Как-то получалось, что мы не уделяли должного внимания сегменту пикапов. Вроде бы эти грузопассажирские машины и относят к сегменту коммерческого транспорта, но они всё равно выглядят белой вороной. Общий парк этого вида техники, включая древние модели, насчитывает около полумиллиона единиц. Для сравнения, всего в России насчитали 45,4 млн легковушек и 3,8 млн грузовых авто.
Представителей LCV — 4,2 млн единиц, включая героев нашего материала. При этом продажи новых пикапов исчисляются в среднем едва ли тысячей в месяц. Тем не менее эти рабочие лошадки, по нашему мнению, незаслуженно обходят стороной, хотя и у них есть свои минусы.
За весь 2022 год количество зарегистрированных в РЭО ГИБДД пикапов по всей стране составило 7 900 единиц. Это на 23,7% меньше уровня 2021 года.
В январе 2023 года в России приобрели 817 новых пикапов, из них 361 авто, по данным «Автостат Инфо», ввезли в страну по схеме параллельного импорта. Лидером по продажам стал китайский бренд Great Wall — 267 штук с моделями Wingle и Poer. К слову, до событий февраля 2022 года объёмы реализации моделей этой марки были куда скромнее, в январе прошлого года — всего 27 штук.
На втором месте — продукция Ульяновского автозавода с показателем 135 реализованных машин, что меньше уровня первого месяца прошлого года, когда дилеры отгрузили 255 пикапов.
Третье место у Toyota, чьи грузопассажирские авто моделей Hilux и Tundra приобрели в количестве 129 единиц. В сравнении с январём 2022 года сразу видны последствия санкций, тогда к покупателям уехали 234 машины.
Ещё один японский производитель, Mitsubishi, в январе 2023 года показал результат в 121 авто модели L200 против 159 годом ранее. Американские RAM разошлись в количестве 92 экземпляра, что, кстати, говорит о рабочем механизме параллельного импорта. Stellantis прекратила поставки в Россию, но за первый месяц прошлого года, когда ограничений не было, продано было всего 29 пикапов RAM.
Шестое место у DongFeng с 30 реализованными грузопассажирскими машинами модели ZNA. Примечательно, что год назад продаж не было вовсе. JAC занял седьмое место, отгрузив 21 пикап модели T6, что всего на две единицы больше показателя января прошлого года.
Техника модели Ford F пополнила рынок в количестве 8 единиц, а годом ранее было продано всего три пикапа. Ещё 6 владельцев обрели машины GMG, тогда как в январе 2022 года не было ни одной реализации.
Сильно сдали позиции и бренд Isuzu, чей пикап D-Max был одной из популярных машин в сегменте. За январь 2023 года владельцев обрели три машины, а в первом месяце 2022 года их было 26.
Три пикапа ещё одного бренда холдинга Stellantis — Jeep — попали в руки российских потребителей. Год назад аналитики не зафиксировали ни одной регистрации. Такая же ситуация была и с моделью Chevrolet Silverado, а в этом январе на дорогах страны прибавилось две единицы.
«После того, как многие европейские, американские и японские автомобильные бренды приостановили работу в России, спрос на пикапы увеличился с 8,2 до 9,5 % за первое полугодие 2022 года. Об этом свидетельствуют данные Национального агентства промышленной информации. Всё дело в том, что клиенты хотели успеть приобрести пикапы до ухода этих компаний с российского рынка», — рассказывает руководитель маркетплейса автозапчастей и аксессуаров «ПЭК: MALL» Кирилл Савченко.
Если по американским традициям пикапы по большей части находятся во владении фермеров, то в России у этих машин роль иная. Хотя в деревнях и сёлах им бы тоже цены не было, в силу ряда достоинств, о которых чуть позже. Но оценили грузопассажирские машины в основном любители охоты и рыбалки, а также сервисные компании.
Как минимум в Сибири на Mitsubishi L200 и Toyota Hilux к местам ремонта выезжали инженеры техники брендов Case, John Deere, Volvo CE, Liebherr и других.
Почему? Ну всё просто. Во-первых, эти пикапы сконструированы с двухрядными кабинами, что позволяет ехать четверым инженерам. Во-вторых, грузовой отсек (как правило, закрываемый отдельно купленным кунгом) позволяет разместить и бочки с горюче-смазочными материалами, и гидро-, пневмоинструмент, и дизель-генератор, и другое оборудование. Под задними сиденьями находятся дополнительные рундуки.
В-третьих, довольно хороший клиренс даже при полной загрузке, усиленная подвеска и полный привод позволяют пробираться хоть по лесным, хоть по технологическим дорогам в карьере. Это, конечно, не полноценный внедорожник, но уже куда проворней грузовых собратьев из сегмента LCV.
В-четвёртых, грузоподъёмность большинства моделей близка к тонне, а у некоторых и выше. Так что не только всё самое необходимое можно перевезти, но и лишний груз.
Мы уже предвидим возгласы вроде: «Да на «ГАЗели» можно больше увезти!» или «Пассажирам в пикапе неудобно» — и т. д. И спорить не будем, просто не забывайте, что это совсем другой сегмент. И созданы они для других задач. Здесь можно было привести в пример Hyundai Porter, который более близок к классу пикапов, но у него двухместная кабина, и по пересечённой местности на нём проехать не получится.
«Пикап удобнее использовать в загородной местности. На дорогах, особенно в городах-миллионниках, большое скопление автомобилей. Габариты пикапов мешают маневрировать в пробках, а расход топлива в городских условиях увеличивается. Из-за габаритов могут возникнуть сложности с парковочными местами, а из-за высокой посадки автомобиля крены ощущаются сильнее, обзор вблизи машины затруднён, забираться в кабину сложнее», — считает Кирилл Савченко.
Конечно, как и любая другая техника, пикапы обладают своими недостатками. Самыми распространёнными называют колёсную базу и общие габариты. В городе в условиях заставленных машинами улиц и во дворах маневрировать трудно. Хотя, если посмотреть на те же фургоны «ГАЗели» или Ford Transit, на которых водители умудряются проявлять чудеса ловкости, доставляя товары из маркетплейсов в точки выдачи, этот недостаток уже не кажется главным.
Груз в кузове подвержен температурным капризам природы. Впрочем, эта проблема решается установкой кунга, силовой крышки или другого приспособления. Никто же не ставит это в минус обычной бортовой «ГАЗели»? Ну и в конце концов, это ж не изотермический фургон для перевозки продуктов.
«Выбор надстроек зависит от целей использования. Если владелец регулярно доставляет строительные материалы, можно оборудовать грузовую площадку дополнительным освещением, тентами, растяжками, подножками и порогами для удобного крепления грузов.
Это упростит размещение и поможет избежать порчи груза из-за дождя и снега, например.
Поклонники пикапов часто тюнингуют автомобили светодиодными линзами, аэрографией, устанавливают на них палатки и другое оборудование для путешествий», — поясняет Кирилл Савченко.
Несколько лет назад к недостаткам пикапов относили проблемы с безопасностью. Современные модели (мы сейчас не об «УАЗиках») оснащены не хуже любого транспортного средства. Да, в силу особенностей конструкции нужно более аккуратно входить в повороты и вообще нежелательно давить педаль газа в пол, но это, по сути, справедливо по отношению к любому грузовику или фургону. Всё же пикап — рамный автомобиль, а безопасность окружающих участников дорожного движения никто не отменял.
Ставят в вину пикапам и прожорливость топлива. Но тут можно поспорить. На трассе расход редко превышает в среднем 10-15 литров на 100 км. Есть, конечно, исключения. А теперь загрузите «Газель», как у нас любят, под самое «не хочу», отправьте в путь с выжатой до упора педалью акселератора и сравните расход.
Ну и нельзя не сказать о затратах. Новые пикапы по цене обходятся, как и городские кроссоверы. И уж гораздо дороже любой «ГАЗели». Даже цены на морально устаревшие, но только вышедшие с завода УАЗ 3303 «Головастики», начинаются от 1 050 000 рублей. А ведь это и пикапом не назовёшь. Стоимость «УАЗ Пикап», который и выглядит более современно, и обладает двухрядной кабиной, стартует от 1 300 000 рублей.
Дилеры предлагают новые JAC T6 по ценам от 2 390 000 рублей, Great Wall Wingle от 2 500 000 рублей, DongFeng DF6 — от 2 700 000 рублей. Ввезённые по схеме параллельного импорта беспробежные Mitsubishi L200 стартуют от 3 090 000 рублей, Toyota Hilux 2022 года — от 4 000 000 рублей, Isuzu D-Max — от 5 405 000 рублей.
А Ram 1500 2022 года выпуска обойдётся от 8 250 000 рублей при условии trade-in и скидок автосалонов. Стоимость другого американца, Jeep Gladiator, начинается от 8 500 000 без скидок. За новые Toyota Tundra просят от 9 600 000 до 14 340 000 рублей в зависимости от комплектации и региона нахождения.
А вот с подержанными пикапами картина более интересная. Например, 25-летний Mitsubishi L20 можно выкупить за 200 000 рублей. При этом аппарат вполне живой, по словам владельца, внимания требуют только арки. Варианты посвежее начинаются от 450 000 рублей.
Неубиваемую Toyota Hilux 1987 года выпуска в неплохом состоянии отдают за 290 000 рублей. Обслуженную модель Tundra 2001 года предлагают за 599 000 рублей.
Nissan Datsun 1992 года в отличном состоянии выставили на продажу за 320 000 рублей, а NP300 2012 года — за 515 000 рублей.
Цены на Ford Ranger начинаются от 399 000 рублей, на Volkswagen Amarok 2011 года — от 680 000 рублей, Isuzu D-Max 2007 года — от 760 000 рублей, Chevrolet Silverado 2004 года с «полным фаршем» — от 1 100 000 рублей.
Китайские варианты отдают ещё дешевле, например, Great Wall Deer 2007 года (аналог Toyota Hilux) предлагают за 180 000 рублей, Tianye Admiral 2005 года — за 250 000 рублей. Цены на корейские SsanYong Musso 2005 года начинаются от 320 000 рублей, на Actyon sport 2008 года — от 365 000 рублей.
Что касается обслуживания. Американские и японские пикапы славятся своей надёжностью, производители закладывают в них ресурс на повышенные нагрузки, так как фермеры используют эти рабочие лошадки, что называется, и в хвост, и в гриву. Поэтому по нашим дорогам подвеска будет ходить очень долго, да и моторы рассчитаны на солидные пробеги.
Естественно, это не значит, что за машиной не нужно ухаживать, не менять масло, заливать ослиную мочу вместо рекомендованного производителем топлива и т. д. Хотя в программе Top Gear на BBC доказали, что модель Toyota Hilux вполне выживает даже под обломками обрушившегося здания.
В сравнении с той же «ГАЗелью» владельцы импортных пикапов не так часто вынуждены посещать магазины запчастей и ремонтировать технику, вместо того чтобы её эксплуатировать. Повторим, речь не про пикапы Ульяновского завода.
Не то, чтобы мы предвзято относились к отечественному автопрому, нет. Просто мы реалисты. Да, согласны, что УАЗы и «ГАЗели» ремонтопригодны. Да, проблем с запчастями нет, а большинство поломок можно устранить своими силами в чистом поле.
Да, некоторые наши уважаемые коллеги поводили анализ стоимости владения за три года, и победителями там выходили машины российских заводов. Но в этих расчётах фигурировали чисто теоретические ТО и цены на запчасти.
То есть при идеальных условиях, которые в наших реалиях, будем честны, маловероятны. Так что если подсчитать количество потерянного времени из-за простоев, в том числе по вине внеплановых поломок, совокупную стоимость всех расходников и запчастей, потраченные нервы и время, а также остаточную стоимость, то картина будет не в пользу отечественных пикапов.
«Дилеры и маркетплейсы наращивают поставки качественных расходных материалов, чтобы потребитель не столкнулся с дефицитом. Например, мы за 2022 год увеличили ассортимент с 2,5 до 30 млн позиций. На нашем маркетплейсе представлены различные запчасти для пикапов: от подвесок до деталей двигателя.
По большинству категорий мы перестроились на альтернативных поставщиков из России, Китая, Турции, ОАЭ и других стран. Часть запчастей доставляем самостоятельно. Для поставки оформляем сертификаты или декларации о соответствии, лицензии, договоры перевозки грузов, коносаменты и другие необходимые сопроводительные документы.
Перед тем как запустить в продажу новый товар, ранее не представленный в России, мы приобретаем и тестируем опытную партию продукции. Все комплектующие, от качества которых зависит безопасность дорожного движения, проверяем в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте, который выдаёт заключение об условиях использования товара на территории России и сертификат соответствия, после этого запускаем в продажу», — говорит Кирилл Савченко.
Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: