Фото: unsplash.com/@jennyueberberg

Как помогает водителям ADAS?

В современном мире цифровизации подвергается практически всё, и автомобильная отрасль – не исключение. Совсем скоро электронные системы помощи водителям (они же ADAS) могут стать обязательными для всех новых автомобилей, и уже сейчас они приносят немало пользы своим владельцам.

Каков функционал систем ADAS и как их интегрируют в видеорегистраторы? Какова текущая обстановка на этом рынке грузового и пассажирского транспорта?

Что такое система помощи водителю ADAS?

Звучная аббревиатура восходит к английскому языку: ADAS – это Advanced Driver Assistance System, то есть «усовершенствованная (или, если хотите, продвинутая) система помощи водителю».

Под ADAS понимается электронная система мониторинга и оповещения, помогающая водителю в процессе движения и парковки. В эту систему входят цифровые технологии, камеры и датчики, главная цель которых – заметить возможные проблемные ситуации на дороге или даже спрогнозировать их, после чего проинформировать водителя и тем самым добиться максимально безопасного вождения.

В определённом смысле ADAS можно назвать движением в сторону беспилотного транспорта. Так, Ассоциация инженеров автомобильной промышленности подразделяет систему помощи на 5 уровней – в зависимости от степени участия водителя в управлении транспортным средством. И последний, пятый уровень подразумевает полностью автоматизированное движение!

Читайте также: Беспилотный транспорт против традиционного. Выгодно ли владеть?

В идеале системы ADAS должны стать помощником водителя в самых разных направлениях – от виртуального анализа дорожной ситуации до автоматического вождения и торможения в экстренных ситуациях. Впрочем, настолько серьёзные инновации пока что больше относятся к будущему, чем к настоящему. Особенно когда речь заходит о транспорте, предназначенном для грузовых и пассажирских перевозок.

Среди основных функций, которые подвластны современным системам помощи водителю, можно назвать:

  • предупреждение об опасных ситуациях во время движения (выезд с полосы движения, угроза прямого столкновения, критическая скорость сближения с другими транспортными средствами);
  • обнаружение слишком близко находящихся пешеходов;
  • контроль за «слепыми зонами»;
  • возможность автоматической экстренной связи с аварийными службами в случае ДТП;
  • мониторинг и анализ поведения водителя;
  • запись и хранение данных, а также составление отчётов.

Автомобили могут быть изначально оснащены системой ADAS в своей серийной комплектации, а могут получить её по желанию владельца.

ADAS и видеорегистраторы: что это?

Отдельное развитие технология ADAS получила в области производства видеорегистраторов.

Видеорегистраторы с функцией ADAS помогают водителю в процессе движения, предупреждают об опасности или о потенциальных проблемах на дороге. Как и в случае с бортовой электронной системой, цель ADAS в видеорегистраторе заключается в том, чтобы помогать водителю контролировать ситуацию на дороге и принимать решение в нестандартных ситуациях (а ещё лучше – вовсе не попадать в них!).

В условиях, когда установка системы помощи водителю на автомобиле по каким бы то ни было причинам невозможна, покупка видеорегистратора с соответствующими опциями становится способом получить хотя бы часть цифровых преимуществ.

Правда, ключевое слово здесь – именно «часть», поскольку набор возможностей таких видеорегистраторов существенно отличается от всей полноты, которую предлагает бортовая цифровая система.

Среди функций ADAS, интегрированных в видеорегистраторы, можно выделить:

FCWS – звуковой сигнал, возникающий при опасном сближении с объектом на скорости до 30 км/ч;

LDWS – предупреждение при съезде с выбранной полосы (требует хорошей видимости и наличия на дороге чёткой разметки);

FVSA – определение момента для начала движения, особенно актуальное в пробках;           

MCD – предупреждающий сигнал при неконтролируемом начале движения автомобиля;

RVC – помощь при парковке;

SOS – оповещение экстренных служб при нажатии тревожной кнопки или автоматическом срабатывания сенсора.

При установке дополнительного оборудования доступны и другие функции. Например, в паре с модулем GPS работает возможность определения превышения скорости, а при установке дополнительных камер возможен контроль за «слепыми зонами» в том числе. В основном же ADAS в видеорегистраторе выполняет свои функции за счёт видеокамеры, при этом часть функционала чрезвычайно требовательна к условиям эксплуатации или требует монтажа дополнительных средств.

По этой причине многие отечественные пользователи считают ADAS в видеорегистраторе скорее маркетинговым ходом, нежели реальным помощником. Свою лепту вносит и стоимость: видеорегистраторы с системой помощи обычно сильно дороже своих «обыкновенных» собратьев.

Оператор экскаватора
Фото: unsplash.com/@billyfreeman

ADAS в прошлом и настоящем

В 2016 году для соответствия стандарту безопасности Euro NCAP производители автомобилей начали массово оснащать свою продукцию системами автоматического торможения и предупреждения о смене полосы движения. Именно этот период можно считать точкой отсчёта для популярности технологий ADAS.

В 2016 году о готовности оснащать свои автомобили новой системой заявил отечественный «КАМАЗ». Согласно первоначальному плану, компания собиралась к 2019 году ввести в серийное производство минимальные функции ADAS – такие, как «предотвращение», «предупреждение» и «удержание в полосе», а ещё через несколько лет дойти до продвинутых уровней. Однако уже в 2017 году от инициативы пришлось отказаться, а вывод на рынок автомобилей «КАМАЗ» с ADAS отложить на несколько лет в силу незаинтересованности российского покупателя.

По данным газеты «Известия», основной причиной «незаинтересованности» стали деньги: внедрение системы помощи водителя заставило бы «КАМАЗы» существенно прибавить в цене, и большинство потребителей оказались не готовыми к переплате. При этом, по словам руководителей компании, сама разработка технологии ADAS уже завершилась, и электронная система была полностью готова к инсталляции.

Её время обязательно рано или поздно наступит.

Или, лучше сказать, уже наступает. В 2019 году Евросоюз объявил о заключении предварительного соглашения, касающегося оснащения всех выпускаемых автомобилей системами помощи водителю. И несмотря на то, что реализация подобных решений обычно занимает достаточно длительное время, цифровизация не за горами.

На прошедшей в октябре выставке ComTrans 2021 завод «КАМАЗ» представил два тягача и один полуприцеп с системой ADAS, а в июне уходящего года заявил об аналогичных планах на электробусы. Внедрение ADAS в этот вид транспорта «КАМАЗ» планирует к 2023–2024 годам.

В ходе этой же выставки свои транспортные средства с ADAS представила и «Группа ГАЗ». Поставщиком решений для обоих автогигантов выступила российская группа разработчиков НПО «Итэлма».

Несмотря на экономические санкции со стороны США, под которыми группа компаний находится с 2018 года, работа над внедрением современных цифровых систем в этот период не прекращалась. Напротив, конструкторы активно готовили к серийному выпуску модели с функциями контроля дистанции и полосы, помощи при парковке и даже мониторинга состояния водителя.

Как результат – уже сейчас автомобили линейки «Газель NN» оснащены задней, передней и двумя боковыми камерами кругового обзора, а также двумя видами датчиков – ультразвуковыми и предназначенными для «слепых зон». Всё это в совокупности может автоматически запускать стеклоочистители или включать и выключать ближний свет, помогать в торможении и при подъёме, стабилизировать автомобиль и многое другое.

Кроме того, судя по представленным на ComTrans 2021 новинкам, в ближайшее время ADAS появится и на остальных автомобилях компании – например, «ГАЗон NEXT» или «Соболь NN».

Что до других производителей, свои грузовики опциями помощи шофёру в конце 2020 года оснастила Scania – шведский гигант с представительством в России. Оригинальную систему назвали EAS, среди её возможностей – контроль за «слепыми зонами», отслеживание дорожной разметки, удержание полосы движения, корректировка курса автомобиля и возврат руля в исходное положение. Для того, чтобы опции работали, скорость движения транспортного средства должна быть выше 60 км/ч, а водитель не должен отпускать руль.

Особе место на рынке умных комплектующих занимает японская компания DENSO, также в 2021 году представившая оригинальную комплексную технологию для автоматизации помощи водителю. По словам производителей, система способна анализировать траекторию движения и автоматически распознавать расположенные на ней дорожные знаки, инфраструктуру и потенциально опасные объекты, а также обеспечивать автоматическую экстренную остановку.

Японцы работают над созданием систем ADAS ещё с прошлого века и заявляют, что ставят своей целью создание безопасного дорожного процесса. Новые открытия они совершают практически каждый год, однако какие из них приживутся на рынке и когда они дойдут до России – пока что загадка.

Водитель автомобиля
Фото: unsplash.com/@mark_crz

Какие перспективы у систем помощи водителю ADAS?

Система ADAS в своём полном функционале и максимальной работоспособности выглядит весьма привлекательно, и это бессмысленно отрицать.

В первую очередь, она гарантирует безопасность, а это важнейший момент для грузовых автомобилей, ведь любая ошибка водителя может привести как к повреждению ценного груза, так и к серьёзным последствиям для других участников движения. То же самое можно сказать и о пассажирских автобусах, только здесь в качестве груза выступают люди, рисковать здоровьем и жизнью которых недопустимо.

Кроме того, системы помощи ADAS становятся своеобразной страховкой для водителя, снимая с него обязанности по постоянному мониторингу и исправлению ситуации, а значит, помогая снизить уровни усталости и стресса.

Однако у всего есть своя оборотная сторона, и дело не только в высокой стоимости автомобилей с ADAS… Чрезмерная расслабленность водителя способна привести к ДТП точно так же, как и чрезмерное напряжение, а привычка полагаться на цифровые системы может стать роковой в условиях внезапного отключения. Для того, чтобы подобного не происходило, водители должны оставаться ответственными и квалифицированными, а сами системы – проходить внушительное количество тестов и испытаний и быть адаптированными к реальным условиям.

В целом же, несмотря на то что транспорт с автономными системами стал основным вектором развития во всём мире, до момента, когда он войдёт в обиход на своём высшем уровне, пока далеко. Но многими возможностями ADAS-систем можно воспользоваться уже сейчас – и если они помогут сделать работу водителей и дорожное движение безопасней и лучше, то почему бы и нет?

Читайте также: Беспилотный транспорт против традиционного. Выгодно ли владеть?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ADAS
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: