Новое поколение автобусов МАЗ стартует с 303-ей модели - iGrader.ru
Автобус МАЗ 303 МАЗ 303

Новое поколение автобусов МАЗ стартует с 303-ей модели

COMTRANS 2019 МАЗ 01 октября 2019

На выставке COMTRANS 2019 компания презентовала несколько новинок белорусского автопрома. В их числе один автобус малого класса пригородной серии, а второй – новая разработка – низкопольный автобус третьего поколения МАЗ 303.

Образцы 2019 года выпуска привезли специально, чтобы показать в каких сегментах бренд представлен на рынке. Можно было увидеть транспорт от самого бюджетного и доступного в плане финансов и до автобуса, в котором внедрены все новинки, которые ещё не применялись в станах СНГ, но уже используются в Европе. 

Для города…

По словам разработчиков, именно с 12-метрового МАЗ 303 начнётся эпоха модельного ряда третьего поколения. Пока он представлен в дизельной версии, но далее его планируют выпускать и в электрическом исполнении, и на газе. Кстати, сердцем нового «перевозчика» выступает силовой агрегат Mercedes-Benz OM936 экологического класса «Евро-6».

Автобус МАЗ 303

В отличие от собратьев автобус получил унифицированный каркас кольцевого вида. Эти каркасы и будут применять в качестве базиса как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения платформы.

Примечательно, что жёсткость каркасу придают именно вертикальные сегменты. Несущие профиля сплошные и идут по высоте автобуса без сварочных швов. Так что, в плане безопасности все нормы выдержаны.

По словам разработчиков, такая конструкция позволяет в будущем создавать автобусы большей длины, то есть уже не понадобиться заново создавать монокок. Так что вскоре можно будет встретить на улицах сочленённые автобусы длинной 15 и 18-метров.

Главная особенность представителя третьего поколения максимальное количество мест на полностью низком полу внутри салона на безпандусной основе. В данном образце как раз максимальное количество – 16. А добились разработчики такой конфигурации благодаря капитальным изменениям конструкции.

Салон МАЗ 303

Во-первых, это специальное исполнение топливного бака. Его Г-образная форма позволила освободить место под полуторное сиденье.

Если бы он шёл в горизонтальном исполнении, то пришлось бы убрать тумбу и весь ряд сидений между первой и средней дверью, а также оставить пандусную основу, отмечают специалисты.

Такая конструкция вполне приемлема, однако и Россия, и Беларусь развивают программы доступной среды. И это не только перевозка инвалидов или родителей с колясками, но и пожилого населения, которому тяжело взбираться на пандус.

Салон МАЗ 303

Во-вторых, конструкторы перенесли из средней части ряд ящиков для коммуникаций (блоки коммутаций, аккумуляторные батареи) для общей развесовки в заднюю и переднюю зоны. И использовали это пространство только для пассажиров. Более того, и поездка стоя стала более удобной: места в салоне прибавилось.

У нового автобуса появилась двойная крыша и универсальный каркас. Сам «скелет» автобуса заканчивается в зоне чёрной полосы, а дальше идёт фальшпанель.

Поскольку современный пассажирский транспорт оснащают массой «фишек» для комфорта, то объём встраиваемого оборудования увеличивается в разы: к основным узлам добавляются, например, газовые баллоны, электрические аккумуляторные батареи для электробуса и многое другое. А нишей, где будут размещаться все эти агрегаты и компоненты, является фальшпанель.

Кроме того, в 303-м на 30% увеличился стеклянный профиль. От линии пояса и до потолка инженеры использовали стекло. От чего автобус выигрывает и в плане веса, и в плане эстетики.

«Мы избавились от верхней части облицовочного материала из металла и пришли к тому, что лучше использовать стеклянную панель, а за ней фигурную спецпанель. Последняя как раз и соединяет горизонтальную и вертикальную плоскости каркаса. Получается, как бы стекло плавно переходит в крышу», – поясняет заместитель коммерческого директора по реализации пассажирской техники МАЗ Владимир Дормаш. 

Автобус создан из стали, стекла, пластика и композитных материалов. Последний используется в накладках. Часть деталей наружной облицовки сделана из стеклопластика (над колёсными арками), а прямые участки из алюминиевых панелей.

Смысл задумки такой, что применение облицовки частями позволяет в случае ДТП с наименьшими временными и финансовыми затратами заменить какую-либо часть.

Салон МАЗ 303

Каркас сделан из износостойкой стали с улучшенными механическими свойствами и стойкостью к коррозии. Эту марку металла производители постсоветского пространства ещё не использовали, да и в Европе её применяют отдельные представители автопрома.

Сейчас не всем выгодно иметь парк оборудования под катафарезную обработку. Для этого нужны объёмы свыше 300 единиц. МАЗ, к примеру, делает полторы-две тысячи.

Как правило, катафарезные ванны неблагоприятно влияют на окружающую среду, а за рубежом и вовсе на законодательном уровне запрещён этот метод обработки. Поэтому многие используют специальные материалы.

«Мы одни из первых предложили автобус из этой высоко коррозионной стали российскому рынку. Конструкционные требования к прочности кузова регламентируют катафарезную обработку, но данную сталь можно рассматривать как альтернативу и достигать требуемых показателей по коррозии, а то и выше. Конечно такой подход отражается на себестоимости продукта, но компания планирует создавать разные версии автобусов с единым кузовом, но с различной «начинкой». Будут предложения и в стандартном исполнении, и в премиум», — рассказывает Владимир Дормаш.

В новой модели изменили конструкторы и каноны своего стандарта. Обычно они размещали глушитель в верхней части автобуса. Но ряд клиентов хотел уменьшить высоту, поэтому глушитель перенесли вниз, в заднюю часть автотранспорта. Это позволило отказаться от защитной крышки глушителя и в среднем снизить высоту автобуса.

Кроме того, систему нейтрализации выхлопов стали размещать не сверху, а в пределах доступности к шахте двигателя, по задней части вертикальной и горизонтальной подпандусной системы. После чего обслуживание узлов стало легче и проще – не надо лезть на крышу.

В отличие от других мазовских моделей здесь не использовали гидропривод вентилятора охлаждения, а внедрили блок радиаторов охлаждения вместе с электрическими вентиляторами. 

С одной стороны, упростили процесс компоновки транспортного средства, а с другой – отказались от установки дополнительного насоса, который качает под давлением масло. И как следствие снизили вероятность пожара.

Салон МАЗ 303

Сегодня габариты автотранспорта уже не зависят от увеличения экологического класса, а подчиняются требованиям современности, когда производители вынуждены добавлять всё больше и больше элементов нейтрализации, что неминуемо приводит к изменениям параметров техники. Специалистам МАЗа удалось вместить всё оборудование по нейтрализации в шахту.

Попутно отметим, что автобус снабдили автоматической коробкой передач ZF EcoLife. И несмотря на переход на более высокий экологический класс, сочетание двигателя и АКПП дало снижение расхода топлива и уровня шума.

Разработчики уверяют, что автобус работает практически как газомоторный по уровню шума и почти приближается по восприятию к электробусу. Кстати, портальный мост здесь также марки ZF.

В перспективе разработчики планируют создать модели бюджетного и премиум класса. В бюджетниках будет использоваться китайский двигатель Weichai.

А также не исключают возможность в перспективе заменить и КПП, и элементы подвески, например, того же моста на менее дорогостоящие аналоги китайского производства.

До конца года МАЗ 303 находится в процессе полигонных испытаний и сертификации, поэтому назвать какие-либо цифры относительно расхода топлива в условиях пробок разработчики пока не решаются.

«У потенциальных заказчиков из Казани и Татарстана уже есть желание взять модель на испытание. Компания готова пойти на этот шаг и даже запустить в тестовом режиме его на московский маршрут. Пока же не торопимся ставить новинку на серийный поток. И в течение следующего года хотим опытным путём, а не расчётным видеть, как продукт работает в разных условиях», — говорит Владимир Дормаш.

На выставке автобус выставлен не в полной компоновке новациями, но с максимально востребованными опциями. В нём присутствует пневмоподушка второго поколения, электрическая рампа, датчики дождя, система кругового обзора и другие «плюшки».

Естественно, что по стоимости такая комплектация выходит дороже. В бюджетном же варианте при использовании материалов, из которых создаются нынешние каркасы МАЗ, он не должен превысить 10-процентного порога рыночной стоимости обычного серийного автобуса.

Вход МАЗ 303

Ещё одна особенность новинки – кроме общего наклона в автобусе передняя и задняя части могут иметь свой наклон. Для этого водитель должен активировать функцию. Специалист компании отметил, что по низкопольности практически все имеют уровень 320 мм. Однако им удалось перешагнуть этот порог и выйти на 340 мм.

Добавляют модели шарма и тёплые кнопки для сохранения комфорта в салоне.  Пассажир, стоящий на остановке, может нажать кнопку и откроется только та дверь, в которую он планирует войти.

Остальные же двери останутся закрытыми, исключив напрасные потери тепла или прохлады в зависимости от сезона. Кроме того, в базовой комплектации присутствуют usb-разъёмы, а как отдельная опция – оснащение беспроводным средством связи Wi-Fi.

… и для пригорода

Следующий экспонент разработчики условно назвали упрощённой альтернативой газовского «Вектора». МАЗ 257030 оснащён двигателем Cummins стандарта «Евро-5» и коробкой передач Fast Gear. Но доступен и в версии с агрегатом Weichai. В нём используется простая рессорная задняя подвеска от МАЗ. А рассчитан он на 31 пассажира.

МАЗ 257

Изначально этот автобус создавался на базе образца малого класса МАЗ-241. Обычно от коммерческой модели производители переходят к спецмодели. Вот и 241-й переродился в одну из модификаций – «школьный» в рамках социальной программы Республики Беларусь, а затем стал новым коммерческим проектом.

Его можно дополнить средствами кондиционирования и аудио-видео системой. И использовать на пригородных и междугородних маршрутах с плечом перевозок в 200-300 км по гравийке или дорожному полотну, не имеющему полноценного асфальтового покрытия.

Разработчики говорят, что такие автобусы не эксплуатировались далее южных регионов России. Однако именно «школьная» его версия в небольших количествах присутствует на Сахалине.

Полноценных технических метаморфоз автобус не получил, лишь вернул себе разделённое окно вместо панорамного.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: