Пока мы разбирались вместе с экспертами в устройстве ИТС, их возможностях и перспективах, рассказать об этой технологии вызвались в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодоре). Там рассматривают внедрение ИТС не просто как решение локальных задач в регионах, а в масштабе всей страны. Поэтому мы публикуем мнение, что называется, без купюр.
Внедрение ИТС в городских агломерациях позволит значительно снизить (до 2 раз и более) количество ДТП и смертности за счёт профилактики правонарушений и неотвратимости наказания, увеличить срок службы дорожного покрытия на трассах региона (в 2 и более раз). Благодаря ИТС будет сформирована благоприятная среда для участников дорожного движения за счёт уменьшения нагрузки на дорожную сеть региона и повышения пропускной способности улично-дорожной сети. А также позволит сохранить природные ресурсы регионы за счёт контроля экологичности транспортных средств.
В целом благодаря повышению эффективности дорожного движения в результате внедрения ИТС ожидается повышение объемов грузооборота, увеличение пассажиропотока, снижение нагрузки на экологию региона, улучшение безопасности дорожного движения.
Позиции ведущих европейских стран и США в области обеспечения безопасного движения транспортных средств 4 и 5 уровня автоматизации в настоящий момент полностью совпадают с позицией Российской Федерации: достижение необходимого уровня безопасности при организации движения транспортных средств 4 и 5 уровня автоматизации возможно только при повышении ситуационной осведомлённости путём обмена информацией высокоавтоматизированного транспорта с интеллектуальной транспортной инфраструктурой.
Таким образом, можно предположить, что дальнейшее распространение высокоавтоматизированного транспорта может явиться локомотивом внедрения интеллектуальных транспортных систем и обеспечить качественный скачок в их развитии.
В рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги» внедрение ИТС, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением, запланировано в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек (64 города).
В частности, в срок до 15 мая 2020 г. субъектами РФ в Росавтодор было подано 56 заявок на предоставление иных межбюджетных трансфертов от 50 субъектов РФ. В результате ранжирование прошли 33 заявки от 28 регионов.
На реализацию мероприятия по внедрению ИТС в городских агломерациях было выделено 2,85 млрд руб. 22 субъектам Российской Федерации. Успешно завершили запланированные на 2020 год мероприятия по созданию ИТС Алтайский край, Тульская и Рязанская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан.
Что касается 2021 года, предусмотрено финансирование в объёме 3,95 млрд рублей 25 субъектам Российской Федерации. В срок до 15 мая 2021 года ожидаются к подаче заявки от субъектов, чьи локальные проекты не прошли ранжирование в 2020 году, а также от субъектов, кто ещё не подавал заявок. Проверка и ранжирование будут осуществлены в срок до 1 июня текущего года.
На сегодняшний день получены заявки Ульяновской, Калужской областей и Удмуртской Республики, которые были рассмотрены и направлены на доработку для повторной подачи в Федеральное дорожное агентство. Ещё 3 субъекта РФ: Нижегородская, Новосибирская и Самарская области — начинают реализацию мероприятий с 2021 года.
В настоящее время рассматривается вопрос выделения дополнительных лимитов на внедрение ИТС на региональных и муниципальных трассах. При положительном эффекте внедрения ИТС в агломерациях интеллектуальную систему можно и нужно масштабировать в границах субъектов РФ.
К препятствиям можно отнести отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ИТС на региональных и муниципальных трассах, финансирование на реализацию мероприятий, дефицит квалифицированных кадров и персонала.
Подсистемы информационной безопасности ИТС должны обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность информации в процессе её обработки, передачи и хранения в базах данных интеграционной платформы ИТС, целостность и устойчивость функционирования всех подсистем ИТС с учётом оценки существующих угроз информационной безопасности, определение нарушителей безопасности, их возможностей, целей и способов реализации атак на ресурсы ИТС.
Информационная безопасность в ходе создания и функционирования ИТС обеспечивается с учётом модели угроз и модели нарушителя, согласованных с государственными регуляторами в области защиты информации и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры, в соответствии:
• с действующим законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации, о защите персональных данных и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
• с требованиями, установленными ФСТЭК России, к защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах.
Защита информации с использованием криптографических (шифровальных) средств защиты информации обеспечивается в соответствии с требованиями, установленными ФСБ России.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: