«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
«Параллельный импорт — это очень странный предмет: вроде он есть, а вроде его нет», — считает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Интерес к теме импорта на российском автомобильном рынке не собирается угасать. В середине августа эксперты аналитического агентства «Автостат» провели в столице форум автобизнеса «Параллельный импорт. Автомобили, запчасти, компоненты». Они обсудили последнюю статистику, актуальные проблемы отрасли, а также представили своё видение сути параллельного импорта.
Как сообщил Сергей Целиков, к августу 2022 года общие продажи всех типов транспорта сократились больше чем наполовину, а именно на 55%. За первые 7 месяцев года продажи грузовых автомобилей упали на 21%. Звучит не так удручающе, если сравнивать с падением продаж легковых автофилией на 59%. Небольшим ростом отличился лишь сегмент автобусов, у него +1%.
В июле же, по данным Ассоциации европейского бизнеса, отечественный авторынок упал почти на 75% по сравнению с июлем 2021 года. Если говорить об отдельных сегментах, то там этот показатель падения существенно меньше. К примеру, за 7 месяцев 2022 года в России продали 42 839 единиц LCV против 74 524 машин за аналогичный период 2021 года. То есть рынок лёгкого коммерческого транспорта сократился на 47%.
Известно, что большое количество автопроизводителей отказались от деятельности в России или временно её остановили. При этом сейчас, по словам советника по стратегии компании «Корбизнес» Сергея Зыкова, потребность в автомобильной технике достаточно высока в силу изношенности автопарка.
«Вопрос параллельного импорта находится в плоскости даже не таможенного законодательства, а в плоскости интеллектуального права»,
– отметила эксперт по международной логистике и таможенному законодательству Мария Шувалова.
Она рассказала о механизме возникновения параллельного импорта. ГК РФ утверждает национальный принцип исчерпания права, т. е. официально любой оригинальный товар из-за рубежа может ввести только правообладатель.
С февраля 2022 года в стране легализован параллельный импорт (Приказ Минпромторга РФ 06.05.2022 № 68421) — фактический ввоз на территорию РФ оригинального товара без разрешения правообладателя.
Список продукции, которую можно ввозить без учёта национального принципа исчерпания права, контролируется Министерством промышленности и торговли.
Эксперты выделили минусы параллельного импорта:
Независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев рассказал о некоторых препятствиях тому, чтоб параллельный импорт автомобилей и запчастей стал массовым явлением. Даже когда технику ввозят с территории стран ЕАЭС, где провозглашена единая таможенная территория, делать это довольно проблематично из-за разных утилизационных сборов, неодинакового отношения к физическим и юридическим лицам и пр.
«Параллельный импорт сейчас позволяет хоть как-то завозить в страну иностранный товар»,
– озвучила главное преимущество механизма параллельного импорта эксперт по ВЭД Мария Шувалова.
По статистике, которую представил заместитель гендиректора «ЕвроАвто» Илья Плисов, импорт запчастей в Россию за 2021 год составил $56,8 млрд. Г-н Плисов сравнил объём продаж запчастей 3-х мировых производителей: Bosch, Denso, ZF в России с объёмом их продаж в мире. Выяснилось, что оборот в РФ для компаний — не более 0,3%.
Остро встаёт вопрос собственного производства деталей.
«Если крупные компании-производители теряют рынок Российской Федерации, они этого не замечают, чтоб мы о себе не думали. Те компании, которые будут выходить на рынок со своим импортозамещающим продуктом, будут соревноваться с компаниями, которые в 21-м году уже имели оборот, соизмеримый со всем импортом запчастей по РФ»,
– сказал Илья Плисов.
Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров оценил объём параллельного импорта с момента запуска в $6,5 млрд. Опираясь на статистику за 2,5 месяца, эксперты ожидают, что объём ввоза продукции до конца 2022 года может составить порядка $16 млрд. Из них, по словам г-на Плисова, доля запчастей составляет весьма малую часть.
Российский авторынок на данный момент особо нуждается в деталях, что ясно из статистики, которую представил руководитель группы привлечения клиентов категории «Запчасти, аксессуары и Автосервисы» платформы «Авито» «Александр Плехун.
По его данным, за первые 7 месяцев 2022 года спрос на новые запчасти вырос на 65%. Отдельно отмечен спрос на запчасти для спецтехники, он увеличился на 37%.
Сейчас на рынке активно меняется структура спроса по производителям, запрос на продукцию некоторых из них увеличился в 2-3 раза:
Эксперт также пояснил, куда сейчас выгодно продавать запчасти. К регионам, отмеченным наибольшим ростом спроса, относятся: Питер и область (+61%), Москва и область (+45%), Краснодарский край (+64%), Челябинская область (+64%), Новосибирская область (+73%) и др.
О рынке смазочных материалов на фоне санкций рассказала генеральный директор группы компаний Cupper Лейла Алиева. Она отметила, что до текущих обстоятельств импорт масла составлял примерно 300 тыс. т в год.
Импортозамещение особенно актуально для горнорудной промышленности, где практически вся карьерная техника работает на маслах Shell Rimula. Рано или поздно запасы у предприятий закончатся, тогда взамен им нужно будет предоставить не менее ресурсные масла.
Основная проблема сейчас состоит в том, что параллельный импорт масел невозможен. Компании-производители функциональных пакетов (Evonik, Afton, Lubrizol, Chevron) однозначно запретили ввоз своей продукции в РФ.
Выход из непростой ситуации видится только в том, чтоб производить свой собственный функциональный пакет, чем занимаются различные отечественные производители смазочных материалов. В частности, специалисты компании Cupper в 2022 году уже проводили испытания масел на технике ГРК «Быстринское» (Норникель) и на технике ООО «ПК ВторАлюминПродукт».
«Параллельный импорт — это прекрасно, но он рано или поздно закончится. Он закончится тогда, когда товары отечественные заместят иностранные бренды»,
–считает эксперт DigitalVED Анна Фомичёва.
В итоге специалисты отрасли сходятся во мнении, что параллельный импорт должен быть временным решением, но в долгосрочной перспективе необходимо заниматься собственным производством.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: