Бульдозер всегда прав: тяжёлая техника в цифрах и моделях

Бульдозер — символ силы и надёжности на любой стройплощадке. Эта машина способна за считанные минуты превратить холмы в ровное основание под дорогу или здание. Каждая деталь в конструкции бульдозера подчинена одной цели — эффективно перемещать и планировать грунт в самых суровых условиях. 

После 2022 года российский рынок спецтехники претерпел резкие изменения. На смену машинам из США и Японии пришла продукция китайских заводов. Отечественные предприятия сохранили темпы производства на уровне 1120 машин в год. Цены на бульдозеры выросли. Как подобрать нужный тип спецтехники и что происходит на российском рынке сейчас — в нашем обзоре. 

Типы конструкции и классификация

В основе любого бульдозера — мощное шасси (гусеничное или колёсное) и отвал, своего рода «щит», с помощью которого машина сдвигает тонны грунта, снега, скальных пород.

Гусеничные бульдозеры отличаются высокой проходимостью: они уверенно идут по рыхлым, заболоченным или каменистым грунтам.

Колёсные модели — это манёвренность и скорость, идеальны для города, где важна мобильность и бережное отношение к покрытию.

Управление отвалом сегодня почти всегда гидравлическое — это обеспечивает точность и лёгкость в работе. В мощных и сверхтяжёлых машинах применяют электромеханические системы, которые помогают выдерживать экстремальные нагрузки.

Бульдозеры делят по массе и мощности на несколько классов.

Ультра-лёгкие машины — компактные, манёвренные, часто на базе мини-тракторов или коммунальных шасси.

Лёгкие бульдозеры — до 12 т, универсальны для плотных и средних грунтов, распространены в ЖКХ и дорожной сфере.

Средний класс — основной объём продаж: классическая «рабочая лошадка» 15–30 т, сбалансированный по цене и производительности.

Тяжёлые бульдозеры — мощные машины 30-60 т для тяжёлых грунтов и твёрдых пород.

Сверхтяжёлые — свыше 60 т, редко встречаются на типовых стройках, используются в карьерах и на гидротехнических объектах.

КлассВес, тМощность, кВт (л. с.)Тяговое усилие, кНПрименение
Ультра-лёгкий< 5< 50 кВт ( < 68 л. с.)< 50 кНПарковые, садовые, коммунальные работы
Лёгкий5–1250–100 кВт (68–136 л. с.)50–120 кНКоммуналка, дорожное обслуживание, фермерство
Средний12–30100–250 кВт (136–340 л. с.)120–250 кНГенеральные земляные работы, стройплощадки
Тяжёлый30–60250–400 кВт (340–544 л. с.)250–400 кНКарьеры, обработка скальных грунтов
Сверхтяжёлый> 60> 400 кВт ( > 544 л. с.)> 400 кНКрупные горные разработки, дамбы, спецзаказы

По конструкции отвала различают:

  • прямой (D) — для резки и перемещения грунта в лобовую;
  • универсальный (U) — позволяет собрать больше материала за один проход;
  • комбинированный (SU) — золотая середина между манёвренностью и вместимостью;
  • поворотный (угловой) — используется для срезки грунта под углом, полезен при откосах и насыпях.

Бульдозеры комплектуются сменными модулями для разнообразных функций.

Рыхлители — зубья на задней части для скалывания скального или уплотнённого грунта.

Откосники, грейдерники — для формирования откосов и канав.

Ножи для мёрзлого грунтакусторезыгрузовые вилыпередние лыжи — расширяют функционал машины.

Конструкция бульдозера зависит от цели использования:

  • тип ходовой — определяет проходимость и скорость;
  • форма и конструкция отвала — влияет на точность и эффективность работ;
  • дополнительные органы — расширяют профиль применения;
  • гидравлические и электронные системы — повышают производительность и безопасность.

Такой подход позволяет точно подобрать технику под задачи инфраструктурного строительства, карьерных или инженерных работ.

Где работают бульдозеры?

Область применения бульдозера напрямую связана с его классом и конструкцией:

Лёгкие и колёсные незаменимы в черте города: расчистка территории, планировка площадок, уборка снега.

Средние и тяжёлые гусеничные строят дороги, возводят дамбы, готовят карьеры к разработке.

Сверхтяжёлые справляются с самыми твёрдыми породами и экстремальными условиями.

гусеницы бульдозер

Кроме стандартных машин, существуют специализированные модификации: 

  • болотные — с широкими гусеницами;
  • мусорные — с защитой для работы на свалках;
  • корчёвочные — для удаления кустарника и пней.

Сравнение популярных моделей по областям применения

МодельСтроительство дорогКарьеры, вскрышиКоммунальные работыЛес / болотоУниверсальность
Shantui SD60-C3 / C5✅✅✅  Средняя
Shantui SD90 ✅✅✅✅  Низкая
ЧЕТРА Т-40✅✅✅✅✅ Высокая
Shantui SD22✅✅✅(S/F)Высокая
Shantui SD32✅✅✅✅ ✅(W/F/S)Высокая
LiuGong LD36D✅✅ Высокая
Zoomlion ZD220-3 / 320-3✅✅✅ (по версии)Средняя
ЧЕТРА Т-15 / УРАЛТРАК Б-14✅✅Высокая
Shantui SD11 / SD13 ✅✅✅ (S)Средняя
Shantui DH13B2 XL ✅✅ Средняя
ЧЕТРА Т-9 / УРАЛТРАК Б-10М✅✅ ✅✅Высокая
Д-442 ✅✅ Средняя

Производство бульдозеров в России по итогам 2024 года

Российское производство бульдозеров с 2022 года остаётся стабильным. По итогам 2024 г. отечественные заводы выпустили 1121 машину, что всего на 0,6% больше, чем годом ранее. Для сравнения: в 2017–2022 гг. среднегодовой прирост составлял около 11%, что подчёркивает замедление роста отрасли.

Основной сегмент выпуска — гусеничные бульдозеры, их доля стабильно держится на уровне 71%. Колёсные машины остаются нишевым продуктом и не оказывают заметного влияния на структуру рынка.

Динамика производства бульдозеров всех типов России с 2017 по 2024 гг.

год20172018201920202021202220232024
штук6116387658511 1041 1511 1141121
темп роста, % 4,4219,9111,2429,734,26-3,210,6
Источник: ЕМИСС

Структура российского рынка бульдозеров: отечественные и импортные модели

Рынок бульдозеров в России с 2020-х годов радикально изменил соотношение в пользу импорта. Если в 2008 году российские машины обеспечивали более 60% потребностей страны, то сегодня около 70% поставок приходится на импортную технику. Доминируют китайцы. 

Средний класс (20–30 тонн) — китайская техника занимает более 91%;

Тяжёлый класс (свыше 320 л. с.) — до 95%.

Соотношение производства и импорта бульдозеров в 2022-2022 гг. 

ГодПроизводство в РФ (ЕМИСС), шт.Импорт гусеничных бульдозеров (Росдорнии), шт.Доля импорта в годовых продажах (шт.)
2020 8511 34561,2% 
20211 1042 31167,7% 
20221 1512 58069,1% 

Львиную долю отечественного производства в 2024 году обеспечили несколько ключевых предприятий.

Челябинский тракторный завод (ЧТЗ-Уралтрак) — один из крупнейших российских производителей бульдозеров. Основной упор делается на гусеничные модели мощностью от 100 до 350+ л. с., востребованные в строительстве, горной промышленности и нефтегазовой отрасли.

Промтрактор (Чебоксары, холдинг ЧЕТРА) — специализируется на выпуске тяжёлых бульдозеров для работ в суровых условиях, включая арктические и горные регионы.

ДСТ-Урал — производит бульдозеры среднего класса, занимает прочную нишу в добывающей и дорожной сферах.

ЧЗПТ — нишевый игрок, ориентирующийся на индивидуальные заказы и малосерийное производство.

Импортный рынок тяжёлой спецтехники в 2023–2024 гг. формируют несколько ключевых китайских брендов.

Shantui — сильные позиции отчётливо просматриваются и в тяжёлом сегменте (~59%), и в среднем классе (~40–45%).

LiuGong — в среднем сегменте входит в тройку лидеров с долей 15-20%.

Zoomlion — входит в пятёрку лидеров; доля приближается к 17% в тяжёлом сегменте (первое полугодие 2024 г.).

SANYLGMGBeezone — активно наращивают присутствие, особенно в сегменте карьерных машин.

БрендОценочная доля в импорте бульдозеров
Shantui≈ 50–60%
Zoomlion≈ 15–20%
LiuGong≈ 15–20%
Прочие (SANY, XCMG и др.)≈ 10–20%

Отметим, что индийский BEML получил примерно 7% рынка в сегменте тяжёлых бульдозеров в 2024 году. Производители из Европы и Японии (Caterpillar, Komatsu, Liebherr) сейчас занимают примерно 4% ввозимой техники — единичные поставки идут через «серый» и параллельный импорт.

Ценовая структура рынка бульдозеров в России (2020–2024)

Цены на бульдозеры в стране за последние четыре года заметно выросли — в среднем на 50%. При этом, по данным ЕМИСС, после взлёта 2022 года у производителей отмечается умеренный рост цен.

Средние цены производителя на бульдозеры всех типов в 2022-2024 гг.

ГодСреднегодовая цена, млн. руб/ штукаТемп роста, %
2022 17,035 
2023 18,76710,16
2024 18,724-0,23

По данным агрегаторов онлайн-объявлений (май 2024 г.), в категории средних гусеничных бульдозеров (100–350 л. с.) цены на российские бульдозеры увеличились до 16,6 млн руб. (+49%), на китайские машины — до 21,8 млн (+48%). А стоимость японской техники, которая завозится в единичных экземплярах, и вовсе достигла 45,8 млн.

Обзор популярных моделей бульдозеров на российском рынке 

  • Тяжёлые бульдозеры (> 350 л. с.)

Shantui SD60-C3 / SD60-C5
Один из самых массовых тяжёлых китайских бульдозеров, вес ~70 т, мощность — 450–612 кВт. Ценится за надёжность Cummins, гидромеханическую трансмиссию Tier-3 и арктические комплектации с подогревом и усиленными узлами.

Shantui SD90
Сверхтяжёлый китайский гигант (~106 т, до 962 л. с.), доступный в России с 2024 года по спецзаказу. Предназначен для карьеров и крупных инфраструктурных проектов.

ЧЕТРА Т-40
Российский тяжёлый бульдозер, производящийся в Чебоксарах, весит свыше 50 т. Модульная конструкция облегчает ремонт в полевых условиях, GNSS-гид по стандартам 360°; хорошо подходит для горнодобычи.

Komatsu D275A и Caterpillar D9 присутствуют на рынке через параллельный импорт, но официально не поддерживаются.

  • Средние бульдозеры (100–350 л. с.)

Shantui SD22 и SD32
Самые популярные китайские средние модели на рынке РФ. SD22 (23–24 т, ~300 л. с.) — универсальная и недорогая. SD32 (~37 т, 360 кВт) — для более тяжёлых грунтов. Доступны версии W (скальный грунт), F (лес) и S (болото).

LiuGong LD36D
Прочный и эргономичный средний бульдозер (~40 т, 375 л. с.), гидроуправление и комфортная кабина с климат-контролем и камерами, часто приобретается российскими подрядчиками.

Zoomlion ZD220-3 / ZD320-3
Визуально схож с SD22/SD32, ориентирован на российский рынок: двигатели Weichai или Cummins.

ЧЕТРА Т-15 и Уралтрак Б-14
Российские бульдозеры с мощностью 220–240 л. с., конкуренты средне-тяжёлого класса в сегменте локализованной техники.

  • Лёгкие модели (< 100 л. с.)

Shantui SD11 и SD13
Лёгкая серия китайских моделей: SD11 (~10,6 т, 105 кВт), SD13 (~14 т, 95 кВт), подходят для планировочных и коммунальных работ. Болотоходная версия SD13S — для труднодоступных участков. 

Shantui DH13B2 XL
Модель до 14 т с Weichai-двигателем (~100 кВт), упрощённый универсальный лёгкий бульдозер.

ЧЕТРА Т-9, Уралтрак Б-10М
Российские аналоги лёгкого класса с двигателями 170–180 л. с., используются на дорожных и фермерских работах.

Д-442 (погрузчик-бульдозер)
Универсальный гибрид, редко встречается на рынке, но интересен как компактная и сочетанная модель.

МодельМасса, тМощность, л. с.ДвигательОсобенности
Shantui SD11~10,6140WeichaiКомпактная для коммунальных работ
Shantui SD13~14130WeichaiБолотоходная версия SD13S для сложных условий
Shantui DH13B2 XL~14~130WeichaiБюджетная универсальная модель
ЧЕТРА Т-9 / Уралтрак Б-10М~15170–180ЯМЗДорожное и сельхозназначение
Д-442 (гибрид)~10~90 Погрузчик-бульдозер для компактных площадок
Shantui SD2223–24~300Weichai/CumminsУниверсальная средняя модель
Zoomlion ZD220-3~23~300Weichai/Cummins 
ЧЕТРА Т-15 / Уралтрак Б-1422–24220–240ЯМЗ 
Shantui SD32~37~480CumminsВерсии W/F/S для скал, леса, болот
Zoomlion ZD320-3~37~480Weichai/CumminsДля тяжёлых условий
LiuGong LD36D~40~375Weichai 
Shantui SD60-C3 / C5~70450–612CumminsАрктические версии, усиленные узлы
ЧЕТРА Т-40>50~520–600ЯМЗ / CumminsМодульная конструкция, GNSS 360°
Shantui SD90~106до 962CumminsСверхтяжёлый для карьеров, по спецзаказу

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

аналитика | бульдозер | дорожно-строительная техника
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Телеграм-канал iGrader Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: