автобусы

Рынок автобусов в России: от рекордов к резкому спаду

Рынок автобусов в России за последние пять лет прошёл путь от стагнации к кратковременному подъёму и вновь к резкому спаду. После всплеска 2023 года, связанного с масштабными госзакупками и обновлением муниципального транспорта, и неустойчивого 2024 г., в первом квартале 2025 года сегмент обрушился на 63 % — до 1 991 единицы. В статье рассматриваем, как трансформировалась структура рынка, кто сохранил лидерство, почему электробусы по-прежнему занимают нишу и какие факторы определят развитие отрасли в ближайшие годы.

Общий обзор рынка (2019–2024)

Российский рынок новых автобусов в 2019–2024 годах демонстрировал разнонаправленную динамику, отражающую общее состояние экономики, влияние госпрограмм и изменяющуюся роль иностранных производителей. Общий объём продаж в пиковом 2023 году достиг 15,6 тыс. единиц — максимума за последние годы. Однако за этим ростом последовал спад, начавшийся уже в конце 2024-го и резко усилившийся в первом квартале 2025 года.

Годовая динамика продаж новых автобусов (по данным «Автостат»)

Годовая динамика продаж новых автобусов (по данным "Автостат")

В 2020 году рынок просел на фоне общего экономического спада, вызванного пандемией. Восстановление началось в 2021 году благодаря реализации федеральных программ обновления пассажирского транспорта. Существенный рывок произошёл в 2023 году — на фоне роста госфинансирования, увеличения закупок для крупных городов и поставок техники на альтернативных видах топлива (в первую очередь газомоторной). 

В 2024 году рынок несколько сократился. Продажи в крупных городах замедлились, а спрос в регионах оказался ограничен бюджетными возможностями. При этом вторичный рынок оставался активным, поскольку операторы искали более доступные решения для замены изношенного парка.

Что влияло на продажи?

Государственная поддержка в виде национальных и региональных программ обновления автопарка выступила основным двигателем спроса. Уход западных брендов создал пространство для активного роста китайских производителей и укрепления позиций российских заводов. Интерес к альтернативным источникам энергии стал драйвером  расширения модельных рядов газомоторных и электробусов. Наибольшая концентрация заказов и инвестиций по-прежнему приходится на такие регионы, как Москва, Татарстан, Башкортостан и Краснодарский край.

Производство автобусов в России

автобусы

Производственный сектор остаётся основой автобусной отрасли России. В последние годы он демонстрировал как рост, так и значительное сокращение — в зависимости от объёмов госзаказов, доступности компонентов и устойчивости цепочек поставок. Основными производителями остаются предприятия, входящие в структуру Группы «ГАЗ» (Павловский, Ликинский и Курганский автобусные заводы), а также КАМАЗ (НЕФАЗ) и ряд специализированных предприятий.

Динамика производства автобусов (по данным Росстата и BusinesStat)

Год Автобусы >5 т (шт.) Автобусы ≤5 т (шт.) Общий выпуск (оценка) Изменение к предыдущему году
2019 ~9 500 ~4 800 ~14 300
2020 ~8 100 ~4 300 ~12 400 –13 %
2021 ~9 700 ~4 700 ~14 400 +16 %
2022 ~9 300 ~4 500 ~13 800 –4 %
2023 >10 000 ~5 000 ~15 000+ +8–10 %
2024 ~9 000 (оценка) ~4 700 ~13 700 –9 %
2025* 2 248 (>5 т за I кв) 3 800 (≤5 т за I кв) оценка на год – снижение –30–40 % (прогноз)

*Оценка на 2025 год на основе данных за I квартал.

  • ПАЗ (Павловский автобусный завод) — лидер по выпуску средних автобусов, доля в общем производстве — около 40–45 %.
  • ЛиАЗ — основной производитель больших городских автобусов.
  • НЕФАЗ (КАМАЗ) — крупный производитель городских автобусов и электробусов.
  • КАВЗ — выпускает школьные и междугородние автобусы.

НефАЗ-5222
Фото: пресс-служба «Газпром»

Объёмы производства отрасли напрямую связаны с масштабами федеральных и региональных закупок. 

Продажи и структура спроса

По данным «Автостат Инфо», в первом квартале 2025 года был реализован 1 991 автобус, что на 63% меньше, чем за аналогичный период 2024 года (5 323 ед.). Это один из самых резких спадов за последние годы. Основной удар пришёлся на отечественных производителей, хотя и иностранные бренды сократили продажи.

MAN занял лидирующие позиции в сегменте европейских автобусов
Фото: пресс-релиз компании «МАН Трак энд Бас РУС»

Структура продаж по происхождению техники (I квартал 2025 г.)

  • Российские автобусы — 1 553 ед. (–65 % к I кв. 2024), 78 % рынка
  • Иномарки — 438 ед. (–50 %), 22 % рынка

Несмотря на общее падение, март стал самым активным месяцем первого квартала, продемонстрировав локальный рост на 22 % по сравнению с февралем.

Лидеры рынка (март 2025 года)

МаркаПродано (март, ед.)Доля рынкаИзменение к марту 2024
ПАЗ40153,8 %–66 %
Yutong9813,2 %–43 %
ЛиАЗ719,5 %–54 %
КАВЗ33–30 %
НЕФАЗ24–90 %
Yutong ZK6938HB9
Yutong ZK6938HB9

ПАЗ сохраняет лидерство, несмотря на резкое снижение: доля снизилась незначительно (с 54,4 % до 53,8 %). Yutong усиливает позиции: при общем падении рынка его доля выросла на 5,2 п.п. ЛиАЗ на третьем месте, демонстрируя устойчивость. НЕФАЗ пострадал наиболее сильно — снижение почти в 10 раз. МАЗ в последние годы сталкивается с сокращением продаж на российском рынке. В 2023 году было реализовано 925 автобусов, что на 11,1 % меньше по сравнению с 2022 годом. В 2024 году продажи снизились ещё на 45,5 %, составив 504 единицы.

Автобус лиаз

Импорт и присутствие иностранных брендов

После 2022 года структура импорта автобусов в Россию претерпела существенные изменения. С уходом европейских и корейских производителей (Mercedes-Benz, MAN, Iveco, Hyundai) освободившуюся нишу заняли китайские компании. В условиях упрощённых схем параллельного импорта и благоприятного ценового соотношения китайские бренды стали ключевыми иностранными игроками на рынке.

Higer KLQ 6119TQ
Фото: пресс-служба Higer Bus Company Limited
  • Иностранные автобусы — 438 ед. в I кв. 2025 (–50 % к I кв. 2024), доля — 22 % рынка.
  • Китайские бренды (Yutong, Higer, Zhongtong, Ankai и др.) — свыше 85 % от общего импорта.
  • Белорусский МАЗ — 149 ед. в I кв. 2025 (–57 %), менее 3 % общего рынка автобусов.
маз автобус

Основные иностранные игроки

БрендСтрана происхожденияПрисутствие в РФ в 2025 г.
YutongКитайОдин из лидеров импорта, 2-е место в марте
HigerКитайУстойчивый рост продаж
ZhongtongКитайУвеличивает долю
МАЗБеларусьПродажи упали на 45,5 % в 2024 г., в I кв. 2025 — продано 149 ед.

Сегмент электробусов и газомоторной техники

Итоги 2024 года

Электробусы

  • Продано 1 072 единицы, что составило 5,4 % от всего рынка новых автобусов в России.
  • Лидером остаётся «КАМАЗ» с 477 электробусами (КАМАЗ‑6282), доля — около 45 % всех электрических автобусов.
  • ЛиАЗ‑6274 продал порядка 380 единиц, обеспечив вторую позицию в сегменте.
Электробус КАМАЗ 6282
Фото: пресс-служба ПАО «КАМАЗ»

Тренд: несмотря на двукратный рост выпуска в 2023–2024 гг., доля электробусов пока остаётся невысокой. В 2024 году правительство России профинансировало почти 20 млрд рублей на закупку электробусов с зарядными станциями.

Газомоторные автобусы

  • Объём продаж в 2024 г. — 3 938 единиц, или 19,3 % рынка.
  • Из них 3 742 автобуса на КПГ, 224 — на СУГ и 1 — на СПГ.
  • По состоянию на конец 2024 г. в России функционировало 836 газозаправочных станций, что в 3,5 раза больше уровня 2012 г.
городской автобус ЛИАЗ-4292 на метане
Фото: пресс-служба ГК СТТ

Среди ключевых драйверов роста сегмента  — активное государственное субсидирование «зелёных» проектов. Существенный вклад в развитие отрасли вносят ввод в эксплуатацию новых зарядных станций, газонаполнительных комплексов и терминалов по сжиженному газу. При этом крупнейшие города — Москва, Санкт‑Петербург, Казань и другие — делают ставку на экологичный транспорт в рамках собственных программ модернизации.

Однако вместе с возможностями сохраняются проблемы. Электробусы остаются заметно дороже — на 30–50 % в среднем. В регионах пока не хватает зарядных станций. Кроме того, остро стоит вопрос адаптации аккумуляторных систем к зиме и обеспечения сервиса в отдалённых регионах.

Проблемы и перспективы развития рынка

Ключевые проблемы

Основными причинами сокращения спроса стали переформатирование ряда госпрограмм, усугубившийся дефицит региональных бюджетов и высокий износ существующего парка при недостаточном финансировании его замены.

Снижение господдержки. Федеральные программы субсидирования покупок автобусов в 2024–2025 гг. столкнулись с ограничением финансирования. Это ударило прежде всего по муниципальным закупкам — основному драйверу продаж.

Рост себестоимости и логистические сбои. 

Износ парка. По данным Минтранса и отраслевых ассоциаций, в 2024 году средний возраст автобуса в РФ превысил 14 лет. Более 65 % парка находятся за пределами нормативного срока эксплуатации. 

Перспективы развития

На фоне общего падения объёмов наблюдается относительная устойчивость в сегменте школьных и междугородних автобусов малого класса. Эти модели востребованы у частных перевозчиков и в рамках региональных программ обновления.

Хотя электробусы и газомоторная техника отличаются высокой стоимостью, их рост обеспечивают такие факторы, как дальнейшее развитие зарядной и газозаправочной инфраструктуры, привилегированный статус в программах господдержки и стремительный переход таких мегаполисов, как Москва, Казань и Санкт‑Петербург, на бездизельный общественный транспорт.

ПАЗ, ЛиАЗ, НЕФАЗ и другие наращивают локализацию компонентов. В перспективе это снизит зависимость от импорта и повысит устойчивость производства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

автобус | КАМАЗ | ЛиАЗ | МАЗ | нефаз
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Телеграм-канал iGrader Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: