Автокраны с высокими стрелами. Стрелы к небу

Все мы наслышаны о творениях импортных производителей автокранов, которые могут поднимать грузы на высоты, превышающие 100 метров. Собственно, эта техника незаменима при строительстве небоскрёбов, теле- и радиопередающих центров, нефте- и газоперерабатывающих заводов и прочих высоких зданий. Вот только отечественных мобильных крановых установок на таких стройках и нет. Там работают или башенные краны, или же импортные на автомобильных шасси.

Где же они?

В чём же причина отсутствия высотных автокранов у отечественных производителей? Может быть, в отсутствии спроса? Всё же нечасто в регионах проводят масштабные стройки высотных зданий. Мы опросили представителей заводов-производителей крановых установок и, как оказалось, это лишь одна из причин.

«Изготовление стрел подобной длины требует как значительного технологического оснащения, так и  применения специальных колёсных шасси. Первое нецелесообразно по  причине небольшой глубины рынка автомобильных кранов со столь значительной длиной стрелы, второе внутри страны не производят совсем. По схожим, собственно, причинам», — поясняет главный конструктор ООО «ИМЗ АВТОКРАН» Дмитрий Бондарев.

Несмотря на то, что российские автокраны с высотой стрелы до 30 метров успешно конкурируют с импортными аналогами, многие комплектующие также приходится заказывать у иностранных поставщиков. Рынок компонентов в России практически развалился с распадом СССР. Нет, конечно, сейчас ситуация выправляется, идут инвестиции в НИОКР, есть попытки импортозамещения. Но всё же до появления отечественного комплекта оборудования ещё очень далеко, если оно вообще реализуемо.

«Да, спрос на сверхтяжёлую технику невелик — всего несколько единиц в год. Однако, отрасль развивается стремительными темпами. Уже осваивают выпуск российских многоосных шасси. Возможно, производители в  скором времени порадуют нас отечественными кранами-гигантами»,  — с  оптимизмом смотрит в будущее совладелец и финансовый директор ООО «Кит» (арендная компания «Кит Строй») Роман Чуркин.

Помимо больших и устойчивых многоосных шасси, российским инженерам предстоит поработать и над самими установками. Ведь, согласно законам физики, чем выше нужно поднять материалы и конструкции, тем меньший вес у них должен быть. Если в нижней точке грузоподъёмность достигает тысячи тонн, то на высоте 100 метров картина совсем иная. По словам Дмитрия Бондарева, конструкторы добиваются увеличения способности поднять больше массы разными способами: работой с поперечным сечением секций стрел, местными усилениями. Разрабатывают решения по повышению собственной устойчивости крана.

«Устанавливают системы противовесов, которые балансируют грузовой момент. Монтируют дополнительную мачту, стрелу опирают на временную, подвижную или вынесенную опору. Используют расчаливание стрелы и устанавливают шарнирную траверсу. Подвешивают дополнительные противовесы. Груз можно поднять полис-пастом, наклонённым к стреле. Кроме того, можно использовать в работе два крана, у которых стрелы соединяют ригелями или специальными стрелоупорными конструкциями», — объясняет Роман Чуркин.

Он приводит в пример Галичский автокрановый завод, где запатентовали профиль для стрел округлого сечения «овалоид», позволивший повысить грузоподъёмность почти вдвое. Только вот, по словам представителя «ИМЗ АВТОКРАН», в этом патенте на  поперечное сечение стрелы зафиксирован профиль, много лет применяемый европейскими и японскими производителями.
Зато, по заверению Романа Чуркина, все российские механизмы изначально выпускают с возможностью эксплуатации при температурах -25-40 °С, тогда как зарубежную технику в сильные морозы придется останавливать.

Топ автокранов с высокими стрелами

Liebherr LTM 11200-9.1

Этот гигант по праву считают краном с самой длинной стрелой не только с самой длинной стрелой не только в линейке производителя, но и в мире. Подчеркнём, на первом месте он не по грузоподъёмности, а по высоте проводимых работ.

Грузы крюк способен поднимать на высоту до 188 метров при условии установки нескольких гуськов. На минимальной высоте стрела может поднять 1200 тонн, на максимальной — полторы тонны.
Установка базируется на собственном 9-осном шасси Liebherr длинной 19 с половиной метров. Вместе с краном длина достигает почти 26 с половиной метров. На него можно навесить противовесы общей массой 202 тонны.

Топ автокранов с высокими стрелами. Liebherr LTM 11200-9.1

Несмотря на свой вес, мобильный кран довольно манёвренный за счёт того, что управляются все оси.

В движение шасси приводит 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 686 л. с., работающий в паре с 12-ступенчатой АКПП ZF. К слову, до места работ автокран добирается в полуразобранном виде: всё, что можно снять для облегчения веса, укладывают в 20 сопровождающих грузовиков. А монтирует на стройплощадке установка сама себя.

За работу крановой установки отвечает отдельный дизельный двигатель мощностью 408 л. с. Для него предусмотрен специальный топливный бак на 300 литров, тогда как для мотора шасси установлена 600-литровая ёмкость.

Поворотная платформа вращается за счёт двух механизмов, состоящих из планетарного редуктора, гидромотора, зубчатого колеса и стопорного тормоза. Телескопировать стрелу крановщик может с помощью педали, а само управление установкой — электронное.

XCMG XCA5000

Эта крановая установка вместе с удлинителями способна доставлять грузы на высоту до 165 с половиной метров. Хотя по грузоподъёмности кран превосходит своего немецкого коллегу: на минимальной высоте он выдерживает 1 600 тонн. Установка базируется на собственном полноприводном шасси с 9 осями.

Топ автокранов с высокими стрелами. XCMG XCA5000

Как и Liebherr, гигант из Поднебесной из-за веса в 96 тонн тоже не может добраться в собранном виде по дорогам общего пользования, поэтому требуется предварительный демонтаж X-образных выносных опор, противовесов и частей стрелы. Для этих целей конструкторы предусмотрели устройство регулировки самозагрузки и разгрузки. Вообще же, как мы уже писали ранее, в этой модели применили 50 запатентованных решений.

Demag AC 1000

163 метра. Работу на такой высоте готов обслуживать автокран при установке гуськов, коих тут предусмотрено с десяток, а также противовесов общей массой 228 тонн. Номинальная грузоподъёмность самой установки составляет 1200 тонн. Производитель принадлежит группе Terex, поэтому в качестве шасси использована продукция именно этого бренда. Внутри силовая установка на 653 л. с. и АКПП ZF на 12 скоростей.

Топ автокранов с высокими стрелами. Demag AC 1000

Завод предлагает кран с двумя вариантами стрелы — на 50 и на 100 метров. В первом случае для передвижения по дорогам общего пользования не требуется демонтаж элементов конструкции, за исключением противовесов.

Среди достоинств автокрана – асимметрическая конфигурация установки выносных опор, что позволяет работать в ограниченном (по меркам 22,6-метровой установки) пространстве. А система управления позволяет совершать сразу 4 операции.


Подготовил Артём Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №1 2021

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.