Свежий выпуск журнала «Грейдер» online
Узнать больше Свернуть
Развернуть

В первом номере 2021 года знакомимся с мини-КДМ на базе УАЗ "Фермер", разбираемся в целесообразности и нюансах замены ДВС одной модели на другую, узнаём состояние рынка грузовиков за 2020 год, рассказываем как прижились в дорожном хозяйстве мини-погрузчики и как показала себя техника на крупных инфраструктурных объектах СФО.

Подробнее Свернуть

Как запустить дизельный двигатель в мороз

Суровые российские зимы доставляют множество неприятностей и затруднений автовладельцам. Запуск дизельного двигателя зимой на морозе — та ещё задача, которую решают различными способами. Сегодня полки магазинов ломятся от огромного ассортимента антигелей.

От опытных владельцев дизельной спецтехники и коммерческого транспорта часто можно услышать совет залить в бак чудесный размораживатель. Помогают ли эти жидкости в действительности?

Чем опасны «дедовские» методы?

Как всегда, зима в декабре пришла неожиданно, температура воздуха опустилась ниже 0 °С, но на многих автозаправочных станциях продают дизельное топливо всё ещё не по сезону. Остатки летнего же нужно куда-то девать. Благо, не на всех АЗС такая ситуация.

Но и не любая «арктическая» солярка сохраняет свои свойства при минус 30 °С и ниже, и не всегда есть возможность оставить технику на ночлег в тёплом боксе. В холода парафин забивает топливную систему и фильтры, и в  двигатель зажигательная смесь не поступает. Соответственно, возникают простои и расходы.

Механики и водители-«ветераны» по привычке либо используют паяльную лампу, что может привести к  пожару, либо доливают в топливный бак керосин.

«Да, факт применения керосина как добавки к дизельному топливу для запуска двигателя в мороз на практике отмечается (особенно в межсезонье, когда на заправках доливают летнее дизельное топливо). Однако применение керосина может привести к следующим рискам.

1) При несоблюдении определённых пропорций (которые нигде не  определены и не обозначены) двигатель может не запуститься или потерять тягу при движении.

2) Керосин, как известно, не имеет в своем составе соединений серы и смазывающих присадок, что в конечном итоге приведёт к повышенному износу топливных насосов и форсунок», ― предупреждает главный конструктор по двигателям ПАО «КАМАЗ» Андрей Куликов.

«Да, раньше был известен такой приём. Даже пропорции давались ― 10% керосина на каждые 10 минусовых градусов на термометре. Однако всё не так просто. Цетановое число, которое отвечает за воспламеняемость дизельного топлива, должно быть не ниже 47 единиц для зимнего времени года. А у керосина данное значение составляет менее 35.

Следовательно, разбавляя дизтопливо, мы тем самым ухудшаем пусковые качества мотора, увеличиваем расход топлива, снижаем мощность. Если со старыми двигателями времён СССР такое может пройти, то современные агрегаты оснащены программами управления, которые настроены на определённые параметры топлива.

И они просто не дадут завести машину, если залить в бак откровенно неподходящее топливо», ― напоминает совладелец и финансовый директор ООО «Кит Строй» Роман Чуркин.

А технический инструктор John  Deere Александр Нилов ещё и  приводит финансовый аргумент. Ведь ни для кого не секрет, что керосин стоит дороже дизельного топлива, что делает использование керосина в  нынешних реалиях бессмысленным.

Андрей Куликов, главный конструктор по двигателям ПАО «КАМАЗ»
Андрей Куликов, главный конструктор по двигателям ПАО «КАМАЗ»

«Исследований по влиянию присадок и антигелей для топлива на ресурс и надёжную работу топливной аппаратуры в ПАО «КАМАЗ» не проводилось. ПАО «КАМАЗ» не рекомендует их применение по следующим причинам: в большинстве случаев производители не указывают состав присадок и антигелей. В предлагаемых присадках возможно наличие веществ, влияющих на коррозионную стойкость деталей и уплотнительных соединений, которые проявляют себя после продолжительного применения.

В связи с этим невозможно гарантировать ресурс и надёжную работу топливной аппаратуры при использовании присадок и антигелей.

Самое простое и надёжное решение для эксплуатации автомобилей при отрицательных температурах ― применение топлива, соответствующего температурному диапазону. Облегчению пуска двигателя при отрицательных температурах помогут такие опции, как жидкостный предпусковой подогреватель, подогреватели топливозаборника и топливных фильтров.

Если автомобиль был заправлен дизельным топливом не по сезону и не может произвести запуск с применением системы подогрева топлива, то, как вариант, можно использовать отдельную ёмкость с топливом, соответствующим температурному сезону. А после прогрева подключить топливо из бака. Также необходимо проверить фильтроэлементы, которые могут быть забиты парафином при использовании дизельного топлива, не соответствующего сезону.

Если запуск не возможен по причине слабого заряда аккумулятора или залитого не по сезону моторного масла, то спасёт только транспортировка автомобиля в теплый гараж».

Александр Нилов, технический инструктор корпорации «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз Инк.» (John Deere)
Александр Нилов, технический инструктор корпорации «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз Инк.» (John Deere)

«Во время умеренных заморозков мы рекомендуем использовать электрические подогреватели,
а в сильные морозы оснастить технику предпусковыми обогревателями. Наша строительная техника оснащена всеми возможными устройствами для пуска в холодное время.

Топливный фильтр John Deere оснащён подогревателем, работающим от электросистемы машины. Двигатель — свечами нагрева и решёткой на впускном коллекторе для подогрева воздуха. Блок двигателя — нагревателем, работающем от сети переменного тока. Он нагревает антифриз и не даёт двигателю остыть в холодную погоду. Все эти меры совместно с зимним топливом и маслом соответствующей вязкости позволяют завести двигатель в сильный мороз даже вне тёплого бокса».

Что делать?

Вообще эксперты рекомендуют подготовить технику к запуску. Руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина советует как минимум три раза прогреть цилиндры свечами накала. Без запуска стартера чуть повернуть ключ зажигания и подождать, пока реле свечей накала не щёлкнет, отключившись. Повторить. И  только на третий или четвёртый раз уже поворачивать ключ зажигания полностью.

Как запустить дизельный двигатель в мороз
Фото: smazka.ru

Но этот совет годится только при несевшем аккумуляторе и незамёрзшем топливе. В противном случае самым оптимальным вариантом будет оттащить технику в  тёплое помещение. Но это не всегда возможно. И вот тут возникает рекомендация залить в топливный бак чудо-жидкость ― антигель.

«Ни одна присадка в полной мере не заменит качественного зимнего топлива. Однако во избежание парафинизации и для удаления из топлива избыточной жидкости в  межсезонье можно использовать присадки и антигели. У нас, например, есть собственная полнофункциональная присадка Fuel-Protect Diesel Fuel Conditioner, которая имеет как зимнюю, так и летнюю формулу. В России эта присадка будет доступна для заказа в следующем году», ― говорит Александр Нилов.

Однако, заметьте, он тоже упоминает целесообразность применения жидкости именно в межсезонье, когда на улице ещё нет морозов.

«Современные антигели помогают повысить текучесть дизельного топлива при отрицательных температурах за счёт применения депрессорных присадок. А чтобы двигатель легче запускался и при этом топливо обладало необходимой смазывающей способностью, в состав кроме антигеля должны входить также цетаноповышающие и смазывающие присадки.

Как частный пример присадки со всеми этими свойствами можно назвать нашу разработку TUNAP 187. При этом большинство товаров на рынке не обладает всеми необходимыми свойствами», ― поясняет технический специалист ООО «Тунап Рус» (TUNAP) Кирилл Артемьев.

К слову, упомянутый датский антигель, судя по паспорту безопасности, состоит из 2-этилгексилнитрата (цетаноповышающая присадка), бензина-растворителя, керосина и нафталина. Отечественные производители подобных веществ уверяют, что, мол, с их продукцией температура застывания зимнего топлива снижается до -50 °С, летнего ― до -30 °С.

Некоторые даже предоставляют протоколы испытаний. Правда, информация в них крайне скудная и лишь говорит о том, что где-то в лаборатории что-то делали с топливом и антигелем. А что именно и в каких условиях — неизвестно.

Собственно, в качестве разовой акции по  оживлению дизельного двигателя антигель, может, и  стоит попробовать, учитывая все риски. Но  перебарщивать с дозировкой специалисты не рекомендуют.

«Применение антигелей на протяжении всего периода низких температур неблагоприятно повлияет на топливную аппаратуру и повысит вероятность нежелательных отложений в виде нагара на поршнях и клапанах двигателя», ― предостерегает руководитель технической службы ООО «Вертекс» (Vertex) Артём Небольсин.

Тем более, по его словам, в качественном зимнем топливе уже присутствуют присадки для минимизации расслаивания топлива при низких температурах. Кирилл Артемьев добавляет, что пакет улучшающих присадок на АЗС значительно скромнее, и в пересчёте на каждый литр горючего он обходится автовладельцу дороже, чем покупка концентрата во флаконе.

Большинство опрошенных нами производителей техники отрицательно относятся к применению антигелей.

«Так называемые «антигели» негативно влияют на цетановое число и смазывающие способности дизельного топлива, что приводит к преждевременному выходу из строя топливной аппаратуры и, как следствие, деталей цилиндро-поршневой группы ДВС. Более того, в России, насколько нам известно, нет рекомендованных и сертифицированных присадок к топливу.

Manitou рекомендует обращаться к проверенным поставщикам топлива и использовать топливо, соответствующее сезонности. В этом случае владельцы техники смогут продлить срок службы своего погрузчика», ― рассуждает руководитель отдела послепродажного обслуживания ООО «Маниту Восток» (представительства Manitou Group в России и странах СНГ) Михаил Тихонов.

Роман Чуркин напоминает, что никакие, даже самые лучшие антигели, не помогут, если топливо в баке уже перестало быть жидким.

«Если топливо замёрзло в топливной системе, то  даже антигель в таком случае с ним не смешается. Надо перегнать машину в тепло, другого пути нет, и мы не рекомендуем его изобретать», ― согласен Кирилл Артемьев.

Представитель John Deere не советует использовать неодобренные производителями антигели, так как они могут содержать большое количество кислоты и стать причиной выхода из строя топливной аппаратуры, что вместо экономии повлечёт за собой дорогостоящий ремонт.

Артём Небольсин, руководитель
технической службы ООО «Вертекс» (Vertex)
Артём Небольсин, руководитель
технической службы ООО «Вертекс» (Vertex)

«Наша компания предлагает установить на оборудование систему предпускового подогрева двигателя (автономную или сетевую). Важно подготовить двигатель к зимней эксплуатации:

• сменить масло и масляный фильтр (рекомендуется перейти на масло с более высокой прокачиваемостью при низких температурах ― 5W30, 0W40);
• проверить работу свечей накала;
• проверить параметры аккумулятора (остаточную ёмкость), при необходимости заменить батарею;
• проверить силовую проводку (надёжность клемм и затяжки контактов);
• проверить напряжение зарядки генератора и натяжение его ремня.

Сервисная служба нашей компании применяет антигели только в том случае, если на новом подъёмнике залито большое количество «европейского» топлива».

Алексей Баланов, технический специалист службы выездного сервиса ООО «Компания СИМ-авто» («Русбизнесавто»)
Алексей Баланов, технический специалист службы выездного сервиса ООО «Компания СИМ-авто» («Русбизнесавто»)

«Если бы антигели не помогали, тогда бы они давно исчезли с магазинных полок. Как говорится, к пустому колодцу два раза не ходят.

При нормальной дозировке, соблюдении инструкции использования антигеля и его надлежащем качестве последствий быть не должно. Проще говоря, антигель всего лишь доводит летнее топливо до качества зимнего, чтобы в нём не кристаллизовались парафины и не забивали топливные фильтры, препятствуя прохождению топлива.

Точно знать, что используют те или иные производители, невозможно. К примеру, возьмём ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Этот документ регламентирует только массовую долю полициклических ароматических углеводородов и серы и свойства топлива. А как именно производитель добился этих свойств, мы не знаем.

Я рекомендую поддерживать двигатель в исправном состоянии: следить за компрессией в цилиндрах, работоспособностью подогревателей впускного воздуха, сезонностью и качеством моторного масла и топлива, иметь исправную, всегда полностью заряженную аккумуляторную батарею. Своевременно проводить техническое обслуживание стартера.

Очень помогают при холодном запуске автономные подогреватели охлаждающей жидкости двигателя. Обучить оператора алгоритму запуска двигателя в зимних условиях. Что касается способа, как кому позволяют условия – можно прогреть фильтры и магистрали топлива тепловой пушкой, можно использовать антигель.

Нужно ориентироваться на ситуацию: полный/неполный топливный бак, какое топливо ожидается к следующей заправке (зимнее из проверенных АЗС, летнее или не внушающее доверия) и т. д. Тем не менее, прибегать к использованию антигелей следует в редких случаях в период межсезонья осень-зима, когда невозможно приобрести зимнее топливо».

Подготовил Артём Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №1 2021

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.