Правительство попросило совета у машиностроителей о мерах поддержки

На заседании Innoprom-online представители российского машиностроения посовещались с членами правительства России и Минпромторга. Они обсудили меры поддержки со стороны государства.

«Поддержка существующей модели автопрома – деньги на ветер»

«На 75% рынок не падал никогда и у нас сдвинулось всё. Мы видим, что поведенческие привычки наших клиентов тоже изменились. И нас это заставляет тотально поменять бизнес-модель», — заявил генеральный директор ПАО «Соллерс» Вадим Швецов.

генеральный директор ПАО «Соллерс» Вадим Швецов
Вадим Швецов

Он поблагодарил правительство за оперативные меры поддержки, благодаря которым 20 000 сотрудников предприятий Sollers остались на рабочих местах, а также сохранилась цепочка поставок комплектующих от 1700 контрагентов. Г-н Швецов озвучил и планы на ближайшую перспективу – ускорить цифровую трансформацию.

«Внедрение системы «Автомобиль как сервис» позволит иметь мультипликатор в отрасли не 10-12, как сейчас, а 25-40. Мы интегрируемся в глобальные экосистемы городов, платформенных решений и т. д. Мобильность будет присутствовать в каждой бизнес-модели. И поддержка существующей бизнес-модели автопрома – это деньги на ветер. Нужно поддерживать те технологии, которые будут интегрироваться между собой. Рынок у нас ограничен и нужно встроить автопром в системы нового вида хозяйствования», — считает глава ПАО «Соллерс».

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин также заявил, что у него нет ничего к нашему правительству, кроме слов благодарности.

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин
Сергей Когогин

«Везде мы видим существенное снижение спроса, а также трудности с прогнозированием. В этих условиях страны и рынки будут закрываться, а уровень протекционистских решений власти будет расти. С падением уровня доходов и, как следствие, спроса, рынки будут сжиматься, конкуренция вырастет. В коммерческом сегменте автопрома это уже остро чувствуется. Борьба сегодня идёт не за прибыль, а за сам факт присутствия на рынке», — подглядывая в написанную шпаргалку, обратился к собеседникам глава «КАМАЗа».

Он обозначил две существующие проблемы: повышение эффективности предприятий в период сокращения спроса на продукцию и необходимость пересмотра программ развития компаний.

Сергей Когогин подчеркнул важность недопущения технологического отставания и необходимости ускоренной цифровизации продукции и процессов.

«У нас свыше 3700 поставщиков, где трудятся 400 000 работников. И если мы не будем обеспечивать их заказами, то никакие субсидии им не помогут», — высказался президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин.

Он заявил, что включение в список системообразующих предприятий не стало спасением. Мол, поддержка в полной мере недоступна. В качестве примера он привёл постановление №582 о получении льготного кредита на пополнение оборотных средств. Там установлено ограничение в 3 миллиарда рублей, чего не будет хватать для компании с оборотом в 200 миллиардов. В 651-м постановлении прописана возможность гос. гарантий и рассрочки по налогообложению. Но «Группа ГАЗ» при падении спроса на LCV на 70% относится к умеренной группе риска, соответственно ни о какой поддержке речи нет.

Чего хотят производители?

Вадим Сорокин напомнил членам правительства о программе импортозамещения компонентов, которую «Группа ГАЗ» лоббирует уже два года. Сейчас российские машиностроители зависят от глобальных поставщиков, а в апреле-мае комплектующие из других стран перестали поступать. Хотя Горьковский автозавод столкнулся с этой проблемой ещё в 2018 году после введения санкций со стороны США.

Вадим Сорокин
Вадим Сорокин

И г-н Сорокин предложил воссоздать в России производство тормозных систем, компонентов рулевого управления, электроники и т. д. Естественно, не забыв упомянуть, что сами автопроизводители не справятся и нужна помощь государства. Требуемый объём финансов на НИОКР и подготовку к запуску – 200-240 миллиардов рублей, который глава «Группы ГАЗ» предложил разделить на ближайшие 5 лет.

Правда, он сразу же зачитал по заготовленной бумаге, что это поддержка не самих автогигантов, а восстановление компонентной отрасли России.

«Автопром – это индустрия, в которой очень много глубоких межотраслевых связей. Это радиоэлектроника, нефтехимия, резинотехника, металлургия, ПО. И мы уверены, что реализация этой программы даёт мощной эффект для всей экономики и позитивно повлияет на реализацию нацпроектов», — буквально выдохнул Вадим Сорокин, памятуя о любимом детище президента России.

Прошёлся он и по поводу продаж российской техники в другие страны, назвав «Группу ГАЗ» ключевым экспортёром в российском автопроме, отгружающим продукцию в 40 стран мира.

«У правительства есть хорошая программа по субсидированию затрат на перевозку и экспортных НИОКР. Но есть постановление №719, в которое мы предлагаем внести дополнительные баллы за экспорт высоколокализованной продукции. То есть, 200 баллов за каждый процент экспорта в общей выручке по аналогии с тем, как начисляют баллы за НИОКР. Таким образом, постановление станет инструментом стимулирования не только локализации, но и экспорта», — вновь обратился к шпаргалке г-н Сорокин.

Вадим Швецов предложил ускорить внедрение электронной сертификации и ЭОТТС. А также для организации продаж техники онлайн необходимо электронное регистрационное удостоверение на автомобиль, а этого документа просто нет.

Также он поддержал введение Постановления правительства №529 о софинансировании цифровых разработок.

совещание по вопросам поддержки автопрома

«Перманентная работа со стоимостью владения автомобилем даёт эффект по всей цепочке. Мы видим в этом основной приоритет для развития своих продуктов», — сообщил ген. директор «КАМАЗа».

При этом, он тут же предложил членам правительства фактически запретить участие иностранных брендов в госзакупках, а также организовать опережающие закупки для реализации крупных и национальных проектов. Естественно, упомянув, что эффект будет только если приобретать будут товары российского производства.

«Сейчас тот самый момент положить конец дискуссиям на эту тему. Все, кто допущены к государственным заказам, должны следовать политике в области технологического суверенитета. Сокращение импорта не означает снижения качества и конкуренции на рынке. На протяжении последних 10 лет все локальные автопроизводители при поддержке Минпромторга России реализуют серьёзные инвестиционные программы по развитию продуктов и технологий. Они готовы предлагать модельный ряд, в полной мере соответствующий мировым аналогам. Кроме того, в России построены заводы, где производят Mercedes-Benz, Volvo, Volkswagen и другие», — подчеркнул г-н Когогин.

Хотя он признал, что в текущих условиях логично было бы остановить инвестиции, пересмотреть дальнейший курс. Но в случае «КАМАЗа» это невозможно из-за невыполненных обязательств по специнвестконтракту в части НИОКР. А также посетовал на дублирующие проекты в сфере машиностроения, которые поддерживает государство. Из-за этого игрокам приходится конкурировать на внутреннем рынке, хотя логичнее было бы консолидироваться и противопоставлять свои продукты глобальным производителям на внешнем рынке.

«Для программы развития отрасли необходима чёткая стратегия по экологическим классам автотехники. Введение «Евро-6» не предмет для обсуждения, мы не можем останавливаться на полпути. Нам нужно понимание сроков реализации этой продукции, потому что в противном случае мы будем отставать ото всех. Все страны уже приняли решение о переходе на Евро-6 и нам пора его принимать», — обратился в заключении Сергей Когогин к заместителю председателя правительства РФ Юрию Борисову.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.