«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
С учётом непростой экономической ситуации, многим предпринимателям и представителям дорожно-строительной отрасли довольно проблематично взять технику в кредит, не то что выплатить её полную стоимость. Можно взять б/у транспорт, но многие отказываются от такого решения из-за высокого утилизационного сбора. Тогда на помощь приходит долгосрочная аренда — лизинг. Прибегать к такому варианту в России стали всё чаще.
Этот вопрос обсудили на круглом столе «Современное развитие и перспективы рынка лизинга дорожно-строительной и специальной техники в России» на 20-й международной выставки bauma CTT RUSSIA 2019.
Мероприятие собрало как представителей лизинговых компаний, так и поставщиков. Участники обсудили общую ситуацию на рынке, тенденции в отрасли и проблематику мер государственной поддержки. Модератором выступил директор по развитию бизнеса ГК «Балтийский Лизинг» Валентин Карнарук.
Первое, что отметили спикеры, объём лизингового рынка вырос. В своём выступлении «Лизинг спецтехники. Настоящее и будущее» руководитель направления АО «Сбербанк Лизинг» Виталий Новиков представил статистику «Эксперт РА». Согласно этим данным, объём лизингового рынка вырос в 2018 году на 1,3 трлн рублей — это на 20% больше, чем в 2017.
Также, согласно статистике общих итогов развития лизингового рынка 2018 года, строительно-дорожная техника входит в топ-10 сегментов в объёме нового бизнеса. В сегменте специализированной техники для дорожного строительства объём рынка вырос с 79 млрд в 2017 году до 98 млрд в 2018 году (рост на 24%). За тот же период в сегменте грузового транспорта произошло увеличение на 11% — с 79 млрд до 98 млрд.
В нише легкового транспорта 163 млрд в 2017 году превратились в 208 млрд в 2018 (+ 27%).
Виталий Новиков добавил, что такому успешному подъёму также способствует цифровизация этого сегмента — сегодня это настоящий тренд. В режиме онлайн заказчик может осуществить подбор техники. После чего также дистанционно делается расчёт и составляется онлайн-заявка. Анализ клиента банк проводит дистанционно по ИНН, и одобрение человек получает моментально. Подписание документов по сделке проходит через электронную цифровую подпись. Далее компания-аутсорсер готовит документы и передаёт автомобиль клиенту.
Ситуация за прошлый год выглядит довольно оптимистично для рынка, за данными текущего года специалисты ещё наблюдают.
Однако то же рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело предварительные итоги рынка лизинга за первое полугодие 2019 года. За первые 6 месяцев текущего года объём нового бизнеса составил около 700 млрд рублей — это на 9 % больше, чем в аналогичный период прошлого года.
Сумма новых лизинговых договоров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 8% и составила 1,1 трлн рублей, что позитивно сказалось на объёме лизингового портфеля, который к 1 июля 2019 составил почти 4,5 трлн рублей.
В рамках мероприятия спикеры поговорили и о зарубежном опыте.
Интересное сравнение базовых условий лизинга «Россия vs Европа» представил генеральный директор ООО «ЮниКредитЛизинг» Александр Клюев.
Отвлекаясь от выступления спикера, отметим, что в Европе и США лизинговый рынок развит куда больше. Большинство зарубежных стран стали практиковать такой вид финансовых услуг в 1950-60-х годах. Россия же начала осваивать эту практику только в начале 1990-х.
Иностранный лизинг по сравнению с российским — сформировавшийся инструмент развития экономики страны. США — один из лидеров в этом сегменте: в этой стране сосредотачивается половина мирового оборота лизинговых договоров. Такое успешное развитие лизинга в Америке произошло благодаря льготным налоговым условиям. Также в стране наблюдается увеличение соглашений возвратного и оперативного лизинга.
В Великобритании действует ассоциация, которая отвечает за финансы и лизинг — там сосредоточено больше 90% всех лизинговых договоров страны. Во Франции самым распространённым видом лизинга последние годы был лизинг движимого объекта с правами на выкуп — «кредит-бай». Сегодня во Франции стремительно развивается долгосрочная аренда транспортного оборудования.
В Германии существует огромное количество специализированных компаний, которые входят в состав соответствующих ассоциаций.
Также лизинговая деятельность у немцев контролируется специальным законодательством. В Германии распространён финансовый лизинг с полной выплатой, в договоре оговаривается фиксированный срок действия, без возможности расторжения, платежи при этом покрывают затраты на приобретение имущества и основные издержки рефинансирования.
Очень развито лизинговое законодательство в Швеции. Его активно разрабатывали в 1990-х годах после трёхлетнего падения объёмов лизинговых договоров.
В Японии лизинговые отношения регулируются гражданским, торговым кодексом, а также судом.
Подробный анализ описали в журнале «Экономика и социум» №1 (32) 2017 года в статье «Лизинг в России и за рубежом: сравнительная характеристика» под авторством доцента кафедры «Экономика и финансы» ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова» Натальи Ивашиной.
Льготная программа лизинга дорожно-строительной и коммунальной техники.
Название программы — «Спецтехника» Минпромторг.
Объект/получатель субсидирования — строительно-дорожная и коммунальная техника
Размер субсидии — скидка по уплате авансового платежа до 10% цены техники (не более предельного размера субсидии в зависимости от типа техники), до 20% — при доставке техники ж/д транспортом в отдалённые регионы (Дальневосточный и Сибирский ФО, калининградская область., Республика Крым, г. Севастополь).
Нормативный акт — Постановление Правительства РФ №518 от 03.05.2017, № 1590 от 19.12.17.
Информация из доклада директора по работе с крупными корпоративными клиентами группы ООО «Альфа-Лизинг» Андрея Доминова.
Логично, что любой рынок будет буксовать, если в общая ситуация в экономике страны не очень благоприятная. Но это далеко не единственный определяющий фактор. Александр Клюев в своём выступлении также ещё несколько параметров, определяющих перспективы рынка лизинга специальной и строительной техники.
Сюда он отнёс объём и динамику государственных и частных инвестиций в строительные, инфраструктурные объекты; активность производителей по стимулированию продаж через собственные кэптивные лизинговые программы или специальные акции с ЛК.
«Колебания финансового рынка. Происходит рост курса валюты — клиенты лизинга начинают действовать осторожнее. Свою роль в этом сегменте играют и санкции», — прозвучало на мероприятии.
По данным «Эксперт РА» строительная, дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колёсах, занимает 7,5% в новом бизнесе (стоимости переданного имущества) лизинговых компаний по данным 2018 года, занимая пятую строчку лидеров среди предметов лизинга.
Также специалист выделил, что рост рынка лизинга положительно повлияет на экономику в целом. Чем популярнее становится долгосрочная аренда, тем больше развиваются связанные с ней сопутствующие услуги, такие как страхование, топливные карты, консультации. Совершенствуются сайты и мобильные приложения, продающие лизинг, улучшаются кабинеты клиентов, которые помогают облегчить обслуживание действующих и заключение новых сделок, становится более востребованным электронный документооборот.
Так звучала тема доклада генерального директора ООО МЗ «Тонар» Дениса Кривцова. Он представил статистику рынка прицепов в первом квартале 2019 года, основанную на данных агентства «Russian Automotive Market Research». Согласно ей, за этот период было продано 6 560 штук. Из этого числа 64% приходится на российское производство и 36% на импорт.
Согласно более актуальной информации агентства «Russian Automotive Market Research», в июле продажи новых прицепов и полуприцепов достигли лучшего показателя за текущий год — 2,82 тысяч единиц, что на 6,8% больше, чем в июле 2018 года.
Несмотря на рост спроса в июле, по итогам семи месяцев 2019 года рынок новой прицепной техники показал отрицательную динамику (-0,2%) и составил 16,76 тысяч единиц.
Также Денис Кравцов подчеркнул, что увеличение доли лизинговых сделок в общем объёме их продаж положительно сказывается на развитии бизнеса как поставщика, так и клиента. Поэтому машиностроительные организации стараются разрабатывать специальные предложения совместно с лизинговыми компаниями, кроме того, многие из них надеются на возобновление программ субсидирования спецтехники от Минпромторга РФ.
Затронем пару моментов, о которых не говорили на круглом столе. Например, о видах лизинга, которые активнее всего используются сегодня.
Спикеры выделили большое количество преимуществ лизинга перед кредитом, но прежде чем заключать такой договор, стоит помнить и о минусах долгосрочной аренды.
В Великобритании была основана первая в мире лизинговая организация «Birmingham Wagon Company». Компания предоставляла в лизинг железнодорожные вагоны для транспортировки угля и минеральных ресурсов.
Например, о том, что спецтехника относится к собственности лизинговой компании до её полного выкупа. Из-за этого могут возникнуть сложности, связанные с эксплуатацией машины. Условно, технику нельзя использовать в тех местах, которые не прописаны договором. Чтобы иметь возможность применять технику в таких локациях, необходимо получить согласие лизинговой организации. Помимо этого, она не может выступать в качестве залога по кредитам в банках или другим каким-либо займам.
Также в определённых случаях лизинговая организация может использовать выданную под лизинг спецтехнику в виде своего заклада. Более того, в случае банкротства компании она может изъять технику за долги.
Чтобы не допустить таких ситуаций, специалисты рекомендуют: прежде чем заключать договор с лизинговой компанией, нужно внимательно и тщательно изучить состоятельность и легитимность этой организации.
«Темп развития сегмента дорожно-строительной техники (ДСТ) последние два года оборотов не сбавляет. Отчасти этому способствует программа льготного лизинга спецтехники, которую Минпромторг РФ запустил в середине 2017 года. Она направлена, во-первых, на поддержку производителей отечественной техники, а во-вторых, на покупателей, планирующих её приобрести. Лизинговые компании в таких сделках выступают инструментом, через который бюджетные средства доводятся до конечного потребителя.
Условия для клиентов, желающих заключить сделку в рамках программы, остаются прежними. Лизингополучатели, приобретающие специальные машины у аккредитованных компаний, могут получить скидку до 15% на одну единицу техники.
За эти два года по всей стране реализовывалось немало крупных инфраструктурных проектов, для которых необходима ДСТ.
Представители строительной отрасли, которые планировали обновить активы и до старта программ субсидирования лизинга, с их запуском стали делать это ещё активнее.
Для иллюстрации приведу финансовые показатели нашей компании в сегменте строительной и дорожно-строительной техники по итогам первого полугодия 2019 года. За этот период объём нового бизнеса «Балтийского лизинга» по всей филиальной сети достиг 3,78 млрд рублей без НДС, что на 24,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» в своём последнем исследовании отмечают, что все сегменты за исключением авто, судов и недвижимости, к концу года вырастут примерно на 15%. А поскольку мы планируем расти быстрее рынка, то по своей компании будем ориентироваться на рост в диапазоне 20%.
В целом, рынок лизинга за последние полгода вырос на 13%, по данным исследования агентства «Эксперт РА». Это цифру нельзя назвать рекордной, однако при учёте всех влияющих на развитие отрасли экономических факторов, она выглядит вполне логично. В предыдущие два года рынок показывал внушительный рост из-за эффекта низкой базы и, разумеется, на постоянной основе поддерживать такой темп — невозможно, он должен был стать более умеренным, это закономерно.
Что касается драйверов роста федерального рынка, то в их числе аналитики отметили сегмент недвижимости, а также сегмент морских и речных судов. Для нас точками роста стали другие направления, поскольку мы работаем по рыночной бизнес-модели. В числе сегментов-лидеров в структуре бизнеса «Балтийского лизинга» по-прежнему остается автотранспорт, строительная, дорожно-строительная, а также сельскохозяйственная техника. Кроме того, положительная динамика видна в продажах металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования».
Текст: Мария Бобова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: