Инженеры на промплощадке

Помогут ли СП восстановить инженерную школу в России?

За виртуальным круглым столом вместе с экспертами выясняем помогают ли совместные с зарубежными партнёрами предприятия восстановить утерянную инженерную и конструкторскую советские школы. Мнения звучат прямо противоположные.

Руководитель проектов, направление «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG Александр Багрецов

«Советские школы, стандарты и качество давно утрачены. Более того, перенимая опыт и технологии зарубежных партнёров, мы лишь больше теряем свою «самостоятельность» в области разработок».

«Говорить об утерянных инженерной и конструкторских советских школах, наверное, не совсем правильно. Да, они по многим позициям стали слабее. И причины тому известны.

Это и распад СССР, и массовый отток лучших учёных и инженеров в зарубежные компании, и нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране на этапе перехода от социалистической экономики к рыночным условиям и другие.

Зам. главного конструктора ПАО «КАМАЗ» — главный конструктор по автомобилям Андрей Савинков

Но школы остались, и сейчас они восстанавливаются. Для их скорейшего восстановления предпринимаются усилия как на уровне правительства РФ, так и на региональном уровне.

Одним из эффективных инструментов восстановления инженерно-технологической элиты является и создание совместных предприятий. Как правило, такие предприятия создаются для быстрого улучшения потребительских свойств выпускаемой техники за счёт применения компонентов с улучшенными параметрами в отсутствие отечественных компонентов с аналогичными ключевыми характеристиками.

Понятно, что разработка и постановка отечественного компонента «с нуля» требует привлечения значительных инвестиций и длительных сроков. А рынок не стоит на месте, потребителю нужны новые автомобили. Поэтому в подобной ситуации выгоднее создавать совместные предприятия, чтобы выстоять в жёсткой конкурентной борьбе.

Руководитель проекта ОАО «Спецавтотехника» Станислав Попов

При этом создаётся не только само предприятие, а выполняется комплекс инжиниринга по всем этапам жизненного цикла усилиями специалистов потенциальных партнёров. Это касается и формирования технического задания, и разработки требований, и компьютерного моделирования и разработки конструкторской документации и т. д.

Для этого создаются рабочие группы по различным направлениям, организуется совместное обсуждение проекта, проводится обучение персонала, приобретается передовой зарубежный опыт в части разработки и исследований будущего изделия и, в конечном итоге, на основе получаемых знаний и опыта от сотрудников лучших инженерных школ формируются и развиваются отечественные конструкторские и научно-инженерные школы по актуальным направлениям научно-технологического развития».

Генеральный директор ООО «ВЕЛЬТОН» (бренд Wielton) Дмитрий Зеленин

«Нет. Советская конструкторская школа основывалась на собственной (закрытой) подготовке кадров, начиная со школьного образования. Зарубежный подход основан на других принципах».

«Пока такое сотрудничество не даёт эффекта из-за отсутствия как материальной базы промышленности, так и из-за ограниченного инженерного потенциала. Перед современным образованием в России эти задачи стоят, но без дополнительного внимания и поддержки со стороны государства вряд ли возможно добиться скорого эффекта».

«Сегодня основным механизмом для стимулирования развития промышленности в России, привлечения в отрасль иностранных инвестиций и технологий является разработанный Минпромторгом «СПИК».

Богдан Голованов, руководитель отдела логистики ООО «ДАФ Тракс Рус»

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) — это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства инициатора проекта по освоению производства промышленной продукции в предусмотренный срок, а также обязательства РФ и (или) её субъекта в части гарантий стабильности налоговых и регуляторных условий и предоставления мер поддержки (определение ФГАУ «Российский фонд технологического развития»).

Реализованные за последние несколько лет СПИК в машиностроительной отрасли, действительно, позволили локализовать часть производственных операций и создать дополнительные рабочие места в нашей стране. Однако, говорить о каких-то значимых инженерно-технологических достижениях для российской конструкторской школы, полученных благодаря их реализации, не приходится.

Практика показала, что зарубежные партнёры, оценивая преимущества недорогой рабочей силы и коммуникаций и принимая возможные политические и экономические риски, соглашаются на организацию производственных площадок в России. Однако о переносе каких-либо R&D активностей в нашу страну речи не идёт даже на уровне обещаний».

Аналитик ГК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков

«Возможно, что помогают, но лишь частично. В первую очередь потому, что прошло много времени, сейчас требуются другие виды оборудования, которые и создавать надо по-иному.

Во-вторых, не стоит забывать о том, что многие СП как раз и создаются именно для того, чтобы использовать значительный интеллектуальный потенциал иностранных партнёров, их опыт создания машин и механизмов, способных выдержать высокую конкуренцию.

Соответственно, создание СП не ставит целью возрождение отечественной инженерной и конструкторской школ в машиностроении, прежний опыт если и используется в деятельности СП, то лишь частично.

В-третьих, восстановление этого опыта требует изменений не только в производстве, а и в образовании, и в науке, а это уже не так легко сделать, требуются значительные средства, но главное — всё это также не стоит на месте, развивается, и вернуть многие вещи просто невозможно.

Владимир Трофименко, генеральный директор представительства Mankiewicz Gebr. & Co. в России и странах СНГ, член Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России

Наконец, не стоит забывать о смене поколений, многие люди, ранее работавшие в машиностроении, ушли навсегда, сохранить прежний опыт и передавать его просто некому».

«Я бы не сказал, что советская школа утеряна. Знаю ряд предприятий, которые до сих пор пользуются разработками тех лет. Это было уникальное время, когда были созданы психо-физиологические условия для созидания, разрабатывались уникальные решения.

Безусловно, передовые компании впитывают остатки былой славы и применяют в своей продукции. Исторически так сложилось, что в нашей стране благодаря физиологическим и эволюционным особенностям у нас по-прежнему рождаются гениальные разработчики, люди, способные мыслить и созидать. Было бы глупо это не использовать».

Владелец автомобильного агентства «АвтоВсё» Алексей Кульков

«Предприятия с зарубежными партнёрами не помогают. Инженерно-конструкторская школа у нас существовала не только в советское время, она зародилась ещё с царских времён.

Такие вещи воспитываются десятилетиями. Сейчас то, что мы производим в России не может быть достойной заменой привезённым товарам из-за границы. Иностранные партнёры, которые готовы у нас работать, они в первую очередь преследуют свой интерес — прибыль».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Mankiewicz | SRG | АвтоВсё | ГК «ФИНАМ» | инженерия | конструктор | машиностроение | ОАО «Спецавтотехника» | ООО «ВЕЛЬТОН» | ООО «ДАФ Тракс Рус» | ПАО «КАМАЗ» | предприятие | Россия
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: