Несмотря на уход европейских и японских компаний с российского рынка, отечественные производители складской техники не могут или не хотят занять образовавшуюся нишу. По данным агентства ID-Marketing, их доля еле дотягивает до 1%. Зато объёмы импорта с 2023 года показывают значительный рост. Только 95,9% рынка захватили поставщики из Поднебесной.
«Наиболее ёмким сегментом рынка складской техники являются вилочные погрузчики. В 2023 году импорт вырос на 51% и составил почти 30 тысяч единиц. Лидером является Hangcha group (18%), увеличившая поставки в 5,5 раз по сравнению с 2019 годом, когда она занимала второе место после Komatsu. Сейчас на втором месте Heli (12%), на третьем ― JAC Forklift (9%), на четвёртом ― TRF (7%). Этот бренд зашёл на рынок в 2022 году. Пятое место у EP Equipment (7%)», ― привёл данные на конференции «Реальный склад» коммерческий директор ID-Marketing Андрей Ловков.
Он отметил, что в 2023 году в России присутствовали вилочные погрузчики от 208 разных брендов, тогда как четырьмя годами ранее на рынке было всего 82 торговые марки. Небольшую долю занимают производители из Южной Кореи и Японии.
Также вырос и импорт электроштабелёров, причём сразу на 50%. Основными поставщиками тоже выступают вендоры из КНР. 15% рынка заняла продукция Noblelift, 13% ― Jialift, 11% ― Oxlift, 8% ― Xilin и 7% ― Tor Industries. Всего же в стране дилеры предлагают модели 111 брендов.
На 159% увеличился ввоз электрических тележек. Наиболее сильные позиции у EP Equipment, занявшей 29%. За ней следуют Noblelift с долей в 14%, Heli с показателем в 10%, Xelin (8%) и Oxlift (7%). При этом две последние компании из топа-5 нарастили свои объёмы поставок в Россию на 653 и 684 % соответственно, в сравнении с 2019 годом. Аналитики ID-Marketing насчитали 92 марки, которые реализуют в России электротележки.
Меньше всего в страну ввозят ричтраков. И здесь также правят бал всё те же вендоры из Поднебесной, а всего на рынке представлено 53 бренда. Примечательно, что в 2024 году в строй вернулась техника Jungheinrich, оказавшись на 4-м месте.
Собственно, единичные случаи ввоза европейской и японской складской техники актуальны. Но, как отметил генеральный директор ООО «АйСи Логистик» Михаил Сентемов, проще отказаться от её покупки и использования в силу дефицита комплектующих. В то же время он поделился опытом подбора китайских моделей в различных ценовых сегментах, включая премиальный, для запуска своего распределительного центра в Симферополе.
Первая проблема, с которой столкнулась компания, ― отсутствие статистики по гарантийным ремонтам. И даже если поставщик обеспечивает сервисное обслуживание, то у него на складе нет в наличии запчастей, которые нужно ждать по 3-4 недели.
«Все привыкли до 2022 года, что китайский погрузчик должен быть дешёвым. На сегодня ситуация изменилась, если кто-то даже может привезти европейскую или японскую технику, то по заоблачным ценам. А продукция из Китая стала качественнее, но и дороже», ― заявил генеральный директор ООО «ПогрузчикМСК» Михаил Гурьев.
Его компания стала представителем бренда MiMA Forklifts, где только в инженерном отделе трудится сотня специалистов, дорабатывающих модели для российских условий эксплуатации. Но и тут всё очень не просто, так как конструкторы часто не понимают, что и зачем от них требуют. Например, российские потребители привыкли к тому, что на том же европейском или японском ричтраке можно работать всеми функциями гидравлики одновременно. Например, поднимать мачту и ехать. В КНР так не принято, там действия производят последовательно.
Кстати, г-н Гурьев заверил, что реальных заводов-производителей в Китае не так много, как представленных на рынке брендов. Поэтому посоветовал при выборе оборудования уточнять конкретного изготовителя в сертификате соответствия.
«Большинство продавцов страдает одной болезнью: при отгрузке техники её никто не подготавливает. А нужна замена масел, смазка, настройка ПО, потому что в Китае свои стандарты работы, а у нас свои. Мы привыкли к сервису, что если агрегат не работает, то по гарантии идём и меняем. А из КНР машина может из-за таможни простоять до полугода на границе. И в каком состоянии она к нам приедет? Ответ очевиден», ― акцентировал внимание на важной проблеме Михаил Гурьев.
Собственно, представителям китайских брендов приходится конкурировать между собой в угоду российским потребителям. Кто-то демпингует, кто-то пытается дать качественный сервис, кто-то старается найти нестандартные решения и договориться с заводом о производстве моделей, аналогичных по функционалу европейским.
Дилеры уже пошли на предоставление техники для реальных тест-драйвов на складах клиентов. Правда, срок обычно небольшой: неделя, максимум две. И потребителю сложно составить мнение о реалиях с обслуживанием. Но они рискуют и в большинстве случаев покупают оборудование, которое хотя бы выполняет свои функции и решает задачи.
Всё большим спросом пользуется долгосрочная аренда на срок от месяца. Такую модель ранее применяли дистрибьюторы европейских вендоров, теперь переносят её на новых партнёров.
Отдельная история со складской техникой на электротяге. Казалось бы, чего сложного ― подключил машину к розетке, зарядил и погнал к стеллажам. Но на деле такое оборудование эффективно только на складах классов А и А+, также возможно применение в помещениях В и В+, но при условии наличия хороших бетонных наливных полов, плюсовых температур в помещении, высоты стеллажей до 12 метров и обустройства специальной аккумуляторной комнаты.
Последнее справедливо для агрегатов, укомплектованных не литийионными, а свинцово-кислотными батареями, требующими бережной и ответственной эксплуатации. Кроме того, в штате необходимы специалисты-аккумуляторщики.
«Склады такого класса находятся в основном в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске. В этих городах есть инфраструктура для обслуживания таких помещений и есть крупные клиенты, способные их арендовать. По нашим прогнозам, в ближайшей перспективе в регио-
нах не будет большого спроса на электрическую технику», ― сказала бренд-менеджер отдела продаж вилочной техники ООО «Актио Рус» Розалина Ильясова.
По её словам, в Россию всё ещё завозят б/у машины Komatsu и Toyota, и даже в хорошем техническом состоянии, но скоро этот тренд пройдёт, так как оборудование уже морально устарело. Свою роль играет и утильсбор.
В ближайшее время сохранится проблема кадрового голода сервисных специалистов. В крупных компаниях их ценят и дают им большие преференции. Тем не менее квалифицированных сервисников не хватает.
Подготовил Артём Щетников
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: