Особая смазка

Почти все автовладельцы знают, что «жижи надо менять вовремя». Замена масел в спецтехнике — тоже обязательное условие для эксплуатации. Но что и куда лить? И через сколько эти жидкости менять? Бывалые мотористы говорят одно, коллега по смене — другое, в мануале записано третье, реклама утверждает четвертое… Чтобы не гадать, мы попросили экспертов рассказать об особенностях этого, казалось бы, простого дела.

Как вас много

Давно прошли времена, когда автомасла в стране продавали одного-двух видов. Сейчас в любом магазине на выбор предлагают несколько десятков разнообразнейших смазывающих жидкостей. Производители обещают чудодейственные свойства, мол, износа совсем не будет, замена следующая через много-много-много моточасов и т. д. Только плати. Но наши эксперты настойчиво в один голос говорят: «Не слушайте рекламу — следуйте рекомендациям изготовителя техники».

«Требования к маслам и другим эксплуатационным жидкостям производитель предъявляет на основе многочисленных «длительных механических испытаний». Эти требования различаются в зависимости от сложности агрегатов, условий его эксплуатации и «поколения» техники. Не секрет, что развитие машиностроения влечет усложнение и повышение точности изготовления движущихся частей механизмов. Что в свою очередь повышает требования к смазочным материалам», — рассказывает заместитель директора ООО «Хендэ Сибирь» Михаил Балашкин.

К тому же в своем стремлении сэкономить можно легко нарваться на поддельное масло. Которое не только не будет отвечать необходимым требованиям (об этом ниже), но и приведет к куда большим затратам.

«Распознать хорошо изготовленную подделку, по внешним признакам неотличимую от оригинала, можно только с привлечением сертифицированной лаборатории. В связи с этим не рекомендуется приобретать смазочные материалы у непроверенных поставщиков, требовать сертификаты на товар (моторные масла подлежат обязательной сертификации в РФ)», — предостерегает юрисконсульт ООО «ЛЕКТА» Евгений Лекомцев.

Смешивать масла нельзя

Дороже — не всегда лучше

По стандартной классификации масла подразделяются на синтетическое, минеральное и полусинтетическое. Специалисты уверяют, что «синтетика» по своим свойствам лучше остальных — сохраняет свои свойства при низких температурах (что особенно актуально для северных районов) и реже требует замены. Но даже дорогое синтетическое масло не всегда стоит лить в двигатель спецтехники.

«Для дизельных ДВС тяжелой техники с турбонаддувом и без наддува производства США и Китая большинство производителей техники рекомендуют минеральные масла SAE 15W-40 и/или 10W-30, в зависимости от сезонности работ, — объясняет Евгений Лекомцев. — Моторные масла для грузовых машин, в особенности для импортных, необходимо подбирать с учетом требований Euro к топливу, а также конструктивных особенностей двигателя: сажевые фильтры (DPF), система рециркуляции выхлопных газов (EGR), селективный восстановительный катализатор (SCR) и дизель-окислительный катализатор (DOC) и т. п. В случае, если у вас смешанный парк техники, то стоит также рассмотреть варианты универсальных моторных масел с допусками для бензиновых и дизельных ДВС».

Но в первую очередь рекомендуется все же смотреть на допуски. Вся информация о масле находится на канистре или бочке. Если она отсутствует — это повод усомниться в подлинности смазочных материалов. И если по классу вязкости по SAE (зимнее или летнее) в большинстве случаев масла подходят для использования в разных видах техники, то с эксплуатационными спецификациями нужно быть очень осторожным. Тем более что их насчитывается целых пять.

Система классификации масел API

Разработана американским институтом нефти еще в 1947 году, по результатам собственных испытаний. Решающую роль в ней играют такие факторы: повышение температуры масла в работающем двигателе, удлинение периода между заменой масла, рекомендованного изготовителем, усилия для достижения рабочих характеристик двигателя, стандарты по охране окружающей среды и более низкий расход топлива из-за низкой вязкости.

В таблицах мы перечислим существующие классы масел API. Обращаем внимание, что для двигателей важна вторая буква в обозначении — чем она дальше по алфавиту, тем лучше показатели. Соответственно, масла с лучшими характеристиками могут заменять масла с худшими.

Система классификации масел API для бензиновых и дизельных двс
Система классификации масел API для двухтактных двс
Система классификации масел API для трансмиссии

Система классификации масел ACEA

Разработана ассоциацией производителей европейских автомобилей в 1991 году, разделена на три категории: для бензиновых двигателей (А), для дизельных двигателей легковых автомобилей (В) и для дизельных двигателей грузовых автомобилей (Е).

Система классификации масел ACEA для бензиновых и дизельных двс
Классификация ACEA для дизельных двигателей, работающих в тяжелом режиме

Система классификации масел ILSAC, разработана ассоциацией американских изготовителей автомобилей и японской ассоциацией изготовителей автомобилей. Но касается она только масел, применяемых в легковых автомобилях, поэтому останавливаться на ней мы не будем.

Существует еще одна категория масел — оригинальные. Эти смазочные материалы созданы с так называемого одобрения автопроизводителей (OEM). Выпускают их те же самые крупные нефтяные компании, но согласно требованиям автозаводов, которые проводят собственные испытания. Споры о том, лучше они или хуже по характеристикам, не утихают до сих пор. Равно, как и нет единого мнения по применению моторных масел в гидравлических системах техники.

«Моторное масло по своим свойствам не будет выполнять в гидравлической системе функции, которые выполняет масло гидравлическое. Это может привести к серьезным неисправностям всей гидравлической системы, а соответственно, к выходу из строя агрегата или узла техники, отказу в гарантийном ремонте от завода-изготовителя, дорогостоящему ремонту или полной замене детали», — заверяет руководитель сервисной службы ЗАО «ГК АМПС» Максим Дьяченко (г. Новосибирск).

«Гидравлическое масло должно соответствовать сезону. Использование летнего (более вязкого) масла в гидравлике в холодное время года влечет огромное повышение нагрузки на узлы, что в свою очередь приводит к сложным поломкам, авариям и вообще может представлять опасность жизни и здоровью людей», — рассказывает Михаил Балашкин.

«Решение использовать в гидравлической системе моторное масло или гидравлическое — это право производителя техники и зависит от требований к узлам и агрегатам, которые предъявляются производителем, так как режимы и условия работы масла в двигателе и в гидросистеме различны. Стоит отметить, что новые двигатели и новые гидравлические системы в значительной мере отличаются от своих предшественников, как и требования, предъявляемые к ним. В связи с этим масла SAE 10W и SAE 30, ранее использовавшиеся в ДВС, трансмиссиях и гидравлических системах тяжелых машин, используются в настоящее время только в «старых» парках техники», — считает Евгений Лекомцев.

Старое сливаем

Вот чего не следует придерживаться в рекомендациях производителя — это сроков замены масла. Этот совет, правда, справедлив для иностранной спецтехники. Опытные механики знают, что наша солярка гораздо хуже по качеству, чем в странах, где собирались и испытывались тяжелые машины. Поэтому если в документации указана замена масла, к примеру, через 500 моточасов, то старое лучше слить уже через 200-300 моточасов. Особенно это касается техники с турбированными двигателями, где смазывающая жидкость начинает выгорать куда быстрее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: