Рельсовый автобус «Ши-стра» – легенда послевоенной эпохи - iGrader.ru
Рельсовый автобус «Ши-стра»

Рельсовый автобус «Ши-стра» – легенда послевоенной эпохи

О необычном рельсовом пассажирском транспорте с названием «Schienen-Straßen-Bus» (Ши-Стра) автобус за пределами Германии мало кто слышал. Однако этому образцу инженерной мысли в истории немецкого автопрома отведена своя роль. Сегодня образец этого ретро автобуса можно лишь встретить в музее Бохуме-Дальхаузене.

Появление «омнибуса», способного перевозить пассажиров как по железнодорожным путям, так и по дороге, вызвано увеличением пассажиропотока и состоянием автотрасс в послевоенный период.

Рельсовый автобус «Ши-стра»
Фото: eisenbahnmuseum-bochum.de

На заре 1950-х годов германские конструкторы компании Vehrbau занимались разработкой «гибридного» транспорта для поездок на дальние расстояния. Именно «Ши-стра» автобус стал тем транспортным средством, чей маршрут следования соединил три крупные административные территориальные единицы: Кобленц – Альтенкирхен – Бетцдорф.

Рельсовый автобус «Ши-стра». Технические особенности

Для тех лет, с точки зрения дорожного движения, такой «омнибус» считался удобным транспортным средством. Его салон был рассчитан на 43 посадочных места, а стоя вмещалось от 15 до 24 человек. Автобус курсировал по заданному маршруту по дороге со скоростью в 80 км/ч, а по рельсам развивал скорость вперёд до 120 км/ч, а назад — до 45 км/ч.

Рельсовый автобус «Ши-стра»
Фото: eisenbahnmuseum-bochum.de

Эти показатели обеспечил дизельный двигатель марки Deutz KHD F 6 L 514 мощностью 88 кВт / 120 лошадиных сил и объёмом 7 983 см3. При этом расход топлива у «гибридного» автобуса на 100 км составлял 20 литров. А вес рельсового транспорта в дорожной комплектации был 7,7 тонн, а в железнодорожной — 13,5 тонн.

Менялись и габариты автобуса в зависимости от режима транспортировки пассажиров. Так, для дорожного варианта общая длина агрегата составляла 11 100 мм, а при установке специальных подставок для передвижения по рельсам — 12 550 мм.

Оставались неизменными лишь параметры ширины (2 500 мм) и высоты (2 860 мм). «Ши-стра»обладал колёсной базой вагонов размером 1 900 мм с диаметром рельсовых колёс в 850 мм. Двигаться необычному автобусу приходилось по колее размером не более 1 435 мм.

Рельсовый автобус «Ши-стра»
Фото: eisenbahnmuseum-bochum.de

Вагон-салон автобуса сконструировали согласно правилам железнодорожного транспорта, поэтому в нём были предусмотрены с обеих сторон двери, схема безопасности и устройства экстренного торможения.

Для работы на железнодорожных путях автобус устанавливали на две двухосные подставки, называемые «колейными вагонами». Поэтому такой «омнибус» снабдили двумя гидравлическими подъёмными устройствами, с помощью которых попеременно поднималась передняя и задняя половины автомобиля для подъёма и спуска с колеи вагонов.

Рельсовый автобус «Ши-стра»
Фото: eisenbahnmuseum-bochum.de

Перед передней осью и за задней осью находился подшипник для цапфы колеи. Переход рельсового автобуса с трассы на железнодорожные пути проходил благодаря канавке-рельс на уровне дороги. После чего в железнодорожном режиме передняя ось была полностью обездвижена, а шины задних колёс сидели на рельсах. Кстати, во время смены движителя пассажиры оставались в автобусе.

«Омнибус». Испытания и запуск в серию

Впервые интерес к «омнибусу» с идентификатором BS 300 на гибридном ходу проявила немецкая федеральная железная дорога. И уже в 1951 году от федеральных железнодорожников в компанию Vehrbau GmbH поступил заказ на изготовление двух прототипов рельсового автобуса. Колейные вагоны же изготовила компания Waggon-and Maschinenbau GmbH.

Первая сборка прототипов и их испытания прошли в 1952 году. Вскоре за этим последовал и выпуск трёх серийных автобусов, один из которых позднее презентовали на международной автомобильной выставке во Франкфурте-на-Майне в марте 1953 года.

Рельсовый автобус «Ши-стра»
Фото: marklinfan.net

Следом к изготовителю рельсового автобуса поступил заказ ещё на 50 экземпляров. Несмотря на интерес к этой модели пассажирского транспорта на железную дорогу из них попали лишь 15 «Ши-стра», остальные использовались как чисто дорожные автобусы.

Первый официальные забег гибридного «омнибуса» состоялся в июне 1953 года, когда транспорт преодолел 72,2 км дорожной трассы, а затем ещё 68,5 км по рельсам.

Первые достижения необычной разработки порадовали и публику, и инвесторов. Однако в зимний сезон обнажилась проблема с обслуживанием рельсового автобуса: ремонтировать приходилось прямо на дороге.

Рельсовый автобус «Ши-стра
Фото: marklinfan.net

Кроме того, в процессе эксплуатации обнаружили, что приводные резиновые шины не имели достаточной адгезии к рельсам, поэтому в неблагоприятную погоду, особенно на наклонных участках, автобус терял ускорение.

Эту сложность производитель решил при помощи специально разработанного устройства с резервуаром для песка. То есть, для повышения адгезии колёс с рельсами во время движения дозированно подсыпали песок.

Такой подход исправил ситуацию, но вызвал очередные технические накладки. А именно, автобус априори самостоятельно не мог разворачиваться на рельсах и двигался обратным ходом медленно и без требуемой адгезии с железнодорожным полотном.

Уменьшенная копия рельсового автобуса «Ши-стра
Фото: marklinfan.net

Выходом из сложившейся ситуации стало возведение на конечных станциях специальной вертушки для разворота «омнибуса» в нужном направлении.

Так, в штатном режиме по будням рельсовый транспорт с пассажирами курсировал по окрестностям трёх крупных городов вплоть до мая 1967 года. В дальнейшем от использования этого вида транспорта отказались из-за отсутствия запасных частей.

На тот момент компании-производителя «Ши-стра» уже не существовало, а, значит, снабжать оригинальными запчастями и обслуживать транспорт было просто некому.

Несмотря на то, что востребованность рельсового автобуса исчерпала себя более 50 лет назад, идею немецких конструкторов подхватила одна японская компания. Они повторили опыт европейцев, создав аналог рельсового автобуса под названием DMV — Dual Mode Vehicle.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
За последние несколько лет от дорожных организаций только и слышно, что приходится покупать дорогостоящие импортные асфальтоукладчики с...
07 октября 2021
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Показать ещё ↓
Строительство дороги
Строительство и обслуживание дорог
Инноваций в дорожном строительстве не досчитались Общая длина всех магистралей и направлений давно превысила отметку в миллион километров. А вот к опорной сети в Росавтодоре относят пока только 138 000 км. Ещё 57 000 км в 106 городских агломерациях...
23 ноября 2021
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: