Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли - iGrader.ru

Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли

Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто ждать недостаточно. Для того чтобы оставаться на плаву, нужно ещё и анализировать, обсуждать, искать варианты и продумывать пути решения возникающих проблем.

На прошлой неделе специалисты дорожной отрасли России встретились на вебинаре «Импортозмещение в дорожном секторе», чтобы обсудить самые актуальные вопросы и проблемы рынка, а также поделиться своим видением путей решения и существующими наработками по выходу из кризиса.

Что происходит с российскими АБЗ и ДСО?

По словам организаторов вебинара, в настоящее время практически все представители отрасли столкнулись с похожими проблемами. Если говорить коротко, это не только неопределённость, но и дефицит в самых разных сферах, плюс необходимость искать новые пути и каналы поставок.

Есть и конкретика.

Так, среди проблем, возникших за последние месяцы на рынке производства асфальтобетонных заводов и дробильно-сортировочного оборудования, представители компании «Дробтехмаш» выделяют две основных:

  • производимое в России оборудование, которое можно использовать в производстве дробилок, грохотов и АБЗ, чаще всего по качеству недотягивает до своих зарубежных аналогов либо и вовсе не производится;
  • производство самих АБЗ и дробильно-сортировочных агрегатов в России практически не развивалось, поскольку их зарубежные аналоги (в основном из США и Китая) были намного дешевле, что убивало конкуренцию на корню.

После того, как рынок с уходом иностранных поставщиков освободился (даже если только на время), сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, образовавшиеся места вакантны для того, чтобы их заняли отечественные производители, с другой — сделать это можно только при наличии качественного оборудования.

Дорога, шоссе
Фото: Schwoaze, pixabay.com

Автомобильные перевозки: дефицит всего

Свои тонкости есть и в других сферах. Транспортировка битума требует определённых, достаточно жёстких условий (например, для хранения состава и возможности его дальнейшего использования необходимо поддерживать температуру), и именно автомобильные грузоперевозки подходят для этой цели лучше всего.

Но для перевозчиков нынешняя весна не самое лёгкое время.

Вот что рассказывает о сложившейся ситуации президент национальной ассоциации перевозчиков Андрей Белов:

«В первое время, чтобы переждать острую фазу кризиса, многие компании были готовы даже разбирать свой собственный парк на запчасти: если разобрать одну действующую машину, можно получить «запаски» для многих других.

Понятно, что это нельзя назвать выходом в долгосрочной перспективе, скорее, кризисная мера, отчаянный шаг, направленный на то, чтобы не допустить срыва контактов. Дефицит автомобильной техники, запчастей и комплектующих ощущается сейчас остро и сильно, но ещё острее — дефицит квалифицированных водителей».

О дефиците водителей г-н Белов говорил, прежде всего, в контексте перевозки опасных грузов, однако, по словам других экспертов, этот феномен касается всей отрасли в целом. И речь не только о тех, кто в держит в своих руках рулевое колесо, но и о тех, чьи руки нужны на производстве…

Читайте также: «Логистика в новых условиях: трудности и открывающиеся возможности»

«Всё можно заменить, главное, чтобы были люди!»

Основным препятствием на пути импортозамещения, по мнению собравшихся на вебинаре экспертов и представителей отрасли дорожного строительства, является вовсе не недостаток тех или иных материалов.

Материалы, по большому счёту, можно заменить: так, например, представители российского ДКО «Полипластик» предлагают на законодательном уровне отказаться от использования в строительстве, в том числе и дорожном, высокомодульного полипропилена и стеклопластика в пользу полиэтилена.

Дело в том, что в России не налажено производство материалов для обеих позиций, во всяком случае, надлежащего качества. А значит, есть риск того, что в погоне за формальным соответствием техническому регламенту строители начнут применять низкокачественные аналоги. Полученные с помощью таких материалов трубы будут в первом случае рассыпаться, во втором — прогибаться, то есть о хорошем результате можно будет забыть.

«В качестве альтернативы можно временно отказаться от полипропиленовых и стеклопластиковых изделий, — предлагает заместитель начальника отдела перспективного развития ДКО «Полипластик» Дмитрий Гусев. — Пока не возобновятся поставки или не будут разработаны свои марки в России, лучше ориентироваться на полиэтилен: его в нашей стране делают много и качественно».

Но разработка собственных марок — не только полипропилена и стеклопластика, но и всего остального — процесс, во-первых, небыстрый, во-вторых, требующий гигантского человеческого ресурса.

Кто будет строить дороги?

Именно с этим, по мнению экспертов, самая большая проблема. Причём не только в России, но и в дружественной Беларуси.

«Необходимо на государственном уровне заниматься образованием и подготовкой квалифицированных кадров, — считает Геннадий Есман, директор белорусской компании «Эмбика Техно», производящей дорожную и строительную технику. — В первую очередь и России, и Беларуси необходимы конструкторы, которые смогут проектировать и создавать новую технику. Во-вторых, что не менее важно, нам нужны операторы, которые с этой техникой смогут работать».

По словам г-на Есмана, нехватка тех и других — основная проблема, без решения которой движение вперёд невозможно.

С белорусским экспертом согласен и начальник электромеханики и КИПиА компании «Дробтехмаш» Дмитрий Языков:

«Кадры — одна из самых серьёзных проблем во всех сферах сразу. Нет токарей, нет сварщиков, нет сборщиков — и у нас, и у наших заказчиков. За операторов асфальтобетонных заводов работодатели буквально готовы драться!»

С обучением, по опыту г-на Языкова, тоже беда: даже направляя своих специалистов на те или иные курсы, работодатель не может быть уверенным в том, что они вернутся оттуда не просто с документами о прохождении обучения, а с по-настоящему необходимыми умениями и навыками.

Беспилотная техника
Photo by William Daigneault on Unsplash

Судя по масштабам проблемы, для её решения требуется серьёзное внимание — и, возможно, не менее серьёзное вмешательство — со стороны государства. И, к сожалению, время, скорее всего, огромное количество времени.

Но никаких других способов построить функционирующую, способную автономно работать и обеспечивать собственные нужды систему производства автомобилей, спецтехники, асфальтобетонных заводов или чего угодно просто не существует.

Импортозамещение и дорожная отрасль: что будет дальше?

Поддержка государства — то, на что отечественные предприятия сейчас надеются сильнее всего. При этом нужно, как говорится, и самим не плошать.

В условиях разрыва отношений с европейскими и американскими партнёрами взгляды отечественных представителей отрасли чаще всего обращаются либо в сторону азиатских стран, либо в сторону Беларуси.

Геннадий Есман, представляющий белорусского производителя оборудования для битумно-полимерных материалов, говорит о том, что количество заказов из России за последнее время выросло, а сама компания готова не просто воспроизводить собственную продуктовую линейку, но и по запросу создавать аналоги уже использующихся потребителями машин.

И если отечественных моделей нужного оборудования или техники не будет, равно как и не будет доступных аналогов от дружественных России поставщиков, то в основу конструкторского и производственного процесса может лечь копирование тех или иных агрегатов.

На это потребуется определённое время, однако в будущее надо смотреть с оптимизмом.

«Все представители нашей отрасли — активные, работоспособные, целеустремлённые люди, поэтому я верю, что в ближайшие полгода ситуация стабилизируется, — утверждает Андрей Белов, президент национальной ассоциации перевозчиков. – Как? Либо это будут альтернативные поставки, либо реплики из других стран или даже отечественного производства, либо техника из разряда б/у».

Уже сейчас, по словам эксперта, ситуация на рынке становится намного стабильнее. Если в марте, резко подскочив, цены превратились в по-настоящему запредельные, то теперь постепенно они приходят в норму. А у производителей, продавцов, арендодателей, перевозчиков и дорожных строителей выход только один — следить за происходящим, держаться вместе и адаптироваться.

Читайте также: «Глава «Ростеха» пообещал сенаторам импортозаместить всё в машиностроении».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: