Экскаваторы нового поколения
Узнать больше Свернуть
Развернуть

ООО «Тимбермаш Байкал» — официальный дилер дорожно-строительной техники John Deere в Сибирском федеральном округе.

Подробнее Свернуть

В «Росспецмаше» озабочены металлом?

Члены ассоциации «Росспецмаш» вчера вновь собрались обсудить положение дел на рынке. И опять на встрече зазвучала старая песня о необходимости усилить меры господдержки. Мол, иначе динамичное развитие отрасли перестанет быть таковым. А виной всему (цитата): «беспрецедентный рост цен на металл, которые продолжают стремиться вверх».

Кроме этого, конечно, в списке трудностей назвали и повышение тарифов на электроэнергию. Правда, тут прозвучала оговорка, что ассоциация готовит предложения для правительства по сдерживанию цен. А вот касательно стоимости металла машиностроители видят один выход ― увеличение бюджетного финансирования механизмов льготного лизинга и кредитования, предоставление субсидий. И средства на это настойчиво предлагают брать за счёт повышения ставок утильсбора. К чему это приведёт на самом деле, мы уже писали.

Но давайте отбросим все фантазии совета директоров ассоциации «Росспецмаш» относительно заведомо гибельного для всех участников рынка, включая потребителей, варианта с заградительными пошлинами. И попробуем порассуждать.

Откуда уши растут?

Рост цен на металл, естественно, плохо сказывается на ценовой политике машиностроителей и затратах покупателей техники. Но с чем он связан? В декабре 2020 года застройщики пожаловались в правительство на подорожание металлопроката. Тогда Марат Хуснуллин подключил к вопросу Федеральную антимонопольную службу, мол, «разберитесь».

Там взяли под козырёк и начали проверку металлотрейдеров. А попутно предложили установить экспортные пошлины на металл для сдерживания цен. А так как дефицита стали в России нет, это могло бы стать неплохим стимулом для снижения стоимости. Почему же предложение не поддержали в «Росспецмаше»? Может быть, потому что глава ассоциации Константин Бабкин, который также сидит в кресле председателя Совета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, за это держал бы ответ перед лоббистами металлообрабатывающей отрасли? А может, и по другим причинам.

Ещё в январе президент Владимир Путин дал поручение правительству до 1 марта сформировать предложения по ограничению роста цен на стройматериалы, в числе которых и сталь. По данным мониторинга, действительно, средняя стоимость листа горячекатанного 09Г2С растёт с сентября 2020 года, практически не останавливаясь. Похожая картина и с другими видами стали. Так почему же председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России и его коллеги ничего не делают для усмирения аппетитов российских металлопрокатчиков? У членов ассоциации «Росспецмаш» этого вопроса почему-то не возникает.

Как бы то ни было, но рост цен на российскую сталь ― это полбеды. А вот что делать со стоимостью импортных Hardox, Quard, Relia? Она напрямую зависит от курсов валют, на которые ни ТПП, ни «Росспецмаш» повлиять не могут. И тут хоть какие меры поддержки внедряй, но если стоимость техники вырастет до уровня иностранной, то выбор будет очевиден.

Константин Бабкин

Преграды высокотехнологичному

Попытки устранить конкурентов в лице импортных производителей с помощью заградительных мер ― это самый простой путь. Правда же, если потребителю придётся покупать только российскую технику, то можно будет расслабиться. Только вот вспомним Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 66 О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».
Там чёрным по белому написано, что к 2030 году необходимо увеличить производство и экспорт высокотехнологичной продукции на 80%, модернизировать технологическую базу, увеличить количество высокопроизводительных рабочих мест, повысить конкурентоспособность продукции и продвижения технологий на мировые рынки.
А главное, добиться «снижения энергоёмкости до уровня 71,8% в 2024 году по отношению к базовому 2011 году за счёт использования передовых технологий и современного оборудования», а также провести «технологическое обновление промышленности и внедрение наилучших доступных технологий для значительного снижения энергоёмкости наиболее энергоёмких производств и выпуска современной экологичной продукции».

Но вместо достижения этих показателей в «Росспецмаше» готовят предложения по сдерживанию цен на электроэнергию. Ведь изобретать своё поистине энергоэкономичное  оборудование ― это сложно. К тому же всё уже придумано в «загнивающей Европе», только закупать там дорого, перестраивать почти всё производство под роботизированные линии ― накладно. А не будет иностранной техники, можно будет их комплектующие поставить в условный советский трактор ТТ-4 и выдать за модернизированный высокотехнологичный.

Уж давайте, положа руку на сердце, признаем ― нет в России спецтехники и коммерческого транспорта, созданного исключительно из отечественных комплектующих. Это во времена СССР у нас производили всё, что можно, и собирали машины из своего родного. Нынче не так. Самые дальновидные организовывают совместные предприятия с иностранцами, как например, «КАКМАЗ» с Daimler, и пользуются благами друг друга. Так что в случае введения новых ставок утильсбора и прочих заградительных мер проиграет только потребитель.


Текст: Артём Щетников

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.