял 45 л/ч – только камера сгорания в двигателе имела объём 38 л, а топливный бак вмещал 700 литров. Тем не менее, трактор был неприхотлив в обслуживании и хорошо себя зарекомендовал в работе при очень низких или очень высоких температурах, хотя на морозе порой перемерзало горючее в топливопроводе, но, как говорят, это зависело от качества самого горючего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Полоса | ссср | трактор
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: