Нам морозы не страшны…

5

«Готовь сани летом», — гласит известная пословица. И народная мудрость не лукавит, позаботиться о работоспособности спецтехники в условиях низких температур стоит уже сейчас. Тем более что зима в Сибири приходит неожиданно, даже для гидрометцентра.

Зима подкралась незаметно

Редкий год обходится без информации в выпусках новостей, что после первых холодов на улицы с утра вышел далеко не весь общественный транспорт. А коммунальные службы внезапно оказались не готовы не то что посыпать обледеневшие дороги, сами свою технику завести не могут без буксировки в теплые боксы. «Вот растяпы», — посмеивались некоторые, а, придя на работу, обнаруживали, что и их автопарк не готов к морозам. Во избежание попадания в такие ситуации мы приведем рекомендации экспертов в области обслуживания спецтехники. Понятное дело, что дать полные инструкции в журнале невозможно — талмуд будет побольше собрания сочинений В. И. Ленина. Конечно же, это ваше дело — следовать им или нет. Для кого-то мы «не откроем Америку», а кого-то спасем от убытков из-за простоя. В общем, мы честно пытаемся быть для вас не просто очередным журналом-каталогом, а максимально полезным изданием. Итак…

Облегчаем трение

В морозы моторные и трансмиссионные масла становятся более вязкими, что, естественно, отрицательно влияет на их смазывающие свойства. В большинстве случаев в целях экономии «жижи» меняют несвоевременно или вообще целенаправленно. И если в случае со всесезонными маслами это еще можно понять, то при залитом летнем масле шанс «убить» механизмы возрастает донельзя. Поэтому к выбору автомасел необходимо подходить в строгом соответствии с рекомендациями производителя техники, наиболее оптимальным является 10W40 в силу более низкой вязкости. Более подробно об этом мы писали в материале «Особая смазка».

«Одним из основных требований является переход на зимний тип топлива и технических жидкостей. Некачественное, густеющее при низких температурах дизтопливо затруднит запуск машины даже при наличии различных подогревающих устройств. Моторное масло для низких температур сократит износ деталей двигателя, возникающий в момент пуска и разогрева машины. Переход на менее густую гидравлическую жидкость в зимнее время сократит риск повреждения резиновых уплотнений и разрыва радиатора охлаждения, а также существенно облегчит пуск двигателя, особенно на машинах, оборудованных гидронасосом аксиально-поршневого типа. Охлаждающая жидкость должна иметь соответствующую концентрацию, чтобы избежать «размораживание» блока», — рассказывает менеджер по продукту компании JCB Russia Денис Тимофеев.

Отдельно отметим, что некоторые представители техники премиального уровня, работающие в три смены без остановки, могут и не требовать обязательной замены сезонного масла.

Что касается других трущихся металлических и резиновых узлов и электроприборов машин, можно воспользоваться опытом пользователей спецтехники, которые работают в условиях Крайнего Севера. Там получила широкое распространение разработка российского Центрального института авиационного топлива и масел — ЦИАТИМ-201. Это антифрикционная многоцелевая смазка в виде маловязкого нефтяного масла, загущенного стеаратом лития и содержащего антиокислительную присадку с морозостойкими и тугоплавкими свойствами. Правда, подходит она не для всех агрегатов. Более дорогой вариант — ЦИАТИМ-221 — обладает лучшими характеристиками. В состав этой смазки входит комплексное кальциевое мыло высших жирных кислот и уксусной кислоты, с добавлением антиокислительной присадки.

TM-140_

«Переобуваем» колеса

Как и в случае с легковым автотранспортом, спецтехнику в холода крайне желательно «обувать» в мягкую резину. Это позволит ей быть более устойчивой на снегу и ледяных корках. Шипованную резину для тяжелых машин в продаже почти не встретить, поэтому эксперты рекомендуют подбирать шины с диагональным, прямоугольным или ромбовидным рисунком протектора. А вот цепи на колеса надевать не рекомендуется — срок службы шин резко сокращается. Конечно, если техника работает в горах, то тут что с цепями, что без — быстрый износ неизбежен.

Спасаем электронику

Современная спецтехника (за редким исключением) буквально нашпигована электроприборами. Как и на легковых автомобилях, бортовые компьютеры следят за состоянием всех систем и рабочих органов. Отвечает за электропитание самый незащищенный от холодов элемент — аккумуляторная батарея. Напомним азы матчасти — в основном виды АКБ задает электролит, который в них используется, он делит их на щелочные и кислотные, а материал, из которого сделаны электроды, подразделяет аккумуляторные батареи на никелевые, никель-цинковые, свинцовые и т. д. Широкое распространение получил «тандем» свинцово-кислотных аккумуляторов, в них серная кислота является электролитом.

И не спешите махать рукой со словами, мол, «у нас новые аккумуляторы стоят». Под воздействием мороза даже новая батарея (особенно недорогая) может не справиться со своей задачей. Доказано, что большинство моделей уже при —20°С теряют до половины емкости. Электролит загустевает, сопротивление увеличивается, а напряжение на клеммах уменьшается. Также мощность и энергию забирает у аккумулятора завод холодного двигателя. Если прогретому нужно менее секунды, то для холодного порой до 2,5-3 секунд, немного больше времени потребует дизельный двигатель. Посему лучше все же покупать и устанавливать аккумуляторы с большим пусковым током и увеличенной амперностью (байки про то, что генератор не сможет справиться с такой батареей, даже не слушайте — на запуск аккумулятор тратит не более 1-2 ампер, и генератор восполнит их за 15 минут работы техники). При запуске можно и «плюсовую» клемму пробрасывать на двигатель во избежание энергопотерь.

Можно, конечно, действовать по принципу владельцев легковых автомобилей — снимать аккумулятор во время простоя техники и уносить в теплое место (если сама машина не ночует в отапливаемом помещении). Или укутывать ее в так называемое «теплоодеяло». Но не всем типам техники эти способы подходят. Да и сама процедура отсоединения батарей на 40-градусном морозе явно не вызовет энтузиазма у оператора или механика. Тем не менее, по возможности лучше так и поступать.

А уже в теплом помещении в обслуживаемые аккумуляторы нужно по необходимости подливать дистиллированную воду, которая активно выкипала во время работы, что приводило к увеличению плотности электролита и снижению его уровня. То же самое касается малообслуживаемых АКБ, которые содержат лигирующие добавки, снижающие электролиз воды. Естественно, батареи можно и нужно заряжать. Только внимательно смотрите на соответствие свойств пускового устройства и характеристик аккумулятора.

Что касается необслуживаемых АКБ, то в них электролит практически не подвержен испарению, и, соответственно, не нуждается в подливе воды. Специалисты также утверждают, что для зимнего использования максимально подходят аккумуляторные батареи, которые имеют с своем составе «зимние добавки», например, серебро и кальций. Последний используется в материале электродов, что не допускает практически никаких испарений и снижает уровень саморазряда, такой аккумулятор способен прослужить до семи лет, исправно работая при отрицательных температурах до 50 градусов. Также отмечается, что обслуживание таких аккумуляторов ничем принципиально не отличается от своих «собратьев».

_MG_7498

Подогреем «железное сердце»

Облегчить запуск и работу двигателя можно и с помощью предпусковых обогревателей, которые делятся на три основных типа — электрические и топливные подогреватели, чуть обособленно идут тепловые аккумуляторы. Все зависит от того, каким образом вырабатывается тепловая энергия.

Широкое применение на российской технике и грузовых автомобилях получили топливные подогреватели. У них подогрев охлаждающей жидкости осуществляется за счет сгорания топлива — бензина, газа, ДТ. Они используют как источник энергии ресурс, присутствующий в транспортном средстве, потому и имеют второе название — автономные подогреватели. Автономный подогреватель выполняет две основные для него функции: подогрев охлаждающей жидкости и обогрев салона. К самым популярным производителям таких подогревателей относят «Теплостар», Eberspacher, Webasto.

Электрический подогреватель по принципу работы близок к топливному. Он не только справляется с подогревом охлаждающей жидкости и прогревом салона, но и заряжает аккумуляторную батарею, что важно в зимний период. Также к его достоинствам относят быстрый нагрев жидкости, бесшумную работу, отсутствие токсичных выбросов и выгодную стоимость. Зачастую лидером в производстве электрических подогревателей называют бренд Defa.

Тепловой аккумулятор, как третий вид подогревателя двигателя, имеет и более сложную формулировку — система аккумулирования тепловой энергии охлаждающей жидкости. Эта установка накапливает и хранит тепловую энергию и, соответственно, использует ее для подогрева охлаждающей жидкости, прогрева воздуха и салона. Однако даже в силу своей бесспорной эффективности используется этот вид предпускового подогрева очень редко.

«Как любое электрооборудование с похожими характеристиками потребления электроэнергии, предпусковые подогреватели расходуют заряд аккумулятора. Поэтому после выключения подогревателя важно, чтобы двигатель проработал примерно такой же отрезок времени, сколько проработал подогреватель до запуска двигателя. Тогда заряд аккумуляторной батареи компенсируется. Конечно, если генератор работает исправно и заряд аккумулятора осуществляется штатно», — выносит свой вердикт инженер технического отдела ЗАО «Эберспехер Климатические Системы Сибирь» Александр Городецкий.

Немаловажно, что любой из вышеперечисленных предпусковых обогревателей влияет и на топливную систему. Летнее дизельное топливо при —20°С становится более вязким примерно в 10 раз, ведь кристаллизация парафина начинается при —5°С. Понятно, что прокачать такие сгустки технике куда сложнее. Равно как и воспламенить в цилиндрах ДВС. Даже зимнее дизтопливо, температура замерзания которого по нормативам должна быть не ниже 35 градусов мороза (а на практике на АЗС зачастую продают летние варианты с присадками и, соответственно, другими характеристиками), двигатель не может вовремя воспламенить «на холодную».

Ну и, конечно же, не забудьте заменить все фильтры в топливной и воздушной системах.

Эксперты рекомендуют

Директор по развитию продаж ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» Денис Куваев: «Как правильно готовить технику к интенсивной эксплуатации»

Куваев«Одно из главных преимуществ спецтехники ЧЕТРА — бесперебойная работа даже при низкой температуре окружающего воздуха. Тем не менее, если машина транспортируется или простаивает при очень низкой температуре воздуха (до —40°С и —50°С в зависимости от типа техники), ее узлы и агрегаты могут промерзать, в результате чего реакция техники при воздействии на руль или педаль тормозов может быть замедленной, а в системе управления возможны гидроудары. В этом случае машину необходимо постепенно готовить к интенсивной эксплуатации.

Дадим несколько основных советов по работе с промышленной спецтехникой в зимний период на примере вездехода ЧЕТРА ТМ140 — машины ЧЕТРА, которая чаще всего работает в суровом климате.
Итак, при первом запуске двигателя ЧЕТРА ТМ140 в мороз до —40°С необходимо выполнять действия в следующем порядке:
• прогреть двигатель при помощи отопителя до температуры охлаждающей жидкости от +40 до +50°С;
• отключить трансмиссию соответствующей рукояткой раздаточного редуктора и запустить двигатель;
• продолжая прогрев двигателя, включить трубчатые электронагреватели для подогрева масла трансмиссии в течение одного часа;
• заглушить двигатель и подключить трансмиссию;
• запустить двигатель, установить обороты от 800 до 1000 об/мин и поработать на «нейтрали» в трансмиссии не менее 15 минут.

Для дальнейшего разогрева масла необходимо пять-шесть раз чередовать следующие действия: активизировать «стоповый» режим гидротрансформатора и поворачивать руль вездехода вправо и влево (на месте) при работающем двигателе. Для этого нужно нажать до упора на педаль остановочных тормозов, включить IV или V передачу и дать трансмиссии работать полминуты-минуту при оборотах двигателя от 800 до 1000 об/мин. После этого выключить передачу и на «нейтрали» в течение нескольких минут плавно поворачивать штурвал ЧЕТРА ТМ 140 влево и вправо до крайних положений. Следующий этап прогрева вездехода — получасовой пробег с минимально возможной скоростью на II передаче. При этом надо периодически нажимать на педаль тормозов до остановки и поворачивать машину вправо и влево.

Отметим, что движение ЧЕТРА ТМ 140 необходимо начинать на малой скорости для достаточного прогрева масла в бортовых передачах, а также узлов ходовой части, в первую очередь, амортизаторов. Прогревать узлы и агрегаты вездехода нужно до тех пор, пока управление поворотом машины не станет уверенным, и лишь затем включать более высокую передачу.

Более подробную инструкцию по работе с ЧЕТРА ТМ 140, в том числе, пошаговое руководство по запуску вездехода при низкой температуре, можно прочитать в руководстве по эксплуатации машины. Необходимо отметить, что точное соблюдение инструкции по запуску ЧЕТРА ТМ 140 при температуре до —40°С гарантирует отсутствие негативных последствий для технического состояния машины».


Менеджер по продукту компании JCB Russia Денис Тимофеев: «Безусловное условие — забота об операторе»

Timofeev«Правильная и своевременная подготовка спецтехники для работы в условиях низких температур, а также выполнение некоторых дополнительных рекомендаций обеспечит гарантированный пуск двигателя вне зависимости от температуры воздуха, оставит неизменным уровень производительности и сохранит комфортные условия работы оператора. В конце рабочего дня рекомендуется заливать полный топливный бак во избежание образования конденсата на стенках бака. Между сменами машину следует хранить либо в помещении, либо защитить от чрезмерного остывания, накрыв моторный отсек плотным материалом.

Сегодня производители предлагают клиентам специальные «пакеты» для эксплуатации в условиях низких температур. Такие «пакеты» позволяют значительно упростить работу и сохранить уровень производительности в суровых условиях. Что же необходимо помнить при работе в суровом климате?

Первое, на что следует обратить внимание, — сверхмощный аккумулятор, который позволит оператору осуществить холодный запуск при сверхнизких температурах. Так, на экскаваторы-погрузчики JCB непосредственно на заводе устанавливается аккумулятор JCB Powermaster 120A, который гарантирует холодный запуск машины.

Помимо этого в самом двигателе машины должна быть установлена нагревательная сетка, которая используется для прогрева воздуха, поступающего во впускной коллектор двигателя, что позволяет быстро запустить двигатель в холодную погоду. На наших машинах 60% концентрированный раствор антифриза используется вместе с вискомуфтой вентилятора, которая автоматически отключает охлаждающий вентилятор при низких температурах. Это позволяет снизить расход топлива и шум от работающей машины.

Для бесперебойной работы необходимо удостовериться, что производители используют специальные смазочные материалы, включая синтетическое моторное масло, а также специальные гидравлические шланги вместе с высокопроизводительным гидравлическим маслом.

В случае если машина будет находиться в отдаленном месте и сеть электропитания будет отсутствовать, мы интегрируем в систему охлаждения двигателя вспомогательный предпусковой автономный подогреватель. Небольшое количество топлива сжигается для подогрева охлаждающей жидкости, и далее она распространяется через нагревательный элемент машины для прогрева кабины оператора до запуска двигателя. Этот предпусковой автономный подогреватель также может быть запрограммирован на прогрев двигателя и кабины до начала рабочего дня, что позволяет сократить простои и улучшить комфортные условия работы для оператора.

В особо суровых условиях машины могут быть заполнены специальной арктической топливной смесью для предотвращения замерзания топливных линий во время транспортировки. Дополнительным плюсом является термоизоляция всех топливных линий.

Безусловное условие — забота об операторе, который будет непосредственно работать при низкой температуре. Здесь мы в первую очередь говорим о подогреве сиденья. Немаловажным является также подогрев зеркал и лобового стекла, позволяющий осуществить быстрое размораживание и обеспечивающий четкий обзор до начала работы — что напрямую влияет на безопасность работы. Помимо этого такие функции позволяют сократить время простоя в начале дня, в особенности если световой день в регионе короткий.

Компания JCB предлагает своим российским заказчикам два специальных «пакета»: «арктический» и «зимний». Они доступны для популярных моделей экскаваторов-погрузчиков JCB 3CX, 4CX и 5CX. «Зимний пакет» позволяет эксплуатировать технику JCB при низких температурах до —30°C, в то время как «арктический пакет» осуществляет запуск при температуре до —40°C. Предлагая заводские «зимний» и «арктический пакеты», JCB гарантирует, что машины, предназначенные для работы в холодных регионах России, будут быстро доставлены и готовы к работе — без необходимости дальнейшей настройки у дилера или на территории заказчика. «Пакеты» JCB означают, что экскаваторы-погрузчики готовы работать каждый день и обеспечивают удобство и комфорт оператора в самых холодных зимних условиях. Сегодня ведется работа над аналогичными пакетами и для тяжелых гусеничных экскаваторов».


Инженер технического отдела ЗАО «Эбкрспехер Климатические Системы Сибирь» Александр Городецкий: «Установка предпускового подогревателя — сложная операция»

«Подогреватели для спецтехники выбираются в зависимости от характеристик и цели использования. Для спецтехники наиболее часто устанавливаются жидкостные подогреватели мощностью от 5 кВт до 35 кВт, но иногда используются и воздушные. Например, если подразумевается установка жидкостного подогревателя для предпускового прогрева двигателя, то актуальна величина рабочего объема двигателя, чтобы правильно подобрать мощность подогревателя. Если речь идёт об обогреве помещения, то используются воздушные отопители, и тогда важен объем помещения. Например, воздушные отопители используются для обогрева кабины оператора или модуля, в котором стационарно установлено оборудование и нужно обеспечить комфортную температуру его обслуживания. Кстати, в Германии, где производятся подогреватели, их используют в первую очередь для подогрева салона, обеспечения комфорта для водителя и пассажиров.

Стоимость подогревателя зависит от его модели. Стоимость монтажа зависит от типа и конструкции спецтехники, от того, в какое место будет установлен подогреватель и какие детали придётся для этого снять и затем установить на место. Обычно монтаж обходится в сумму от 10 000 до 30 000 рублей. Что касается содействия в установке, разные компании организуют это по-разному. Например, наша компания регулярно проводит технические конференции по установке и техническому обслуживанию оборудования. Кроме того, работает контакт-центр, куда можно позвонить и получить консультацию. В сложных случаях консультируют специалисты технического отдела. Следует отметить, что сервисные центры нашей компании оказывают услуги по монтажу оборудования и на территории клиента. Гарантия на оборудование зависит от модели. Как правило, это один или два года с момента его установки. В гарантийный период обслуживание оборудования не регламентировано. Обращаться в сервисный центр следует при появлении признаков неправильной работы (посторонний шум, запах топлива и т. д.) или отказе оборудования. Если это происходит в период гарантии, понадобится предъявить гарантийный талон.

Установка предпускового подогревателя — сложная операция, требующая специальных инструментов и навыков. Самостоятельная установка ведёт к потере права на гарантийное обслуживание, а также может привести к нарушению техники безопасности со всеми вытекающими последствиями. И при возникновении каких-либо проблем гораздо проще искать правду в специализированном установочном центре, нежели в гаражных мастерских».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: