Б/у в счет оплаты новой техники

Рано или поздно любое предприятие сталкивается с необходимостью обновления своего парка спецтехники. По старинке многие предпочитают просто покупать новые модели, а старые или оставлять на запчасти или списывать в утиль. Продвинутые пользуются другой схемой — взаимозачетом стоимости устаревших единиц при приобретении новеньких. В общих чертах — в этом и есть суть программы trade-in.

trade-in

В чем суть?

Обмен своей старой техники на современную с доплатой (а иногда и «ключ в ключ») относительно давно работает в Европе. У нас эта форма получила широкое применение у официальных дилеров в сегменте легкового автотранспорта. А вот тяжелые и специализированные машины по системе trade-in пока мало кто закупает, хотя первые предложения появились еще в 2002 году. Отчасти это было связано с тем, что дилеры и банки зачастую принимают подержанную технику по заниженным ценам, берут всевозможные комиссии и требуют страховать новинки. Правда, сейчас от этой порочной практики понемногу отказываются. Хоть и частично. Руководители предприятий, использующих старую технику, часто не принимают во внимание, что на ремонт за год уходит весомый бюджет, который фактически можно было бы пустить на доплату при покупке новых моделей.

«Если клиент решил продать или отремонтировать свою старую технику, то он невольно уже рассматривает новые технические единицы, которые бы удовлетворяли его потребности. Поэтому говорить о том, что ремонт и использование старой техники может быть выгоднее, чем приобретение современной и производительной техники, мне кажется не совсем правильно», — разъясняет генеральный директор ООО «Альянс РАУМ» Владимир Филатов (г. Красноярск).

Другая ситуация — компания активно развивается, число клиентов растет, открываются новые направления. И, к примеру, погрузчики из существующего автопарка уже не справляются с объемами. Требуется или большее количество техники, или меньшее, но с увеличенной грузоподъемностью. Так почему бы не заменить 3 автокара по 1,5 тонны на 2 по 3 тонны? Доплата будет минимальной, а в некоторых случаях может и вообще отсутствовать (при условии хорошей оценки ваших погрузчиков).

«Очевидно, предприятию выгоднее ремонтировать старую технику и отказывать себе в покупке новой, если руководство готово к простоям техники на время ремонта и поиска запасных частей, если в компании не учитывают моральный износ и общий срок службы машин, а также если предприятие не планирует свое развитие и приобретение более производительной техники», — говорит заместитель директора ООО «СпецИмпортТехника-Сибири-Сервис» Юрий Лепеша (г. Красноярск).

Что нужно?

Фактически обладателю старой техники нужно выбрать дилера, который реализует программу trade-in, и определиться с желаемой в автопарк моделью. Большинство из работающих по системе взаимозачета компаний предложит пригнать обмениваемый экземпляр для бесплатного осмотра и диагностики. В некоторых случаях штатный механик сам может приехать к заказчику. При этом вовсе необязательно ремонтировать сдаваемый на обмен объект и мыть его (хотя это, конечно, не приветствуется). Зачастую все заботы, включая оформление документов, на себя берет дилер.

Вашу технику оценят по среднерыночной стоимости или чуть дешевле (в зависимости от актуальности модели, ее состояния, срока эксплуатации и т. д.). Но, как отмечают эксперты, это в любом случае выгоднее, нежели самостоятельная продажа. Ведь на поиск потенциальных покупателей, показ клиентам, предпродажную подготовку, оформление купли-продажи тратятся время и деньги. А по программе trade-in процедура требует минимум движений. Максимум, что иногда требуют дилеры, — это снять технику с учета.

«По программе trade-in клиент скорее всего потеряет 7-10% стоимости от рыночной цены данной техники, так как компания, принимающая эту технику, берет на себя риски по дальнейшей перепродаже и не будет работать себе в убыток. Мы приобретаем любые вилочные погрузчики по программе trade-in как в рабочем, так и в нерабочем состоянии. При этом клиент соглашается приобрести новый вилочный погрузчик Komatsu. То есть наша компания придерживается стратегии Win-Win, чтобы сделка была выгодна обеим сторонам», — рассказывает Владимир Филатов.

Есть и еще один аспект, влияющий на принятие решения по покупке предприятием техники по схеме trade-in. Далеко не все дилеры готовы в день передачи им старой машины предоставить новую. А для владельца автопарка простой в несколько дней невыгоден.

А работает ли?

К сожалению, большинство опрошенных нами дилеров в приватной беседе рассказали, что программы trade-in у них заявлены едва ли не «для галочки». Мол, производители требуют. Однако на деле спроса на этот продукт нет. Да и самим продавцам удобнее продать спецтехнику по полной стоимости в кредит или в лизинг. Возиться с б/у машинами им неинтересно.

«По схеме trade-in спецтехнику часто покупают намного дешевле рыночной стоимости, и продавать ее таким образом невыгодно. А относительно коммерческого транспорта могу сказать, что его эксплуатируют до тех пор, пока техника не развалится. Особенно это заметно на рынке пассажирских перевозок, где владельцы предприятий реально доводят автобусы до стадии «ведер с гайками», — считает руководитель проекта 24auto.ru Артем Потехин.

«Свою лепту в слабое развитие trade-in вносит плохая информированность о существовании данной программы. Кроме того, в затормаживающие факторы можно записать снижение спроса на новую технику, уменьшение объемов работ и невозможность долгосрочного прогнозирования», — добавляет Юрий Лепеша.

В мире

В развитых странах доли продаж trade-in в разы превышают российские. Вендорам важно продать новые грузовики, что сказывается на доле охвата рынка и на имиджевой составляющей. В России довольно агрессивно программу взаимозачета с использованием бывшей в употреблении техники развивают всего несколько представителей мировых производителей спецтехники, в основном дорогостоящей, например Volvo и Caterpillar.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: