Аварии и грузовики — кто кого? - iGrader.ru
Фото: pixabay.com/ru/users/joycemultimidia-8365/

Аварии и грузовики в 2021 году. Кто кого?

Грузовик ДТП 28 января 2022

С большой силой приходит большая ответственность. Обычно эти слова звучат в супергеройском кино, однако они вполне применимы и к вождению грузовых транспортных средств. Аварии с грузовиками и фурами часто становятся не только самыми трагичными для их участников, но и самыми сложными для остальных участников транспортного потока, вынужденных терять время в многочасовых пробках.

Статистика ДТП с участием грузовиков за 2021 год

Уже больше года на территории России действует новый дополнительный показатель транспортного риска, основанный на мировой практике. Теперь расчёт смертности людей на дорогах ведётся не в привязке к зарегистрированному в том или ином регионе населению, а исходя из общего количества автомобилей в стране. МВД РФ уже объявило о том, что к 2030 году намеревается снизить показатель до 1 человека на 10 тысяч автомобилей.

По состоянию на 1 января 2021 года в России насчитывалось больше 50 млн автомобилей, из которых 3,8 млн, согласно данным агентства «Автостат», были грузовиками с полной массой больше 3,5 тонны.

Общероссийской статистики ДТП за 2021 год ещё нет, однако за период с января по ноябрь 2021 года, согласно информации издания «Коммерсантъ», в стране зафиксировали около 120 тыс. дорожно-транспортных происшествий, что на 9% меньше, чем в прошлом году. Какое количество этих аварий произошло при участии грузовых автомобилей, пока неизвестно, однако некоторые регионы страны уже поделились своими наблюдениями.

Так, за 10 месяцев ушедшего года в Курганской области по вине грузовых транспортных средств произошло 38 аварий, унесших жизни 10 человек. Ещё порядка 50 человек получили травмы различной степени тяжести. Среди основных причин ДТП региональная Госавтоинспекция отметила, в первую очередь, усталость и сонливость водителей, нарушение скоростного режима и правил расположения на проезжей части, выезд на встречную полосу, несоблюдение очерёдности проезда через нерегулируемые перекрёстки и технические неисправности автомобилей.

Для профилактики аварий с грузовиками в области инициировали специальное мероприятие под названием «Грузовик», в рамках которого полицейские скрупулёзно проверяли водителей на соблюдение ПДД и техрегламентов. Аналогичная акция состоялась и в Омской области: там сотрудники ГИБДД в ноябре провели рейд под названием «Большегруз». Всего за год в этом регионе по вине водителей грузовых авто случилось ровно 100 ДТП, в результате которых погибли 15 человек, а больше 120 оказались травмированы.

Ещё один любопытный статистический факт: газета «Фонтанка» утверждает, что на скоростных автодорогах самой частой разновидностью аварий является наезд на стоящее транспортное средство, а на КАД Петербурга в остановившееся авто врезаются уже через 5–8 минут.

От цифр к иллюстрациям: ДТП, грузовики и фуры…

Одна из самых курьёзных аварий с участием фур произошла на исходе 2021 года: так, в ночь на 30 декабря на платной дороге М-11 «Нева», соединяющей между собой Москву и Санкт-Петербург, встретились два грузовика с мандаринами. Один из водителей был госпитализирован с травмами, второй не пострадал.

Но, естественно, чаще всего «грузовые» аварии курьёзными не назвать. В них не просто приходят в негодность транспортные средства, портится ценный груз и теряются временные ресурсы. В них гибнут люди. И тем не менее подобные ДТП происходят с ужасающей частотой.

Для наглядности — аварийные ситуации только за последнюю, ещё не закончившуюся декаду января:

  • 20 января в Ростовской области на трассе М-4 «Дон» грузовик придавило бетонной балкой, которую на нём и перевозили, водитель чудом остался жив;
  • 21 января в центре Петрозаводска фура протаранила легковушку, застрявшую посреди дороги из-за неудачного выполнения манёвра;
  • 22 января в Самарской области во время движения по платной трассе водитель отвлёкся и врезался в отбойник, протаранив ограждение;
  • 23 января во Владимирской области большегрузная фура, столкнувшись с кроссовером, опрокинулась на ещё одну иномарку, буквально подмяв её под собой. Пассажирка легковушки погибла;
  • 24 января похожая ситуация произошла на дороге между Костромой и Пермью;
  • 25 января дальнобойный большегруз буквально сложился пополам на трассе М-2 «Крым» под Подольском, полностью парализовав движение на Москву, а в Ульяновской области фура сбила пешехода, шагавшего по обочине в темноте и в одежде без светоотражающих элементов. Ещё одна авария в этот день произошла в Ленинградской области, где из-за лопнувшего колеса грузовик съехал в кювет (к счастью, никто не пострадал). Причём на фото очевидцев трасса была завалена сугробами, а значит, причиной ДТП могли стать недоработки коммунальных служб;
  • 26 января в Ленинградской же области водитель фуры выехал на встречную полосу и протаранил легковой автомобиль, водитель которого скончался на месте происшествия. А на трассе М-4 «Дон» грузовик врезался в ограждение, собрав после себя многокилометровую пробку.
Грузовик на дороге
Фото: pixabay.com/ru/users/monsterkoi-65294/

Как видно, на многочисленных дорогах России не проходит и дня без ДТП с участием грузовиков. С одной стороны, с учетом количества грузовых автомобилей в стране, это даже логично. С другой, хотелось бы, чтобы такого никогда не случалось.

Как предотвращать аварии с грузовиками?

Было бы неправильным сказать, что работа над профилактикой ДТП с грузовиками и фурами не ведётся. Перевозчики и владельцы транспортных компаний уделяют много внимания обучению своих водителей и повышению их профессиональной квалификации, владельцы скоростных трасс и представители власти стараются обеспечивать им надлежащую безопасность…

О безопасности радеют и современные разработчики, создающие и встраивающие в транспортные средства системы контроля физического состояния водителя.

Такие цифровые помощники, созданные на основе компьютерного зрения, способны идентифицировать лицо водителя и распознавать на нём малейшие признаки усталости, давая предупреждающие сигналы и призывая пилота остановиться.

Кроме того, системы подобного типа могут вести фото- и видеофиксацию происходящего в кабине: подключившись к серверу, представители компаний-перевозчиков могут наблюдать за своими водителями и анализировать их действия (к примеру, разговоры по телефону или курение за рулём), чтобы в дальнейшем делать выбор в пользу того или иного сотрудника.

Читайте также: «Как помогает водителям ADAS?»

Авария грузовика
Фото: pixabay.com/ru/users/photochur-2543394/

Разработчики подобных программ уверены, что мониторинг состояния водителей — лучшее средство для того, чтобы снизить аварийность грузовых перевозок, ведь сонливость и усталость считаются основными (или, по крайней мере, одними из основных) причин аварий с участием «тяжёлого» транспорта.

В каком-то смысле этому вторит и официальная статистика: так, в августе 2021 года Центр правовой экспертизы Роскачества публиковал исследование, согласно которому 93% ДТП происходят по вине водителей, а причиной для 85% инцидентов становится невнимательность находящихся за рулем.

При этом вряд ли в усталости водителей можно обвинить только их, ведь часто за работой без отдыха стоит равнодушное начальство или ещё более жестокий фактор — финансовая нужда. И эти факторы умным цифровым помощникам не решить. Поэтому пока все грузовые автомобили не оснастят бесперебойно (!) работающими системами безопасности, способными в нужный момент взять управление на себя, ключевым звеном будет оставаться водитель.

Дело, кстати, не только в управлении, но и в ответственности перед законом, работодателями, грузоотправителями, грузополучателями и другими участниками дорожного движения. Ведь именно водители несут её на себе, а вместе с ней — груз собственных эмоций и, в случае ДТП, чувство вины.

Читайте также: «Тор-р-р-р-мози, говорю! Умные системы тормозов: описание и эффективность»

От действия или бездействия водителей грузовых автомобилей зависит многое, причём даже многолетний опыт не всегда способен помочь принять правильное решение в экстренной ситуации. А оказаться в ней пилоты могут и не по своей вине: никто не отменял ни другие автомобили на трассе, ни сложные погодные условия или внезапные неисправности, ни специфику платных дорог, внеплановая остановка на которых может оказаться фатальной.

А потому для повышения уровня безопасности грузовых перевозок необходима слаженная работа и перевозчиков, и владельцев скоростных трасс, и государства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: