Аренда спецтехники. Выгода или убыток?

Сегодня отраслевое сообщество оказалось в фактически патовой ситуации, когда нужно взвесить всё «за» и «против» и шагнуть в мир арендных отношений.

В декабре 2019 года госаппарат в очередной раз увеличил базовую ставку утилизационного сбора, что оказывает негативное влияние на динамику восстановления рынка.

О предпосылках перехода к аренде спецтехники, о хитросплетениях правил и юридических аспектах заключения договора аренды беседуем с экспертами.

Предпосылки для перехода к аренде спецтехники

В стенах Национальной Ассоциация Арендодателей Строительной техники считают, что рынок напрямую зависит от экономической ситуации в стране.

Совершенно точно, что любые новые изменения в импортном законодательстве, налогообложении и других областях всегда затрагивают весь рынок: импортёров, арендные компании, строительных подрядчиков и конечных пользователей.

Это приводит к уменьшению эффективности бизнеса, снижению привлекательности инвестиций, увеличению сроков завершения строительных работ и ко многому другому.

Кроме того, конкуренция в секторе аренды строительной техники очень высокая, поэтому многие компании обращаются к демпингу, и в тоже время расширяется ниша частников.

Аренда спецтехники

Также по завершению масштабных национальных проектов остаётся приличное количество невостребованной техники, которую владельцы в дальнейшем сдают в аренду.

Специалисты отрасли прогнозируют значительное повышение цен на оборудование. Соответственно, такое положение дел заставит многих искать выход из трудной финансовой ситуации, и самым действенным решением станет именно аренда спецтехники.

«К сожалению, утилизационный сбор введён с большими перекосами. Согласно оценкам эксплуатирующих организаций, стоимость работ по утилизации строительной техники составляет менее 1% от её цены, без учёта стоимости сданного металлолома. Ставка же утилизационного сбора составила в среднем 6% от рыночной цены оборудования, что, неоправданно высоко с одной стороны, а с другой – также указывает на то, что введение утилизационного сбора было связано не с «утилизацией» как таковой, а с созданием «тепличных» условий для российских заводов, уже давно упустивших свой шанс на модернизацию», — обстоятельно высказываются представители из Национальной Ассоциация Арендодателей Строительной техники.

Форматы аренды спецтехники

В мировой практике аренда спецтехники предполагает передачу во временное пользование только непосредственно самой техники. Для этого даже есть понятие – Dry Rental (сухая аренда). Другой формат не аренды, а скорее услуги на проведение работ называют Operated Equipment Rental.

Этот термин, используется для аренды крупной или сложной техники, когда арендная компания предоставляет оператора или водителя для работы с техникой. Это также иногда называют «Wet rental» (влажная аренда), особенно в Австралии, и Operated Plant в Великобритании.

В Индии, на Ближнем Востоке и в Азии значительная доля всего тяжёлого оборудования и кранов предоставляется с операторами, что отражает сравнительную незрелость программ подготовки специализированных операторов в строительных компаниях этих стран.

В России же наиболее популярными форматами считаются холодная и горячая аренда.

Аренда спецтехники

Холодная аренда спецтехники отличается от горячей тем, что клиент получает технику без оператора. Для некоторых клиентов, как показывает опыт, намного эффективнее взять в аренду технику без оператора, роль оператора при этом выполняет сотрудник клиента.

В случае горячей аренды компания поставляет технику с оператором. При этом для оператора не важен объём выполненных работ, ему платят за рабочие часы.

Это часто не нравится арендатору, которому главное, какой объём работ будет выполнен и как быстро, но он практически никак не может повлиять на оператора, так как оператор не является его подчинённым.

Совершенно другую картину можно наблюдать при холодной аренде, когда заказчик и оператор работают в одной команде. Их прибыль и зарплата зависят от объёма, качества и скорости работы, что и определяет их мотивацию.

В основном услугами холодной аренды пользуются небольшие и средние компании. Для них аренда это – прекрасная возможность наращивать объём работ и с гарантией выполнять обязательства. У них нет собственного парка техники, им удобно брать технику в аренду и работать на ней.

В европейской части России более распространена холодная аренда. За Уралом большая часть арендных компаний занимается горячей арендой. Более 40% от всего арендного рынка России составляет аренда подъёмного оборудования.

Деловой опыт и практика арендных отношений

Оказывая услуги, в которых будет использоваться специальный транспорт, подрядчик стоит перед выбором – иметь ли в собственности парк транспортных средств или обратиться за услугами сдачи данной техники в аренду.

О плюсах нахождения автомобиля в собственности говорит то, что предприниматель не привязан к собственнику средства извлечения прибыли, самодурство или злой умысел, которого может привести к изъятию транспортного средства из аренды со всеми вытекающими последствиями.

Вместе с тем для получения транспорта в собственность необходимы немалые финансовые вложения, последующая уплата транспортного налога и прочее.

Да и в условиях динамично меняющегося отечественного рынка сложно угадать, нужен ли будет завтра тот или иной трактор, или кран в хозяйстве.

Так что в нынешних реалиях бизнеса, а также при отсутствии постоянных и гарантированных заказов, считается целесообразным привлечение техники на основании договора аренды. 

Аренда спецтехники

«Заключая договор аренды спецтехники, клиент покупает услугу, результат оказания которой предсказуем. Такая форма владения может быть выгодна при реализации как краткосрочных, так и долгосрочных проектов. Приобретение техники – это инвестиция. Клиент получает возможность сэкономить на обслуживании и заработать на последующей продаже машины, однако данный вариант полон сюрпризов. Например, рыночная стоимость техники на момент продажи может оказаться ниже остаточной, а расходы на её обслуживание и ремонт намного выше плановых. Таким образом, значимым преимуществом аренды спецтехники является очевидное исключение подобных рисков», — рассказывает руководитель направления аренды компании «Ферронордик Машины» (официального дилера Volvo Construction Equipment) Аслан Умаров.

Сегодня в аренду в большом количестве сдаётся буквально всё, что является коммерческой техникой. И на это есть две причины: наличие «простаиваемой» техники и отсутствие заказов, либо нежелание искать и исполнять заказы, а также иметь дело со специфическими заказчиками.

С другой стороны, потенциальных арендаторов спецтехники также можно разделить на две категории: те, кто решил временно увеличить свой парк транспортных средств из-за возросшей нагрузки со стороны заказчиков, и те, кто только входит в бизнес и до покупки собственного транспорта делает выбор в пользу арендного.   Некоторые даже привлекают сторонние организации для оформления аренды спецтехники.

«Несомненно, привлечение сторонних организаций помогает решить многие задачи: банк обеспечивает движение денежных средств, консультанты — правильный подбор парка и расчет бизнес-модели, агрегаторы — поиск подходящего варианта в любой точке на карте.  Но при всех явных плюсах взаимодействия с подрядчиками крупная и сильная компания-поставщик услуг зачастую выполняет всю эту работу качественнее и дешевле. Как правило, клиент обращает внимание на размер арендной ставки, широту ассортимента предлагаемой техники, а также объём включённых или, наоборот, не включённых в аренду услуг», — резюмирует Аслан Умаров.

Правовые аспекты аренды

Взять спецтехнику в аренду не составляет труда, но всегда в таких сделках присутствует правовой аспект, с которым нельзя не считаться.

По заверению генерального директора ООО «Юридическая компания «Грифон» Бориса Порватова, законодательно выделен договор аренды как транспортных средств в целом, так и специальной техники в частности, в отдельный подвид договора аренды (параграф III главы 34 части второй Гражданского кодекса РФ.)

Согласно нормам, указанным в контексте параграфа, договор аренды транспортного средства делится на два вида:

— с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (Договор аренды транспортного средства с экипажем);

— без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).

Схожими условиями в договорах аренды является одно специальное условие: это оговариваемый срок эксплуатации.

Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к договорам аренды транспортных средств как с, так и без экипажа, не применяются.

Таким образом, арендатору техники нужно внимательно подходить, например, к участию в торгах на заключение государственных контрактов, финансовые санкции при нарушении которых (невозможность оказать услуги при отсутствии в пользовании специальной техники) могут свести прибыль к нулю либо вовсе привести к колоссальным убыткам.

Отличия в данных видах сделок с одной стороны видны из их определения. Однако, не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Не только и не сколько отсутствие необходимости иметь в штате сотрудников, которые будут управлять специальной техникой, является неоднозначным плюсом для арендатора.

В отличии от договора аренды транспортного средства без экипажа, ответственность за вред, причинённый третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием при аренде специальной техники с экипажем, несёт арендодатель.

Аренда спецтехники

Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.

«Прошу обратить внимание на «перегиб» нормы права в сторону арендодателя при передаче техники в аренду вместе с экипажем. В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причинённые убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды» — поясняет Борис Порватов.

То есть, при повреждении специальной техники, в том числе и членом экипажа (сотрудником арендодателя), арендатор должен будет доказать, что арендатор не отвечал за действия члена экипажа.

По общим правилам возмещения время юридическое лицо возмещает вред, причинённый действиями его сотрудника. Однако, за кем будет закреплена окончательная ответственность члена экипажа, находящегося в зависимости от указаний как арендатора, так и арендодателя, сможет установить только суд.

Борис Порватов обращает внимание и на то, что для новичка рынка, в котором используется коммерческий транспорт, считается необходимым и достаточным использование арендной техники именно с экипажем.

Для старожила же, имеющего в своём штате проверенный и специально обученный персонал выгоднее заключать договора аренды без привлечения экипажа со стороны арендодателя.

Также опытный юрист советует не упускать из виду и тот факт, что договор аренды успешно используют в суде как лица, привлекаемые к административной ответственности за нарушения норм весогабаритного контроля, так и ответчики по искам о возмещении вреда за повреждение дорог общего пользования.

Но в процессе суду предоставляются документы о нахождении транспортного средства в аренде на момент совершения административного правонарушения, после чего суд отказывает во взыскании с собственника техники многотысячных штрафов и убытков.

Относительно же конфликтов, возникающих при исполнении договоров аренды специальной техники, основными были и остаются судебные процессы по взысканию дебиторской задолженности.

Поэтому перед тем как подписать предлагаемый договор необходимо провести его доскональный правовой анализ, а также провести экономическую экспертизу сделки на предмет её прибыльности в целом.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.