Об обучении дорожников замолвите слово

Кадровый голод в дорожной отрасли: как подготовить специалистов?

На практическом семинаре «Шёлковый путь», помимо обучения и обмена опытом между специалистами дорожной отрасли, прозвучали и весьма проблемные темы. Например, кадровый голод и несовершенное обучение молодых специалистов в вузах. Эта болевая точка нарывает уже не один десяток лет, о чём мы неоднократно писали.

Спрос на квалифицированные кадры в дорожной отрасли растёт быстрее, чем предложение. Это связано с увеличением объёмов строительства дорог, мостов и других инфраструктурных объектов, а также с необходимостью модернизации существующих объектов.

«Мы слышим о проблеме кадрового голода практически на каждой конференции, на любом семинаре. Помимо тех проблем, с которыми отрасль сталкивалась в виде отсутствия достаточного количества программ в вузах и непопулярности профессии, есть ещё и сложности с передачей знаний от опытных к молодым. Наставники хотят, чтобы к ним приходили квалифицированные и понимающие ребята. И им сложно принять, что таких нет и, скорее всего, не будет», — делится наблюдениями руководитель Северо-Западной академии инженерных технологий Александра Курзанова.

Молодёжь неохотно идёт в дорожную отрасль. Работа в этой сфере часто ассоциируется с тяжёлым физическим трудом и его неблагоприятными условиями. Это приводит к тому, что абитуриенты выбирают более «престижные» профессии, такие как программирование или маркетинг.

Свою роль играют и финансовые обстоятельства: заработная плата у операторов ДСТ и лаборантов не отвечает завышенным требованиям молодёжи. К тому же дорожное строительство считают опасной профессией. Несоблюдение правил техники безопасности может привести к травмам и даже гибели, что в какой-то мере отталкивает молодых людей от выбора этой профессии.
Пока подрядчики стараются всеми силами сохранить действующие кадры. Особенно в регионах, где со «свежей кровью» проблема стоит более остро.

После запуска нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» для дорожников организовали дистанционные курсы. Обучение по ним прошли свыше десяти тысяч человек, но эти программы не покрывают всех возможных нюансов в работе. Хотя, конечно, лишними эти курсы не будут ни для кого из специалистов компаний-подрядчиков. Тем более что они бесплатные, а далеко не у каждой организации, особенно муниципальной, есть бюджеты на отправку людей на платное обучение.

Но сказать, что всё очень плохо, было бы не совсем корректно: в отрасль приходят новые люди. Правда, из сторонних сфер деятельности.

Одно из направлений для развития потенциала кадров — система наставничества. Она поможет молодым специалистам быстрее адаптироваться к работе и получить необходимые знания и навыки. Наставники могут делиться своим опытом и знаниями, а также помогать решать возникающие проблемы.

«Мы наблюдаем бум самоучек. И это очень хорошо, что есть такие люди, не имеющие профильного образования, но обучающиеся на практике. Им очень тяжело вникать в вопросы, связанные с технологической документацией. Но им удаётся, они погружаются в тему и идут дальше учиться. И таких очень много. Предприятиям ничего не остаётся, как принимать их на работу, учить прямо на производстве», — констатирует г-жа Курзанова.

О каком внедрении новых технологий может идти речь, если даже в базовых профессиях не хватает квалифицированных кадров? В дефиците операторы ДСТ и АБЗ, лаборанты, мастера.

Александра Курзанова приводит в пример молодых операторов КДМ, у которых нет никаких знаний об эксплуатации навесного оборудования. В итоге подрядчик и заказчик получают износ техники, перерасход материалов, задержку сроков и некачественное выполнение работ, а также устранение дефектов по гарантии за свой счёт. К такому результату может привести низкая квалификация даже одного работника в организации.

В некоторых компаниях принято отправлять на обучение только инженерный состав. Это является ошибкой, так как в процессе задействована вся команда, и каждый должен понимать, как обеспечить качество своей работы, влияющей на общий результат. Зачастую даже операторов катков не интересует качественное уплотнение по нормативам, им главное завести машину, иначе за смену не заплатят.

Отдельной проблемой г-жа Курзанова называет программы учебных заведений. Современные технологии развиваются, и подрядные организации нуждаются в специалистах, которые владеют новыми методами и инструментами работы. Однако существующие образовательные программы не всегда успевают адаптироваться к изменениям и могут не соответствовать требованиям рынка труда.

С одной стороны, оторвать действующего специалиста от работы в разгар сезона на длительный срок в условиях кадрового голода — тот ещё квест. С другой стороны, отправлять его на шаблонную программу, не учитывающую, к примеру, нюансы региона работы или сложившуюся на предприятии проблематику, — затея бесполезная. Обучение должно проходить по актуализированной методике и с обязательной практикой.

Конечно, предоставить такую образовательную программу может далеко не каждое учебное заведение. У кого-то устаревшее оборудование. где-то преподаватели не хотят вникать в тонкости и просто читают лекции по базовым шаблонам. По большому счёту, всё упирается в финансирование. Для окупаемости тщательно разработанных для конкретного подрядчика курсов плату за них придётся сделать неподъёмной даже для федерального бюджета. Поэтому без помощи спонсоров и партнёров не обойтись.

«Компания Caterpillar до своего ухода из России несколько лет полностью обеспечивала площадку для обучения. Стоимость доставки одной единицы техники — 4 млн рублей, а ещё привезти экспертов, шатры, необходимое оборудование, чтобы все друг друга слышали.

Программа обучения не может быть рентабельной, если учебное заведение будет организовывать всё своими силами. Это неимоверные затраты, и Caterpillar ежегодно включала эти расходы в свой бюджет. И я вот жду, когда наши производители техники начнут подобное технологическое партнёрство», — говорит руководитель Северо-Западной академии инженерных технологий.

Важно не останавливать работу по популяризации дорожной отрасли среди молодёжи: экскурсии на строительные объекты, проведение мастер-классов и семинаров, а также создание положительного образа профессии в СМИ и социальных сетях.


Текст: Артём Щетников Фото: Евгений Ошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

дорожники | кадры | обучение
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Телеграм-канал iGrader Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: