Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли

Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто ждать недостаточно. Для того чтобы оставаться на плаву, нужно ещё и анализировать, обсуждать, искать варианты и продумывать пути решения возникающих проблем.

На прошлой неделе специалисты дорожной отрасли России встретились на вебинаре «Импортозмещение в дорожном секторе», чтобы обсудить самые актуальные вопросы и проблемы рынка, а также поделиться своим видением путей решения и существующими наработками по выходу из кризиса.

Что происходит с российскими АБЗ и ДСО?

По словам организаторов вебинара, в настоящее время практически все представители отрасли столкнулись с похожими проблемами. Если говорить коротко, это не только неопределённость, но и дефицит в самых разных сферах, плюс необходимость искать новые пути и каналы поставок.

Есть и конкретика.

Так, среди проблем, возникших за последние месяцы на рынке производства асфальтобетонных заводов и дробильно-сортировочного оборудования, представители компании «Дробтехмаш» выделяют две основных:

  • производимое в России оборудование, которое можно использовать в производстве дробилок, грохотов и АБЗ, чаще всего по качеству недотягивает до своих зарубежных аналогов либо и вовсе не производится;
  • производство самих АБЗ и дробильно-сортировочных агрегатов в России практически не развивалось, поскольку их зарубежные аналоги (в основном из США и Китая) были намного дешевле, что убивало конкуренцию на корню.

После того, как рынок с уходом иностранных поставщиков освободился (даже если только на время), сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, образовавшиеся места вакантны для того, чтобы их заняли отечественные производители, с другой — сделать это можно только при наличии качественного оборудования.

Дорога, шоссе
Фото: Schwoaze, pixabay.com

Автомобильные перевозки: дефицит всего

Свои тонкости есть и в других сферах. Транспортировка битума требует определённых, достаточно жёстких условий (например, для хранения состава и возможности его дальнейшего использования необходимо поддерживать температуру), и именно автомобильные грузоперевозки подходят для этой цели лучше всего.

Но для перевозчиков нынешняя весна не самое лёгкое время.

Вот что рассказывает о сложившейся ситуации президент национальной ассоциации перевозчиков Андрей Белов:

«В первое время, чтобы переждать острую фазу кризиса, многие компании были готовы даже разбирать свой собственный парк на запчасти: если разобрать одну действующую машину, можно получить «запаски» для многих других.

Понятно, что это нельзя назвать выходом в долгосрочной перспективе, скорее, кризисная мера, отчаянный шаг, направленный на то, чтобы не допустить срыва контактов. Дефицит автомобильной техники, запчастей и комплектующих ощущается сейчас остро и сильно, но ещё острее — дефицит квалифицированных водителей».

О дефиците водителей г-н Белов говорил, прежде всего, в контексте перевозки опасных грузов, однако, по словам других экспертов, этот феномен касается всей отрасли в целом. И речь не только о тех, кто в держит в своих руках рулевое колесо, но и о тех, чьи руки нужны на производстве…

Читайте также: «Логистика в новых условиях: трудности и открывающиеся возможности»

«Всё можно заменить, главное, чтобы были люди!»

Основным препятствием на пути импортозамещения, по мнению собравшихся на вебинаре экспертов и представителей отрасли дорожного строительства, является вовсе не недостаток тех или иных материалов.

Материалы, по большому счёту, можно заменить: так, например, представители российского ДКО «Полипластик» предлагают на законодательном уровне отказаться от использования в строительстве, в том числе и дорожном, высокомодульного полипропилена и стеклопластика в пользу полиэтилена.

Дело в том, что в России не налажено производство материалов для обеих позиций, во всяком случае, надлежащего качества. А значит, есть риск того, что в погоне за формальным соответствием техническому регламенту строители начнут применять низкокачественные аналоги. Полученные с помощью таких материалов трубы будут в первом случае рассыпаться, во втором — прогибаться, то есть о хорошем результате можно будет забыть.

«В качестве альтернативы можно временно отказаться от полипропиленовых и стеклопластиковых изделий, — предлагает заместитель начальника отдела перспективного развития ДКО «Полипластик» Дмитрий Гусев. — Пока не возобновятся поставки или не будут разработаны свои марки в России, лучше ориентироваться на полиэтилен: его в нашей стране делают много и качественно».

Но разработка собственных марок — не только полипропилена и стеклопластика, но и всего остального — процесс, во-первых, небыстрый, во-вторых, требующий гигантского человеческого ресурса.

Кто будет строить дороги?

Именно с этим, по мнению экспертов, самая большая проблема. Причём не только в России, но и в дружественной Беларуси.

«Необходимо на государственном уровне заниматься образованием и подготовкой квалифицированных кадров, — считает Геннадий Есман, директор белорусской компании «Эмбика Техно», производящей дорожную и строительную технику. — В первую очередь и России, и Беларуси необходимы конструкторы, которые смогут проектировать и создавать новую технику. Во-вторых, что не менее важно, нам нужны операторы, которые с этой техникой смогут работать».

По словам г-на Есмана, нехватка тех и других — основная проблема, без решения которой движение вперёд невозможно.

С белорусским экспертом согласен и начальник электромеханики и КИПиА компании «Дробтехмаш» Дмитрий Языков:

«Кадры — одна из самых серьёзных проблем во всех сферах сразу. Нет токарей, нет сварщиков, нет сборщиков — и у нас, и у наших заказчиков. За операторов асфальтобетонных заводов работодатели буквально готовы драться!»

С обучением, по опыту г-на Языкова, тоже беда: даже направляя своих специалистов на те или иные курсы, работодатель не может быть уверенным в том, что они вернутся оттуда не просто с документами о прохождении обучения, а с по-настоящему необходимыми умениями и навыками.

Беспилотная техника
Photo by William Daigneault on Unsplash

Судя по масштабам проблемы, для её решения требуется серьёзное внимание — и, возможно, не менее серьёзное вмешательство — со стороны государства. И, к сожалению, время, скорее всего, огромное количество времени.

Но никаких других способов построить функционирующую, способную автономно работать и обеспечивать собственные нужды систему производства автомобилей, спецтехники, асфальтобетонных заводов или чего угодно просто не существует.

Импортозамещение и дорожная отрасль: что будет дальше?

Поддержка государства — то, на что отечественные предприятия сейчас надеются сильнее всего. При этом нужно, как говорится, и самим не плошать.

В условиях разрыва отношений с европейскими и американскими партнёрами взгляды отечественных представителей отрасли чаще всего обращаются либо в сторону азиатских стран, либо в сторону Беларуси.

Геннадий Есман, представляющий белорусского производителя оборудования для битумно-полимерных материалов, говорит о том, что количество заказов из России за последнее время выросло, а сама компания готова не просто воспроизводить собственную продуктовую линейку, но и по запросу создавать аналоги уже использующихся потребителями машин.

И если отечественных моделей нужного оборудования или техники не будет, равно как и не будет доступных аналогов от дружественных России поставщиков, то в основу конструкторского и производственного процесса может лечь копирование тех или иных агрегатов.

На это потребуется определённое время, однако в будущее надо смотреть с оптимизмом.

«Все представители нашей отрасли — активные, работоспособные, целеустремлённые люди, поэтому я верю, что в ближайшие полгода ситуация стабилизируется, — утверждает Андрей Белов, президент национальной ассоциации перевозчиков. – Как? Либо это будут альтернативные поставки, либо реплики из других стран или даже отечественного производства, либо техника из разряда б/у».

Уже сейчас, по словам эксперта, ситуация на рынке становится намного стабильнее. Если в марте, резко подскочив, цены превратились в по-настоящему запредельные, то теперь постепенно они приходят в норму. А у производителей, продавцов, арендодателей, перевозчиков и дорожных строителей выход только один — следить за происходящим, держаться вместе и адаптироваться.

Читайте также: «Глава «Ростеха» пообещал сенаторам импортозаместить всё в машиностроении».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

грузоперевозки | дорожники | импортозамещение
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: