Всё, что вы хотели знать о японских (и не только) аукционах на спецтехнику - iGrader.ru

Всё, что вы хотели знать о японских (и не только) аукционах на спецтехнику

Komatsu япония 13 января 2022

Последнее время мы много говорим об альтернативных способах приобретения спецтехники и владения ей — например, в лизинг или аренду, а также уделяли внимание работе с классифайдами и покупке б/у техники. И здесь нельзя обойти вниманием ещё один популярный вариант: покупку спецтехники через аукционы, особенно — японские.

Что из себя представляют японские аукционы?

Аукционы в Японии — целое явление или, даже можно сказать, культура. Они разительно отличаются от электронных площадок, где любой пользователь может зарегистрироваться и, соревнуясь с другими, постепенно прибавлять цену. И это вовсе не то, что мы привыкли видеть по телевизору, когда изящно одетые дамы и джентльмены наперебой выкрикивают сумасшедшие суммы.

Аукционы в Японии — это проходящие несколько раз в неделю торговые мероприятия, для участия в которых необходима не только предварительная регистрация, но и безупречная репутация. На такие торги выставляют технику, предназначенную для внутреннего рынка, всегда в исправном состоянии и с полным набором информации как о плюсах, так и о минусах лота, а также со всеми необходимыми (и самое главное, достоверными) сведениями об истории, пробеге и сроках эксплуатации.

Свою работу аукционы начинают утром в определённом, заранее объявленном месте в фиксированный день недели (у каждого аукциона он свой). Торговля идёт на просторной открытой площадке, где и выставлена реализуемая продукция, а потенциальные покупатели могут «вживую» исследовать интересующие их лоты.

Всего в Японии числится более сотни автомобильных аукционов, которые функционируют в разных городах и префектурах страны. У каждого из них — разные организаторы, а значит, и своя специфика. Где-то торгуют только легковыми автомобилями, где-то — грузовиками и экскаваторами, а где-то — достаточно широким спектром разнообразной спецтехники.

Какими бывают японские аукционы техники?

Одними из самых популярных в Японии считаются аукционы системы USS, проводимые в более чем 15 городах, среди них — Токио, Осака и Саппоро. Именно здесь можно приобрести грузовики и экскаваторы от разных производителей, в том числе модели знаменитого бренда Komatsu.

Ещё одна известная система аукционов, ARAI, работает в меньшем количестве городов (всего в четырёх), однако зарекомендовала себя как место, где можно приобрести практически всё — от крановой установки до асфальтоукладчика или машины для сбора риса. Каждую неделю в аукционах этой системы принимают участие больше 10 тыс. продавцов и покупателей, а за год через «Арай» проходит около 400 тыс. единиц автомобилей, грузовиков и спецтехники.

На ARAI продают даже рамы или двигатели от грузовиков. Правда, проверить работоспособность последних здесь не получится, но одна из ключевых причин популярности торгов — их прозрачность и надёжность, поэтому откровенных «провалов» здесь не бывает.

Японский аукцион спецтехники: как проверить качество продукции?

За качество лота отвечает специальный «аукционный лист», заполняемый продавцом. В этом документе содержатся все принципиально важные сведения о продукте:

  • для каких целей он использовался (например, прокат);
  • регистрационные и серийные номера рамы, кузова и др.;
  • подробности внешнего вида вплоть до цвета краски;
  • вся информация о деталях и комплектующих (объём двигателя);
  • об уплате налогов, наличии документов и истории продаж;
  • количество отработанных часов и/или пробег;
  • экспертное заключение о состоянии товара;
  • и другое.

В верхнем правом углу аукционного листа лот получает оценку. Чаще всего на аукционах представлена техника, оценка которой не превышает 4 баллов, однако это не является показателем низкого качества.

По большому счёту аукционный лист позволяет составить полное представление о лоте. Документ заверяет инспектор, в обязанности которого входит проверка продукции и скрупулёзное внесение всей необходимой информации, а значит, и обнаруженных недостатков, будь то косметические дефекты или серьёзные неисправности.

Бумага, что логично, заполняется на японском, поэтому стороннему покупателю сложно понять содержащуюся в аукционном листе информацию, особенно если он пока ещё новичок. В связи с этим неизбежно возникает вопрос…

Как приобрести спецтехнику на аукционе в Японии?

Японские аукционы очевидно хороши всем, кроме своей удалённости. Далеко не у каждого желающего купить грузовик или, к примеру, погрузчик есть возможность поехать в Японию, лично осмотреть товар и организовать его транспортировку. Сбор документов, прохождение таможни, да и преодоление языкового барьера — дело хлопотное и долгое…

Поэтому неудивительно, что в России существуют фирмы-посредники, так называемые аукционисты, которые занимаются тем, что берут на себя всю бумажную (и не только) работу.

Принцип взаимодействия с аукционистами примерно таков: клиент, желающий приобрести спецтехнику, обращается в соответствующую контору, после чего они заключают договор о взаимодействии. Следующим шагом становятся поиск и подбор подходящих моделей, а также демонстрация их клиенту и обсуждение выбора, а когда выбор сделан, представители фирмы-аукциониста оформляют все необходимые бумаги и принимаются за вывоз купленной техники из Японии в Россию.

Процесс этот, кстати, отнюдь не простой. Существует три основных способа его реализации:

  • во-первых, полная пошлина, когда клиент получает выбранную модель в целом виде и со всеми необходимыми документами (стоимость пошлины складывается из нескольких факторов, среди которых — вес и грузоподъёмность машины);
  • во-вторых, конструктор, когда для снижения суммы таможенных пошлин грузовик или спецтехнику разбирают, а на месте назначения собирают вновь (справиться своими силами здесь практически невозможно, в большинстве случаев требуется помощь квалифицированных мастеров);
  • в-третьих, самый дешёвый способ — распил, в ходе которого покупка разбирается без возможности обратного монтажа, подобным образом технику обычно приобретают ради деталей и запчастей.

После того как товар с японского аукциона через Владивосток попадает в Россию, компания-аукционист передаёт его своему клиенту. Сроки, расценки и конкретные условия выплат и других деталей взаимодействия у разных фирм отличаются, поэтому на них стоит обращать внимание на стадии выбора посредника.

Выбор, отметим, довольно широк. В условиях конкуренции компании стремятся предоставить потребителю максимальный сервис, в том числе — предварительные расчёты в режиме онлайн, постоянную поддержку от менеджеров, смс-уведомления о состоянии сделки, транспортировки и прочее.

Плюсы и минусы покупки спецтехники на японском аукционе

Насчёт плюсов всё ясно: стоимость машин на аукционах в Японии намного ниже стоимости аналогичных моделей в России. Иногда оплата осуществляется поэтапно (часть при выкупе лота, часть — при прохождении таможни, часть — после): такая разбивка помогает сделать сумму ещё более подъёмной. При этом наличие аукционных листов, заверенных инспекторами и экспертами, позволяет говорить об открытости сделки.

Однако существуют и минусы. Не каждый покупатель готов ждать, пока на аукционе появится подходящая техника или обсуждать её особенности в дистанционном формате, постоянно оставаясь на связи. Ждать, кстати, приходится и после заключения сделки: как ни крути, путешествие из Японии в Россию, особенно её европейскую часть, быстрым не назовёшь. Причём случиться во время транспортировки может всё, что угодно; случается и так, что документы приходят отдельно от основной покупки, а это — двойное ожидание. Свои коррективы сегодня вносит и коронавирус, ведь эпидемиологические ограничения влияют на работу служб по всему миру.

Что перешивает в вопросе покупки спецтехники через японские аукционы — достоинства этого способа или его недостатки — каждый решает сам.

Фото: pixabay.com/ru/users/%E7%88%AA%E4%B8%A8%E4%B8%82%E3%84%92%E4%B9%87%E5%B0%BA_%E5%8D%A9%E4%B8%A8%E3%84%92%E3%84%92%E4%B8%A8%E5%87%A0%EA%AE%86%E4%B9%87%E5%B0%BA-8151691/

Что такое стоковые стоянки возле аукционов?

Говоря об аукционах в Японии, невозможно обойти вниманием феномен стоковых стоянок, расположенных неподалёку от них.

На таких площадках автомобили и спецтехнику ремонтируют и подкрашивают, придавая им максимально презентабельный вид, а после — фотографируют для размещения в интернете и продают посредством всемирной паутины. Цена в этом случае остаётся фиксированной, но по сравнению с аукционной взлетает в 2, а то и 3 раза, а поручиться за качество становится гораздо сложнее…

Кстати, аукционы бывают не только японскими. Через отечественных аукционистов можно получить доступ к спецтехнике из Австралии, Нидерландов и многих других стран. США и Европа также могут похвастаться собственными популярными аукционами, в том числе электронными.

Существуют ли аукционы спецтехники в России?

Крупных аукционов, похожих по формату проведения на японские, в нашей стране нет, но в последнее время появляется всё больше и больше тематических сайтов — площадок для электронных торгов.

В отличие от ситуации с Японией, стать участником отечественного интернет-аукциона может любой, причём как в роли покупателя, так и в роли продавца. Для того чтобы привлечь пользователей и зарекомендовать себя как надёжный инструмент, цифровые площадки также уделяют внимание прозрачности и безопасности сделок. Ещё одно их достоинство — возможность расширить географию и продавать (или покупать) спецтехнику не только в своём регионе, но и на территории всей страны, а иногда и за её пределами.

На исходе 2021 года в России открылась площадка, позиционирующая себя как первый отечественный аукцион тяжёлой техники. Её организатором стал официальный дилер сразу нескольких производителей, а формат вобрал в себя черты и реальных, и виртуальных торгов. Так, лоты будут размещены на сайте аукциона, однако у покупателей будет и возможность «живого просмотра», а длиться каждый аукцион будет ровно неделю.

И, конечно, особенной формой аукционов в России являются аукционы, связанные с реализацией залогового имущества.

Залоговая спецтехника: как её продают и покупают?

Существует два основных способа продажи залогового имущества. В первом случае на продажу его — с ведома владельца — ещё до образования задолженности выставляет заёмщик (например, банк), и тогда цена достаточно высока. Во втором же случае продавцами выступают судебные приставы, реализующие залоговое имущество в рамках исполнительного производства. Для покупателя такие торги по банкротству представляют собой хорошую возможность купить спецтехнику с выгодой для себя.

Информация о торгах подобного рода публикуется на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов и в СМИ (региональных или местных), а их порядок строго регламентирован. Чтобы стать участником процесса, необходимо подать соответствующую заявку и внести аванс. Цену при этом устанавливают в судебном порядке, и если на первом «раунде» торгов она чаще всего соответствует рыночной, то дальше стоимость существенно падает.

Конечно, эти аукционы далеко не так регулярны, как те, что проходят в Японии, и для того, чтобы найти здесь нужную разновидность спецтехники (не говоря уже о модели), потребуется определённая доля везения и определённое же стечение обстоятельств, но… Знать о такой возможности и иметь её в виду лишним не будет.

Читайте также: «Грузовики, коммерческие автомобили и спецтехника в лизинг: мнение экспертов».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: