Деловая встреча

Временное решение до развития собственного производства: эксперты о параллельном импорте на авторынке

«Параллельный импорт — это очень странный предмет: вроде он есть, а вроде его нет», — считает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Интерес к теме импорта на российском автомобильном рынке не собирается угасать. В середине августа эксперты аналитического агентства «Автостат» провели в столице форум автобизнеса «Параллельный импорт. Автомобили, запчасти, компоненты». Они обсудили последнюю статистику, актуальные проблемы отрасли, а также представили своё видение сути параллельного импорта.

Деловая встреча

Что происходит с авторынком в целом?

Как сообщил Сергей Целиков, к августу 2022 года общие продажи всех типов транспорта сократились больше чем наполовину, а именно на 55%. За первые 7 месяцев года продажи грузовых автомобилей упали на 21%. Звучит не так удручающе, если сравнивать с падением продаж легковых автофилией на 59%. Небольшим ростом отличился лишь сегмент автобусов, у него +1%.

В июле же, по данным Ассоциации европейского бизнеса, отечественный авторынок упал почти на 75% по сравнению с июлем 2021 года. Если говорить об отдельных сегментах, то там этот показатель падения существенно меньше. К примеру, за 7 месяцев 2022 года в России продали 42 839 единиц LCV против 74 524 машин за аналогичный период 2021 года. То есть рынок лёгкого коммерческого транспорта сократился на 47%.

Известно, что большое количество автопроизводителей отказались от деятельности в России или временно её остановили. При этом сейчас, по словам советника по стратегии компании «Корбизнес» Сергея Зыкова, потребность в автомобильной технике достаточно высока в силу изношенности автопарка.

Грузовик

Откуда взялся параллельный импорт?

«Вопрос параллельного импорта находится в плоскости даже не таможенного законодательства, а в плоскости интеллектуального права»,

– отметила эксперт по международной логистике и таможенному законодательству Мария Шувалова.

Она рассказала о механизме возникновения параллельного импорта. ГК РФ утверждает национальный принцип исчерпания права, т. е. официально любой оригинальный товар из-за рубежа может ввести только правообладатель.

С февраля 2022 года в стране легализован параллельный импорт (Приказ Минпромторга РФ 06.05.2022 № 68421) — фактический ввоз на территорию РФ оригинального товара без разрешения правообладателя.

Список продукции, которую можно ввозить без учёта национального принципа исчерпания права, контролируется Министерством промышленности и торговли.

Импорт транспорта

Плюсы и минусы параллельного импорта

Эксперты выделили минусы параллельного импорта:

  • нельзя разом завести большое количество продукции, т. к. иностранные компании не дают продавать большие партии товаров;
  • цепочки поставок стали тяжелее, выросло число посредников;
  • увеличился срок поставки;
  • сервисная поддержка не будет осуществляться производителем;
  • рост цен и сопряжённые риски формируют дополнительную нагрузку на финансы клиентов.

Независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев рассказал о некоторых препятствиях тому, чтоб параллельный импорт автомобилей и запчастей стал массовым явлением. Даже когда технику ввозят с территории стран ЕАЭС, где провозглашена единая таможенная территория, делать это довольно проблематично из-за разных утилизационных сборов, неодинакового отношения к физическим и юридическим лицам и пр.

«Параллельный импорт сейчас позволяет хоть как-то завозить в страну иностранный товар»,

– озвучила главное преимущество механизма параллельного импорта эксперт по ВЭД Мария Шувалова.
Грузовики

Об импорте запчастей

По статистике, которую представил заместитель гендиректора «ЕвроАвто» Илья Плисов, импорт запчастей в Россию за 2021 год составил $56,8 млрд. Г-н Плисов сравнил объём продаж запчастей 3-х мировых производителей: Bosch, Denso, ZF в России с объёмом их продаж в мире. Выяснилось, что оборот в РФ для компаний — не более 0,3%.

Остро встаёт вопрос собственного производства деталей.

«Если крупные компании-производители теряют рынок Российской Федерации, они этого не замечают, чтоб мы о себе не думали. Те компании, которые будут выходить на рынок со своим импортозамещающим продуктом, будут соревноваться с компаниями, которые в 21-м году уже имели оборот, соизмеримый со всем импортом запчастей по РФ»,

– сказал Илья Плисов.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров оценил объём параллельного импорта с момента запуска в $6,5 млрд. Опираясь на статистику за 2,5 месяца, эксперты ожидают, что объём ввоза продукции до конца 2022 года может составить порядка $16 млрд. Из них, по словам г-на Плисова, доля запчастей составляет весьма малую часть.

Запчасти автомобилей

Спрос на запчасти сегодня 

Российский авторынок на данный момент особо нуждается в деталях, что ясно из статистики, которую представил руководитель группы привлечения клиентов категории «Запчасти, аксессуары и Автосервисы» платформы «Авито» «Александр Плехун.

По его данным, за первые 7 месяцев 2022 года спрос на новые запчасти вырос на 65%. Отдельно отмечен спрос на запчасти для спецтехники, он увеличился на 37%.

Сейчас на рынке активно меняется структура спроса по производителям, запрос на продукцию некоторых из них увеличился в 2-3 раза:

  • Bosсh +90%;
  • Denso +91%,
  • Brembo +152%;
  • Gates +391%;
  • Patron +253% и пр.

Эксперт также пояснил, куда сейчас выгодно продавать запчасти. К регионам, отмеченным наибольшим ростом спроса, относятся: Питер и область (+61%), Москва и область (+45%), Краснодарский край (+64%), Челябинская область (+64%), Новосибирская область (+73%) и др.

Склад запчастей

О частном вопросе: импортозамещение масел

О рынке смазочных материалов на фоне санкций рассказала генеральный директор группы компаний Cupper Лейла Алиева. Она отметила, что до текущих обстоятельств импорт масла составлял примерно 300 тыс. т в год.

Импортозамещение особенно актуально для горнорудной промышленности, где практически вся карьерная техника работает на маслах Shell Rimula. Рано или поздно запасы у предприятий закончатся, тогда взамен им нужно будет предоставить не менее ресурсные масла.

Основная проблема сейчас состоит в том, что параллельный импорт масел невозможен. Компании-производители функциональных пакетов (Evonik, Afton, Lubrizol, Chevron) однозначно запретили ввоз своей продукции в РФ.

Выход из непростой ситуации видится только в том, чтоб производить свой собственный функциональный пакет, чем занимаются различные отечественные производители смазочных материалов. В частности, специалисты компании Cupper в 2022 году уже проводили испытания масел на технике ГРК «Быстринское» (Норникель) и на технике ООО «ПК ВторАлюминПродукт».

Моторное масло

Что будет дальше?

«Параллельный импорт — это прекрасно, но он рано или поздно закончится. Он закончится тогда, когда товары отечественные заместят иностранные бренды»,

–считает эксперт DigitalVED Анна Фомичёва.

В итоге специалисты отрасли сходятся во мнении, что параллельный импорт должен быть временным решением, но в долгосрочной перспективе необходимо заниматься собственным производством.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

автостат | импортозамещение | параллелльный импорт
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: