Фото: Евгений Ошкин

Почему дорожают запчасти?

По оценкам экспертов рынка, стоимость заграничных комплектующих повышается день ото дня, и этот тренд сохранится как минимум до конца года. В свою очередь, из-за того что дорожают запчасти, увеличивается стоимость обслуживания и владения ТС. Какие причины стоят за этим?

«Есть несколько оснований подорожания запчастей. То, что сейчас есть в продаже, завезено при более низком курсе китайской валюты. Ценообразование меняется от партии к партии по другой стоимости согласно текущему курсу. Раньше компании имели понятный, структурированный прайс-лист и придерживались сбалансированной ценовой политики: они корректировали его определённое количество раз в год в соответствии с меняющейся макроэкономической ситуацией, а не устанавливали цену на каждую конкретную партию товара. Сейчас же стоимость одних и тех же запчастей в разных партиях может различаться», — рассказывает генеральный директор ООО «БВГ» (BWG — Big Wheels Group) Александр Цыпин.

По словам эксперта, до событий февраля 2022 года комплектующие везли со складов из Европы в сжатые сроки. Сейчас детали чаще отправляют из Поднебесной от разрозненных поставщиков. Технически можно организовать доставку из европейских стран, но логистика стала дороже и дольше по срокам, вплоть до года. А это излишняя нагрузка на дистрибьютора, если тот хочет поддерживать необходимый запас компонентов, так как нужно контрактовать больший объём, ещё и за полгода вперёд. Таким образом, вложенные финансы будут заморожены почти на год, а ставка по кредитам очень высока.

Конкретный процент подорожания запчастей назвать нельзя. Г-н Цыпин ожидает, что LTL (like to like — сравнение с аналогичным периодом прошлого года) в 2024-м к 2023-му будет 100%. Причинами он называет двукратный рост курса, оборачиваемость от полугода (поддержание склада), срок поставки от полугода и заморозку денег на уровне от года. Ставка по оборотному кредиту — около 20%, не 5%. А сейчас многие продают то, что было закуплено в прошлом году.

Ещё один важный момент. Ныне наблюдается рост доли поддельных запчастей. Российские заказчики ведут переговоры по снижению цены с поставщиками из дружественных нам стран.

«Поставщики соглашаются на снижение стоимости, а в итоге в поставке для сохранения согласованной цены идёт микс оригинальных запчастей с подделками. Раньше от этого защищали ограничения параллельного импорта. Сейчас такая практика приостановлена. Нужно возобновлять работу с новыми собственниками европейского бизнеса и защищать рынок от контрафакта. На рынке вообще нет системного ценообразования. Цена отличается в зависимости не только от региона, но и от продавца, конкретной партии запчастей.

Кроме того, встречаются случаи заказа запчастей на “Алиэкспрессе”. В дальневосточных регионах налажен “полусерый” частный бизнес. Кто угодно может ввозить запчасти, не неся никакой ответственности за их качество. В итоге на рынке царит хаос. Мы поддерживаем единый прайс-лист на всей территории РФ. Наша компания вошла в “зелёный коридор”. Помимо этого, мы запустили сервисные контракты по всей стране. Всё это помогает нашим клиентам получить прозрачное ценообразование и делает предсказуемой стоимость владения техникой», — уточняет Александр Цыпин.

ООО «Сторк» (официальный представитель Dayun в РФ) импортирует запасные части для коммерческого транспорта из КНР с 2003 года. За это время значимые изменения в ценовой политике происходили только в 2022–2023 годах.

«Стоимость запчастей сейчас во многом обусловлена ценой логистики, в нашем случае — железнодорожных перевозок. Так как цена фрахта выставляется в иностранной валюте, то расценки в рублях выросли. В основном это касается изделий большого объёма, таких как пластиковые детали кабин и шасси, воздушные фильтры, лобовые стёкла, кабины в сборе и т. д. При этом цены растут на общем фоне удорожания импортных деталей в связи с ростом курсов валют, в частности юаня. Стоимость доставки запасных частей из Китая на наш основной склад в Санкт-Петербурге по понятным причинам дороже стоимости их транспортировки, например во Владивосток. В отличие от северо-запада нашей страны на востоке сохранилась возможность прямых морских перевозок, которые традиционно дешевле сухопутных. А вот доставлять грузы на Дальний Восток по земле существенно проще: расстояние меньше, и на пути нет транзитных стран. Основной поток поставок из КНР идёт на наш склад в Челябинске, что позволяет нам соблюдать баланс в себестоимости деталей», — говорит исполнительный директор ООО «Сторк» Артур Солдаткин.

Тем не менее рост цен мог бы быть более сильным, если представители иностранных брендов не закупались бы впрок. По словам руководителя Отдела запасных частей ООО «ФАВ-Восточная Европа» Дениса Кузнецова, многие компании, занимающиеся ввозом компонентов, избрали такую тактику во время валютных качелей курса ещё до 2022 года. Это позволило закрепить стоимость на несколько месяцев.

Впрочем, г-н Кузнецов уверен, что ждать понижения цен на запчасти не стоит. Дело в том, что курс доллара продолжает расти, а оплачивать таможенные пошлины компании вынуждены по курсу, установленному ЦБ РФ на день подачи декларации на таможню. Кроме того, свою лепту вносит рост цен на топливо, так как это влияет на тарифы грузоперевозок, поэтому даже при условии предоставления скидок со стороны иностранных поставщиков комплектующих цена для конечного потребителя не может снижаться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

BWG | dayun | FAW | Грузовик | запчасти
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: