Phoenix Lubricants — импортер оригинальных смазочных материалов Shell в России.
В портфеле компании также представлены масла и технические жидкости брендов Mobil, Castrol, Total и OEM масел, таких как Volvo, Scania, Mercedes и другие.
Главный принцип Phoenix Lubricants – поставки только 100% оригинальной продукции.
В ассортименте компании присутствуют смазочные материалы для всех типов техники: коммерческие и легковые автомобили, дорожно-строительная и горнодобывающая техника, сельскохозяйственная техника, промышленное оборудование и установки.
Реклама. ООО «Феникс Лубрикантс», ИНН 7704479424
Erid: F7NfYUJCUneRJUArWjDW
Рынок автобусов в России за последние пять лет прошёл путь от стагнации к кратковременному подъёму и вновь к резкому спаду. После всплеска 2023 года, связанного с масштабными госзакупками и обновлением муниципального транспорта, и неустойчивого 2024 г., в первом квартале 2025 года сегмент обрушился на 63 % — до 1 991 единицы. В статье рассматриваем, как трансформировалась структура рынка, кто сохранил лидерство, почему электробусы по-прежнему занимают нишу и какие факторы определят развитие отрасли в ближайшие годы.
Российский рынок новых автобусов в 2019–2024 годах демонстрировал разнонаправленную динамику, отражающую общее состояние экономики, влияние госпрограмм и изменяющуюся роль иностранных производителей. Общий объём продаж в пиковом 2023 году достиг 15,6 тыс. единиц — максимума за последние годы. Однако за этим ростом последовал спад, начавшийся уже в конце 2024-го и резко усилившийся в первом квартале 2025 года.
В 2020 году рынок просел на фоне общего экономического спада, вызванного пандемией. Восстановление началось в 2021 году благодаря реализации федеральных программ обновления пассажирского транспорта. Существенный рывок произошёл в 2023 году — на фоне роста госфинансирования, увеличения закупок для крупных городов и поставок техники на альтернативных видах топлива (в первую очередь газомоторной).
В 2024 году рынок несколько сократился. Продажи в крупных городах замедлились, а спрос в регионах оказался ограничен бюджетными возможностями. При этом вторичный рынок оставался активным, поскольку операторы искали более доступные решения для замены изношенного парка.
Государственная поддержка в виде национальных и региональных программ обновления автопарка выступила основным двигателем спроса. Уход западных брендов создал пространство для активного роста китайских производителей и укрепления позиций российских заводов. Интерес к альтернативным источникам энергии стал драйвером расширения модельных рядов газомоторных и электробусов. Наибольшая концентрация заказов и инвестиций по-прежнему приходится на такие регионы, как Москва, Татарстан, Башкортостан и Краснодарский край.
Производственный сектор остаётся основой автобусной отрасли России. В последние годы он демонстрировал как рост, так и значительное сокращение — в зависимости от объёмов госзаказов, доступности компонентов и устойчивости цепочек поставок. Основными производителями остаются предприятия, входящие в структуру Группы «ГАЗ» (Павловский, Ликинский и Курганский автобусные заводы), а также КАМАЗ (НЕФАЗ) и ряд специализированных предприятий.
Год | Автобусы >5 т (шт.) | Автобусы ≤5 т (шт.) | Общий выпуск (оценка) | Изменение к предыдущему году |
---|---|---|---|---|
2019 | ~9 500 | ~4 800 | ~14 300 | — |
2020 | ~8 100 | ~4 300 | ~12 400 | –13 % |
2021 | ~9 700 | ~4 700 | ~14 400 | +16 % |
2022 | ~9 300 | ~4 500 | ~13 800 | –4 % |
2023 | >10 000 | ~5 000 | ~15 000+ | +8–10 % |
2024 | ~9 000 (оценка) | ~4 700 | ~13 700 | –9 % |
2025* | 2 248 (>5 т за I кв) | 3 800 (≤5 т за I кв) | оценка на год – снижение | –30–40 % (прогноз) |
*Оценка на 2025 год на основе данных за I квартал.
Объёмы производства отрасли напрямую связаны с масштабами федеральных и региональных закупок.
По данным «Автостат Инфо», в первом квартале 2025 года был реализован 1 991 автобус, что на 63% меньше, чем за аналогичный период 2024 года (5 323 ед.). Это один из самых резких спадов за последние годы. Основной удар пришёлся на отечественных производителей, хотя и иностранные бренды сократили продажи.
Несмотря на общее падение, март стал самым активным месяцем первого квартала, продемонстрировав локальный рост на 22 % по сравнению с февралем.
Марка | Продано (март, ед.) | Доля рынка | Изменение к марту 2024 |
---|---|---|---|
ПАЗ | 401 | 53,8 % | –66 % |
Yutong | 98 | 13,2 % | –43 % |
ЛиАЗ | 71 | 9,5 % | –54 % |
КАВЗ | 33 | — | –30 % |
НЕФАЗ | 24 | — | –90 % |
ПАЗ сохраняет лидерство, несмотря на резкое снижение: доля снизилась незначительно (с 54,4 % до 53,8 %). Yutong усиливает позиции: при общем падении рынка его доля выросла на 5,2 п.п. ЛиАЗ на третьем месте, демонстрируя устойчивость. НЕФАЗ пострадал наиболее сильно — снижение почти в 10 раз. МАЗ в последние годы сталкивается с сокращением продаж на российском рынке. В 2023 году было реализовано 925 автобусов, что на 11,1 % меньше по сравнению с 2022 годом. В 2024 году продажи снизились ещё на 45,5 %, составив 504 единицы.
После 2022 года структура импорта автобусов в Россию претерпела существенные изменения. С уходом европейских и корейских производителей (Mercedes-Benz, MAN, Iveco, Hyundai) освободившуюся нишу заняли китайские компании. В условиях упрощённых схем параллельного импорта и благоприятного ценового соотношения китайские бренды стали ключевыми иностранными игроками на рынке.
Бренд | Страна происхождения | Присутствие в РФ в 2025 г. |
---|---|---|
Yutong | Китай | Один из лидеров импорта, 2-е место в марте |
Higer | Китай | Устойчивый рост продаж |
Zhongtong | Китай | Увеличивает долю |
МАЗ | Беларусь | Продажи упали на 45,5 % в 2024 г., в I кв. 2025 — продано 149 ед. |
Тренд: несмотря на двукратный рост выпуска в 2023–2024 гг., доля электробусов пока остаётся невысокой. В 2024 году правительство России профинансировало почти 20 млрд рублей на закупку электробусов с зарядными станциями.
Среди ключевых драйверов роста сегмента — активное государственное субсидирование «зелёных» проектов. Существенный вклад в развитие отрасли вносят ввод в эксплуатацию новых зарядных станций, газонаполнительных комплексов и терминалов по сжиженному газу. При этом крупнейшие города — Москва, Санкт‑Петербург, Казань и другие — делают ставку на экологичный транспорт в рамках собственных программ модернизации.
Однако вместе с возможностями сохраняются проблемы. Электробусы остаются заметно дороже — на 30–50 % в среднем. В регионах пока не хватает зарядных станций. Кроме того, остро стоит вопрос адаптации аккумуляторных систем к зиме и обеспечения сервиса в отдалённых регионах.
Основными причинами сокращения спроса стали переформатирование ряда госпрограмм, усугубившийся дефицит региональных бюджетов и высокий износ существующего парка при недостаточном финансировании его замены.
Снижение господдержки. Федеральные программы субсидирования покупок автобусов в 2024–2025 гг. столкнулись с ограничением финансирования. Это ударило прежде всего по муниципальным закупкам — основному драйверу продаж.
Рост себестоимости и логистические сбои.
Износ парка. По данным Минтранса и отраслевых ассоциаций, в 2024 году средний возраст автобуса в РФ превысил 14 лет. Более 65 % парка находятся за пределами нормативного срока эксплуатации.
На фоне общего падения объёмов наблюдается относительная устойчивость в сегменте школьных и междугородних автобусов малого класса. Эти модели востребованы у частных перевозчиков и в рамках региональных программ обновления.
Хотя электробусы и газомоторная техника отличаются высокой стоимостью, их рост обеспечивают такие факторы, как дальнейшее развитие зарядной и газозаправочной инфраструктуры, привилегированный статус в программах господдержки и стремительный переход таких мегаполисов, как Москва, Казань и Санкт‑Петербург, на бездизельный общественный транспорт.
ПАЗ, ЛиАЗ, НЕФАЗ и другие наращивают локализацию компонентов. В перспективе это снизит зависимость от импорта и повысит устойчивость производства.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: