• Phoenix Lubricants — эксперт по импорту оригинальных смазочных материалов Shell
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    Phoenix Lubricants — импортер оригинальных смазочных материалов Shell в России.
    В портфеле компании также представлены масла и технические жидкости брендов Mobil, Castrol, Total и OEM масел, таких как Volvo, Scania, Mercedes и другие.
    Главный принцип Phoenix Lubricants – поставки только 100% оригинальной продукции.
    В ассортименте компании присутствуют смазочные материалы для всех типов техники: коммерческие и легковые автомобили, дорожно-строительная и горнодобывающая техника, сельскохозяйственная техника, промышленное оборудование и установки.

    Реклама. ООО «Феникс Лубрикантс», ИНН 7704479424
    Erid: F7NfYUJCUneRJUArWjDW

    Подробнее Свернуть
  • автобусы

    Рынок автобусов в России: от рекордов к резкому спаду

    Рынок автобусов в России за последние пять лет прошёл путь от стагнации к кратковременному подъёму и вновь к резкому спаду. После всплеска 2023 года, связанного с масштабными госзакупками и обновлением муниципального транспорта, и неустойчивого 2024 г., в первом квартале 2025 года сегмент обрушился на 63 % — до 1 991 единицы. В статье рассматриваем, как трансформировалась структура рынка, кто сохранил лидерство, почему электробусы по-прежнему занимают нишу и какие факторы определят развитие отрасли в ближайшие годы.

    Общий обзор рынка (2019–2024)

    Российский рынок новых автобусов в 2019–2024 годах демонстрировал разнонаправленную динамику, отражающую общее состояние экономики, влияние госпрограмм и изменяющуюся роль иностранных производителей. Общий объём продаж в пиковом 2023 году достиг 15,6 тыс. единиц — максимума за последние годы. Однако за этим ростом последовал спад, начавшийся уже в конце 2024-го и резко усилившийся в первом квартале 2025 года.

    Годовая динамика продаж новых автобусов (по данным «Автостат»)

    Годовая динамика продаж новых автобусов (по данным "Автостат")

    В 2020 году рынок просел на фоне общего экономического спада, вызванного пандемией. Восстановление началось в 2021 году благодаря реализации федеральных программ обновления пассажирского транспорта. Существенный рывок произошёл в 2023 году — на фоне роста госфинансирования, увеличения закупок для крупных городов и поставок техники на альтернативных видах топлива (в первую очередь газомоторной). 

    В 2024 году рынок несколько сократился. Продажи в крупных городах замедлились, а спрос в регионах оказался ограничен бюджетными возможностями. При этом вторичный рынок оставался активным, поскольку операторы искали более доступные решения для замены изношенного парка.

    Что влияло на продажи?

    Государственная поддержка в виде национальных и региональных программ обновления автопарка выступила основным двигателем спроса. Уход западных брендов создал пространство для активного роста китайских производителей и укрепления позиций российских заводов. Интерес к альтернативным источникам энергии стал драйвером  расширения модельных рядов газомоторных и электробусов. Наибольшая концентрация заказов и инвестиций по-прежнему приходится на такие регионы, как Москва, Татарстан, Башкортостан и Краснодарский край.

    Производство автобусов в России

    автобусы

    Производственный сектор остаётся основой автобусной отрасли России. В последние годы он демонстрировал как рост, так и значительное сокращение — в зависимости от объёмов госзаказов, доступности компонентов и устойчивости цепочек поставок. Основными производителями остаются предприятия, входящие в структуру Группы «ГАЗ» (Павловский, Ликинский и Курганский автобусные заводы), а также КАМАЗ (НЕФАЗ) и ряд специализированных предприятий.

    Динамика производства автобусов (по данным Росстата и BusinesStat)

    Год Автобусы >5 т (шт.) Автобусы ≤5 т (шт.) Общий выпуск (оценка) Изменение к предыдущему году
    2019 ~9 500 ~4 800 ~14 300
    2020 ~8 100 ~4 300 ~12 400 –13 %
    2021 ~9 700 ~4 700 ~14 400 +16 %
    2022 ~9 300 ~4 500 ~13 800 –4 %
    2023 >10 000 ~5 000 ~15 000+ +8–10 %
    2024 ~9 000 (оценка) ~4 700 ~13 700 –9 %
    2025* 2 248 (>5 т за I кв) 3 800 (≤5 т за I кв) оценка на год – снижение –30–40 % (прогноз)

    *Оценка на 2025 год на основе данных за I квартал.

    • ПАЗ (Павловский автобусный завод) — лидер по выпуску средних автобусов, доля в общем производстве — около 40–45 %.
    • ЛиАЗ — основной производитель больших городских автобусов.
    • НЕФАЗ (КАМАЗ) — крупный производитель городских автобусов и электробусов.
    • КАВЗ — выпускает школьные и междугородние автобусы.

    НефАЗ-5222
    Фото: пресс-служба «Газпром»

    Объёмы производства отрасли напрямую связаны с масштабами федеральных и региональных закупок. 

    Продажи и структура спроса

    По данным «Автостат Инфо», в первом квартале 2025 года был реализован 1 991 автобус, что на 63% меньше, чем за аналогичный период 2024 года (5 323 ед.). Это один из самых резких спадов за последние годы. Основной удар пришёлся на отечественных производителей, хотя и иностранные бренды сократили продажи.

    MAN занял лидирующие позиции в сегменте европейских автобусов
    Фото: пресс-релиз компании «МАН Трак энд Бас РУС»

    Структура продаж по происхождению техники (I квартал 2025 г.)

    • Российские автобусы — 1 553 ед. (–65 % к I кв. 2024), 78 % рынка
    • Иномарки — 438 ед. (–50 %), 22 % рынка

    Несмотря на общее падение, март стал самым активным месяцем первого квартала, продемонстрировав локальный рост на 22 % по сравнению с февралем.

    Лидеры рынка (март 2025 года)

    МаркаПродано (март, ед.)Доля рынкаИзменение к марту 2024
    ПАЗ40153,8 %–66 %
    Yutong9813,2 %–43 %
    ЛиАЗ719,5 %–54 %
    КАВЗ33–30 %
    НЕФАЗ24–90 %
    Yutong ZK6938HB9
    Yutong ZK6938HB9

    ПАЗ сохраняет лидерство, несмотря на резкое снижение: доля снизилась незначительно (с 54,4 % до 53,8 %). Yutong усиливает позиции: при общем падении рынка его доля выросла на 5,2 п.п. ЛиАЗ на третьем месте, демонстрируя устойчивость. НЕФАЗ пострадал наиболее сильно — снижение почти в 10 раз. МАЗ в последние годы сталкивается с сокращением продаж на российском рынке. В 2023 году было реализовано 925 автобусов, что на 11,1 % меньше по сравнению с 2022 годом. В 2024 году продажи снизились ещё на 45,5 %, составив 504 единицы.

    Автобус лиаз

    Импорт и присутствие иностранных брендов

    После 2022 года структура импорта автобусов в Россию претерпела существенные изменения. С уходом европейских и корейских производителей (Mercedes-Benz, MAN, Iveco, Hyundai) освободившуюся нишу заняли китайские компании. В условиях упрощённых схем параллельного импорта и благоприятного ценового соотношения китайские бренды стали ключевыми иностранными игроками на рынке.

    Higer KLQ 6119TQ
    Фото: пресс-служба Higer Bus Company Limited
    • Иностранные автобусы — 438 ед. в I кв. 2025 (–50 % к I кв. 2024), доля — 22 % рынка.
    • Китайские бренды (Yutong, Higer, Zhongtong, Ankai и др.) — свыше 85 % от общего импорта.
    • Белорусский МАЗ — 149 ед. в I кв. 2025 (–57 %), менее 3 % общего рынка автобусов.
    маз автобус

    Основные иностранные игроки

    БрендСтрана происхожденияПрисутствие в РФ в 2025 г.
    YutongКитайОдин из лидеров импорта, 2-е место в марте
    HigerКитайУстойчивый рост продаж
    ZhongtongКитайУвеличивает долю
    МАЗБеларусьПродажи упали на 45,5 % в 2024 г., в I кв. 2025 — продано 149 ед.

    Сегмент электробусов и газомоторной техники

    Итоги 2024 года

    Электробусы

    • Продано 1 072 единицы, что составило 5,4 % от всего рынка новых автобусов в России.
    • Лидером остаётся «КАМАЗ» с 477 электробусами (КАМАЗ‑6282), доля — около 45 % всех электрических автобусов.
    • ЛиАЗ‑6274 продал порядка 380 единиц, обеспечив вторую позицию в сегменте.
    Электробус КАМАЗ 6282
    Фото: пресс-служба ПАО «КАМАЗ»

    Тренд: несмотря на двукратный рост выпуска в 2023–2024 гг., доля электробусов пока остаётся невысокой. В 2024 году правительство России профинансировало почти 20 млрд рублей на закупку электробусов с зарядными станциями.

    Газомоторные автобусы

    • Объём продаж в 2024 г. — 3 938 единиц, или 19,3 % рынка.
    • Из них 3 742 автобуса на КПГ, 224 — на СУГ и 1 — на СПГ.
    • По состоянию на конец 2024 г. в России функционировало 836 газозаправочных станций, что в 3,5 раза больше уровня 2012 г.
    городской автобус ЛИАЗ-4292 на метане
    Фото: пресс-служба ГК СТТ

    Среди ключевых драйверов роста сегмента  — активное государственное субсидирование «зелёных» проектов. Существенный вклад в развитие отрасли вносят ввод в эксплуатацию новых зарядных станций, газонаполнительных комплексов и терминалов по сжиженному газу. При этом крупнейшие города — Москва, Санкт‑Петербург, Казань и другие — делают ставку на экологичный транспорт в рамках собственных программ модернизации.

    Однако вместе с возможностями сохраняются проблемы. Электробусы остаются заметно дороже — на 30–50 % в среднем. В регионах пока не хватает зарядных станций. Кроме того, остро стоит вопрос адаптации аккумуляторных систем к зиме и обеспечения сервиса в отдалённых регионах.

    Проблемы и перспективы развития рынка

    Ключевые проблемы

    Основными причинами сокращения спроса стали переформатирование ряда госпрограмм, усугубившийся дефицит региональных бюджетов и высокий износ существующего парка при недостаточном финансировании его замены.

    Снижение господдержки. Федеральные программы субсидирования покупок автобусов в 2024–2025 гг. столкнулись с ограничением финансирования. Это ударило прежде всего по муниципальным закупкам — основному драйверу продаж.

    Рост себестоимости и логистические сбои. 

    Износ парка. По данным Минтранса и отраслевых ассоциаций, в 2024 году средний возраст автобуса в РФ превысил 14 лет. Более 65 % парка находятся за пределами нормативного срока эксплуатации. 

    Перспективы развития

    На фоне общего падения объёмов наблюдается относительная устойчивость в сегменте школьных и междугородних автобусов малого класса. Эти модели востребованы у частных перевозчиков и в рамках региональных программ обновления.

    Хотя электробусы и газомоторная техника отличаются высокой стоимостью, их рост обеспечивают такие факторы, как дальнейшее развитие зарядной и газозаправочной инфраструктуры, привилегированный статус в программах господдержки и стремительный переход таких мегаполисов, как Москва, Казань и Санкт‑Петербург, на бездизельный общественный транспорт.

    ПАЗ, ЛиАЗ, НЕФАЗ и другие наращивают локализацию компонентов. В перспективе это снизит зависимость от импорта и повысит устойчивость производства.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    автобус | КАМАЗ | ЛиАЗ | МАЗ | нефаз
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Телеграм-канал iGrader Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: