Интеллектуальные транспортные системы в глобальном масштабе

Пока мы разбирались вместе с экспертами в устройстве ИТС, их возможностях и перспективах, рассказать об этой технологии вызвались в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодоре). Там рассматривают внедрение ИТС не просто как решение локальных задач в регионах, а в масштабе всей страны. Поэтому мы публикуем мнение, что называется, без купюр.

Польза от ИТС

Внедрение ИТС в городских агломерациях позволит значительно снизить (до 2 раз и более) количество ДТП и смертности за счёт профилактики правонарушений и неотвратимости наказания, увеличить срок службы дорожного покрытия на трассах региона (в 2 и более раз). Благодаря ИТС будет сформирована благоприятная среда для участников дорожного движения за счёт уменьшения нагрузки на дорожную сеть региона и повышения пропускной способности улично-дорожной сети. А также позволит сохранить природные ресурсы регионы за счёт контроля экологичности транспортных средств.

В целом благодаря повышению эффективности дорожного движения в результате внедрения ИТС ожидается повышение объемов грузооборота, увеличение пассажиропотока, снижение нагрузки на экологию региона, улучшение безопасности дорожного движения.

Позиции ведущих европейских стран и США в области обеспечения безопасного движения транспортных средств 4 и 5 уровня автоматизации в настоящий момент полностью совпадают с позицией Российской Федерации: достижение необходимого уровня безопасности при организации движения транспортных средств 4 и 5 уровня автоматизации возможно только при повышении ситуационной осведомлённости путём обмена информацией высокоавтоматизированного транспорта с интеллектуальной транспортной инфраструктурой.

Таким образом, можно предположить, что дальнейшее распространение высокоавтоматизированного транспорта может явиться локомотивом внедрения интеллектуальных транспортных систем и обеспечить качественный скачок в их развитии.

География

В рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги» внедрение ИТС, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением, запланировано в городских агломерациях, включающих города с  населением свыше 300 тысяч человек (64 города).

В частности, в срок до 15 мая 2020 г. субъектами РФ в Росавтодор было подано 56 заявок на предоставление иных межбюджетных трансфертов от 50 субъектов РФ. В результате ранжирование прошли 33 заявки от 28 регионов.

На реализацию мероприятия по внедрению ИТС в городских агломерациях было выделено 2,85  млрд руб. 22 субъектам Российской Федерации. Успешно завершили запланированные на 2020 год мероприятия по созданию ИТС Алтайский край, Тульская и Рязанская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан.

Что касается 2021 года, предусмотрено финансирование в объёме 3,95 млрд рублей 25 субъектам Российской Федерации. В срок до 15  мая 2021 года ожидаются к  подаче заявки от субъектов, чьи локальные проекты не прошли ранжирование в  2020 году, а также от субъектов, кто ещё не подавал заявок. Проверка и  ранжирование будут осуществлены в срок до 1 июня текущего года.

На сегодняшний день получены заявки Ульяновской, Калужской областей и Удмуртской Республики, которые были рассмотрены и направлены на доработку для повторной подачи в Федеральное дорожное агентство. Ещё 3 субъекта РФ: Нижегородская, Новосибирская и Самарская области — начинают реализацию мероприятий с   2021 года.

В настоящее время рассматривается вопрос выделения дополнительных лимитов на внедрение ИТС на региональных и муниципальных трассах. При положительном эффекте внедрения ИТС в агломерациях интеллектуальную систему можно и нужно масштабировать в границах субъектов РФ.

К препятствиям можно отнести отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ИТС на региональных и муниципальных трассах, финансирование на реализацию мероприятий, дефицит квалифицированных кадров и персонала.

Кибербезопасность

Подсистемы информационной безопасности ИТС должны обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность информации в  процессе её обработки, передачи и  хранения в базах данных интеграционной платформы ИТС, целостность и устойчивость функционирования всех подсистем ИТС с учётом оценки существующих угроз информационной безопасности, определение нарушителей безопасности, их возможностей, целей и способов реализации атак на ресурсы ИТС.

Информационная безопасность в ходе создания и функционирования ИТС обеспечивается с учётом модели угроз и модели нарушителя, согласованных с государственными регуляторами в области защиты информации и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры, в соответствии:

• с действующим законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации, о защите персональных данных и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
• с требованиями, установленными ФСТЭК России, к защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах.

Защита информации с использованием криптографических (шифровальных) средств защиты информации обеспечивается в соответствии с требованиями, установленными ФСБ России.

Статья опубликована в журнале Грейдер №3 2021

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.