Бульдозер — символ силы и надёжности на любой стройплощадке. Эта машина способна за считанные минуты превратить холмы в ровное основание под дорогу или здание. Каждая деталь в конструкции бульдозера подчинена одной цели — эффективно перемещать и планировать грунт в самых суровых условиях.
После 2022 года российский рынок спецтехники претерпел резкие изменения. На смену машинам из США и Японии пришла продукция китайских заводов. Отечественные предприятия сохранили темпы производства на уровне 1120 машин в год. Цены на бульдозеры выросли. Как подобрать нужный тип спецтехники и что происходит на российском рынке сейчас — в нашем обзоре.
В основе любого бульдозера — мощное шасси (гусеничное или колёсное) и отвал, своего рода «щит», с помощью которого машина сдвигает тонны грунта, снега, скальных пород.
Гусеничные бульдозеры отличаются высокой проходимостью: они уверенно идут по рыхлым, заболоченным или каменистым грунтам.
Колёсные модели — это манёвренность и скорость, идеальны для города, где важна мобильность и бережное отношение к покрытию.
Управление отвалом сегодня почти всегда гидравлическое — это обеспечивает точность и лёгкость в работе. В мощных и сверхтяжёлых машинах применяют электромеханические системы, которые помогают выдерживать экстремальные нагрузки.
Бульдозеры делят по массе и мощности на несколько классов.
Ультра-лёгкие машины — компактные, манёвренные, часто на базе мини-тракторов или коммунальных шасси.
Лёгкие бульдозеры — до 12 т, универсальны для плотных и средних грунтов, распространены в ЖКХ и дорожной сфере.
Средний класс — основной объём продаж: классическая «рабочая лошадка» 15–30 т, сбалансированный по цене и производительности.
Тяжёлые бульдозеры — мощные машины 30-60 т для тяжёлых грунтов и твёрдых пород.
Сверхтяжёлые — свыше 60 т, редко встречаются на типовых стройках, используются в карьерах и на гидротехнических объектах.
Класс | Вес, т | Мощность, кВт (л. с.) | Тяговое усилие, кН | Применение |
Ультра-лёгкий | < 5 | < 50 кВт ( < 68 л. с.) | < 50 кН | Парковые, садовые, коммунальные работы |
Лёгкий | 5–12 | 50–100 кВт (68–136 л. с.) | 50–120 кН | Коммуналка, дорожное обслуживание, фермерство |
Средний | 12–30 | 100–250 кВт (136–340 л. с.) | 120–250 кН | Генеральные земляные работы, стройплощадки |
Тяжёлый | 30–60 | 250–400 кВт (340–544 л. с.) | 250–400 кН | Карьеры, обработка скальных грунтов |
Сверхтяжёлый | > 60 | > 400 кВт ( > 544 л. с.) | > 400 кН | Крупные горные разработки, дамбы, спецзаказы |
По конструкции отвала различают:
Бульдозеры комплектуются сменными модулями для разнообразных функций.
Рыхлители — зубья на задней части для скалывания скального или уплотнённого грунта.
Откосники, грейдерники — для формирования откосов и канав.
Ножи для мёрзлого грунта, кусторезы, грузовые вилы, передние лыжи — расширяют функционал машины.
Конструкция бульдозера зависит от цели использования:
Такой подход позволяет точно подобрать технику под задачи инфраструктурного строительства, карьерных или инженерных работ.
Область применения бульдозера напрямую связана с его классом и конструкцией:
Лёгкие и колёсные незаменимы в черте города: расчистка территории, планировка площадок, уборка снега.
Средние и тяжёлые гусеничные строят дороги, возводят дамбы, готовят карьеры к разработке.
Сверхтяжёлые справляются с самыми твёрдыми породами и экстремальными условиями.
Кроме стандартных машин, существуют специализированные модификации:
Сравнение популярных моделей по областям применения
Модель | Строительство дорог | Карьеры, вскрыши | Коммунальные работы | Лес / болото | Универсальность |
Shantui SD60-C3 / C5 | ✅ | ✅✅✅ | Средняя | ||
Shantui SD90 | ✅✅✅✅ | Низкая | |||
ЧЕТРА Т-40 | ✅✅ | ✅✅✅ | ✅ | Высокая | |
Shantui SD22 | ✅✅ | ✅ | ✅ | ✅(S/F) | Высокая |
Shantui SD32 | ✅✅ | ✅✅ | ✅(W/F/S) | Высокая | |
LiuGong LD36D | ✅✅ | ✅ | ✅ | Высокая | |
Zoomlion ZD220-3 / 320-3 | ✅✅ | ✅ | ✅ | ✅ (по версии) | Средняя |
ЧЕТРА Т-15 / УРАЛТРАК Б-14 | ✅✅ | ✅ | ✅ | ✅ | Высокая |
Shantui SD11 / SD13 | ✅ | ✅✅ | ✅ (S) | Средняя | |
Shantui DH13B2 XL | ✅ | ✅✅ | Средняя | ||
ЧЕТРА Т-9 / УРАЛТРАК Б-10М | ✅✅ | ✅✅ | ✅ | Высокая | |
Д-442 | ✅ | ✅✅ | Средняя |
Российское производство бульдозеров с 2022 года остаётся стабильным. По итогам 2024 г. отечественные заводы выпустили 1121 машину, что всего на 0,6% больше, чем годом ранее. Для сравнения: в 2017–2022 гг. среднегодовой прирост составлял около 11%, что подчёркивает замедление роста отрасли.
Основной сегмент выпуска — гусеничные бульдозеры, их доля стабильно держится на уровне 71%. Колёсные машины остаются нишевым продуктом и не оказывают заметного влияния на структуру рынка.
Динамика производства бульдозеров всех типов России с 2017 по 2024 гг.
год | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
штук | 611 | 638 | 765 | 851 | 1 104 | 1 151 | 1 114 | 1121 |
темп роста, % | 4,42 | 19,91 | 11,24 | 29,73 | 4,26 | -3,21 | 0,6 |
Рынок бульдозеров в России с 2020-х годов радикально изменил соотношение в пользу импорта. Если в 2008 году российские машины обеспечивали более 60% потребностей страны, то сегодня около 70% поставок приходится на импортную технику. Доминируют китайцы.
Средний класс (20–30 тонн) — китайская техника занимает более 91%;
Тяжёлый класс (свыше 320 л. с.) — до 95%.
Соотношение производства и импорта бульдозеров в 2022-2022 гг.
Год | Производство в РФ (ЕМИСС), шт. | Импорт гусеничных бульдозеров (Росдорнии), шт. | Доля импорта в годовых продажах (шт.) |
2020 | 851 | 1 345 | 61,2% |
2021 | 1 104 | 2 311 | 67,7% |
2022 | 1 151 | 2 580 | 69,1% |
Львиную долю отечественного производства в 2024 году обеспечили несколько ключевых предприятий.
Челябинский тракторный завод (ЧТЗ-Уралтрак) — один из крупнейших российских производителей бульдозеров. Основной упор делается на гусеничные модели мощностью от 100 до 350+ л. с., востребованные в строительстве, горной промышленности и нефтегазовой отрасли.
Промтрактор (Чебоксары, холдинг ЧЕТРА) — специализируется на выпуске тяжёлых бульдозеров для работ в суровых условиях, включая арктические и горные регионы.
ДСТ-Урал — производит бульдозеры среднего класса, занимает прочную нишу в добывающей и дорожной сферах.
ЧЗПТ — нишевый игрок, ориентирующийся на индивидуальные заказы и малосерийное производство.
Импортный рынок тяжёлой спецтехники в 2023–2024 гг. формируют несколько ключевых китайских брендов.
Shantui — сильные позиции отчётливо просматриваются и в тяжёлом сегменте (~59%), и в среднем классе (~40–45%).
LiuGong — в среднем сегменте входит в тройку лидеров с долей 15-20%.
Zoomlion — входит в пятёрку лидеров; доля приближается к 17% в тяжёлом сегменте (первое полугодие 2024 г.).
SANY, LGMG, Beezone — активно наращивают присутствие, особенно в сегменте карьерных машин.
Бренд | Оценочная доля в импорте бульдозеров |
Shantui | ≈ 50–60% |
Zoomlion | ≈ 15–20% |
LiuGong | ≈ 15–20% |
Прочие (SANY, XCMG и др.) | ≈ 10–20% |
Отметим, что индийский BEML получил примерно 7% рынка в сегменте тяжёлых бульдозеров в 2024 году. Производители из Европы и Японии (Caterpillar, Komatsu, Liebherr) сейчас занимают примерно 4% ввозимой техники — единичные поставки идут через «серый» и параллельный импорт.
Цены на бульдозеры в стране за последние четыре года заметно выросли — в среднем на 50%. При этом, по данным ЕМИСС, после взлёта 2022 года у производителей отмечается умеренный рост цен.
Средние цены производителя на бульдозеры всех типов в 2022-2024 гг.
Год | Среднегодовая цена, млн. руб/ штука | Темп роста, % |
2022 | 17,035 | |
2023 | 18,767 | 10,16 |
2024 | 18,724 | -0,23 |
По данным агрегаторов онлайн-объявлений (май 2024 г.), в категории средних гусеничных бульдозеров (100–350 л. с.) цены на российские бульдозеры увеличились до 16,6 млн руб. (+49%), на китайские машины — до 21,8 млн (+48%). А стоимость японской техники, которая завозится в единичных экземплярах, и вовсе достигла 45,8 млн.
Shantui SD60-C3 / SD60-C5
Один из самых массовых тяжёлых китайских бульдозеров, вес ~70 т, мощность — 450–612 кВт. Ценится за надёжность Cummins, гидромеханическую трансмиссию Tier-3 и арктические комплектации с подогревом и усиленными узлами.
Shantui SD90
Сверхтяжёлый китайский гигант (~106 т, до 962 л. с.), доступный в России с 2024 года по спецзаказу. Предназначен для карьеров и крупных инфраструктурных проектов.
ЧЕТРА Т-40
Российский тяжёлый бульдозер, производящийся в Чебоксарах, весит свыше 50 т. Модульная конструкция облегчает ремонт в полевых условиях, GNSS-гид по стандартам 360°; хорошо подходит для горнодобычи.
Komatsu D275A и Caterpillar D9 присутствуют на рынке через параллельный импорт, но официально не поддерживаются.
Shantui SD22 и SD32
Самые популярные китайские средние модели на рынке РФ. SD22 (23–24 т, ~300 л. с.) — универсальная и недорогая. SD32 (~37 т, 360 кВт) — для более тяжёлых грунтов. Доступны версии W (скальный грунт), F (лес) и S (болото).
LiuGong LD36D
Прочный и эргономичный средний бульдозер (~40 т, 375 л. с.), гидроуправление и комфортная кабина с климат-контролем и камерами, часто приобретается российскими подрядчиками.
Zoomlion ZD220-3 / ZD320-3
Визуально схож с SD22/SD32, ориентирован на российский рынок: двигатели Weichai или Cummins.
ЧЕТРА Т-15 и Уралтрак Б-14
Российские бульдозеры с мощностью 220–240 л. с., конкуренты средне-тяжёлого класса в сегменте локализованной техники.
Shantui SD11 и SD13
Лёгкая серия китайских моделей: SD11 (~10,6 т, 105 кВт), SD13 (~14 т, 95 кВт), подходят для планировочных и коммунальных работ. Болотоходная версия SD13S — для труднодоступных участков.
Shantui DH13B2 XL
Модель до 14 т с Weichai-двигателем (~100 кВт), упрощённый универсальный лёгкий бульдозер.
ЧЕТРА Т-9, Уралтрак Б-10М
Российские аналоги лёгкого класса с двигателями 170–180 л. с., используются на дорожных и фермерских работах.
Д-442 (погрузчик-бульдозер)
Универсальный гибрид, редко встречается на рынке, но интересен как компактная и сочетанная модель.
Модель | Масса, т | Мощность, л. с. | Двигатель | Особенности |
Shantui SD11 | ~10,6 | 140 | Weichai | Компактная для коммунальных работ |
Shantui SD13 | ~14 | 130 | Weichai | Болотоходная версия SD13S для сложных условий |
Shantui DH13B2 XL | ~14 | ~130 | Weichai | Бюджетная универсальная модель |
ЧЕТРА Т-9 / Уралтрак Б-10М | ~15 | 170–180 | ЯМЗ | Дорожное и сельхозназначение |
Д-442 (гибрид) | ~10 | ~90 | Погрузчик-бульдозер для компактных площадок | |
Shantui SD22 | 23–24 | ~300 | Weichai/Cummins | Универсальная средняя модель |
Zoomlion ZD220-3 | ~23 | ~300 | Weichai/Cummins | |
ЧЕТРА Т-15 / Уралтрак Б-14 | 22–24 | 220–240 | ЯМЗ | |
Shantui SD32 | ~37 | ~480 | Cummins | Версии W/F/S для скал, леса, болот |
Zoomlion ZD320-3 | ~37 | ~480 | Weichai/Cummins | Для тяжёлых условий |
LiuGong LD36D | ~40 | ~375 | Weichai | |
Shantui SD60-C3 / C5 | ~70 | 450–612 | Cummins | Арктические версии, усиленные узлы |
ЧЕТРА Т-40 | >50 | ~520–600 | ЯМЗ / Cummins | Модульная конструкция, GNSS 360° |
Shantui SD90 | ~106 | до 962 | Cummins | Сверхтяжёлый для карьеров, по спецзаказу |
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: