Всё, что вы хотели знать о японских (и не только) аукционах на спецтехнику

Последнее время мы много говорим об альтернативных способах приобретения спецтехники и владения ей — например, в лизинг или аренду, а также уделяли внимание работе с классифайдами и покупке б/у техники. И здесь нельзя обойти вниманием ещё один популярный вариант: покупку спецтехники через аукционы, особенно — японские.

Что из себя представляют японские аукционы?

Аукционы в Японии — целое явление или, даже можно сказать, культура. Они разительно отличаются от электронных площадок, где любой пользователь может зарегистрироваться и, соревнуясь с другими, постепенно прибавлять цену. И это вовсе не то, что мы привыкли видеть по телевизору, когда изящно одетые дамы и джентльмены наперебой выкрикивают сумасшедшие суммы.

Аукционы в Японии — это проходящие несколько раз в неделю торговые мероприятия, для участия в которых необходима не только предварительная регистрация, но и безупречная репутация. На такие торги выставляют технику, предназначенную для внутреннего рынка, всегда в исправном состоянии и с полным набором информации как о плюсах, так и о минусах лота, а также со всеми необходимыми (и самое главное, достоверными) сведениями об истории, пробеге и сроках эксплуатации.

Свою работу аукционы начинают утром в определённом, заранее объявленном месте в фиксированный день недели (у каждого аукциона он свой). Торговля идёт на просторной открытой площадке, где и выставлена реализуемая продукция, а потенциальные покупатели могут «вживую» исследовать интересующие их лоты.

Всего в Японии числится более сотни автомобильных аукционов, которые функционируют в разных городах и префектурах страны. У каждого из них — разные организаторы, а значит, и своя специфика. Где-то торгуют только легковыми автомобилями, где-то — грузовиками и экскаваторами, а где-то — достаточно широким спектром разнообразной спецтехники.

Какими бывают японские аукционы техники?

Одними из самых популярных в Японии считаются аукционы системы USS, проводимые в более чем 15 городах, среди них — Токио, Осака и Саппоро. Именно здесь можно приобрести грузовики и экскаваторы от разных производителей, в том числе модели знаменитого бренда Komatsu.

Ещё одна известная система аукционов, ARAI, работает в меньшем количестве городов (всего в четырёх), однако зарекомендовала себя как место, где можно приобрести практически всё — от крановой установки до асфальтоукладчика или машины для сбора риса. Каждую неделю в аукционах этой системы принимают участие больше 10 тыс. продавцов и покупателей, а за год через «Арай» проходит около 400 тыс. единиц автомобилей, грузовиков и спецтехники.

На ARAI продают даже рамы или двигатели от грузовиков. Правда, проверить работоспособность последних здесь не получится, но одна из ключевых причин популярности торгов — их прозрачность и надёжность, поэтому откровенных «провалов» здесь не бывает.

Японский аукцион спецтехники: как проверить качество продукции?

За качество лота отвечает специальный «аукционный лист», заполняемый продавцом. В этом документе содержатся все принципиально важные сведения о продукте:

  • для каких целей он использовался (например, прокат);
  • регистрационные и серийные номера рамы, кузова и др.;
  • подробности внешнего вида вплоть до цвета краски;
  • вся информация о деталях и комплектующих (объём двигателя);
  • об уплате налогов, наличии документов и истории продаж;
  • количество отработанных часов и/или пробег;
  • экспертное заключение о состоянии товара;
  • и другое.

В верхнем правом углу аукционного листа лот получает оценку. Чаще всего на аукционах представлена техника, оценка которой не превышает 4 баллов, однако это не является показателем низкого качества.

По большому счёту аукционный лист позволяет составить полное представление о лоте. Документ заверяет инспектор, в обязанности которого входит проверка продукции и скрупулёзное внесение всей необходимой информации, а значит, и обнаруженных недостатков, будь то косметические дефекты или серьёзные неисправности.

Бумага, что логично, заполняется на японском, поэтому стороннему покупателю сложно понять содержащуюся в аукционном листе информацию, особенно если он пока ещё новичок. В связи с этим неизбежно возникает вопрос…

Как приобрести спецтехнику на аукционе в Японии?

Японские аукционы очевидно хороши всем, кроме своей удалённости. Далеко не у каждого желающего купить грузовик или, к примеру, погрузчик есть возможность поехать в Японию, лично осмотреть товар и организовать его транспортировку. Сбор документов, прохождение таможни, да и преодоление языкового барьера — дело хлопотное и долгое…

Поэтому неудивительно, что в России существуют фирмы-посредники, так называемые аукционисты, которые занимаются тем, что берут на себя всю бумажную (и не только) работу.

Принцип взаимодействия с аукционистами примерно таков: клиент, желающий приобрести спецтехнику, обращается в соответствующую контору, после чего они заключают договор о взаимодействии. Следующим шагом становятся поиск и подбор подходящих моделей, а также демонстрация их клиенту и обсуждение выбора, а когда выбор сделан, представители фирмы-аукциониста оформляют все необходимые бумаги и принимаются за вывоз купленной техники из Японии в Россию.

Процесс этот, кстати, отнюдь не простой. Существует три основных способа его реализации:

  • во-первых, полная пошлина, когда клиент получает выбранную модель в целом виде и со всеми необходимыми документами (стоимость пошлины складывается из нескольких факторов, среди которых — вес и грузоподъёмность машины);
  • во-вторых, конструктор, когда для снижения суммы таможенных пошлин грузовик или спецтехнику разбирают, а на месте назначения собирают вновь (справиться своими силами здесь практически невозможно, в большинстве случаев требуется помощь квалифицированных мастеров);
  • в-третьих, самый дешёвый способ — распил, в ходе которого покупка разбирается без возможности обратного монтажа, подобным образом технику обычно приобретают ради деталей и запчастей.

После того как товар с японского аукциона через Владивосток попадает в Россию, компания-аукционист передаёт его своему клиенту. Сроки, расценки и конкретные условия выплат и других деталей взаимодействия у разных фирм отличаются, поэтому на них стоит обращать внимание на стадии выбора посредника.

Выбор, отметим, довольно широк. В условиях конкуренции компании стремятся предоставить потребителю максимальный сервис, в том числе — предварительные расчёты в режиме онлайн, постоянную поддержку от менеджеров, смс-уведомления о состоянии сделки, транспортировки и прочее.

Плюсы и минусы покупки спецтехники на японском аукционе

Насчёт плюсов всё ясно: стоимость машин на аукционах в Японии намного ниже стоимости аналогичных моделей в России. Иногда оплата осуществляется поэтапно (часть при выкупе лота, часть — при прохождении таможни, часть — после): такая разбивка помогает сделать сумму ещё более подъёмной. При этом наличие аукционных листов, заверенных инспекторами и экспертами, позволяет говорить об открытости сделки.

Однако существуют и минусы. Не каждый покупатель готов ждать, пока на аукционе появится подходящая техника или обсуждать её особенности в дистанционном формате, постоянно оставаясь на связи. Ждать, кстати, приходится и после заключения сделки: как ни крути, путешествие из Японии в Россию, особенно её европейскую часть, быстрым не назовёшь. Причём случиться во время транспортировки может всё, что угодно; случается и так, что документы приходят отдельно от основной покупки, а это — двойное ожидание. Свои коррективы сегодня вносит и коронавирус, ведь эпидемиологические ограничения влияют на работу служб по всему миру.

Что перешивает в вопросе покупки спецтехники через японские аукционы — достоинства этого способа или его недостатки — каждый решает сам.

Фото: pixabay.com/ru/users/%E7%88%AA%E4%B8%A8%E4%B8%82%E3%84%92%E4%B9%87%E5%B0%BA_%E5%8D%A9%E4%B8%A8%E3%84%92%E3%84%92%E4%B8%A8%E5%87%A0%EA%AE%86%E4%B9%87%E5%B0%BA-8151691/

Что такое стоковые стоянки возле аукционов?

Говоря об аукционах в Японии, невозможно обойти вниманием феномен стоковых стоянок, расположенных неподалёку от них.

На таких площадках автомобили и спецтехнику ремонтируют и подкрашивают, придавая им максимально презентабельный вид, а после — фотографируют для размещения в интернете и продают посредством всемирной паутины. Цена в этом случае остаётся фиксированной, но по сравнению с аукционной взлетает в 2, а то и 3 раза, а поручиться за качество становится гораздо сложнее…

Кстати, аукционы бывают не только японскими. Через отечественных аукционистов можно получить доступ к спецтехнике из Австралии, Нидерландов и многих других стран. США и Европа также могут похвастаться собственными популярными аукционами, в том числе электронными.

Существуют ли аукционы спецтехники в России?

Крупных аукционов, похожих по формату проведения на японские, в нашей стране нет, но в последнее время появляется всё больше и больше тематических сайтов — площадок для электронных торгов.

В отличие от ситуации с Японией, стать участником отечественного интернет-аукциона может любой, причём как в роли покупателя, так и в роли продавца. Для того чтобы привлечь пользователей и зарекомендовать себя как надёжный инструмент, цифровые площадки также уделяют внимание прозрачности и безопасности сделок. Ещё одно их достоинство — возможность расширить географию и продавать (или покупать) спецтехнику не только в своём регионе, но и на территории всей страны, а иногда и за её пределами.

На исходе 2021 года в России открылась площадка, позиционирующая себя как первый отечественный аукцион тяжёлой техники. Её организатором стал официальный дилер сразу нескольких производителей, а формат вобрал в себя черты и реальных, и виртуальных торгов. Так, лоты будут размещены на сайте аукциона, однако у покупателей будет и возможность «живого просмотра», а длиться каждый аукцион будет ровно неделю.

И, конечно, особенной формой аукционов в России являются аукционы, связанные с реализацией залогового имущества.

Залоговая спецтехника: как её продают и покупают?

Существует два основных способа продажи залогового имущества. В первом случае на продажу его — с ведома владельца — ещё до образования задолженности выставляет заёмщик (например, банк), и тогда цена достаточно высока. Во втором же случае продавцами выступают судебные приставы, реализующие залоговое имущество в рамках исполнительного производства. Для покупателя такие торги по банкротству представляют собой хорошую возможность купить спецтехнику с выгодой для себя.

Информация о торгах подобного рода публикуется на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов и в СМИ (региональных или местных), а их порядок строго регламентирован. Чтобы стать участником процесса, необходимо подать соответствующую заявку и внести аванс. Цену при этом устанавливают в судебном порядке, и если на первом «раунде» торгов она чаще всего соответствует рыночной, то дальше стоимость существенно падает.

Конечно, эти аукционы далеко не так регулярны, как те, что проходят в Японии, и для того, чтобы найти здесь нужную разновидность спецтехники (не говоря уже о модели), потребуется определённая доля везения и определённое же стечение обстоятельств, но… Знать о такой возможности и иметь её в виду лишним не будет.

Читайте также: «Грузовики, коммерческие автомобили и спецтехника в лизинг: мнение экспертов».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Komatsu | япония
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: