Машина-мусоровоз — входной билет в малый бизнес

Машина-мусоровоз — входной билет в малый бизнес

Из числа востребованных коммунальных машин, пожалуй, мусоровоз считается одним из фаворитов. И обусловлено это не только желанием представителей малого бизнеса хорошо заработать, но и гарантированной занятостью оператора в виде контракта на ближайшие 10 лет.

Предоставлять услуги по транспортировке ТБО правомочен не каждый, поскольку закон предписывает владельцам бизнеса получить лицензию и обладать парком специализированной техники. Разбираемся, чем можно укрепить тыл на основе инженерных решений, предлагаемых на рынке.    

Мусорный бизнес и его составляющие

После законодательного оформления мусорной реформы права на сбор и утилизацию ТБО и ТКО отдали на откуп региональным игрокам. Благодаря чему, с одной стороны, рабочие схемы обрели некоторую прозрачность, а с другой, — обнажили проблему нехватки соответствующих автомашин. Обещанного субсидирования из рук госаппарата операторы ждут уже года три; именно столько времени прошло с того момента, как мусорная отрасль заявила о поредении и технической несостоятельности своего парка. В новых условиях работать по старинке, с обычными грузовиками, уже не получается: объёмы мусора растут с арифметической прогрессией, ужесточаются и требования экологических стандартов к спецтехнике.  

Специфика и возможности техники

Как представитель отдельной касты специализированной техники машина-мусоровоз выделяется на фоне авто для коммунального сектора не только спецификой использования, но и особенностями конструкции и оснащения. Агрегаты интегрируют на базе грузового шасси, где надстройкой им служит вместительный кузов контейнерного типа с вариативным способом загрузки.

А обязательным дополнением для автоматической загрузки в бункер отходов — манипулятор со специальным захватом под типовые и евроконтейнеры или загрузочной плиты. Такие машины способны работать с ТБО 1-5 классов опасности, гарантировать безопасность и герметичность мусора, перевозимого насыпью, навалом или в специализированной таре.  

Виды популярных надстроек мусоровозов

На протяжении многих лет формат загрузки отходов в бункер верен классике: конструкторские решения сосредоточены на боковом и заднем вариантах. Однако вся соль аутентичности мусоровоза заложена в особенностях надстройки. И здесь создателям коммунальных машин для перевозки ТБО точно есть куда развернуться…

Отдельного внимания на рынке удостоен кузов многокамерных мусоровозов марки Zoeller. Немецкий подход к сбору и транспортировке мусора основан на селективном принципе, а реализован в модели Zoeller Medium XLSI. Мусор поступает в кузов машины через отдельные отверстия, что явный плюс. Правда, для разделения на этапе загрузки ТБО требуется два человека.

Сам кузов имеет более высокую переднюю стенку и создан из труб квадратного сечения, а вся конструкция зашита профильным стальным листом. Здесь движение выталкивающей плиты по боковым направляющим планкам обеспечивает телескопический цилиндр. Загружают отходы в бункер через подвижный задний борт, который прикреплён шарнирами к кузову машины. Именно борт в движение приводят два гидроцилиндра, а блокируют его крюковые зажимы, интегрированные в нижнюю часть рамы кузова.

Голландцы обыграли новую серию решений по кузову для мусоровоза на основе модели GPM IV. Конструкторы GeеsinkNorba предложили равномерное распределение отходов по периметру всего бункера при помощи уникального прессующего механизма с доведением показателя коэффициента уплотнения до 7. При этом независимо от объёма надстройки, а он представлен диапазоном от 12 до 48 м3, отверстие для загрузки в машинах простирается по ширине всего кузова, что весьма удобно для погрузки крупногабаритных отходов.

Не менее привлекательным для российского потребителя стал кузов мусоровоза итальянского производства от FARID Industrie S.p.A. Речь о каркасной большегрузной машине FARID Т1 с задней загрузкой, чей потенциал предполагает не только процесс ручного и механизированного сбора ТБО, но и его прессование. Сам бункер для отходов сконструирован из труб с квадратным сечением, и уже в него интегрирован кузов из цельнометаллических стальных листов, имеющий сферическую форму.

По мнению разработчиков, такое решение в разы увеличивает устойчивость к деформации. Для загрузки отходов задействована подающая плита на гидравлике, а для выгрузки – изогнутая выталкивающая плита. По инженерной задумке уплотнение мусора происходит благодаря шарнирно-сочленённым плитам, которые движутся по двум направляющим. Также в базовой комплектации присутствует и кантователь комбинированного типа, где задействованы гребешковый и еврозахват для контейнеров вместимостью до 1,1 м3. Опционально производитель может оснастить данный мусоровоз и портальным загрузчиком для бункеров вместимостью до 8 м3.

Глубоко симпатичен клиентам и мусоровоз серии Rotopress. Специалисты FAUN сделали оригинальной конструкцию кузова, заложив в него принцип вращающегося барабана. А именно: мусор движется к передней стенке машины по цилиндрическому бункеру благодаря вращательным движениям винтовых ребер. А при выгрузке перемещение отходов идет благодаря вращению в обратном направлении. Такой подход обеспечивает мусоровозу коэффициент уплотнения равный 6-9.

Кстати, уже на стадии поступления в загрузочный бункер отходы подвергаются измельчению за счет режущих кромок. Впрочем, среди технических решений FAUN есть мусоровоз и с передней загрузкой, вместительность кузова которого варьируется от 26 до 30 м3. Такая машина собирает отходы из типовых контейнеров и еврокласса.

Не лишен шарма и мусоровоз с самоочищающимся кузовом роторного типа от M-U-T. Как раз эта модель подойдёт тем, кто работает с небольшими объемами ТБО, поскольку аппетиты эдакого минималистичного «монстра» ограничены диапазоном вместимости кузова от 4 до 22 м3. Отходы из любых контейнеров загружают в него ручным или механизированным способом.

Габариты кузова этой модели значительно меньше его «сородичей», что позволяет эксплуатацию машины в условиях узких городских пространств. Производитель отмечает, что этот минимусоровоз обладает герметичным кузовом, а потому ему по зубам не только ТБО, но и отходы биологического происхождения. Также он способен перевоплотиться и в агрегат с моющим эффектом с холодным и горячим водоснабжением, стоит только оборудовать его встроенной системой мойки контейнеров.

На базе JAC N80 сделали мусоровоз

Про мусоровоз и цены

На тендерных площадках запросы на закупку мусоровозов исчисляются сотнями, и это обращения не только представителей малого бизнеса, но и муниципалитетов административно-территориальных единиц. Желающих пополнить парк мусоровозами зарубежных марок не так много. Прослеживается преобладание спроса на модели на базе отечественных брендов КАМАЗ и ГАЗ с вариативностью запросов на закупку одной-трёх машин по невысокой стартовой цене.

КАМАЗ-мусоровоз

В отличие от соотечественников мусоровозная техника КАМАЗ на рынок поставляется заводом-изготовителем, хотя и «бодибилдеры» не гнушаются созданием машин на основе грузовых шасси этого бренда. Линейка мусоровозов представлена 17 агрегатами для перевозки ТБО с колёсной формулой 4х2, 6х4 либо 6х6 и в различной модификации загрузочного оборудования.

Разработчики снабдили свои детища вместительными кузовами-контейнерами, объём которых варьируется от 8 до 24 м3 и прессующим механизмом с коэффициентом уплотнения от 1,5 до 8 в зависимости от типа мусора. Производитель предлагает установку силового агрегата стандарта «Евро 5» с дизельным турбонаддувом от Cummins или KAMAZ, а также предоставляет выбор модели согласно запросам по массе загружаемых отходов.

Самым внушительным показателем по загрузке обладает мусоровоз КО-427-80, в котором этот параметр достигает 11770 кг при объёме кузова 20 м3 и плотности загрузки 8. Такая результативность работы обусловлена наличием в машине выталкивающей плиты с телескопическим гидроцилиндром и универсальным опрокидывателем контейнеров. Кстати, процесс прессования отходов производится с усилием в 35 тонн.

В качестве базового шасси здесь используется модель КАМАЗ-65115 с колёсной формулой 6х4. Под капотом интегрирован дизельный силовой агрегат мощностью 280/300 л. с. в зависимости от марки двигателя. Цена на торговых площадках на такие мусоровозы стартует от 3 770 000 рублей.

Мусоровоз Zoeller на шасси КаvАЗ

ГАЗ-мусоровоз

У промышленного гиганта ГАЗ в линейке производимой техники с мусоровозами не густо. Небезызвестные модели на базе заднеприводных ГАЗ-3308 и ГАЗ-3309 с колёсной формулой 4х4, увы, сошли с дистанции, но на рынке по-прежнему котируются. В их пользу делают выбор благодаря специальному оборудованию, с помощью которого промышленный и бытовой мусор после уплотнения превращается в затвердевшие блоки. Как и собратья по цеху, машины получили от производителя один из механизмов автоматической загрузки: боковой или задний. Для них характерно оснащение боковым манипулятором и толкающей плитой.

Под прессом последней, кстати, объём отходов уменьшается в 4 раза, что для агрегата с кузовом вместимостью 8м3 считается преимуществом. Масса загружаемых ТБО составляет 3100 кг, а коэффициент уплотнения 1,5-4. Ещё одной особенностью мусоровозов данной модификации считается сам кузов: согласно задумке конструкторов, у него задний открывающийся борт.

Обеим моделям работоспособность обеспечил дизельный 125-сильный мотор марки ЯМЗ-53443, благодаря которому развивается скорость от 60 до 80 км/ч, а расход топлива составляет 15,5-19 литров на 100 км/ч. Впрочем, предельная скорость этих машин на шоссе достигает 130 км/ч. Стоимость снятых с производства мусоровозов без пробега стартует от 1 890 000  рублей, а повидавший  не один мусорный рейд автомобиль 2009 года выпуска можно приобрести за 550 000 рублей.

Мусоровоз Zoeller на шасси КаvАЗ
Фото: gazgroup.ru

А на смену трудоголикам мусорного фронта пришёл агрегат ГАЗ C41R13. Он отличается от предшественников вместимостью кузова — 9,4 м3, а также модификацией двигателя. Производитель оснастил машину 4-тактным 168-сильным дизельным мотором ЯМЗ-53445 и 5-ступенчатой механической коробкой передач.

Согласно характеристикам, мусоровоз расходует 15,5 л горючего при движении на скорости 60 км/ч. В его арсенале не только такие полезные опции, как ABS + ASR и круиз-контроль, но и топливная система Common Rail. Рыночная цена представителя коммунальной техники с боковой загрузкой начинается с 3 400 000 рублей.

Впрочем, это не единственный образец нового поколения мусоровозов на шасси «Газон Next», поскольку с завидным упорством «бодибилдеры» экспериментируют и совершенствуют свои инженерные решения.


Текст: Елена Пузевич

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ГАЗ | КАМАЗ | мусоровоз
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: